Музейные проект "Гимназический вечер"
проект по истории по теме

Орлова Елена Викторовна

Основная идея проекта: использование в работе школьного музея инновационного метода получения исторических  знаний-исторической реконструкции.

Историческая реконструкция –это деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий. Реконструкция подразумевает воссоздание различных сторон  жизни людей какого-либо исторического периода. Обычно она проходит в форме «музея живой истории» .Всё это подразумевает полное погружение в историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности от кроя одежды до рецептов кухни. Всё это вызывает эмоциональное погружение в эпоху.

Историческая реконструкция или живая история (англ. «living history») — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная история» и «музейная педагогика».исторических  знаний-исторической реконструкции.

Историческая реконструкция –это деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий. Реконструкция подразумевает воссоздание различных сторон  жизни людей какого-либо исторического периода. Обычно она проходит в форме «музея живой истории» .Всё это подразумевает полное погружение в историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности от кроя одежды до рецептов кухни. Всё это вызывает эмоциональное погружение в эпоху.

Историческая реконструкция или живая история (англ. «living history») — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная история» и «музейная педагогика».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл основная идея проекта22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Основная идея проекта: использование в работе школьного музея инновационного метода получения исторических  знаний-исторической реконструкции.

Историческая реконструкция –это деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий. Реконструкция подразумевает воссоздание различных сторон  жизни людей какого-либо исторического периода. Обычно она проходит в форме «музея живой истории» .Всё это подразумевает полное погружение в историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности от кроя одежды до рецептов кухни. Всё это вызывает эмоциональное погружение в эпоху. 

Историческая реконструкция или живая история (англ. «living history») — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная история» и «музейная педагогика».

Постановка проблемы:

Мариинская гимназия –одно из старейших учебных  заведений города Ульяновска. Свою историю мы отсчитываем с 1820 года, когда в Симбирске был открыт Дом Трудолюбия для сирот –девочек дворянского происхождения. И с этого времени жизнь гимназии сплелась многочисленными нитями с жизнью  Симбирско-Ульяновского края и России. В нашем учебном заведении бывали русские императоры, преподавали многие известные  люди. Гимназия по праву гордиться знаменитыми на всю Россию выпускниками.

Вся информация об этом храниться в школьном музее. Основной формой работы музея остаются традиционные экскурсии для учащихся и гостей города. Сейчас уже не возможно привлечь широкий круг посетителей в музей не используя новые формы работы  . И мы их ищем.

В нашей школе может быть реализована современная концепция музейного пространства. Мы каждый день входим в классы где когда-то учились гимназистки 19 века, жили пансионерки Елизаветинского училища, находились раненые бойцы 1827 госпиталя. Каждый уголок гимназии буквально дышит историей и невольно заставляет задуматься о прошлом. Мы учимся. трудимся. дружим находясь в музейном пространстве, потому ,что сама гимназия-это музей определённой эпохи.

Всё это позволило нам составить проект «Гимназический вечер» . В этом проекте мы обратили внимание на такую форму общественной и школьной жизни как бал или музыкальный вечер  . Было решено ,изучение этой темы провести используя метод исторической реконструкции.

"Бал есть жизнь в миниатюре, - говаривали в старину .

Бал - это не просто явление культуры, это жизнь общества со всеми ее проявлениями. Изучая культуру досуга гимназисток, можно почерпнуть очень много новых сведений.

Наш проект имеет несколько направлений:

1.        Исследовательское направление  (изучение музыкальной культуры гимназии разных периодов, сбор информации об учителях и учениках)

2.        Документирование, пополнение фондов

3.        Практическое направление : историческая реконструкция, воссоздание событий

Задачи проекта:

1.Научные :(глубокое изучение различных эпох в истории школы, имён, событий фактов, через «погружение в эпоху», активизация познавательного интереса к истории родного края, обращение внимания на сохранность музейных экспонатов)

2. Культурологические: (восстановление и приобщение к гимназическим  традициям, )

 3.Досуговые: (Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики)

4. Воспитательные :  ( воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы; воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании приобщению детей и подростков к  историческому и духовному                наследию в ходе практического участия в сборе и хранении документов,  общения с людьми – носителями памяти прошлого нашей школы и родного края)

5.Практические : реконструкция-

  • Бал 1812 года-2012-2013 учеб год,
  • Выпускной вечер1941 года-2013-2014 учебный год;
  • «Вечер осенних песен» -реконструкция по 20-м годам 20 века-2014-2015 учебный год
  1. Педагогические: (совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного образования).

Метод достижения: научный  эксперимент

Актуальность: С одной стороны ,это введение в музейную практику инновационных методов работы.

С другой стороны, актуальность данной темы неоспорима, так как без духовной и нравственной культуры невозможно развитие общества, сохранение культурного наследия, имеющего ценность, в первую очередь, для молодого поколения.

1 этап (краткое описание)

1 этап нашего проекта мы осуществили осенью 2012 года. В нашей школе прошёл бал 1812 года. Мы долго готовились к этому мероприятию ,искали информацию о том как такие мероприятия проходили в гимназии в 19 веке. Девочкам запрещено было посещать развлекательные мероприятия без разрешения начальства гимназии. На танцевальные вечера приглашались учащиеся –кадеты или гимназисты мужской гимназии. На свой вечер мы пригласили учащихся Суворовского училища.

Подготовка к балу прошла такие этапы: разучивание танцев эпохи, подбор музыки

Также мы шили себе платья в стиле ампир, а мальчики шили мундиры симбирского народного ополчения.

Мы изучали бальный этикет 19 века. На балу звучала живая музыка, исполнялись романсы,   и  ,даже, была дуэль за честь прекрасной дамы. Присутствовали гости     Князь Тенишев-глава Симбирского ополчения, боевой генерал, участник Бородинской битва, Симбирский губернатор, зачитавший манифест об окончании войны.    

Таким образом, первый этап проекта завершился удачно.

2 этап проекта (краткое описание)

В 2013-2014 учебном году осуществили  следующий  этап проекта: реконструкция выпусконого  вечера 1941 года.

В 1941 году в школе выпускалось 2 класса. В результате многолетней поисковой работы сейчас известно практически всё про каждого из выпускников 1941 года. Многие мальчишки прошли войну, кто-то погиб, кто-то прожил долгую жизнь, судьба девочек тоже была не лёгкой.

В ходе подготовки к этому этапу учащиеся знакомятся с историей гимназии, исследуют судьбы выпускников 2-х десятых классов 1941 года. Особо ценная информация была получена от выпускницы 1941 года –Ронжиной Тамары Вячеславовны. Было записано интервью, где она рассказывает о своих одноклассниках, о выпускном вечере. На основе этих воспоминаний была проведена  реконструкция

Выпускной бал – событие, значимое для каждого школьника. Ведь, кроме расставания со школой, в этот день происходит прощание с детством. Выпускные вечера проходят по всему миру, и в каждой стране есть свои традиции, связанные с ними.

Выпускные балы в России начали проводить еще при Петре I. Первыми выпускниками, с размахом отметившими окончание учебы, стали ученики школы математических и навигационных наук в Москве.

После революции 1917 года ситуация кардинально изменилась. Выпускные балы оказались под запретом как буржуазная забава и пережиток прошлого. Но в середине 30-х годов выпускные в школах возобновили. Конечно, от прежнего блеска нарядов и роскоши залов не осталось и следа. Вместо них обязательными стали напутственные речи: юнкеров и гимназисток  заменили комсомольцы и комсомолки. Но без танцев все-таки не обходились: кроме классических вальсов, исполнялись даже буржуазные фокстроты и чарльстоны.

Традицию выпускных балов прервала Великая Отечественная война. В субботний вечер 22 июня 1941 года во многих школах и училищах страны проходили выпускные вечера. Молодые люди и девушки беспечно кружились в вальсе, а уже на следующий день многие из них надели шинели и ушли на фронт. В нашей школе выпускной вечер прошёл 16 июня.

Основной задачей этого этапа проекта является задача как можно более точной реконструкции исторической школьной обстановки июня 1941 года с целью эмоционального восприятия учащимися уже известных им фактов и явлений. Для создания колорита эпохи необходимо сшить соответствующие костюмы, подготовить музыкальное сопровождение (в 1941 году на выпускном вечере играл школьный оркестр, состоящий из мальчиков, но поскольку танцевать хотелось в парах, заводили пластинки и на патефоне),для торжественной части будут распечатаны копии аттестатов той эпохи (копии сделаны с подлинных аттестатов выпускников 1941 года),в заключительной части вечера будет показана музыкальная композиция о судьбе тех выпускников, кто прошёл войну.

 Многие платья девочки уже обнаружили у своих прабабушек, школьный хореограф учит танцевать участников мероприятия фокстроты, вальсы и др., организационная группа собирает необходимую информацию.

3 этап проекта (краткое описание)В школьном музее хранится программа музыкального вечера ,который проходил в советской школе № 3 в 1926 году. В репертуаре классическая музыка, серьезные музыкальные и литературные произведения. На третьем этапе музейного проекта планируется реконструировать этот вечер ,следуя программе.

Безусловно, подобные методы музейной  работы активизируют познавательную деятельность школьников. Учащиеся ,участвующие в работе кружка ,выступали со своими исследованиями по истории гимназии на 2 Малых Сытинских чтениях, а проект «Гимназический вечер» был удостоен диплома 3 степени на 13 Международном музейном фестивале.

Критерии результативности и эффективности

  1. .Основным критерием эффективности может служить активизация познавательной активности школьников(их желание изучать историю гимназии и историю страны)
  2. .Критерием может выступать и пополнение фондов школьного музея новыми предметами и документами
  3. .Также, поскольку существует и исследовательское направление проекта, то критерием будет и активное участие учащихся в различных формах проектной и исследовательской деятельности по предлагаемым темам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрый вечер выпуск. Сценарий выпускного вечера в 11 классе.

***сценарий выпускного вечера . Торжественная часть  с чествованием первого учителя, родителей, учителей предметников, а также классного руководителя....

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Материал для подготовки выпускного вечера, линейки на 25 мая, вечера "Последний звонок"

Данный материал поможет подготовить вечер "Последнего звонка" для 11 класса, линейку "Последний звонок" и выпускной вечер....

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....