Главные вкладки

    Технологическая карта учебного занятия по истории по теме "Византийская империя и славяне"
    план-конспект занятия по истории (5, 6 класс) на тему

    Бодрова Маргарита Вячеславовна
    Технологическая карта представляет сбой разработку учебного занятия по всеобщей истории для обучающихся 1-го курса техникума.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл viz.docx23.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта по учебной дисциплине «История» по теме Византийская империя и славяне»

    Цель занятия:

    Создать условия для формирования понятия неизбежности смены рабовладельческого строя

     феодальным в восточной части бывшей Римской империи;

    Проследить постепенный переход Византии к феодализму.

    Задачи занятия

    Образовательная: повторить характерные черты феодального строя и выявить его особенности в

    Византии

    Развивающие: продолжить работу над формированием умений раскрывать причинно-

    следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические

     факты.

    Воспитательные: продолжить формирование культуры учебной деятельности.

    План занятия

    1. 1.Образование Восточной Римской империи
    2. 2.Население и хозяйство Византийской империи
    3. 3.Особенности власть императора.
    4. 4.Эпоха императора Юстиниана и золотой век Византии
    5. 5.Византия в 7 – 11 вв. Византия и славяне.
    6. 6. Культура Византии

    Формы и методы обучения

    Методы: репродуктивный

    Формы: индивидуальная, фронтальная

    Основные понятия и термины

    Ромеи, василевс, фемы, Юстиниан I, дипломатия, римское право, Кодекс Юстиниана,

     Вселенский собор, Царьград

    Планируемые образовательные результаты

    Обучающиеся должны научиться раскрывать причинно-

    следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические факты

    Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

    Постановка проблемы: Почему Византия не была завоёвана варварскими племенами и оказалась более прочной чем Западная Римская империя?

    Форма работы - фронтальная

    Вопросы:

    1.Какие изменения произошли в Западной Европе в результате Великого переселения народов?

    2.Что было общего в занятиях и общественном строе германцев и славян в первые века нашей эры?

    3. Какие изменения в общественном строе славян привели к возникновению государства?

    Обучающиеся ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

    организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;   работают индивидуально;

    формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

    Записывают тему урока в тетрадь

    Актуализация знаний

    Ответы на вопросы

    Какие империи Древнего мира вам известны? Что общего между ними? Чем прославился император Константин I?

    Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

    Форма работы - фронтальная

    Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом занятии.

    Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.

    Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

    Изучение нового материала

    Ответы на задания

    В 330 г. Император Константин 1 перенес столицу Римской империи на Восток, в основанный еще в 7 в. До н.э. на побережье пролива Босфор город Византий, который переименовал в Константинополь. Позже по старинному названию этого города Восточную Римскую империю стали называть Византия. В 395 г. Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную, Византийскую империю. Сами жители Восточной империи стали называть себя ромеями, т.е. римлянами, свою империю – Ромейской державой, а Константинополь – Новым Римом.

    Задание 1. Прочитайте параграф, устно ответьте на вопросы

    1. Какой язык являлся государственным в Византии? (греческий)
    2. Какие культуры выращивали жители Византии? (злаки, оливковые и другие плодовые деревья, виноград, пшеницу и ячмень)
    3. Какие полезные ископаемые добывали в Византии? (золото, серебро, железо, медь, олово)
    4. Перечислите основные торговые пути (Великий шелковый путь, путь из варяг в греки)
    5. Какие отрасли развивались в Византии? (ремесло и торговля)

    Задание 2: опишите систему государственного устройства Византии

    Задание 3. Заполнить таблицу «Черты феодализма»

    Общее с Западной Европой

    Отличия от Западной Европы

    Превращение свободных общинников в зависимых крестьян, поиск «защиты» у крупных землевладельцев.

    Образование крупных земельных владений в провинциях.

    Переход в поместьях к феодальной эксплуатации.

    Рост независимости крупных феодалов в првинциях, военные дружины.

    Наиболее частый путь – лишение крестьян земли и переселение их на земли феодалов.

    Соперничество столичной знати и провинциальных землевлдельцев.

    Сохранение больших государственных налогов.

    Полностью феодальная лестница и рыцарское войско не сложились.

    Длительное сохранение сильной центральной власти.

    установление единства вероисповедания

    закрыт центр философов – язычников – Афинская академия

    созван Вселенский собор

    Папа римский подчинился решением Юстиниана

    Признание главенства Юстиниана перед другими правителями

    грандиозное строительство

    Храм Святой Софии

    Высокие налоги , высокие цены на продукты , притеснения чиновников и т.д. - восстание «Ника» было подавлено.

    Наказаны чиновники, которые вызвали возмущение

    Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

    Фронтальная

    Личностные УУД:

    Принятие социальной роли обучающегося.

    Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

    Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

    умение давать ответы на вопросы.

    Устный опрос

    Записи в тетради

    Задание 4. прочитать параграф составьте лестницу государственного управления.

    - каким государством считалась Византия к началу 12 в. (богатейшим и сильнейшим государством средневекового мира).

     В 395 г. возникла Восточная Римская империя, или Византия. Империей управляли василевсы – правители, стоявшие во главе государства и церкви. Золотой век Византии связан с правлением Юстиниана, который укрепил империю и значительно расширил ее границы. Византия унаследовала традиции античного мира и Древнего Востока, сохранив их культурное наследие для человечества. Империя была центром восточнохристианского мира и оказала огромное культурное влияние на окружающие народы и государства.

    Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.

    Форма работы - фронтальная, индивидуальная

    Познавательные  УУД: умение привлекать жизненный опыт обучающихся. Умение выделять нужную информацию из текста.

    Коммуникативные  УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

    Регулятивные  УУД: умение планировать свою деятельность.

    Записи в тетради

    Первичное осмысление и закрепление

    Работа с картой

    Выполняют задание в тетради

    Индивидуальная

    Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

    Записи в тетради.

    Культура Византии (просмотр презентации, фронтальная беседа)

    Вопрос: Какао влияние культура Византии оказала на славянские народы?

    Итоги занятия

    Обобщение полученных на уроке знаний:

    1.В чём особенности развития Византийской империи?

    2.Какое влияние Византия оказала на славянские народы?

               3. Почему время правления Юстиниана называют «золотым веком империи»?

    На основе вышеизложенного решаем проблему, поставленную в начале занятия.

        На востоке Римской империи рабство было слабее , чем н Западе.

                                                           ↓

                    Сохранился обмен между городом и деревней

                                                           ↓

                       В городах развивались ремёсла и торговля

                                                            ↓

                        Император мог содержать сильную армию и флот

                                                             ↓

                          Византия отбивала нападения внешних врагов

    Рефлексия:

    Что нового узнали на занятии?

    Какой материал  темы вызвал затруднения?

    Домашнее задание

    §4 работа с источником стр. 27 (устно)

    Объясняет выполнение домашнего задания

    Записывают задание в тетрадь.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

    В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

    Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

    Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

    Технологическая карта учебного занятия по русскому танцу

    Технологическая карта учебного занятия по предмету - хореография. Тема: Народный танец, Русская пляска...

    Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Избирательное право в Российской Федерации"

    Технологическая карта учебного занятия позволяет провести учебное занятие в соответствие с современными требованиями, указав все этапы деятельности преподавателя и обучающихся, оценить обучающимся св...

    Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Гражданское право"

    Технологическая карта учебного занятия предназначена для проведения учебного занятия по обществознанию для студентов 2-го курса техникума....

    Технологическая карта учебного занятия по теме "Государство его признаки и функции"

    Технологическая карта учебного занятия разработана по теме "государство, его признаки и функции.". , содержит материал о формах правления и территориальном устройстве государства....

    "Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме: «Традиции чаепития в России и Англии».

    ТемаEnglish tea and Russian Tea (традиции)Тип учебного занятияучебное занятие общеметодологической направленностиЦель учебного занятияОсвоение новой информации, дополнительного лексического мате...