статья "Обобщающее занятие как урок творческого отчёта (из опыта работы)"
статья по истории на тему

Смирнова Мария Васильевна
Кто из педагогов выпускных классов не размышлял о достойном завершении совместно прожитого периода жизни, общего предметно-познавательного дела, о яркой, запоминающейся и глубоко эмоциональной завершающей точке в развитии отношений со своими учениками? Как же это сделать? Как увидеть, понять, почувствовать, чему же мы совместно научились?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие как урок  творческого  отчёта (из опыта работы)

М.В Смирнова, учитель МАОУ СОШ№35 г.Набережные Челны РТ

С приближением завершения учебного года и всей школьной жизни для выпускников и их педагогов возникает необходимость осмысления результатов учебной и педагогической деятельности – что получилось, удалось, воплотилось в воспитанниках.

Обществоведческим предметам в школе всегда отводилась роль формирования мировоззрения, воспитания активной гражданской позиции и нравственной позиции взрослеющих граждан страны. Сегодняшнее время особое – оно богато возможностями, но и жестко требовательно, даже безжалостно к не самостоятельным, инфантильным. Мир, в который выходят наши выпускники, ждет активных, грамотных и умеющих строить с ним и окружающими равноправные партнерские отношения, ждет самостоятельных, уверенных и ответственных.

У выпускников начинается реальная взрослая жизнь, в которой каждому выпускнику неизбежно предстоит действовать самостоятельно, где способы нахождения ответов на разнообразные вопросы кардинально отличается от «школьных».

Кто из педагогов выпускных классов не размышлял о достойном завершении совместно прожитого периода жизни,

общего предметно-познавательного дела, о яркой, запоминающейся и глубоко эмоциональной завершающей точке в развитии отношений со своими учениками? Как же это сделать? Как увидеть, понять, почувствовать, чему же мы совместно научились?

Попыткой ответа на эти вопросы и стало занятие-праздник, занятие-соревнование, урок творческого отчёта, где обобщается изученное и освоенное в школьной жизни.

Предметом итогового занятия для нас выступал сам выпускник, во всем своеобразии своих свойств, индивидуальных особенностей и образцов поведения; объема и содержания освоенных им умений, используемых им способов познавательной деятельности и демонстрируемых продуктов деятельности и демонстрируемых продуктов деятельности. Нас интересовали как достижения, класса в целом, так и групп учащихся, каждого из них.

Ребятам, примерно за три недели до проектируемого урока-праздника, были предложены коллективные и индивидуальные задания. В качестве коллективных работ им были предложены:

- составить тематический кроссворд из 12 терминов, опираясь строго на тексты учебников обществоведческих дисциплин;

- подготовить и представить в классе рекламный сюжет, посвященный ценности и важности изучения обществоведческих дисциплин;

- третье задание давалось на занятии (т.е. носило импровизационный характер) и предполагало изображение любого самостоятельно выбранного, но фиксированного понятия из сфер жизни общества, для опознавания соперниками и членами жюри.

Индивидуальное задание представляло собой предложение выполнить, на основе своих интересов и склонностей, персонально или в малой группе, исполненный продукт, связанный с тематикой предметного обучения и данного урока.

Процедура проведения занятия предусматривала использование соревновательного момента – как командного, так и индивидуального плана – с возможностью зачета заработанных баллов и в индивидуальный рейтинг участников. Данное обстоятельство определило особое внимание к выравниванию баллов двух команд.

Необходимым средством обеспечения успешности урока выступал его методический  аспект, включающий специально разработанные критерии и шкалы оценки для всех типов занятий.

Кроссворд оценивался по критериям:

- точность использованных формулировок понятий, загаданных для соперников (3 балла);

- ясность, аккуратность и оригинальность оформления кроссворда (3 балла);

- соблюдение требований к использованию понятий только из учебников с указанием автора, названия учебника и страницы (3 балла);

- точность разгадывания термина, с учетом его частоты «встречаемости» (базовый, часто встречающийся или редкий) и определения источника цитирования (3 балла);

- скорость разгадывания (1 балл);

- способ выработки решения и общей организованности обсуждения (2 балла).

Первые три критерия относятся к домашней работе команды, по остальным оценивают работу команд на уроке.

Рекламный показ оценивался по критериям:

- наличие яркой идеи и сюжетной линии (3 балла);

- количество, взаимосвязанность и активность ролей (3 балла);

- разнообразие и гармоничность используемых выразительных средств (3 балла);

- ясность и полнота разработки рекламной идеи (3 балла);

Соответствие показа задаче и тематике (3 балла);

- яркость, конкретность, доходчивость рекламного показа (3 балла);

- оригинальность и разработанность сюжетного хода (3 балла);

- эмоциональный отклик аудитории на рекламный показ (3 балла);

- соответствие предложенного сюжета интересам целевой аудитории (3 балла);

Первые пять из указанных критериев относятся к режиссерско-постановочному этапу сценарной разработки замысла, следующая группа из двух критериев относится к исполнительному этапу, и, наконец, последняя группа оценивает доходчивость и убедительность  или его обучающий потенциал.

Изобретение понятия из общественной сферы жизни оценивалась по следующим критериям:

- выразительность и понятность представления термина (3 балла);

- точность отбора существенных свойств понятия, отраженных в показе (3 балла);

- сложность выбранного для показа понятия – базовое, часто встречающееся или достаточно редкое (3 балла);

- количество попыток для разгадывания термина (с 1-го раза – 3 балла; 2-го – 2 балла; 3-го – 1 балл; три неудачные попытки – 0 баллов);

- количество продуктивных ответов членов команды + их усредненный рейтинг.

Данное задание может быть использовано также и для повышения индивидуального рейтинга участников команды, когда набранные баллы идут зачет как ему персонально,  так и его команде.

Предусмотрена    возможность письменного ответа зрителей с последующей сдачей подписанных записок в жюри и озвучивания записок жюри 3х версий. Такой вариант проведения конкурса значительно повышает активность всех участников урока.

Индивидуальные задания предусматривали широкую степень выбора типа, формы и назначения персонального продукта, при неизменной полезности и  востребованности в процессе преподавания обществоведческих дисциплин.

Критериями оценки индивидуальных работ служили:

- актуальность предлагаемого продукта для использования в преподавании обществоведческих дисциплин (5 баллов);

- оригинальность замысла (3 балла);

- разработанность воплощённого замысла (3 балла);

- аккуратность и мастерство выполнения (3 балла);

- интерес аудитории к продукту (3 балла);

- поощрительный балл за участие (5 баллов);

Зачёт индивидуального рейтинга ведётся отдельно и для команды в виде 10% от общей суммы баллов.

Сложность и ответственность функций исполнительной роли жюри поощряется самим участником: за добросовестность, объективность и аргументированность выставляемых оценок (до 3-ёх баллов по каждой позиции оценивания). Важным методическим  условием эффективности урока являются открытость критериев оценок и прозрачность правил оценивания.

Опыт проведения подобных занятий, на наш взгляд, тиражируем, он может быть использован в образовательном учреждении любого типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"

Тема занятия  " Методика обучения основным техническим приемам при  игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на  методическом совещании учителей физической культуры Мос...

«Реализация индивидуального подхода на занятиях по физической культуре . Из опыта работы Белгородского строительного колледжа»

Индивидуальный подход на занятиях тесно связан с методикой проведения занятий. Преподавателю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенност...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 лет К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В материале представлен опыт работы с детьми 5-7 лет по изучению Русских народных промыслов и Семикаракорского фаянса, особенности росписи,техника выполнения....

Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)

 Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...

Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)

Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...

Формирование мотивации к занятиям физической культуры на основе опыта работы МАОУ ЛСОШ №7»

Формирование мотивации к занятиям физической культуры на основе опыта работы МАОУ ЛСОШ №7»...