Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)
методическая разработка по музыке

Балашова Юлия Владимировна

Работа в группе на уроке музыки

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppe_na_uroke_muzyki.docx23.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                        Балашова Ю.В., учитель                                             музыки ГБОУ Гимназии № 278 им. Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Работа в группе на уроке музыки

(из опыта работы)

Современная школа - это большой коллектив людей: учеников, учителей, родителей, объединённых важным государственным делом - образование детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности. Она занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувства товарищества (солидарности), самокритичности, требовательности к себе и другим, благородства, взаимопонимания, уважения к старшим и т. д.

Успешная учёба очень важна для школьника, его родителей и общества в целом. Разносторонние знания помогают ему стать образованным человеком. Участие в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах открывает путь в высшие учебные заведения, в науку.

Для развития индивида как личности только группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплочённый высокоразвитый коллектив, поэтому учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий - как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.

Групповая форма организации учебной работы  на уроке изначально предполагает  подготовительные мероприятия и действия:

- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

- на протяжении урока состав группы  может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

-  в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.

Важно определить систему оценок: будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка. Но она не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы.

Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;

- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Межличностное общение в учебном процессе – это обсуждение вопросов, которые так важны для решения поставленной проблемы на уроке, общение, которое  сближает ребят, создаёт между ними доверительные отношения, что повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

 Ведь развитие ребёнка в обществе создаёт такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, которая наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях и т. д.

Между принятием СЕБЯ, принятием ДРУГИХ и принятием ВАС другими людьми существует определённая связь. Следовательно, восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями в микро группе.

Виды групповых работ:

- урок – конференция: подготовка состоит из следующих этапов:

  1. Тема и план занятия даются ребятам за две – три недели;
  2. Класс разбивается на творческие группы по 5-6 человек;
  3. Каждая группа выбирает один из вопросов и подбирает литературу, знакомится с материалом;
  4. Распределяются обязанности в группе;
  5. За несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация.

- урок – дискуссия: формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила:

1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

2. В споре не допускать тона превосходства;

3. Грамотно и четко ставить вопросы;

4. Формулировать главные выводы.

В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре.

- урок – соревнование: форма проведения таких уроков самая различная: КВН, "Брейн-ринг",  "Звездный час" и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:

1. Подготовительный: для участия в соревновании класс разбивается на команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд;

2.  Игровой: регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры;

3. Подведение итогов: игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Условия применения группой работы:

- внешние условия: число участников группы не должно быть слишком большим, в аудитории должно быть достаточно места для перемещения групп;

- социальные и воспитательные условия: состав группы должен включать сильных и слабых учеников, а распределение обязанностей касалось всех участников группы;

- условия, касающиеся содержания занятий: работа может применяться только для группового выполнения и последующего обсуждения;

- групповая рефлексия: организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают: удалось ли им  достичь поставленных целей, какие из действий групп и её участников были эффективны, т. к. цель групповой рефлексии - повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы, увеличить его возможный вклад в достижение общих целей.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;

- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;

- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности  и т.д.

Конечно, успех групповой работы зависит от того, как быстро каждый член группы приспособится к темпу работы других членов, насколько он правильно понимает их, ясно формулирует свои мысли и желания, соотнося их с заданиями.

Но и сам учитель может участвовать в работе группы, предлагая участникам разные варианты ответов, т. е. выступать в роли наставника, который хочет организовать эффективную групповую работу.

От мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущал его заботу, его заинтересованность в успехе. Ему нельзя оказывать давление на участников, мешая им высказываться. Нельзя исправлять или критиковать высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, т.к. эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме. Он должен выражать заинтересованность в успехе как сильных так и слабых учащихся, вселять уверенность.

Типы групп:

- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:

1.        Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

2.        «Слабые»  попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

3.        В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

- тематические группы: в  состав входят ученики с разными точками зрения.

- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:

1.        Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

2.        Группа должна быть  разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:

  1. Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

2.        Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

3.        Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;

4.        При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

Так чему же учит групповая работа?

- сотрудничать,

- ставить вопросы,

- решать проблемы,

- договариваться,

- слушать других,

- убеждать других,

- отвечать за себя.

Итак, групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка. Такая форма работы может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.

Литература:

1. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 28.

2. Лиймет Х.Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.

3. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 101 – 114.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М., 2001. – С. 154 - 178.

5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Из моего  опыта  работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...

"Цифровые технологии на уроках музыки" (из опыта работы)

Данная работа содержит  описание опыта использования цифровых технологий в работе учителя музыки при подготовке и проведении уроков и различных мероприятий. Материал может быть интересен всем пед...

Проектная деятельность на уроках музыки (презентация опыта работы)

Презентация к выступлению на I районном открытом педагогическом Фестивале-2016 «Воспитание и обучение – традиции, инновации, результативность»...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)

Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...

Из опыта работы в группах на уроках права.

Использование потенциальных возможностей интерактивного обучения особенно актуально сегодня, при переходе на ФГОС второго поколения для основной и средней школы, в целях формирования метапредметных к...

Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы

Методические рекомендации по использованию различных технологий обучения, используемых на уроках музыки из опыта работы...