Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Бушманова Евгения Вадимовна

Урок разработан для учащихся 6 класса по истории Средних веков. 

Технологическая карта и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Методическая разработка урока по истории для 6 класс

«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Учитель истории и обществознания

Бушманова Евгения Вадимовна

2017 г.

Предмет: история

Класс: 6 класс

Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Автор: Бушманова Евгения Вадимовна (учитель истории и обществознания)

Образовательная организация: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Район: НСО с. Венгерово

Тип урока: комбинированный

Время реализации: 45 минут

Цель урока: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты:

Предметные: научить объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

Личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и общества; выражать своё отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Дидактическая структура урока:

  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Мотивационно-целевой этап – 1 минута
  3. Актуализация знаний – 8 минут
  4. Работа по теме урока – 23 минуты
  5. Физкультминутка – 1 минута
  6. Подведение итогов урока – 7 минут
  7. Рефлексия – 2 минуты
  8. Организация домашнего задания – 2 минуты

Вид мультимедиа компонента: презентация учителя в PowerPoint

Ресурсы, оборудование, материалы: компьютер, мультимедиа проект, экран, презентация к уроку, раздаточный материал для выполнения домашнего задания, схема «Три сословия в Средние века», таблица «Разделение церквей», иллюстрации учебника

Список учебной и дополнительной литературы: учебник для 6 класс по истории Средний веков, Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, 2014.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: Google картинки - C:\Users\1\Desktop\Картинки Google.html

Использование педагогических технологий, методов и приемов:

В уроке использовались элементы таких технологий как:

1. Информационно-коммуникаивная технология

2. Технология развития критического мышления

4. Технология развивающего обучения

5. Здоровьесберегающие технологии

Методы и приемы:

Словесные: беседа

Наглядные: иллюстрации, демонстрация слайдов


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент -1 минута

-Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать историю Средневековья.

Слушают учителя

Личностные УУД

Осознание важность изучения истории для самого себя

Мотивационно-целевой этап – 1 минута

-На предыдущих уроках мы с вами, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения – духовенства.

Слушают учителя

Личностные УУД

Формирование мотивации к изучению нового материала

Актуализация знаний – 8 минут

Учитель задаёт вопросы:

  1. Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?
  2. Кто входил в состав духовенства?
  3. Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?
  4. Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?
  5. Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?

- В XI-XII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была неразрывно связанна с религией, требованиями церкви. Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики» (1 слайд)

(2 слайд) План урока:

  1. Первое сословие
  2. Богатство церкви
  3. Разделение церквей
  4. Борьба пап за светскую власть
  5. Еретики и борьба за светскую власть
  6. Еретики и борьба с ними католической церкви

1. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианства т.к. церковь была сильной организацией, обладала землями, богатствами и влияла духовно. Поддержка церкви укрепляла авторитет правителя.

2. Папа римский, епископы, аббаты, священники и монахи

3. Церковь имела большое влияние на умы людей. Они верили, что церковь посредник между человеком и Богом. Служители церкви  своими молитвами избавят от болезней, войн и других бедствий.

5. Пипин Короткий положил начало образования Папской области в 752 г. В это время папе угрожали лангобарды. Лангобарды стояли у ворот Рима. По призыву папы король Пипин дважды совершил походы в Италию против лангобардов. Под власть папы были переданы города Рим и Равенна с прилегающей к ним областью. Так в Средние века образовалось особое государство пап римских  - Папская область, которая просуществовала более тысячи лет.

Сегодня на уроке мы узнаем, почему христианская церковь пользовалась таким могуществом. Почему произошел раскол христианской церкви.

Кто такие еретики и почему церковь их преследовала.

Регулятивные УУД

Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Работа по теме урока – 23 минуты

1. Первое сословие

- Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит одному из них.

- Какие сословия выделяли мыслители?

Проблемные вопрос: взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

- Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

- Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

-Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средневекового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых и ратных забот. Поэтому и сложилось такое сословие – духовенство, члены которого были посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и за «тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала исполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

- Вспомните заповеди Христа.

- В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

- Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника стр. 128, составьте схему «Образец святого человека»

2. Богатство церкви

- Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст на стр. 128-129 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на вопрос.

3. Разделение церквей

- До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы, т.е. непреложные истины христианской веры:

  • Учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • Воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;
  • Церковь – посредник между людьми

и Богом.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопольский патриарх.

- Как складывались их взаимоотношения?

- Какие существенные разногласия возникли между церквями?

Задание: работая с текстом пункта 3 п.16, заполните сравнительную таблицу «различия между Западной и Восточной церквами»

- Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию – произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали самостоятельными.

- К какой ветви христианства относимся мы?

4. Борьба пап за светскую власть

- С середины IX в. власть папы крайне ослабела, её упадок продолжался около двух столетий. Это способствовал распад Франкской империи, правители которых поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал её авторитет.

Задание: работа с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины могущества папской власти.

Слайд 3. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 4. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначать епископов.

Задание: изучите документ «Диктат папы», составленный Григорием VII  на с. 131 учебники, и ответьте на вопросы.

- В чем суть этого документа?

- Что позволило главе католической церкви к XI в. приобрести такое могущество?

- Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?

Слайд 5. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Своё письмо папе он закончил словами: «Мы Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Слайд 6. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г. с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течении трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника – в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе  и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 7. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалось более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 8. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 9. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени  и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю Европы.

Слайд 10. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Слайд 11. Задание. Определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы.

1. Церковь владела огромными …

2. В раздробленной Европе церковь была …

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

- Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

- Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для 1 группы: работая с текстом учебника п.5. п.16, ответьте на вопросы.

- Кто такие еретики?

- Против чего выступали еретики?

Задание для 2 группы: работая с текстом учебника п.6. п.16, ответьте на вопросы и выполните задание.

- Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

- Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Работа с 1 пунктом учебника параграфа 16. Определение понятия «сословие»

Сословие  - это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Выполнение задания и составление схемы

Ответы учеников: Те, то молится. Потому что в средние века обладали могуществом, имели богатства и земли. Влияли на людей.

Ответы учеников: Наверное, нет, потому что кому-то нужно работать и постоянно молиться нет возможности.

Ответы учеников:

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Ответ учеников, составление схемы:

Ученики работают с учебником и выписывают в тетрадь:

Источники обогащения церкви:

  1. Индульгенция;
  2. Дарение церкви;
  3. Десятина церкви;
  4. Плата за обряды;
  5. Завещание церкви.

Вывод: всё это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа.

Слушают учителя.

Ответ учеников: между папой римским и патриархом началась острая борьба.

Ученики выполняют задание:

Вопросы для сравнения

Западная церковь

Восточная церковь

Господство над христианской церковью

папа римский

патриарх

Язык богослужения

латинский

греческий и местные языки

Отношение к браку

запрещено вступать в брак

запрещено только епископам и священникам

Внешние отличия священников

брили бороды и выстригали темя

не брили бороды и не выстригали темя

Ученики фиксируют в тетради информацию в виде схемы:

Ответы учеников: православной.

Слушают учителя

Смотрят презентацию, слушают учителя

Выполняют задание.

- Церковь ограничивает власть короля, церковь самый главный орган власти в государстве.

- Богатства, земли, влияние на разум людей.

- «Он (папа римский) может низлагать императоров». Церковь сама выбирает главу государства. А ее никто не может осудить.

Слушают учителя, смотрят презентацию.

Ученики выполняют задание:

1. Церковь владела огромными богатствами, земельными владениями.

2. В раздробленной Европе церковь была единственной сплоченной организацией.

Ответы учеников:

Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками.

Ученики выполняют задание.

Презентация 1 группы

Еретики – люди, которые открыто критиковали церковь.

Взгляды еретиков:

1. утверждали, что церковь погрязла в грехе

2. отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения

3. требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений, богатств

4. единственным источником веры было для них Евангелие

5. осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности»

6. показывали пример повседневной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием

7. некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками:

1. отлучение от церкви

2. интердикт – запрет исполнять обряды и проводить богослужения

3. карательные военные походы

4. создание инквизиции – специального церковного суда

5. жестокие наказания еретиков с применением пыток

6. основание и поддержка нищенствующих орденов монахов.

Предметные УУД

Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья

Давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Физкультминутка -1 минута

Раз – поднялись, потянулись

Два – нагнулись, разогнулись

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть

Встают из-за парт и выполняют упражнения

Подведение итогов урока – 7 минут

- Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

- Почему произошел раскол христианской церкви?

- Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большой жестокостью, чем язычников, мусульман, иудеев?

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека неразрывно связана с религией, с требованием церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породили страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хоть и осталась мощным инструментом власти.

Ответы учеников:

- Церковь обладала большим влиянием на умы людей, имела огромные богатства, земли.

- Различия между западной и восточной церквами.  Возникли разногласия между папой римским и патриархом и привели к расколу в 1054 г. Западная стала называться католической, а восточная православной.

- Еретики – это люди, которые открыто критиковали церковь. Они требовали, чтобы церковь отказалась от своих богатств, пышных обрядов. Считали, что церковь погрязла в грехах. Еретики были против влияния церкви и ее могущества.

Предметные УУД
Объяснять причины и следствия ключевых событий всеобщей истории Средних веков

Рефлексия – 2 минуты

- Что нового узнали на уроке?

- С какими новыми терминами познакомились?

- Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

Ответы учеников

Регулятивные УУД

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Организация домашнего задания – 2 минуты

П. 16 , вопросы и задания к параграфу.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

"Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка с презентацией урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики". История, 6й класс....

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Технологическая карта урока с дополнительными материалами и презенацией для 6 класса....

Методическая разработка к уроку истории по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Методическая разработка к уроку истории в 6 классе по теме: "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"...

Презентация к уроку "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Презентация предназначения к уроку в 6 класс история Средних веков. Тема: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики...

Урок истории. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.(6 класс)

Урок наглядно поможет создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в  жизни Средневековья, объяснить причины раскола  христианской церкви и особенности...