Конспект урока "Новгородская республика"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Фесенко Оксана Григорьевна

Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_3.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

BD21315_

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Фесенко Оксана Григорьевна

Район

Городецкий

Место работы

 ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Тема занятия

«Новгородская республика»

Тип занятия

Урок изучения, первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики.

Задачи:

Образовательные: создать условия для осмысления роли новгородского вече, формирования понятия демократия, оценивания особенностей жизни новгородцев;

Развивающие: формирование умения  работать с текстом учебника, находить определения, высказывать свою точку зрения, развивать монологическую и диалогическую речь;

Воспитательные:  формировать уважение к истокам исторических событий.

Необходимое оборудование

Демонстрационный материал: изображение вечевого колокола и новгородского герба, иллюстрация «Новгородский торг», карта «Феодальная раздробленность в XII-XIII веках», к/ф «Садко»

Дидактическое обеспечение

Учебник к УМК Н.М. Арсеньева, А.А. Данилова

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох.

  • предметные
  • характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики, соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве, описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли.

  • метапредметные
    (коммуникативные УУД,     регулятивные УУД, познавательные УУД)
  • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем, уметь строить речевое высказывание, уметь использовать информацию для обоснования своего суждения; формировать целевые установки учебной деятельности, ставить и формулировать задачи в учебной и познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тестирование, фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос

Литература

Основная

  •  поурочные разработки по истории России Е.Н. Сорокиной

Дополнительная

  • Энциклопедия для детей. История России.  М.: Детская литература, 1968; Беллярминов И.И. Курс русской истории. М.1994; Рассказы русских летописей. М.: Детская литература 1968

Этап занятия

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

2 мин

        Приветствие.

 Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих.

Дети приветствуют педагога.

2. Вводно-мотивационный

5 мин

Проверка знаний по теме предыдущего задания.

Проблемный метод:

 Какие формы устройства государства вы знаете?

Каковы особенности республиканской формы государственного устройства? Могли ли возникнуть республики на Руси?

Формулирование темы.

Как думаете, что узнаем на занятии?

Постановка целей и задач: познакомиться с понятием вече, узнать о деятельности новгородского вече, правах, обязанностях и роли князя в Новгороде.

Проблемный вопрос по теме занятия: почему Северо-Западные земли Руси принято называть Новгородской республикой (землей), а не Новгородским княжеством? Какая форма правления на ваш взгляд лучше?

 Выполнение задания на соотнесение дат и событий, решение тестов.  

  Беседа. Ответы детей.

 Определение  характерных черт республиканской формы правления.

Целеполагание. Ответы детей.

3. Актуализация знаний

3 мин

Какое государство первым в мире называлось республикой? Когда оно возникло?

Какие республики существовали в Западной Европе в Средние века?

Дети, используя знания по истории Древнего мира и Средних веков, отвечают на вопросы.

4. Изучение нового материала

25 мин

1)Частично-поисковый метод.    Изучите п.1 параграфа 14 и ответьте на вопросы:

-Почему знакомство с новгородской землей начинается с изучения территории и природных условий?

-Какую территорию занимала Новгородская республика?

 2)Видео метод.

-Каковы основные занятия новгородцев?

-Какие изделия  ремесленников славились по всей Руси?

- С какими странами торговали?

3)Объяснительно-иллюстративный метод.

 Рассказ о том, чем торговали и что ввозили  купцы. Какие еще занятия были развиты в новгородской земле.

4) Исследовательский метод

Задание по группам:

- жизнь и быт «лучших людей» -бояр;

- жизнь и быт «лучших людей» - гостей (купцов);

-жизнь и быт «меньших людей» - ремесленников;

- жизнь и быт «меньших людей» - земледельцев и охотников.

5)Объяснительно-иллюстративный метод.

Политические особенности новгородской земли.

Рассказ и показ, работа по схеме «Управление в Новгородской республике».

6)Сюжетно-ролевая игра на тему «Новгородская республика».

Задание детям - сформулировать требования участников вече князю.

7)Отвечаем на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.

Чтение текста.

Поиск ответов на вопросы.

Просмотр фрагмента фильма «Садко».

Ответы на вопросы.

Работа по иллюстрации «Новгородский торг»

Используя текст учебника, дополнительный материал, иллюстрации составляют сообщения.

Заслушивают сообщения

Просмотр демонстрационного материала (вечевой колокол, герб Новгорода)

Фиксируют схему в тетради

Часть детей участвует в сценке, остальные записывают в тетради требования:

  1. запрет приобретать земли;
  2. не пользоваться доходами сверх установленного;
  3. не распоряжаться городской казной;
  4. прибыть по первому зову новгородцев.

Новгородские владения занимали большие территории, новгородцы призывали князей, но ограничивали их права, огромную роль в управлении Новгорода играло вече -народное собрание из бояр, которые занимали и руководящие посты в управлении Новгородом.

5 Закрепление пройденного на уроке материала

7 мин

Задания на закрепление.

Выполнение задания рубрик: «Работаем с картой» стр.122 учебника.

Рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

3 мин

 - Было ли занятие интересным?

 - Какие вопросы заинтересовали больше всего?

 - Что хотели бы узнать еще о Новгородской республике?

Ответы детей.


Приложение.

Постановка сюжетно-ролевой сценки на тему «Новгородская республика»

Автор. В 1136 году купечество т боярство Новгорода, используя народное движение, добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики.

Из народа. Собирайся, народ, на площади Ярослава кто считает себя полноправным гражданином.

Голоса. Что такое? Решать идем! Быть князю в Новгороде или нет.

Обращение к князю. Князь, бьем челом! Вот тебе наши притязания, слушай.

- Нельзя иметь тебе наших земель новгородских. Ни тебе, ни дружине твоей.

Князь. А как, люди новгородские, быть с доходами моими княжескими?

Из народа. Сверх положенного ни тебе, ни дружинникам твоим доходы не иметь боле.

-Жить тебе только за градом нашим.

- Княже! По первому слову являться к стенам Новгородским и выступать на защиту от неприятеля.

Князь. А как же казна, люди добрые?

Из народа. До казны тебе дела нет, князь. Если ты нам будешь со дружинниками не угоден, одно тебе скажем: «Путь чист, княже!»

Автор. Таким образом, князь символизировал единство Новгорода с остальной Русью.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»BD21315_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".

План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса....

"Чаваш Республики - Улап сер-шыве" конспект обобщающего урока.

При обучении и воспитании главное нужно опираться на реальные национальные и духовные ценности народа: особое трудолюбие, прирожденное стремление к знаниям, свету, справедливости, духовному и социальн...

План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"

Урок по географии Татарстана  “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...

Конспект урока по географии в 9 классе "Китай. Китайская Народная Республика "

Конспект предназначен для коррекционной школы 8 вида...

План-конспект урока по татарскому языку "Республика Татарстан"

Урок построен в форме путешествия по Республике Татарстан...