Методологические основы интегрированного подхода в учебно – воспитательном процессе
статья по истории (10 класс) на тему

Изучение организационного, технологического, методического аспектов проведения интегрированных уроков  представляет весьма большую сложность: проблема  исследования велика по объёму, находится в значительных рамках,  связанных с обновлением  системы образования, поиском структуры,  как образовательного процесса, так и урока в частности, в которых учитель  продолжает отстаивать  предшествующий опыт, накопленный наукой, и активно осваивать новые педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методологические основы интегрированного подхода в учебно – воспитательном процессе

В теории и методике обучения истории и  в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция (от лат. integer – целый) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, их взаимопроникновение, взаимодействие.

        Понятие «интеграция» в российскую педагогику пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Каковы же причины интереса к интегрированным урокам? Во-первых, интеграция является методологической основой современного преподавания. Во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, и исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. 
Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

    Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук, истории  как учебного предмета, его связей со смежными видами. В этой связи интегрированным уроком можно считать любой.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции.

Сегодня существуют различные подходы к определению последовательности этапов построения интегрированного учебного курса; все технологии рассматривают интегрированный предмет обособленно от общего содержания образования. Ясно, что здесь нужны дальнейшие исследования.

При решении проблемы разработки  технологии конструирования интегрированного учебного предмета специалисты в области методологии руководствуются общедидактическими подходами, в основе которых лежат общие основы поэтапного интегрированного обучения. На первом этапе интегрированный предмет рассматривается на уровне общего теоретического представления. На втором этапе интегрированное содержание образования рассматривается на уровне учебного предмета. Здесь особую актуальность приобретают: определение целей интеграции и интегрируемых компонентов.

Основаниями для их выбора могут стать общность аспектных проблем, близость методов исследований, генетическая близость, общность объектов исследования. Наиболее сложный вопрос связан с определением состава содержания компонентов. Выделяются следующие критерии для отбора дидактических единиц: значимость для формирования научного мировоззрения (фундаментальность, соответствие современной научной картине, достоверность); возможность для воспитания и развития; доступность для понимания в данном возрасте; возможностьдля установления межпредметных связей. Объем (количество) дидактических единиц должен быть необходимым и достаточным для достижения образовательных целей в установленные временные рамки. Достоверное понимание оптимальности можно получить только после проверки содержания на практике.

Интеграция как явление возникло на фоне своей противоположности – дифференциации наук и отраслей, рождению все нового и нового числа наук, отпочковывающихся от одного дерева. Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности восприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Интеграция как педагогическое явление тоже имеет свои давние традиции. Прежде всего, многие предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс истории  всегда являлся интеграцией исторической науки , читательской практики и социального опыта. Таким образом, основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов, педагогику сотрудничества.

Интеграция в современной школе, по мнению Т.Г. Браже идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Это внутрипредметный и межпредметный уровни. Особенности отбора содержания на уроках  истории и обществознания при интеграции особый: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в нее новых курсов, например, географии, литературы, мировой художественной культуры и т.д. На перекрестке этих подходов могут быть достигнуты разные результаты:

1.  Рождение абсолютно новых предметов (курсов).

2.  Появление новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов.

3.  Рождение циклов (блоков), объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.

4.  Разовые интегративные уроки разного уровня и характера как пробы сил учителя в новом направлении.

Исследуя процесс интеграции, другой ученый, А. Католиков, видит два ее вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторялся в разные годы обучения на разном уровне сложности).

А.А. Ятайкина, проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, в своей практической деятельности определила следующие уровни интеграции.

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают в процессе изучения ряда предметов). Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех ее средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний, диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из различных областей знаний, синтез конкурирующих понятий. Если человек умеет видеть определенную тему – проблему – концепцию – мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует уровнями мышления, - это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия.

 Теория и методика обучения истории, а, следовательно, и учебный предмет  пользуются разными средствами постижения, различными способами мышления. Если представить содержательность интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке истории  – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях  развития диалектического  мышления  учащихся. Интегрированные уроки по истории  могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т.д.) и внутрипредметном. Исследователь А.Б. Ланцова выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя с сотрудниками научных учреждений. Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.

Окружающий ребенка мир расчленен, раздроблен на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение исторических процессов и явлений, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т.д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати в конце прошлого столетия,  и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним  из часто поднимаемых в методических журналах.

Итак, очевидно, что интеграция предметов в современной школе – одно из направлений в активном поиске новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

В современной школе по-прежнему очень важная сторона исторического образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. Учителя, в своем большинстве уповающие на репродуктивные методы обучения – «выслушай (прочитай) – запомни, воспроизведи» часто жалуются на «плохую память своих подопечных», не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. На основании практического опыта ученые, физиологи и психологи утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, он неизбежно впадает в состояние духовной лености. Поэтому именно сегодня как никогда требуется привлечение новых подходов в преподавании истории. В организации урока  интеграция является одним из способов пробуждения подлинного интереса к  текстам, к истории, способов формирования у подростков собственного мировоззрения.

В обучении социальным дисциплинам интеграция охватывает все новые сферы. Совсем недавно учительство получило возможность обучаться со всем миром, не выходя из класса, из дома. Речь идет о всемирной сети Интернет.

Интернет – открытая, никем не контролируемая среда общения. К публикациям в Интернете нужно относиться как к источнику фактических данных. Однако за точность и достоверность фактов, опубликованных в нем, не отвечает никто.

Интернет сделал доступ учителя к информации простым. С развитием информационной сети работа историка, сотрудничающего с учителем информатики, стала более интересной, эффективной и плодотворной, но отнюдь не более простой.

Создание единой образовательной информационной среды позволяет учителю  использовать компьютер как техническое средство для доступа к тысячам других, хранящих огромное количество полезных учащимся ресурсов.

Первые шаги к созданию единой информационной образовательной среды уже сделаны. Появилось значительное количество Web – сайтов образовательной тематики по учебным предметам. В свободное от уроков время учащимся на компьютере тоже есть, чем заняться. Например, выпускать историческую  газету. Благодаря компьютеру дети учатся излагать свои мысли, четко их выстраивать.

Для подготовки учащихся к работе над газетой проводится их обучение по определенной методике, которая  предполагает обучение  приемам редактирования и компьютерного набора текста статей, подлежащих распечатыванию. Работа, связанная с подготовкой на компьютере текстового материала состоит из следующих основных этапов:

- набор, форматирование и запись текста в файл на жестком диске ученического компьютера;

- копирование на дискеты (другие информационные носители) файла с набранным текстом и его перенос на жесткий диск учительского компьютера;

- распечатка на принтере файла с набранным текстом для редакционной правки;

- внесение на компьютере исправлений по результатам редакторской правки в файл с текстом на дискете и на жестком диске учительского компьютера.

Опытно-экспериментальная работа показывает преимущество компьютерных программ и их огромную роль в обучении  предметам социального профиля подрастающего поколения.

Качественно новая ступень в историческом  образовании, личностно- развивающем обучении – это залог здорового развития общества как в информационном, так и в интеллектуальном плане.

Грамотное использование компьютерных программ на уроках , библиографических поисках учащихся, в создании ими собственных историографических  проб возможно только тогда, когда учитель географии постоянно повышает свой профессиональный уровень в области информационной культуры, умело сотрудничает с профессионалами в этой сфере.

Возможности новейших технологий в проверке знаний, в личностно -ориентированном обучении  учащихся, в применении знаний на практике очень велики и должны исследоваться последовательно и глубоко с целью применения их в педагогической деятельности.

Интеграция в построении учебного процесса с использованием компьютерных программ делает уроки истории  более интересным и плодотворными.

Компьютерные программы для повышения интереса к предмету  нужно использовать так, чтобы ученики стремились к самостоятельному поиску информации, умели отбирать, преобразовывать его.

Компьютер позволяет учащимся осуществлять такие операции, как поиск информации, просмотр, подробное изучение видеоряда, создание газеты и др. Целенаправленное знакомство учащихся с компьютерными программами  позволяет им ощутить себя творческими личностями, владеющими новыми технологиями, участвовать в различных интернетконкурсах.

Таким образом, интеграция как способ организации урока является одним из ведущих, его возможности с каждым годом расширяются благодаря новым учебным технологиям, инициативе учителей смежных учебных предметов, их сотрудничеству с деятелями науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Мониторинг учебно-воспитательного процесса на основе компетентного подхода

Цель деятельности психологической службы - создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих  студенту успешно функционировать и развиваться в педагогической среде ( студен...