Календарно - тематическое планирование по истории 7 класс Арсентьева
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Городецкая Лариса Александровна

План  по линейной системе включает планирование по всеобщей истории и Истории России до XVIII века по новым учебникам "История России 7 класс в 2-х частях Арсентьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_ist_7_klass_.docx31.46 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_istorii_.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по курсу «История» 7 класс

п/п

№ урока

в теме

Дата

Количество часов

Тема урока

НРЭО

Текущий контроль ЗУН

Форма и вид урока

Корректи

ровка

Тема 1. Введение (1 ч.)

1

1

01 – 07.09

1

От средневековья к новому времени.

Фронтальный опрос

Тема 2. Великие географические открытия и их последствия.

2

1

01 – 07.09

1

Технические открытия и выход к Мировому океану.

Фронтальный опрос

3

2

08 – 14.09

1

Великие географические открытия

Индивидуальные задания

4

3

08 – 14.09

1

Последствия ВГО

Круглый стол

Тема 3. Становление абсолютистских государств в Европе. (1 ч.)

5

1

15 – 21.09

1

Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм.

Фронтальный опрос по датам

Тема 4. Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. (4 ч.)

6

1

15 – 21.09

1

Развитие торговли в раннее Новое время.

Фронтальный опрос по датам

7

2

22 – 28.09

1

Промышленность и сельское хозяйство

Самостоятельная работа

8

3

22 – 28.09

1

Новые слои населения.

Фронтальный опрос

9

4

29.09 – 05.10

1

Повседневная жизнь.

Индивидуальные задания

Тема 5. Европейское Возрождение. (4 ч.)

10

1

29.09 – 05.10

1

Истоки Возрождения.

Индивидуальная проверка тетрадей

11

2

06 – 12.10

1

Искусство Западной Европы конца XV – 1-й половины XVII в.в.

таблица

12

3

06 – 12.10

1

Северное Возрождение.

таблица

13

4

13 – 19.10

1

Развитие науки в XVI – XVII веках.

Исторический диктант

Тема 6. Государства Западной Европы в XVI – первой половине XVII века. (11 ч.)

14

1

13 – 19.10

1

Причины Реформации.

Круглый стол

15

2

20 – 26.10

1

Начало Реформации в Германии.

Фронтальный опрос по дата

16

3

20 – 26.10

1

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации.

Карточки с индивидуальными заданиями

17

4

27.10 – 02.11

1

Реформация в Англии.

Фронтальный опрос по датам

18

5

27.10 – 02.11

1

Королевская власть в Англии. Борьба за господство на морях.

Исторический диктант

19

6

1

Религиозные войны во Франции.

Лабораторная работа

20

7

1

Укрепление абсолютной монархии во Франции.

Обучающая лабораторная работа

21

8

1

Нидерландская революция.

Индивидуальные задания

22

9

1

Рождение республики соединенных провинций.

тестирование

23

1

1

Османская империя.

Фронтальный опрос по датам

24

2

1

Тридцатилетняя война.

Индивидуальная проверка тетради

Тема 7. Традиционное общество на Востоке. (2 ч.)

25

1

1

Традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Фронтальный опрос

26

2

1

Государства Востока.

Практическая работа

Тема 8. Повторение и обобщение. (2 ч.)

27

1

1

Повторение по курсу «Раннее Новое время»

Итоговая контрольная работа

28

2

1

Обобщение по курсу «Раннее Новое время»

Проект

Тема 9. Россия в XVI веке (20ч.)

1

1

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

Фронтальный опрос по датам

2

2

1

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

Самостоятельная работа.

3

3

1

Формирование единых государств в Европе и России

Индивидуальная проверка тетради

4

4

1

Российское государство в первой трети XVI в.

Индивидуальные задания

5

5

1

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

6

6

1

Начало правления Ивана IV

7

7

1

Реформы Избранной Рады

Лабораторная работа

8

8

1

Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»

Южный Урал в середине XVI века.

Проект

9

9

1

Внешняя политика России во второй половине XVI в.:  восточное и южное направления.

Походы Ермака Тимофеевича.

Фронтальный опрос по датам

10

10

1

Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.:  отношения с Западной Европой, Ливонская война»

Практическая работа

11

11

1

Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Индивидуальные задания

12

12

1

Народы России во второй половине XVI в.

таблица

13

13

1

Опричнина

Индивидуальная проверка тетради

14

14

1

Итоги царствования Ивана IV.

Практическая работа

15

15

1

Россия в конце XVI в.

Фронтальный опрос по датам

16

16

1

Церковь и государство в XVI в.

17

17

1

Культура и народов России в XVI в.

таблица

18

18

1

Повседневная жизнь народов России в XVI в.

Индивидуальная проверка тетради

19

19

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

Индивидуальные задания

20

20

1

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.»

Тестирование.

Тема 10. Смутное время. Россия при первых Романовых (19 ч)

21.

1

1

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в.

Исторический диктант

22

2

1

Смута в Российском государстве: причины, начало

Индивидуальные задания

23

3

1

 Смута в Российском государстве: борьба с интервентами

Фронтальный опрос по датам

24.

4

1

Окончание Смутного времени

Фронтальный опрос по датам

25.

5

1

Экономическое развитие России в XVII в.

Исторический диктант

26.

6

1

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Карточки с индивидуальными заданиями

27.

7

1

Изменения в социальной структуре российского общества

Индивидуальная проверка тетради

28.

8

1

Народные движения в XVII в.

Народные движения на Южном Урале в XVII веке.

Лабораторная работа.

39

9

1

Россия в системе

Международных отношений: отношения со странами Европы

Исторический диктант

30

10

1

Россия в системе

международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем

тестирование

31

11

1

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины

в состав России

Карточки с индивидуальными заданиями

32.

12

1

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха

Никона и раскол

Фронтальный опрос по датам

33

13

1

Народы России в XVII веке.

Народы Южного Урала в XVII веке

проект

34.

14

1

Русские путешественники

и первопроходцы XVII в.

Самостоятельная работа

35.

15

1

Культура народов России в XVII в.

таблица

36

16

1

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

.

Индивидуальные задания

37.

17

1

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

проект

38

18

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия  в XVII в.»

Фронтальный опрос по датам

39

19

1

Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVII в.»

Контрольное тестирование

Тема 11. Итоговое обобщение и повторение (3 ч).

40

1

1

Итоговое повторение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.»

Индивидуальные задания

41

2

1

Итоговое обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.»

проект

42

3

1

Защищаем проекты.

проект



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 7 классе, составлена в соответствии с положениями  Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)., программы и примерного планирования курса всеобщей (новой) истории, а так же поурочных рекомендаций к курсу авторов Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М.

       Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» и «Всеобщая история в раннее новое время» (7 класс).

Программа предполагает использование учебников «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова 2017 года издания и «Всеобщая история. История нового времени» авторов Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. 2017 года издания.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане

     

     Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.

На изучение истории в 7 классе отводится 70 часов. Курс «История России» в 7 кл. в объеме 42 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по Всеобщей истории, исходя из параллельного изучения истории России и Всеобщей истории).

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска» в общеобразовательных классах и классах СКО, и предполагает изучение истории на базовом уровне.

Цели изучения курса  

в рамках учебного предмета "История"

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".

Планируемые результаты изучения Истории России и Истории Нового времени

Обучающийся научится:

• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;

Содержание курса Всеобщая история. Раннее новое время.

Европа в конце XV – первой половине XVII века (28 ч.)  (в рамках учебного предмета «История»)

   

   Первый раздел курса «Новая история», изучаемый в 7 классе, посвящен Раннему Новому времени (конец XV – первая половина XVII века). Здесь речь идет о возникновении существенных признаков современной западноевропейской цивилизации: гуманизма, рационализма, капиталистических отношений, классовой социальной структуры, конституционализма и парламентаризма. Лейтмотивом этого раздела является вопрос: «Какую роль религиозное сознание и вопросы веры играли в политических и общественных процессах Европы и мира в конце XV - первой половине XVII века?». Начинается он Великими географическими открытиями и эпохой Возрождения, а заканчивается характеристикой ведущих государств Западной Европы, международных отношений, европейской культуры в первой половине XVII века и характеристикой традиционного общества государств Востока.

Тема 1. Введение (1 ч.)

Ключевые вопросы:

 Как в Раннее Новое время шло формирование признаков западноевропейской цивилизации, которые по сей день остаются ее главными характеристиками?

   Какую роль религиозное сознание и вопросы веры играли в политических и общественных процессах Европы и мира в конце XV - первой половине XVII   века?

Тема 2.

Великие географические открытия и их последствия (3 ч.)

Ключевые вопросы:

 Почему только период конца XV – середины XVII веков называют эпохой Великих географических открытий, хотя во все времена люди путешествовали и совершали открытия?

   К каким результатам привели открытия европейцами новых континентов, стран и народов? Как они изменили их представления о мире и сам мир?

Начало Великих географических открытий. Европейцы в Новом Свете.

    Эпоха Великих географических открытий на карте мира и в памятниках ее сподвижникам.

Тема 3.

Становление абсолютистских государств в Европе. (1 ч.)

Ключевые вопросы:

Как формировались единые национальные государства?

Каким образом повлияло становление национальных религиозных государств на их форму правления?

Формирование абсолютистских национальных государств с единой религией.

Тема 4.

Технический прогресс, предпринимательство, капитализм (3 ч.)

Ключевые вопросы:

   Почему в эпоху Раннего Нового времени техника в Европе развивалась быстрее, чем в других регионах мира?

   Какое влияние технический прогресс оказал на социально-экономическую жизнь Европы в конце XV – первой половине XVII веков?

[Повседневная жизнь европейцев в XVI – XVII веках. Развитие техники.  Рождение капитализма.

Пережитки Средневековья как препятствия для развития капитализма, предпринимательства и технического прогресса в Раннее Новое время.

Тема 5.

Европейское Возрождение (4 ч.)

Ключевые вопросы:

   Что такое культура Возрождения и историческая эпоха, ознаменованная этим явлением?

   Какое влияние Возрождение оказало на европейское общество?

Какие изменения происходили в европейской культуре на протяжении Раннего Нового времени? Почему в итоге гуманистические взгляды на человека постепенно утрачивали свой радостный оптимизм?

Каким образом в мировоззрении и психологии людей на рубеже XVI – XVII вв. уживались разумные начала и религиозные предрассудки?

Какой вклад деятели культуры позднего Возрождения внесли в мировое культурное наследие?

Гуманизм и Возрождение в Италии. Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения.

Историческое место и значение эпохи Возрождения в европейской и мировой культуре.

«Поздний гуманизм» и его противоречия.

Начало революции в естествознании. Литература и искусство XVI – первой половины XVII века.

Наука и ученые, писатели и художники в контексте исторического развития Западной Европы в XVI – первой половине XVII вв.

Тема 6.

 Государства Западной Европы в XVI - первой половине XVII века (9 ч.)

Ключевые вопросы:

Что такое Реформация и Контрреформация?

Какое влияние эти процессы оказали на европейское общество? Что они изменили в жизни и сознании людей Нового времени?

    Какой период в истории Раннего Нового времени и почему получил название «эпоха абсолютизма»?

    Как в крупнейших странах Западной Европы в этот период проходила Реформация или Контрреформация, распространялась культура Возрождения, разворачивалась борьба за передел мира?

   Какое влияние эти процессы оказывали на европейское общество и мир в XVI – первой половине XVII столетия?

Реформация и крестьянская война в Германии.   Рождение протестантизма и религиозные войны в Европе XVI столетия.

 Религиозная палитра Европы в XVI в. и ее влияние на духовную политическую и культурную жизнь европейского общества.

Абсолютизм и его основные признаки в странах Западной Европы в XVI – первой половине XVII в.

 [Образ монарха в европейском обществе в эпоху абсолютизма. Особенности парадного портрета европейских правителей. Церемониал, дворцы и развлечения монархов.]

Империя Габсбургов в период подъема и заката (XVI – первая половина XVII вв.).. Англия при Тюдорах (1485 – 1603 гг.). Франция на пути к абсолютизму. Национально-освободительное движение в Нидерландах. Международные отношения в XVI – XVII веках: на пути к современной Европе.

Люди, события, идеи Раннего Нового времени. Религиозный фактор в истории Западной Европы конца XV –  первой половины XVII века.

Тема 7.

Государства Востока (2 ч.)

Ключевые вопросы:

В чем выражался традиционализм государств Востока в раннее новое время?

Как влияли национальные религии на развитие государств Востока?

Традиционализм в политике и общественных отношениях государств Востока.

Положение и жизнь простого населения на Востоке в раннее новое время.

Содержание курса "История России" (в рамках учебного предмета «История») 7 класс  

Тема 1

Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Тема 2.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Тема 3.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.

Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Тема 4.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

Основные источники

Лицевой летописный свод. «Новый летописец». «Повесть о Казанском царстве». Судебник 1550 г. «Государев родословец». Писцовые и переписные книги. Посольские книги. Таможенные книги. Челобитные И. С. Пересветова. «Уложение о службе». «Стоглав». «Домострой». Послания Ивана Грозного. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Указ о «заповедных летах» и указ об «урочных летах». «Сказание» Авраамия Палицына. «Временник» Ивана Тимофеева. Столбовский мирный договор со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Челобитные русских купцов. Соборное уложение 1649 г. Торговый устав. Новоторговый устав. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Речью Посполитой. «Калязинская челобитная». «Повесть об Азовском осадном сидении». Газета «Вести-Куранты». Сочинения иностранных авторов о России XVI—XVII вв. (Сигизмунда Герберштейна, Джона Флетчера, Исаака Массы, Адама Олеария).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

Программно-нормативное обеспечение:

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение.

Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

 Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).

Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.

Учебники, реализующие рабочую программу:

 - «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2017; «Всеобщая история. История нового времени» авторов Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. 2017

Состав учебно-методического комплекта:

Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.

Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 

 Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Ресурсы Интернет

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет

http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов

http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей        

http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом  

http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"

http://www.fipi.ru - ФИПИ

http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ

http://rosolymp.ru/- Всероссийская Олимпиада школьников

http://www.zavuch.info/   - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://www.hrono.info/biograf/index.php  - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты

http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;

http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по истории нового времени 8 класс.УМК ВедюшкинВ.А.История Нового времени

Тематическое планирование по истории Нового времени 8 класс. По учебнику Ведюшкина В.А. История нового времени 8 класс. Планирование развёрнутое , расчитанное на 34 часа.Включает в себя : наменование ...

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

календарно- тематическое планирование по истории Казахстана и Всемирной истории для 7-9 классов

календарно- тематическое планирование по истории, составленное по учебной программе МОН РК "Астана 2010"...

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе (к учебникам :А.Я.Юдовская и др. "Всеобщая история" , 2014 г. и А.А.Данилов и др. "История России. XIX в.", 2014 г.)

Модульное планирование позволяет представить материал крупными блоками. Например, история нового времени в данном планировании разделена на 4 модуля, которые в свою очередь делятся на темы. Обобщения ...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...