Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.
методическая разработка по музыке по теме

Козлов Олег Филиппович

Из моего  опыта  работы

 

Музыкальные игры на уроках музыки

При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках  я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к  музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.

·        Цели и задачи музыкальной игры:

 

1.       Через эмоциональное, активное восприятие формировать основы музыкальной культуры.

2.       Воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству,  художественный вкус.

3.       Развить  образное и ассоциативное мышление и воображения, музыкальной памяти, слуха,  учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 

·         В процессе игры учащиеся должны:

 

1.       Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.

2.       Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.

3.       Участвовать в коллективной  и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.

4.       Развивать умения и навыки музыкального самообразования.

5.       Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.

За 43 работы в школе я пришёл к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

1.       Часто на уроке музыки я применяю следующие музыкальные игры:

1.       Рассказывая о композиторе П.И.Чайковском,  дети  слушают «Времена года», основываясь на музыкальную игру. Перед слушанием  рисуют  четыре прямоугольника и дают им заголовки: «Весна». «Лето», «Осень», «Зима».

               v  Звучит отрывок из фортепианной пьесы «На тройке» /Осень/. Дети должны закрасить прямоугольник жёлтым цветом.

              v  Звучит  музыка «Подснежник» /Апрель/. Дети должны закрасить прямоугольник зелёным цветом.

                     v  Звучит музыка о зиме…, дети должны закрасить… белым цветом и т.п.

После слушания беседа и подведение итогов проделанной работы.

2.       Тема «Виват, Россия, Наша слава-русская держава» применяю игру «Угадай слово» /кроссворд/. По горизонтали:

              v  Как на Руси называлась книга, в которую записывали события истории?/летопись/

                        v  Вера, которую выбрал князь Владимир?  /православие/

                     v  Город на Руси,  от которого название «Киевская Русь»?/ Киев/

                          v  Как по гречески звучит слово «мессия» /Христос/

·         По вертикали:

                 v  Вера, которая обогатила культуру и быт русского народа? /христианство/

                   v  Как одним словом назвать все буквы славянской азбуки? /кириллица/

                   v  Как в древности наши предки называли народное собрание? /вече/

 

3.       Игра «Великие композиторы»

По одному человеку из команды кладутся таблички с надписями фамилий известных композиторов. Звучит знакомая мелодия. Игроки должны поднять табличку с фамилией композитора. Побеждает та команда, которая наберёт большое количество баллов.

4.       Интонация –манера произношения

Участникам даются таблички с надписями:

·         Я пою песенку.

·         Какая чудная природа!

·         Солнышко встало.

·         Радость ты моя!

Нужно по разному произнести каждую фразу. Потом повторить те же варианты произношения без слов. Получается мелодика произношения фразы- то удивлённая, то горестная, то сердитая.  Это и есть интонация, т.е. манера произношения, в которой отражаются какие-то чувства.

a.       Названия танцев

На доске буквы с воздушными шариками: /р,а,а,у,з,к,м/;  /в,л,с,а/; /а,к,г,н,е,и,з,л/; /о,р,к,в,к,к,а,я/; /о,к,ь,а,п,л/; /е,т,у,з,м,н/.  Нужно перевести буквы с этих шариков в клетки в таком порядке, чтобы получилось названия танцев.

b.      Музыкальная игра «Тётя Трот и кошка

С.Я.Маршак перевёл сборник английской народной поэзии о тёте Трот. В нём есть такие строки: «ТётяТрот и кошка сели у окошка. Сели рядом вечерком поболтать немножко. Трот спросила:

-кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?

-Мур,-сказала кошка, помолчав немножко.

Умница кошка любила хозяйку. Что она ответила ей- непонятно. Можно только догадываться. А чтобы не догадываться, а знать истину, давайте выразительно прочитаем стихотворение в трёх вариантах. Первый-когда кошка говорит  «мур» утвердительно. Второй-когда кошка произносит «мур» отрицательно. Третий- когда  кошка отвечает хозяйке

c.       Придумай нотам имена

В игре принимают участие 5-7 человек.  На доске запись: ДО,РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Нужно придумать слова, содержащие сочетания, соответствующее семи нотам. Например, дорогой, река, мир, фанера, соль, лягушонок, сито.

 

d.      Игра «Гуси прилетели…»

Прочитайте выразительно стихотворение и выразите его содержание в движениях: Гуси прилетели, возле моря сели.

Искупаться в море синем гуси захотели.

Лапки обмывали, крылья  полоскали,

А солёную водицу гуси пить не стали

 

e.      Игра – викторина

 

                   v  Кто из музыкальных сказок половину года живёт без обеда? /ёж, медведь/

                  v  Кто из музыкальных персонажей меняет шубу 2 раза в году? /лиса, заяц, белка/

              v  Мы поём песенку о снегире. Почему ему дано такое снежное имя? / Его видно в снежное время/

                                 v  Что теряет лось каждую зиму? /рога/

                            v  У кого подо льдом реки дровяной склад? /У бобра

 

Можно много писать, рассказывать   о музыкальных играх. Главное это то, что без неё невозможно  на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.

Игра –это вид деятельности,  занимаясь которой дети учатся.  Они расширяют, укрепляют и закрепляют знания и умения. Вот потому учитель всегда остаётся хорошим наставником, если использует на уроке музыкальную игру.

 

Литература:

                               v  Н.Метлов. Игры с пением, М: Музыка, 1965.

                 v  Н.Б.Улашенко. Нестандартные уроки. Музыка, 2 класс. «Корифей» Волгоград. 2005.

             v  Г.М.Науменко. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки,.. считалки, сказки, игры. Вып.3,-М, 1977-1988.

             v  Поурочные планы по программе Е.Д.Критской. Музыка 4 класс,  «Корифей». Волгоград. 2006.

                 v  И.А.Агапова. Лучшие музыкальные игры для детей.М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

                        v  Весёлые уроки музыки., авт- сост.  З.Н.Бугаева:- М.: АСТ, 2002.  

                  v  Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.

 

 

Олег Филиппович Козлов, учитель музыки высшей категории, Стегримовская общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_raboty.docx_muzykalnye_igry_na_urokah_muzyki.docx25.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Из моего  опыта  работы

Музыкальные игры на уроках музыки

При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках  я отвожу немалую роль методу музыкальной игры. Ведь она плодотворно помогает воспитать интерес и любовь к  музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств, уважение к традициям музыкальной культуры разных народов. Музыкальная игра на уроке сближает, организует воспитанников, прививает интерес к музыке. Она учит думать, анализировать, быть на стремнине полезных дел.

  1. Цели и задачи музыкальной игры:

  1. Через эмоциональное, активное восприятие формировать основы музыкальной культуры.
  2. Воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству,  художественный вкус.
  3. Развить  образное и ассоциативное мышление и воображения, музыкальной памяти, слуха,  учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

  1. В процессе игры учащиеся должны:

  1. Размышлять о знакомых произведениях, высказывать суждения об основной идее, средствах, формах её воплощения.
  2. Различать простые и сложные жанры вокальной и инструментальной музыки.
  3. Участвовать в коллективной  и исполнительской деятельности /пение, пластическое интонирование, импровизация/.
  4. Развивать умения и навыки музыкального самообразования.
  5. Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

В своей педагогической деятельности почти на каждом уроке музыки я применяю игровые формы урока, которые способствуют развитию музыкальных способностей учащихся, побуждают у них стремление к ассоциативному мышлению. Дети во время игры получают импульс удовольствия, фантазии, самоорганизации. Они чувствуют раскованно, комфортно, всегда в поиске, в движении, где мышление, творчество проявляются всегда активно. Кстати, всегда вспоминаю А.С.Макаренко, который не раз говорил: игра является одним из значимых основ развития личности ребёнка. Её необходимо постоянно включать в педагогический процесс на уроке и во внеурочной деятельности.

За 43 работы в школе я пришёл к глубокому убеждению: игра-это творческая лаборатория детства, та радуга, тот аромат жизни ребёнка, дающие творческое начало взросления. Каким ребёнок проявит себя в игре с детства, таким и сформируется у него здоровое ядро творческой активности, нравственных основ взрослой жизни. Если ребёнок «выплёскивает» своё состояние, «переживает» музыкальные образы, невольно развивается познавательная способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

  1. Часто на уроке музыки я применяю следующие музыкальные игры:
  1. Рассказывая о композиторе П.И.Чайковском,  дети  слушают «Времена года», основываясь на музыкальную игру. Перед слушанием  рисуют  четыре прямоугольника и дают им заголовки: «Весна». «Лето», «Осень», «Зима».
  1. Звучит отрывок из фортепианной пьесы «На тройке» /Осень/. Дети должны закрасить прямоугольник жёлтым цветом.
  2. Звучит  музыка «Подснежник» /Апрель/. Дети должны закрасить прямоугольник зелёным цветом.
  3. Звучит музыка о зиме…, дети должны закрасить… белым цветом и т.п.

После слушания беседа и подведение итогов проделанной работы.

  1. Тема «Виват, Россия, Наша слава-русская держава» применяю игру «Угадай слово» /кроссворд/. По горизонтали:
  1. Как на Руси называлась книга, в которую записывали события истории?/летопись/
  2. Вера, которую выбрал князь Владимир?  /православие/
  3. Город на Руси,  от которого название «Киевская Русь»?/ Киев/
  4. Как по гречески звучит слово «мессия» /Христос/
  1. По вертикали:
  1. Вера, которая обогатила культуру и быт русского народа? /христианство/
  2. Как одним словом назвать все буквы славянской азбуки? /кириллица/
  3. Как в древности наши предки называли народное собрание? /вече/

  1. Игра «Великие композиторы»

По одному человеку из команды кладутся таблички с надписями фамилий известных композиторов. Звучит знакомая мелодия. Игроки должны поднять табличку с фамилией композитора. Побеждает та команда, которая наберёт большое количество баллов.

  1. Интонация –манера произношения

Участникам даются таблички с надписями:

  1. Я пою песенку.
  2. Какая чудная природа!
  3. Солнышко встало.
  4. Радость ты моя!

Нужно по разному произнести каждую фразу. Потом повторить те же варианты произношения без слов. Получается мелодика произношения фразы- то удивлённая, то горестная, то сердитая.  Это и есть интонация, т.е. манера произношения, в которой отражаются какие-то чувства.

  1. Названия танцев

На доске буквы с воздушными шариками: /р,а,а,у,з,к,м/;  /в,л,с,а/; /а,к,г,н,е,и,з,л/; /о,р,к,в,к,к,а,я/; /о,к,ь,а,п,л/; /е,т,у,з,м,н/.  Нужно перевести буквы с этих шариков в клетки в таком порядке, чтобы получилось названия танцев.

  1. Музыкальная игра «Тётя Трот и кошка

С.Я.Маршак перевёл сборник английской народной поэзии о тёте Трот. В нём есть такие строки: «ТётяТрот и кошка сели у окошка. Сели рядом вечерком поболтать немножко. Трот спросила:

-кис-кис-кис! Ты ловить умеешь крыс?

-Мур,-сказала кошка, помолчав немножко.

Умница кошка любила хозяйку. Что она ответила ей- непонятно. Можно только догадываться. А чтобы не догадываться, а знать истину, давайте выразительно прочитаем стихотворение в трёх вариантах. Первый-когда кошка говорит  «мур» утвердительно. Второй-когда кошка произносит «мур» отрицательно. Третий- когда  кошка отвечает хозяйке

  1. Придумай нотам имена

В игре принимают участие 5-7 человек.  На доске запись: ДО,РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Нужно придумать слова, содержащие сочетания, соответствующее семи нотам. Например, дорогой, река, мир, фанера, соль, лягушонок, сито.

  1. Игра «Гуси прилетели…»

Прочитайте выразительно стихотворение и выразите его содержание в движениях: Гуси прилетели, возле моря сели.

Искупаться в море синем гуси захотели.

Лапки обмывали, крылья  полоскали,

А солёную водицу гуси пить не стали

  1. Игра – викторина

  1. Кто из музыкальных сказок половину года живёт без обеда? /ёж, медведь/
  2. Кто из музыкальных персонажей меняет шубу 2 раза в году? /лиса, заяц, белка/
  3. Мы поём песенку о снегире. Почему ему дано такое снежное имя? / Его видно в снежное время/
  4. Что теряет лось каждую зиму? /рога/
  5. У кого подо льдом реки дровяной склад? /У бобра

Можно много писать, рассказывать   о музыкальных играх. Главное это то, что без неё невозможно  на уроке музыки увлечь детей в мир искусства, в мир прекрасного.

Игра –это вид деятельности,  занимаясь которой дети учатся.  Они расширяют, укрепляют и закрепляют знания и умения. Вот потому учитель всегда остаётся хорошим наставником, если использует на уроке музыкальную игру.

Литература:

  1. Н.Метлов. Игры с пением, М: Музыка, 1965.
  2. Н.Б.Улашенко. Нестандартные уроки. Музыка, 2 класс. «Корифей» Волгоград. 2005.
  3. Г.М.Науменко. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки,.. считалки, сказки, игры. Вып.3,-М, 1977-1988.
  4. Поурочные планы по программе Е.Д.Критской. Музыка 4 класс,  «Корифей». Волгоград. 2006.
  5. И.А.Агапова. Лучшие музыкальные игры для детей.М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
  6. Весёлые уроки музыки., авт- сост.  З.Н.Бугаева:- М.: АСТ, 2002.  
  7. Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.

Олег Филиппович Козлов, учитель музыки высшей категории, Стегримовская общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год.

Отчет о работе МБОУ "Вязовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области" за 2013 год....


 

Комментарии

Салихова Лилия Ахметовна

Олег Филиппович, Вы молодец! Ваш труд заслуживает уважения! Не совсем могу согласиться. Игра - игрой, а музыка должна быть на первом месте.