Логические памятки для учащихся 9-11-х классов
консультация по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Чернышова Нина Николаевна

Логические памятки позволят обучающимся эффективно приготовиться к устному выступлению, решить познавательные задачи, выполнить учебно-практические задания. Материал содержит также памятки для характеристики исторического деятеля и разработки опорной схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_pamyatki_dlya_uchashchihsya_9-11-h_klassov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логические памятки

Как готовиться к устному выступлению:

  1. Прочтите все свои выписки, относящиеся к вопросу семинара.

  1. Выделите основные теоретические положения, ведущие идеи, подбери к ним соответствующие данные и факты, наметь логическую последовательность их изложения.

  1. Если вопрос предполагает доказательство какого-либо положения, поясни, что доказательство имеет три элемента: тезис (то, что доказывается), аргументы (то, с помощью чего ведется доказательство); логическую связь между тезисом и аргументом.

  1. Выдели тезис, отбери аргументы, установи смысловую связь.

  1. Проверь, достаточно ли аргументированы тезисы, основные идеи.

  1. Продумывая ответ, определи, какой метод ты изберешь: от фактов к тезису или от тезиса к факту; пользуйся аналогией, умей проводить параллель, сравнивать события, факты.

  1. Используй свои знания по другим предметам, факты, известные из различных источников.

  1. Сформулируй свои сомнения и вопросы.

  1. Выступай по существу вопроса кратко, четко, связно, не забудь сделать вывод – обобщение.


Памятка для решения познавательных задач.

  1. Внимательно прочти условие задачи и запомни вопросы к ней.

  1. Начни обдумывать данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.

  1. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

  1. Свое решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них нужно доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательства.

  1. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

  1. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.

  1. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.

  1. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

Выполнение учебно-практических заданий.

1.Уясните смысл требований (предписания) задания.


2. Подумайте, какие знания необходимы для выполнения задания.


3. Продумайте план выполнения задания:

а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
д) определите сроки выполнения задания (по этапам).

4. Реализуйте составленный план.


5. Убедитесь, что задание выполнено полностью:
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;

Характеристика исторического деятеля.

  1. Основные биографические сведения; как исторические условия и общественная среда повлияли на формирование взглядов и убеждения этого деятеля;

  1. Внешность исторического деятеля; какое впечатление производил он на окружающих, как описывают его люди, встречавшиеся с ним;

  1. Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека; какие противоречия в личности и его деятельности отмечали в нем;

  1. Перечислите или выборочно охарактеризуйте исторические события, в которых этот деятель принимал непосредственное участие;

  1. Выясните, как к этому человеку относились современники и потомки (найдите свидетельства людей с разными политическими взглядами);

  1. Выскажите собственную оценку: какие поступки вызывают восхищение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которыми этот деятель добивался поставленных целей; как оцениваете его роль в истории;

  1. Кратко охарактеризуйте фонд документальной, научной и художественной литературы, посвященной этому человеку.


Как составить опорную схему.

  1. Внимательно изучите текст, предназначенный для обработки.
  2. При чтении текста помечайте (выделяйте) узловые положения, события, факты.
  3. Придумайте или воспользуйтесь существующими символами (из всех учебных предметов), обозначениями к каждому важному положению текста.
  4. Целесообразно использовать общепринятые аббревиатуры (РФ, ООН, НАТО и др.).
  5. Нанесите обозначения на чистый лист бумаги.
  6. Создайте учебные блоки, если в тексте отражено больше, чем одна проблема.

Как составить логическую схему.

  1. Внимательно изучите текстовый фрагмент, в котором изложен материал для схематизации.
  2. Определите уровни смысловых единиц, их видовую принадлежность (понятие, признаки, принципы и др.).
  3. Обозначьте каждую смысловую единицу определенным символом (овал, круг, прямоугольник).
  4. Расположите уровни по вертикали в логической последовательности (от наименьшего к наибольшему).
  5. Соедините смысловые единицы стрелками таким образом, чтобы была выражена логика отображаемого исторического материала.

Тщательно выполните работу в чистовом варианте, сделайте необходимые подписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся и родителей 2 класса.

В памятке содержится материал о произношении английских звуков....

Памятка для учащихся и родителей 2 класса.

Как произносить правильно звуки английского языка....

Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"

Данный материал представляет обобщение опыта  по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...

Программа факультатива по развитию логического мышления у учащихся

Материал содержит  программу с по часовым планированием.  Данные темы позволяют развить у учащихся следующие качествафантазию, внимание, упорство,пространственное воображение, сообразительно...

Логические задачи для учащихся 5 класса

    Не секрет, что тот, кто быстрее усваивает материал по  информатике, хорошо понимает математику. А для изучения языка программирования - понимание математики просто необходимо...

Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.

Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обуче...