Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по истории в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Акушевич Вероника Анатольевна

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по истории в 6 классе. Дополнительные занятия для углубленного изучения материала, повторения и закрепления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igz_istoriya_6_klass.doc282 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 121»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                

заместителем директора по УР

_____________(____________)

УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                                              

приказом директора

№______________от____________

Рассмотрено

на школьном методическом объединении

Протокол № ___________от _____________-

Рабочая программа

Индивидуально-групповых занятий

по истории

  для 6 класса

на 2014-2015 учебный год

(основное общее образование)

Форма обучения: очная

Объем учебного времени за год: 35 часов

Режим занятий: 1 час в неделю

Составитель: Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Исполнитель:  Акушевич Вероника Анатольевна, учитель истории и обществознания первой категории

Снежинск-2014

                                                                                                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности курса:

Данный курс предназначен для учащихся 6  классов общеобразовательной школы и представляет собой комплекс  материалов, посвященных темам,  вызывающим затруднения у учащихся. Появление учебников нового поколения, разумное сочетание в них материалов социально-экономического, политического, цивилизованного и другого характера, эффективный методический аппарат способны влиять на повышение мотивации школьников к изучению истории, развитие их познавательной деятельности. Однако, не смотря на это, определенная часть школьников слабо успевает по истории или вообще не усваивает материал.

        Суммируя результаты исследований отечественных дидактов и психологов (Ю.К. Бобанский, В.С. Цетлин, Н.А. Менчинской) можно выделить следующие причинные неуспеваемости:

1. Слабое владение навыками учебного труда;

2. большие пробелы в знаниях;

3. сильная утомляемость;

4. отрицательное отношение к учебной деятельности;

5. недисциплинированность;

6. низкий уровень волевой воспитанности.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение курса:

Преподавание предмета «История» в 2014-2015 учебном году осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Челябинской области:

        Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
  4. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404.

5. О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 №03-02/4959.

Институциональный уровень

1. Положение о разработке и утверждении рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №121 от 22.05.2013 №72.

2. Об утверждении годового плана-графика работы МБОУ СОШ №121 / Приказ директора  МБОУ СОШ №121 от 01.09.2014 №97.

3. Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ №121 / Приказ директора МБОУ СОШ №121  от 01.09.2014 №99.

Цели программы:

1. Ликвидировать пробелы в знаниях учащихся по курсу истории;

2. дополнить знания учащихся по курсу истории 6 класса;

3. повышение мотивации к изучению истории;

4. развитие познавательной деятельности школьников.

Основными задачами  курса являются:

  1. повышение предметной компетентности обучающихся;
  2. повышение  навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа.

Формы проведения занятий: 
Основные формы проведения занятий курса – лекция, практикум, работа над ошибками.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных  и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются: 
● речевая деятельность; 
● практические умения для выполнения заданий различных видов. 
Приёмы организации деятельности: 
- лекция 
- практическая работа 

- самостоятельная работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся: 
- анализ источников, документов;  
- решение тренировочных заданий по истории. 
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по  разделам школьного курса истории 6 класса.

Уровень подготовки учащихся предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основное содержание

Тема «Раннее Средневековье» (4 часа) 

        Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг.  Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Франкское государство в VI-VIII вв. Усиление власти майордомов.  Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX-XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи.

        Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII-XI вв. взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.

        Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема «Расцвет Средневековья»  (4 часа) 

        Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия.  Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей.  Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути.

        Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв.. Борьба империи и папства в XI в.  Ереси в XI-XIII вв.,  причины их широкого распространения. Инквизиция.  Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов.

        Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.  Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии.  Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета.  Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян.

Тема «Позднее Средневековье» (4 часа) 

        Ухудшение условий жизни европейцев в XIV веке. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д,Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги. Владения герцогов Бургундских в XV веке. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI.  Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.

        Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV веке. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии.

Тема «Ранняя  история восточных славян» (1 час)

        Восточные славяне и их соседи.  Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема «Киевская Русь» (5 часов)

        Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

        Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

        Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

        Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

        Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Тема «Русь во время феодальной раздробленности» (5 часов)

        Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления  Древнерусского государства.

        Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.         Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.         Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами князем. Даниил Галицкий.

        Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.         Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

        Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества.

        Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

        

Тема « Образование единого Русского государства»  (5 часов)

        Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

                Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 года. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

        

Тема « Московское государство в XVI веке»  (5часов)

        Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI века. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI века. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

        Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е годы. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

        Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х годов. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Итоговое обобщение (2 часа) 

Предполагаемые результаты:

В ходе занятий вести работу по формированию у учащихся:

1. умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного.

2. умения анализировать материал, определять основные черты понятий, исторических событий.

3. умения сравнивать, выделяя сходство и различия.

4. умения давать самостоятельную оценку.

5. умения оперировать основными понятиями курса.

6. умения самостоятельно анализировать исторические источники.


Сроки реализации программы:

Согласно  Учебному плану МБОУ СОШ №121 и приказу № 99 от 01.09.2014 об организации работы МБОУ СОШ №121 в 2014-2015 учебном году учащиеся  обучаются 35 недель в учебном году. Программа рассчитана на 35 часов  и реализуется по 1 часу в неделю в 6 классе. Индивидуально-групповые занятия являются дополнением к рабочей программе по истории.

     

Критерии оценки знаний по истории

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

Источник: Иоффе А.Н. Проблемы оценивания // Преподавание истории в школе» №1. 2006 г.

Нормы оценки знаний,  умений и навыков учащихся по истории

Оценка 5:

        Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

        Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

               Оценка 3: 

                Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2: 

          Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради  самостоятельно
  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
  • за исторический диктант
  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
  • за тестовую  работу
  • за письменный реферат

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5»    -    100-80 %

Оценка «4»    -      79-60 %

Оценка «3»    -      59-40 %

Оценка «2»    -      39-0 %

Источник: Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

Учебно-методический комплекс:

по курсу  «История Средних веков

Класс

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Ведюшкин В. А. История Средних веков. 6 класс. Учебник / Под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2009

Ведюшкин В. А., Крючкова Е. А.

Рабочая тетрадь к учебнику «История Средних веков»  6 класс. М.: Просвещение, 2009.

Ведюшкин В. А., Шевченко Н. И. Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». М.: «Просвещение», 2001

Давыдова О. В. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков: к учебнику Ведюшкина В. А. М.: «Экзамен», 2006.

Короткова М. В. Дидактические материалы по истории средних веков: к учебнику Ведюшкина В. А. М.: «Экзамен», 2004.

История в лицах: учебные задания / Составитель А.В. Хорошенкова. – Волгоград: Экстремум, 2006.

Кроссворды и занимательные задания по истории. 6-7 класс/ Составитель Силаева Н. А. Волгоград: «Экстремум», 2005.

Литвинов А.В. История становится ближе: задачник. М.: Народное образование, 1996.

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. – М., 1992

Давыдова О. В. Тесты по истории Средних веков: к учебнику Ведюшкина В. А. М.: «Экзамен», 2006.

Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории. Средние века. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

по курсу  «История России с древности до конца XVI века

Класс

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России. С древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2012.

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России. С древнейших времен до конца XVI века: рабочая тетрадь для 6 класса. М.: «Просвещение», 2006.

Алеврас Н.Н. История Урала XI-XVIII вв. – Челябинск: «Южно-Уральское книжное издательство», 2001

Историческое краеведение. Челябинский Урал: учеб пособие / Н.Б. Виноградов, М.С. Гиттис, В.М. Кузнецов. – Челябинск: АБРИС, 2008.

Данилов А. А., Косулина Л. Г.

История России. С древнейших времен до конца XVI века: 6 класс: поурочные разработки: пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2007

Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. М.: «Экзамен», 2005.

Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. М.: «Экзамен», 2006.

Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века: к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. М.: «Экзамен», 2007.

История в лицах: учебные задания / Составитель А.В. Хорошенкова. – Волгоград: Экстремум, 2006.

Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.:  «ЭКСМО», 2005.

Кроссворды и занимательные задания по истории. 6-7 класс/ Составитель Силаева Н. А. Волгоград: «Экстремум», 2005.

Литвинов А.В. История становится ближе: задачник. М.: Народное образование, 1996.

Андреевская Т. П. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной Л. Г. М.: «Экзамен», 2005.

Симонова Е.В. Тесты по истории России: 6 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М.: «Экзамен», 2013.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Раннее Средневековье

4

2

Расцвет Средневековья

4

3

Позднее Средневековье

4

4

Ранняя история восточных славян

1

5

Киевская Русь

5

6

Русь во время феодальной раздробленности

5

7

Образование единого русского государства

5

9

Московское государство в XVI в.

5

10

Итоговое обобщение

2

Итог

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

I полугодие

Тема «Раннее Средневековье» (4 часа)

1

Королевство франков в VI-VIII веках

1

2

Западная Европа в IX-XI веках

2

3

Византия

3

4

Арабский мир

4

Тема «Расцвет Средневековья» (4 часа)

5

Феодальное общество

1

6

Средневековый город

2

7

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

3

8

Франция, Англия и Германия в XI-XIII веках

4

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Тема «Позднее Средневековье» (4 часа)

9

Столетие бедствий

1

10

Столетняя война

2

11

Страны Западной Европы в XIV-XV веках

3

12

Страны Восточной Европы в XIV-XV веках

4

Тема «Ранняя история восточных славян» (1 час)

13

Восточные славяне

1

Тема «Киевская Русь» (5 часов)

14

Образование Древнерусского государства

1

15

Деятельность первых киевских князей

2

16

Принятие христианства

3

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

II полугодие

17

Ярослав Мудрый

4

18

Правление Ярославичей. Владимир Мономах

5

Тема «Русь во время феодальной раздробленности» (5 часов)

19

Предпосылки феодальной раздробленности

1

20

Главные политические центры Руси

2

21

Нашествие с Запада и Востока

3

22

Русь и Золотая Орда

4

23

Русь и Литва

5

Тема «Образование единого русского государства» (5 часов)

24

Предпосылки объединения русских земель

1

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

25

Усиление Московского княжества. Иван Калита

2

26

Куликовская битва

3

27

Создание единого русского государства

4

28

Московское государство при Иване III

5

Тема «Московское государство в XVI веке» (5 часов)

29

Реформы Избранной рады

1

30

Внешняя политика Ивана IV

2

31

Ливонская война

3

32

Опричнина

4

33

Московское государство в конце XVI века

5

Дата

№ урока

Тема урока

№ урока по теме

планируемая

фактическая

Итоговое обобщение (2 часа)

34

-

35

Подведем итоги

1

-

2

Список литературы:

История Средних веков

I. Книги для чтения, энциклопедии, общие работы

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Очерки.

Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. - М., 1967.
Исторический лексикон. XIV-XVI вв. Кн. 1, 2. - М., 2001, 2004.
Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989.

Книга для чтения по истории Средних веков/Под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Рассказы по истории Средних веков/Под ред. А. А. Сванидзе. - М., 1996.

Энциклопедический словарь юного историка.

Энциклопедия для детей «Аванта+» (тома: «Всемирная история», «Искусство», ч. 1; «Религии мира», ч. 1-2).

II. Исторические романы об эпохе Средневековья _        

Волков А. М. Царьградская пленница.

Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

Дюма А. Изабелла Баварская.

Конан Дойл А. Сэр Найджел. Белый отряд

Ладинский А. Анна Ярославна - королева Франции.
Парницкий Т. Аэций - последний римлянин.
Сенкевич Г. Крестоносцы.

Скотт В. Ричард Львиное Сердце.
Скотт В. Айвенго.

Скотт В. Квентин Дорвард.

Скотт В. Граф Роберт Парижский.
Стивенсон Р. Черная стрела.
Стюарт М. Полые холмы.

Хаггард Г. Р. Прекрасная Маргарет.
Ян В. Чингиз-хан.

Ян В. К последнему морю.

III. Тексты и переложения произведений средневековой литературы

Грин Р. Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола. - М., 1981.

Песнь о Роланде (любое издание).

Под звон мечей: Легенды и сказания старой Европы в пересказе п. Н. Полевого. - М., 1994.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. - М., 1974.
Средневековый роман и повесть. - М., 1974.

Три лесных стрелка: Английские народные баллады. - М., 1972.
Тысяча и одна ночь: Арабские сказки (любое издание).

Чудесный рог: Народные баллады. - М., 1985.

История России

Алексеев С.С. Сто рассказов из русской истории. М., 1991.
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. - Л., 1988.

Буганов В.И. Куликовская битва. М., 1980.
Введение христианства на Руси. М., 1987.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.

Головатенко А. Эпизоды истории русской церкви. ХIII-ХVIII столетия. Материалы к урокам истории (пособие для учителя). М., 1997.

Горяйнов С.Г.  Задачник по истории России: Загадки Российской Клио для всех, кто изучает и любит историю. Ростов на Дону, 1996.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ-ХII. М., 1998.

Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков. XII-XIV вв. М., 2001.

Данилов А.А. История России IX-XIX вв.: Справочные материалы. М., 1998.

Иванов А.Б. Третий Рим: Русь XIV-XVII вв. М., 1996.
История России IХ-ХХ вв.: Атлас. М., 1997.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. ХV -ХVI вв. М., 1997. Кн. 1.

История Отечества: Энциклопедический словарь. М., 1999.

Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. В 2 ч. М., 1996.

Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

Князев Е.А. Родная старина: Слова, термины, образы. М., 1996.

Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. СПб., 1993.
Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до конца ХХ века. М., 1996.

Любимов Л.  Искусство Древней Руси. М., 1996.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней, М., 1999.

Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. М., 1996.

Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1994.

Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Скрынников Р.Г. Ермак. М., 1992.
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. М., 1997.

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. М., 1998.

Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М., 1995.
Средства наглядности по истории России и мировых цивилизаций. М., 1996.

Степанищев А. Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001.

Степанищев А. Т. История России в вопросах, задачах, графике. М., 1994.

Степанищев А. Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2000.

Фроянов И.П. Мятежный Новгород: Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX - начала ХIII столетия. СПб., 1992.

Хронология российской истории: энциклопедический справочник. М., 1997.

Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества ХIII-ХV вв. Тверь, 1996.

Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история для среднего и старшего школьного возраста. М., 1997.

Материально – техническое обеспечение:

№. п./п.

Наименование

кол-во (шт)

1.

Учебно-методическая и справочная литература

1.1.

Учебники и учебные пособия по истории

186

1.2.

Учебники и учебные пособия по обществознанию

151

1.3.

Словари

1

1.4.

Методические пособия

31

1.5.

Библиотека учителя

129

1.6.

Краеведческий материал

37

2.

Исторические карты (настенные)

120

3.

Демонстрационно-наглядный материал

3.1.

Учебные картины по истории Средних веков и начала Нового времени

55

3.2.

Портреты

85

3.3.

Военные ордена

6

3.4.

Учебные картины по истории Нового времени

96

3.5.

Учебные картины по истории Древнего мира

5

3.6.

Учебные картины по истории Средних веков

39

3.7.

Учебные картины по истории России

57

3.8.

Таблицы по Новейшей истории

4

3.9.

Таблицы по обществознанию

18

4.

Атласы ученические

4.1.

Всемирная история

94

4.2.

История России

91

Технические средства обучения:

№ п./п.

Наименование ТСО

Марка

Год приобретения

Инвентарный номер по школе

1

Экран настенный

2011

2

Компьютер (ноутбук)

Samsung Q330

2011

3

Принтер лазерный

HP LaserJet M 1130

2011

4

Проектор

EPSON

2011

5

Мышь компьютерная

Genius

2011

6

Колонки

SVEN SPS - 609

2011

7

Универсальный кронштейн для видеопроекторов

ARM MEDIA

2011

Перечень цифровых образовательных ресурсов (далее именуются  - ЦОР) и  инновационных учебно-методических комплексов (далее именуются - ИУМК) по истории в 6 классе

Наименование

Предмет

Вид

Кол-во

Издательство, год издания

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Энциклопедия

ЦОР

1

ООО «Кирилл и Мефодий», 2007

Ведюшкин В.А. История средних веков 6кл. (3,4 ч.)

История

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2007

Данилов А.А. История государства  и народов России 6 кл. (1-4 ч.)

История

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2007

Ведюшкин В.А. История средних веков 6кл. (1,2 ч.)

История

ЦОР

1

ЗАО Просвещение-Медиа, 2008

Пономарёв М.В.История средних веков 6кл.  (1-4 ч.)

История

ЦОР

1

ЗАО 1С, 2008

Живая история (Версия 2.2) + Руководство пользователя

История

ПО

1

Институт новых технологий

Занимательная история (1ч.). Древний мир и Средневековье.

История

ЦОР

1

Корпорация «Диполь», 2007

Витязь на распутье (80 задач) Интерактивный задачник по истории России IX – XIX вв.

История

ЦОР

1

«Директмедиа Паблишинг», 2007

Иллюстрированная история Российского государства. – I Том

История

DVD (видео)

1

ЗАО Кинокомпания «Пигмалион», 2003

Иллюстрированная история Российского государства. - II Том

История

DVD (видео)

1

ЗАО Кинокомпания «Пигмалион», 2003

Иллюстрированная история Российского государства. - III Том

История

DVD (видео)

1

ЗАО Кинокомпания «Пигмалион», 2003

Иллюстрированная история Российского государства. - IV Том

История

DVD (видео)

1

ЗАО Кинокомпания «Пигмалион», 2003

ВВС: Крестовые походы. Тайны ордена Тамплиеров. Мифы и герои. Ганнибал. Чингис Хан. Нострадамус. Чёрная борода. Леонардо да Винчи. Загадки Иеронима Босха.

История

DVD (видео)

1

ООО «Торнадо ВИДЕО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...