Конспект учебного занятия по истории по теме "Особенности феодализма в Византийской империи"
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Бодрова Маргарита Вячеславовна

Конспект представляет осбой разработку учебного занятия по всеобщей истории для обучающихся 1-го курса техникума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viz.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «История» по теме Византийская империя и славяне»

Цель занятия:

Создать условия для формирования понятия неизбежности смены рабовладельческого строя

 феодальным в восточной части бывшей Римской империи;

Проследить постепенный переход Византии к феодализму.

Задачи занятия

Образовательная: повторить характерные черты феодального строя и выявить его особенности в

Византии

Развивающие: продолжить работу над формированием умений раскрывать причинно-

следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические

 факты.

Воспитательные: продолжить формирование культуры учебной деятельности.

План занятия

  1. 1.Образование Восточной Римской империи
  2. 2.Население и хозяйство Византийской империи
  3. 3.Особенности власть императора.
  4. 4.Эпоха императора Юстиниана и золотой век Византии
  5. 5.Византия в 7 – 11 вв. Византия и славяне.
  6. 6. Культура Византии

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Ромеи, василевс, фемы, Юстиниан I, дипломатия, римское право, Кодекс Юстиниана,

 Вселенский собор, Царьград

Планируемые образовательные результаты

Обучающиеся должны научиться раскрывать причинно-

следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические факты

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Постановка проблемы: Почему Византия не была завоёвана варварскими племенами и оказалась более прочной чем Западная Римская империя?

Форма работы - фронтальная

Вопросы:

1.Какие изменения произошли в Западной Европе в результате Великого переселения народов?

2.Что было общего в занятиях и общественном строе германцев и славян в первые века нашей эры?

3. Какие изменения в общественном строе славян привели к возникновению государства?

Обучающиеся ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний

Ответы на вопросы

Какие империи Древнего мира вам известны? Что общего между ними? Чем прославился император Константин I?

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Форма работы - фронтальная

Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом занятии.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

Изучение нового материала

Ответы на задания

В 330 г. Император Константин 1 перенес столицу Римской империи на Восток, в основанный еще в 7 в. До н.э. на побережье пролива Босфор город Византий, который переименовал в Константинополь. Позже по старинному названию этого города Восточную Римскую империю стали называть Византия. В 395 г. Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную, Византийскую империю. Сами жители Восточной империи стали называть себя ромеями, т.е. римлянами, свою империю – Ромейской державой, а Константинополь – Новым Римом.

Задание 1. Прочитайте параграф, устно ответьте на вопросы

  1. Какой язык являлся государственным в Византии? (греческий)
  2. Какие культуры выращивали жители Византии? (злаки, оливковые и другие плодовые деревья, виноград, пшеницу и ячмень)
  3. Какие полезные ископаемые добывали в Византии? (золото, серебро, железо, медь, олово)
  4. Перечислите основные торговые пути (Великий шелковый путь, путь из варяг в греки)
  5. Какие отрасли развивались в Византии? (ремесло и торговля)

Задание 2: опишите систему государственного устройства Византии

Задание 3. Заполнить таблицу «Черты феодализма»

Общее с Западной Европой

Отличия от Западной Европы

Превращение свободных общинников в зависимых крестьян, поиск «защиты» у крупных землевладельцев.

Образование крупных земельных владений в провинциях.

Переход в поместьях к феодальной эксплуатации.

Рост независимости крупных феодалов в првинциях, военные дружины.

Наиболее частый путь – лишение крестьян земли и переселение их на земли феодалов.

Соперничество столичной знати и провинциальных землевлдельцев.

Сохранение больших государственных налогов.

Полностью феодальная лестница и рыцарское войско не сложились.

Длительное сохранение сильной центральной власти.

установление единства вероисповедания

закрыт центр философов – язычников – Афинская академия

созван Вселенский собор

Папа римский подчинился решением Юстиниана

Признание главенства Юстиниана перед другими правителями

грандиозное строительство

Храм Святой Софии

Высокие налоги , высокие цены на продукты , притеснения чиновников и т.д. - восстание «Ника» было подавлено.

Наказаны чиновники, которые вызвали возмущение

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Фронтальная

Личностные УУД:

Принятие социальной роли обучающегося.

Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

умение давать ответы на вопросы.

Устный опрос

Записи в тетради

Задание 4. прочитать параграф составьте лестницу государственного управления.

- каким государством считалась Византия к началу 12 в. (богатейшим и сильнейшим государством средневекового мира).

 В 395 г. возникла Восточная Римская империя, или Византия. Империей управляли василевсы – правители, стоявшие во главе государства и церкви. Золотой век Византии связан с правлением Юстиниана, который укрепил империю и значительно расширил ее границы. Византия унаследовала традиции античного мира и Древнего Востока, сохранив их культурное наследие для человечества. Империя была центром восточнохристианского мира и оказала огромное культурное влияние на окружающие народы и государства.

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

Форма работы - фронтальная, индивидуальная

Познавательные  УУД: умение привлекать жизненный опыт обучающихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные  УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные  УУД: умение планировать свою деятельность.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

Работа с картой

Выполняют задание в тетради

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Записи в тетради.

Культура Византии (просмотр презентации, фронтальная беседа)

Вопрос: Какао влияние культура Византии оказала на славянские народы?

Итоги занятия

Обобщение полученных на уроке знаний:

1.В чём особенности развития Византийской империи?

2.Какое влияние Византия оказала на славянские народы?

           3. Почему время правления Юстиниана называют «золотым веком империи»?

На основе вышеизложенного решаем проблему, поставленную в начале занятия.

    На востоке Римской империи рабство было слабее , чем н Западе.

                                                       ↓

                Сохранился обмен между городом и деревней

                                                       ↓

                   В городах развивались ремёсла и торговля

                                                        ↓

                    Император мог содержать сильную армию и флот

                                                         ↓

                      Византия отбивала нападения внешних врагов

Рефлексия:

Что нового узнали на занятии?

Какой материал  темы вызвал затруднения?

Домашнее задание

§4 работа с источником стр. 27 (устно)

Объясняет выполнение домашнего задания

Записывают задание в тетрадь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по истории средних веков на тему "Византийская империя"

Тест по истории средних веков к учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков, тема "Византийская империя. культура византии"(параграф 6-7) 6 класс. Тест размещён для родителей (с ответами...

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)

Конспект учебеного занятия в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС) сопровождается презентацией....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...