Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Рабочая программа по истории  для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа построена на основе концентрической концепции школьного исторического образования, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требований к уровню подготовки выпускников, рекомендована МОРФ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.rabochaya_programma_10_kl_istoriya.docx108.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 10 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории  для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа построена на основе концентрической концепции школьного исторического образования, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требований к уровню подготовки выпускников, рекомендована МОРФ .Преподавание рассчитано на изучение курса истории в 10 классе на основе параллельного использования учебников:

  • Н.В.Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека», М., Русское слово, 2015.
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века. Ч1-Ч.2:Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015гг.

Рабочаяпрограмма «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Программасодействует реализации единой концепции исторического образования.

В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы(при выборе форм контроляиспользуются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.

Изучениекурса основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Цели программы:

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задача программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.

Особенностью курса всеобщей истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является егообщеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения истории  ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых историческихпроцессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • Н.В. Загладин, «Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ века». 10 класс, учебник;М., Русское слово, 2015
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.С древнейших времен до концаXIX века. Ч1-.2:Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015.г.
  • Карты, схемы, таблицы периода всеобщей истории;
  • Электронные средства обучения

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа проектор
  3. Интерактивная доска


Тематическое планирование по истории для 10 класса.

« История России и мира с древнейших времен до конца Х1Х ВЕКА»

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Методика проведения урока

Элементы содержания

Основные понятия, термины

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Вид контроля

д/з

Дата

1

Периодизация всемирной истории

Особенности истории России

1

Урок изучения нового материала

Подходы к периодизации всемирной истории. Этапы развития человечества

Стадии роста, первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальное общество, азиатский способ производства, капиталистическая и коммунистическая формация, мировое развитие, история Древнего мира, средних веков, Новое и Новейшее время.

Давать характеристику способам периодизации

Дискуссия по проблемам периодизации новейшей истории. Работа с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества»..

Введение Сахаров1

Загладин §3

2

Первобытная эпоха

Наш край в древности

1

Урок изучения нового материала

Человеческое общество и природные сообщества, этапы становления человека, происхождение человеческих рас

Переход от присваивающего к производящему хозяйству, аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе

Ранний палеолит, мезолит, австралопитеки, питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, неандерталец, кроманьонец, расы людей, наскальная живопись

Кризис развития цивилизации, неолит, матриархат, патриархат, энеолит

Знать гипотезы происхождения человека, называть факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы, Характеризовать направления эволюции человеческого рода.

Характеризовать хозяйственную деятельность человека, проблемы в отношениях человека и природы, указывать факторы зарождения имущественного неравенства и появление частной собственности

Работа с документами

Терминологический диктант

Загладин §4,5

3

Деспотии Востока

1

Урок изучения нового материала

Принципы периодизации древней истории. Предпосылки возникновения государств. Географическое положение, материальная культура, социальная структура

Мен (Мина), Саргор, Джосер, Аменхотеп IV (Эхнатон), Ж. Шампольон

Знать причины образования государств, и признаки государства.

Уметь характеризоватьобщественные отношения в древних государствах,

Подготовка сообщений учащимися «Религия и духовная жизнь Древнего Египта»

Загладин §6

4

Города – государства Греции и Италии

1

Урок изучения нового материала

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций

Ромул, Солон, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун

Уметь характеризоватьдревнейшие цивилизации Греции, особенности хозяйственной деятельности,проводить сравнительный анализ исторического развития древних городов-государств: Афин, Спарты, Рима.

Составление сравнительной таблицы «Варианты развития полиса»

Загладин §9

5

Возвышение Рима

1

Комбинированный

Римская республика и империя. Римское право.

Демократия и тирания. Ментальные особенности античного общества

Легион, манипула, всадники, цезарь.Пирр, Ганибал, Тиберий Гракх, Спартак, Сулла,Митридат, Гай Юлий Цезарь, Г. Помпей, М. Красс, Антонпий, Октавиан Август, Клеопатра, Гай Цезарь Калигула, Нерон.

Выявлять причины и результаты Пунических войн, факторы кризиса Римской республики

Работа с документами, индивидуальные задания, тестирование.

Загладин §11

6

Мир эпохи средневековья

1

Урок изучения нового материала.

Принципы периодизации средневековья, историческая карта средневековья,

«Великое переселение народов»

Варвары, лагман, конунги, бурги, гунны, христианство

Работа с картой Характеризовать, хронологию средне-вековья, мировоззрение средневекового европейца, причины и последствия «Великого переселения народов»

Ответы на вопросы учебника

Загладин §14-15

7

Индоевропейцы. Исторические корни славян.

1

Урок сообщения нового исторического материала.

История России- часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы и их расселение.

Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории

Называть основные источники по истории Отечества. Показывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения и наносить на контурную карту.

Анализ источников. Составлениесхемы «Расселение индоевропейцев».

Сахаров1 § 1 стр. 7-23

8

Восточные славяне в VIII – IX в . Появление государства Русь. Первые русские князья

1

Урок сообщения нового исторического материала.

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Усиление роли племенных вождей, появление дружин. Славянский вождь Кий. Приильменье- центр славян. Борьба восточных славян с аварами и хазарами. Славяне и Волж.Булгария.. Предпосылки к образованию государства. Общественный строй восточных славян. Путь «из варяг в греки». Появление государства Русь в северо-западных славянских землях. Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Создание государства Русь. Князь Олег. Княжение Игоря. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Крещение Ольги.

. Норманнская теория образования государства на Руси. Антинорманисты. Происхождение слова «Русь». Анты и склавины.

Показывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения. Описывать уровень развития ремесла, торговли у славян. Рассказывать о верованиях славян. Приводить разные точки зрения на проблему создания государства у славян, давать им оценку. Указывать основные направления внутренней и внешней политики русских князей. Приводить разные точки зрения осоздании государства у славян, давать им оценку.

Указывать основные направлениявнутренней и внешней политики русских князей.

Анализ«Повести временных лет»

Сахаров1

§2-3

9

Древнерусское государство при Святославе и Владимире

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Славянский Юг и славянский Север – два центра государствен-ности. Укрепление Древнерусскогогосудар-ства. Походы на Восток. Южное направление внешней политики. Святослав и Цимисхий.Распадродоплеменныхотношений,зарождение социальнойдифференциации.. Укрепление государствапри Ольге. Изменениевнешней политики приСвятославе. РусьиХазарский каганат. Русьи Византия.Печенеги.ЗавоеванияСвятослава,ихзначение. ЛичностьСвятослава. Обстановка в княжеском доме после смерти Святослава. Владимир – единый правитель Руси. Восстановление единства русских земель. Изменения внешней политики Руси. Укрепление южных границ. Крещение Руси.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Происхождение слова «Русь». Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Княжеские усобицы. Князь,знать,дружина. Игорь Князьидружина. Полюдье

уметьраскрыватьлогикуиисторические причинывозникновения иразвития явлений общественнойжизни;

проводить поискисторической информации в источниках различного типа.

Давать оценку завоеваниям русских князей и их значению для государства.

Давать характеристику историческим деятелям, используя источники и дополнительную литературу. «Основные направле-ния внешней политики Руси». Раскрывать причины укреплениямеждународного положения Руси.

Объяснять изменения во внешней политике Руси при князе Владимире.

Составить тезисы своего ответа по теме:» Владимир язычник и Владимир христианин – два исторических образа» Заполнение сравнительнойтаблицы: «Политика русских князей»

Сахаров1

§4-5.

10

 Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах.

1

Урок, применений знаний при изучении нового материала (урок- практикум).

Вторая междоусобица на Руси. Святые Борис и Глеб. Борьба Ярослава Мудрого за власть. Восстановление единства Руси. Ярослав Мудрый во главе Руси. Распаддревнерусскогогосударства. Правление Ярослава Мудрого. Ослабление центральной власти. «Русская Правда»-первый писаный свод законов. Развитие культуры. Внешняя политика Ярослава Мудрого: расширение границ, укрепление международных связей. Русское общество в Х1 в. Система управления. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Первые восстания на Руси: 1024 г.,1068 г.“Русская Правда”Ярославичей. Олег Святославович.

Княжеские усобицы. Православная церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Борис и Глеб- первые русские святые. Армия. Города. Торговля. Система церковной жизни. Половцы.

Анализировать первые своды законов Руси. Сравнивать первую и вторую усобицы на Руси. Называть свойства характера Ярослава Мудрого. Характеризоватьроль Ярослава в том, что Киев превратился в один из красивейших городов Европы.

Доказать, что Древнерусское государство было раннефеодальным

Сахаров1 §6-7

11

Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

 Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Битва у Треполя и ее последствия. Схватки с половцами. Война русских князей против Олега. Любечский съезд. Русский крестовый поход в степь в 1111г. ПравлениеВладимираМономаха. Восстание 1113 г. в Киеве. Воссоздание единства Руси, военные походы “Поучение” В. Мономаха как памятник культуры. Жизнеописания главных деятелей русской истории в историографии.Мстислав Великий.

Давать характеристику системе управления Руси.

Рассказывать об устройстве княжеского домена, феодальной вотчины, основных занятиях населения.

Называть причины общественных потрясений на Руси, их последствия.

Описывать и характеризовать памятники культуры.

Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации, выступать с сообщениями.

Указывать причины раздробленности Руси.

Показывать на карте территории княжеств, места восстаний.

Давать сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств.

Рассказывать о междоусобной борьбе, восстаниях в период раздробленности государства.

Сахаров1 §8

12

Политическая раздробленность Руси.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

От Мстислава Великого до Юрия Долгорукого. Распри Мономаховичей. Юрий Долгорукий. Причины распада Руси. Русские княжества в ХП-ХШ вв.: Чернигово-Северское княжество, Киевское, Владимиро-Суздальское, Вел.Новгород, Галицко-Волынское. Возникновение Москвы. А. Боголюбский, Вс.Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской земли.

.

Указывать причины раздробленности Руси.Показывать на карте территории княжеств, места восстаний.Давать сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств.Рассказывать о междоусобной борьбе, восстаниях в период раздробленности государства. Называть экономические, социальные и политические причины феодальной раздробленности.

Знатьипониматьпространственныеивременныерамкиизучаемыхисторическихсобытий;уметькритическианализироватьисточник

 историческойинформации.

знатьипонимать

современныеверсии и

 трактовкипроблемы

 образованиягосударственностинаРуси

Взаимообогащение культуры славян и их соседей. Зарождение русской цивилизации. Составление таблицы «Русские княжества вXII –XIIIвв.»

Сахаров1 §9-10

13

Культура Руси X – начала XIII в.Зарождение русской цивилизации.

(комбинированный урок).

Единство культуры. Культура христианская и влияние Византии. Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература, архитектура, живопись, музыка. Фольклор. Быт народа.

уметьраскрыватьлогикуиисторические причины возникновенияиразвитияявленийобщественнойжизни; уметьпредставлятьрезультатыизучения

историческогоматериалавформеконспекта;

уметьпоказатьвответе своеобразиедуховного

 икультурногоразвитияРуси

Сахаров1 §11

14

Западная Европа в XII-XIII вв.

1

Урок применения знаний

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Особенности хозяйственной жизни, торговые коммуникации в средневековой Европе. Роль церкви

Григорий VII, Иннокентий III, Алексей I, Урбан II, Михаил III Палеолог, Фома Аквинский. Уния, крестовый поход, индульгенция.

Объяснять процесс становления средневековых городов, указывать причины обострения конфликтов между церковной и светской властью.

Вопросыи задания к документам

Загладин§19

15

Монголо- татарское нашествие на Русь.

Народы Северного Кавказа и иго

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Монголо-татары. Чингисхан. Зарождение государства у монголов. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествие на Русь. Оборона Рязани.Причины поражения русских княжеств. Монголо-татарское иго и его последствия.

 Образование Монгольского государства. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

Составлять исторический портрет Чингисхана. Составлять план ответа на тему «Последствия монголо-татарского ига». Уметьраскрыватьлогикуиисторическиепричинывозникновенияиразвитияявлений общественнойжизни;

уметьизлагатьисториюпротивостоянияРуси

 монголо-татарскомунашествию; уметьсопоставитьразличныеточкизрения

навзаимоотношенияРусииЗолотойОрды

Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель

Сахаров1§12,подготовить сообщение об Александре Невском.

16

Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами.

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Обстановка у северо-западных границ русских земель. Александр Невский. Ледовое побоище. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва. Ледовое побоище.

Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Называть, какие три враждебные силы сосредоточились у северо-западных границ русских земель в 13 веке. Рассказывать о борьбе на рода с завоевателями. Раскрывать сущность ига

Объяснять значение победы над крестоносцами и причины поражений в борьбе с монголо-татарами. ДаватьоценкудеятельностиА.Невскогоиего политическогокурса.

знать,понимать,даватьоценкуключевых

событийвисторииРусивXIIIв;

Сахаров1 §13

17

Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Рискованная поездка в Орду. Два разных подхода к отношениям с Ордой. Восстания против монголов во второй половине ХШ в. Карательные ордынские экспедиции.

Политика А. Невского. Роль Русской Православной Церкви в возрождении Руси Социальные отношения.

Рост городов и численности населения Северо-Восточной Руси. Усиление княжеской власти и обострение социальных противоречий.

Даниил Галицкий. Великие «малые дела».

датьоценкудеятельностиА.Невскогоиего политическогокурса.

 знать,понимать,даватьоценкуключевыхсобытийвисторииРусивXIIIв;

 уметьсопоставитьразличныемненияо влияниимонголо-татарскогонашествияи

 игаЗолотойОрдынарусскуюисторию.

уметьраскрытьпредпосылкисоздания централизованногороссийскогогосударства,

 взаимосвязиразличныхфакторов,влиявших

 наэтотпроцесс;

Выступления учащихся с сообщениями об Александре Невском, выполнение тестовых заданий

§ прочитать.

18

Возвышение новых русских центров. Началособирания земель вокруг Москвы

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Судьба русских земель в послебатыво время. Появление Литовско-Русского государства. Тверь становится лидером. Возвышение новых центров в междуречье Волги и Оки. Усиление Вел.Новгорода.Литово-Русское государство. Лидерство Твери и ее борьба с Москвой. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Вильно или Москва? Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче.

.

Уметьанализироватьисторическуюинформацию,

представленнуювкартах, текстом, таблицей.

уметьрассказатьоключевыхсобытияхполитическойисторииXIV-XVвв;

уметьустановитьпричинно-следственные связимеждуигомЗолотойОрдыипоследующимразвитиемроссийской государственности.уметьвыявлятьальтернативыразвитияРоссиииобъяснять

 причинывыбораисторическогопути;прослеживатьизменения

 всоциальнойструктуреобщества;работатьсисторическойкартой

Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси. Работа с атласом, дополнительной информацией.

Сахаров1§14,индивидуальные задания.

19

Эпоха Куликовской битвы.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Расстановка сил накануне Куликовской битвы. Историческое значение Куликовской битвы. Поход Тохтамыша на Москву. Обстановка вокруг Москвы при Василии I.

Церковьи великокняжескаявласть. НачалооткрытойборьбысОрдойзанациональнуюнезависимость.

Первыепораженияипобеды.ПодъемнациональногосамосознаниявконцеXIV -начале XV вв.

Основныенаправленияобъединительногопроцесса:

 централизацияиконцентрациявластивруках великогокнязя,присоединениекМосквеновыхземель.

 Мятеж Дмитрия Шемяки.

 Куликовская битва. Грюнвальдская битва. Сергий Радонежский.

Юрий Звенигородский. Василий II. УсилениеРусиприпреемниках ДмитрияДонского - Василии I иВасилии II Тёмном.Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Характеризовать основные понятия темы. Комментировать высказывания. Объяснять роль монастырей в освоении русских земель и становление российской цивилизации.

Ответ на вопрос: «Можно ли было избежать феодальные войны?».

Сахаров1§15,индивидуальные задания.

20

Феодальная война на Руси.

комбинированный урок

ФеодальнаявойнавторойчетвертиXV в.какотражениеостройполитическойборьбызавласть.Утверждениеединовластияипринциповнаследованияпрестола.

Объяснять причины противостояния и войны между силами централизации и удельной вольницы. Оценивать итоги феодальной войны. Обосновывать свои выводы. Объяснять смысл основных исторических понятий. Называть проблемы, которые разрешила феодальная война

Сахаров1 §16

21

Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

ИванIII:личностьидеяния.Подчинение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Формированиецентрализованногогосударственногоуправления. Формированиепоместнойсистемыислужилогосословия. Общерусскийсудебник1497 г. ЗавершениеполитическогообъединенияРусивконцеXV -начале XVI вв. Выход Руси на международную аренду.Формирование многонационального государства.Политическаяборьбабоярско-дворянскойзнати:возможныепутидальнейшегогосударственногоразвития..

Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Показывать изменения политической карты Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III. Называть события XVв., способствовавшие изоляции русских земель от западной цивилизации. Высказывать суждения на основе исторических фактов и событий. Характеризовать роль Судебника 1497 г.. Объяснять роль Судебника 1497 г.Давать характеристику социально-экономической структуре общества.

Понимать значение формированиямногонационального государства.

Обсуждение вопроса: «Какие процессы во взаимоотношениях Церкви и государства отразила теория «Москва – Третий Рим»?».

Сахаров1§17,18, записи в тетради.

22

Хозяйство, власть и Церковь в XV в

Наш край в XVв

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Крестьянство. Города, ремесла, торговля. Россия в сравнении с Западом. Соперничество Церкви и государства за власть. Церковь и еретики. Великокняжеская власть при Василии III.

Объяснять, почему внутренняя колонизация Восточной Европы в отличие от Западной растянулась на долгие годы и кто был основателем этого процесса. Объяснять значение терминов: нестяжатели, иосифляне, стригольники.

Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов

Сахаров1 §19

23

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550 – х г.г.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Первое боярское правительство.

Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Венчание на царство. Восстание 1547г.

РеформыпервойполовиныцарствованияИванаГрозного

/1540 – 1550-ые гг./Избраннаярада. ИванГрозныйиАндрейКурбский.

Земскиесоборы.Опричнина.

Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим»

Раскрывать сущность реформ, сравнивать с реформами предшествующего периода.

Называть основные задачи внутренней и внешней политики Ивана Грозного

Указывать причины введения опричнины, ее итоги и последствия для государства.

Уметь аргументировано доказывать свою позицию по проблемным вопросам.

Опрос, работа с документами

Сахаров1 §20

24

Внешняя политика Ивана IV.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Внешняяполитика:задачииосновныенаправления.

Присоединениеиосвоениеновыхземель.ЗавоеваниеКазанскогои

Астраханскогоханств.ПродвижениевСибирь.Ливонскаявойна:

 цели, ход,итоги.

Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства

Называть основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана IV. Составлять в форме тезисов ответ на тему: «Ливонская война и ее роль в истории России». Объяснять в чем состоят противоречиярезультатов внешней политики на восточном направлении.

Опрос, работа с документами

Сахаров1§21

25

Опричнина. Последние годы Грозного царя.

комбинированный урок

ИванГрозныйглазамисовременниковиисториков .Сущность опричнины. Террор. Влияние опричнины на жизнь страны. Опричнина в оценках русской и современной историографии.

Называть пережитки удельной Руси, препятствовавшие Ивану IV осуществлять неограниченное правление. Показывать по карте опричные земли и земщину. Давать оценку опричнины современными историками.Сравнивать и давать сравнительную характеристику двух исторических личностей.

Сахаров1 §22

26

Культура и быт в XIV – XV вв.

1

комбинированный урок

Жития, сказания, «хождения». Зодчество. Живопись. Фольклор

Знать, какое отражение в культуре 14-15в.в. нашли процессы, события, явления истории Руси этого периода. Характеризовать различия быта царей, бояр и простолюдинов. Описывать памятники культуры, давать характеристику их авторам.

Сахаров1 §23-24

27

Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки.

1

Урок изучения нового материала

Открытие Америки. Доколумбовые цивилизации Америки, создание первых колониальных империй.

Х. Колумб, А. Веспуччи, Б. Диас, Васко да Гама, Э. Кортес, Ф. Писарро, Ф. Дрейк, Ф. Магеллан. Майя, ацтеки, инки.

Характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Заполнение таблицы «Великие географические открытия и их последствия», Сообщения учащихся по теме: «Судьба народов доколумбовой Америки».

Загладин §27

28

Западная Европа: новый этап развития

1

Комбинированный.

Переход к мануфактурному производству, эпоха Возрождения, Начало Реформации и первые религиозные войны в Европе.

Мануфактуры (смешанные, рассеянные, централизованные), огораживание, эпоха Возрождения, схизма, секуляризация, анабаптисты, иезуиты, англиканская церковь.И. Гутенберг, Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Д. Бокаччо, Д. Чосер, У. Шекспир, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Я. Гус, Я. Жижка, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, И. Лойола, Н. Коперник, Д. Бруно.

Называть предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству. Уметь сопоставлять протестантские религиозные доктрины

Составление развернутого плана на тему «Контрреформация и религиозные войны в Европе». Терминологический диктант.

Загладин §28-29

29

Повторительно - обобщающий урок

30

Начало Смуты.

Кризис общества и государства.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

КонецдинастииРюриковичейивопросопрестолонаследии.

БорисГодунов-первыйвыбранныйгосударьвсеяРуси.

 СмертьцаревичаДмитрия. Стихийныебедствиявначале

XVII в. Народныеволнения.И.И.Болотников. Самозванство.

ВзлётипадениеЛжедмитрия I. ВоцарениеВасилияШуйского.ЛжедмитрийII. Поход повстанцев на Москву.

Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Национальный подъем в России

Характеризовать положение страны в период Смуты.

Называть причины Смуты, народных восстаний, используя документы.

Показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции.

Объяснять последствия самозванства и интервенции для страны.

Давать оценочную характеристику государственным и религиозным деятелям Объяснять происхождение названия «Смутное время».

Опрос, работа с документами

Сахаров1§ 25-26

31

Спасители Отечества.

1

комбинированный урок

Семибоярщина.

Интервенция,патриотическийподъемнародаиегоосвободительная борьба. Iи IIополчения.К.МининиД. Пожарский.

Характеризовать политику Бориса Годунова. Объяснять появление самозванца Лжедмитрия. Сравнивать политику и личности Бориса Годунова и Лжедмитрия. Комментировать высказывание: «Смутное время порождало неординарные личности». Называть причины прихода к власти Василия Шуйского.

Сахаров1 §27

32

Россия после Смуты.

Новые черты в жизни России.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Рольправославнойцерквивконсолидацииобщества. Последствия Смуты. Войны с Польшей и Швецией. Возрождение самодержавия. Войны с Польшей и Швецией. Последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Первые плоды. Управление военной мощи страны и внешняя политика. Личность Михаила Романова. Земский собор1613 г.УтверждениединастииРомановых.

ПравлениепервыхРомановых.Эволюцияцарскойвласти. ИзменениеролиЗемскихсоборов. Усилениеролиприказной

бюрократии.ЛичностьцаряАлексеяМихайловича. Окончательное

закрепощениекрестьян.Соборноеуложение1649 г.Самодержавиеицерковь.Церковныйраскол.ПатриархНикон.

ПротопопАввакум.СтарообрядчествовисторииРоссии.

Новыйэтапразвитиякрепостногоправа.

Новые

явлениявэкономикестраны

Характеризовать положение страны в период и после Смуты.

Показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции.

Объяснять последствия самозванства и интервенции для страны.

Давать оценочную характеристикугосударственных и религиозным деятелям. Рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны. Сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчения, причины победы Второго ополчения. Характеризовать положение России после Смуты. Определять успехи России во внутренней жизни и внешней политике. Давать оценку способам достижения и цене достигнутых успехов. Характеризовать личность Михаила Романова.

Составлять развернутый план по теме: «Уложение 1649г». Объяснять значение Земского собора для России. Перечислять характерные черты развития сельского хозяйства России в 17 в. Охарактеризовать и сравнивать сословия России 17в

Опрос, работа с документами

.

Сахаров1 §28

33

XVII, «бунташный», век.

Ставрополье в XVIIв

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Социальные противоре-чия, рост налогов и повинностей. Казацко-крестьянскиевосстания.Движенияивосстаниявгородахв серединеXVII в.Медныйбунт.Крестьянская войнаподпредводительствомСтепанаРазина. Бегство

Крестьян и колонизация окраин. Российское казачество.

Присоединение украинских и белорусских земель. Отношения с крымским ханством, Османской империей, Ираном и др. Освоение Сибири. Россия на дальневосточных рубежах. Нерчинский договор1689г.с Китаем. Народы Ставрополья в XVIIв.: колонизация и расселение. Ислам и политика христианизации

«Бунташныйвек»влитературеиискусстве.

Сравнивать причины крупнейших восстаний, происшедших в годы правления Алексея Михайловича.

Находить общее и особенное в составе участников восстаний, выдвижении требований и характере борьбы.

Делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и второй половины 17в.

Опрос, работа с документами

Сахаров1 §30

34

Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича.

Народы России и Северного Кавказа

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Алексей Михайлович. Противоречия между Церковью и государством. Усиление царской власти. Укрепление внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России. Включение разных народов в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели: С.Дежнев, И.Ю.Москвитин, Е.П.Хабаров, В.Д.Поярков. Открытие Дальнего Востока – В.В.Атласов.

.

Самобытность

 ицельность русскойкультуры. Взаимодействие хозяйственной

жизни,обычаев, традиций,культурразныхнародоввусловиях

многонациональногогосударства

Характеризовать личность Алексея Михайловича. Причины проведения церковной реформы.

Объяснять основные понятия темы. Составлять развернутый план ответа по теме: «Внешняя политика России в период правления Алексея Михайловича: задачи, направления, результаты».

Определять причины продвижения русских в Сибирь.

Характеризовать уклад жизни и занятия нерусских народов и влияние на их жизнь вхождение в состав России.

Называть имена крупнейших русских землепроходцев и первооткрывателей и характеризовать их вклад в изучение Сибири и Дальнего Востока.

Опрос, работа с документами

.

Сахаров1 §29

35

Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг. )

1

Урок изучения нового материала.

Причины войны, основные этапы и события, Вестфальский мир.

Карл VГабсбургш, КристианIV, А. Валленштейн,Густав II Адольф

Анализ последствий войны для международного положения России.

Составление таблицы «Тридцатилетняя война - основные периоды».

Загладин §31

36

Государства Азии в позднем Средневековье.

1

Комбинированный

Возвышение и кризис Османской империи. Характеристика общественного уклада Обзор основных событий истории Китая и Индии.

Осман I, З. Бабур, Надир-Шах, военно-ленная система, янычары, джагирдары, заминдары, сикхи

Характеризовать причины ослабления Османской империи и империи Великих моголов.

Подготовка сообщений на тему «Государства Востока в ХУ-ХУП веках»

Загладин §32

37

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660)

1

Комбинированный

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века. Начало революции в Англии, установление диктатурыКромвеля, режим протектората и реставрация.

Яков I, Карл I, О. Кромвель, Д. Лильберн, Монк, Карл II. Пресвитериане, индепенденты, пуритане, левеллеры, диггеры.

Характеризовать причины, особенности и значение буржуазной революции в Англии.

Работа с таблицей.

Загладин §22,37

38

Эпоха просвеще-

ния и просвещен-ный абсолютизм.

1

Лекция учителя

Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения.

Д. Локк, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольдбах, Ж. Мелье, Г. Мабли, И. Гердер, Мария Терезия, Иосиф II, В. Моцарт, И. Гайдн, Фридрих II. Естественное право, общественный договор, просвещенный абсолютизм.

Сопоставлять идеи мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство, давать характеристику распространению идей просвещенного абсолютизма.

Индивидуальные задания, составление таблицы.

Загладин §33

39

Народы России в XVIIв

Присоединенеие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Экономическое и общественное развитие Россоо в XVIIв

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

.

Опрос, работа с документами

Сахаров1 §31-32

40

Россия накануне преобразований.

Ставрополье в XVIIв

1

комбинированный урок

Правление Федора Алексеевича.. Восстание стрельцов 1682г. и приход Софьи к власти.Реформы Софьи. Вечный мир с Польшей и крымские походы. Приход к власти Петра.

Нарастаниесветских

элементов,рационализма,гуманизма.Отношениекпроцессу обмирщениярусскойправославнойцеркви.

Характеризоватьпреобразования, проведенные Федором Алексеевичем. Определять значение отмены местничества для развития государства.

Характеризовать период правления Софьи, сравнивать его со временем, когда у власти был Федор Алексеевич.

Определять внешнеполитические задачи периода правления Софьи

Сахаров1 §33

41

Культура и быт России в XVIIв

1

комбинированный урок

Живопись,зодчество,литература,образование. ПублицистикаСмутноговремени.Новыежанрыиновыегероивлитературе XVII в.Зодчество: традиционноепятиглавиеишатровыйстиль.Московскоебарокко-новыевеянияиформы. Памятники

 русскогозодчестваXVII в.Гражданскоезодчество.ИзобразительноеискусствоXVII в.:сохранениетрадиций

 (иконопись)иновое (парсуна,пейзаж).ТворчествоСимона

Ушакова.Образование.Характерныечертыбыта.

Развитие культуры народов России. Усиление светских элементов в русской культуре. Государство и церковь. Ереси

Характеризовать исторические условия развития культуры России 17 в. Называть новые веяния в области культуры и их влияние на культуру страны. Характеризовать наиболее существенные достижения культуры России 17 в. Сравнивать быт россиян 17в. с бытом в 16 в.

Сахаров1 §34

42

Эпоха ПетраI. Северная война.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Мужание Петра I.Восприятиезападногоопытаобществом,русскими государственнымидеятелямиконцаXVII-начала XVIII в.

Осознаниенеобходимостиперемен.

Петр Iиполитическаяборьба1680-х гг.Социально-экономические

преобразования. Активноевоздействиегосударстванаэкономическую жизньстраныПолитикапротекционизмаи

 меркантилизма.

ВнешняяполитикапервойчетвертиXVIII в.Севернаявойна.

Военныетриумфы:Азовскиепоходы,Полтава,Лесная, Гангут, Гренгам. ОтношениясостранамиВостока.Персидскийпоход1722-1723 гг.

А.Я. Ордин-Нащокин,В.В.Голицын,Ф.Ртищев, А.Матвееви др. .Мануфактуры.Торговля. Азовские походы. Великое посольство. Россия -великаяевропейскаядержава. Битва под Нарвой. Полтавская битва. Прутский поход. Первые успехи в Прибалтике. Завершение Северной войны.

уметьвыявитьпричиныиистокиреформПетраI;

 сопоставитьпроцессразвитияРоссииистранЗападнойЕвропы; уметьанализироватьосновныеизменениявразличныхсферахжизни

 обществавначалеXVIII в.;

уметьдатьхарактеристикуосновныхнаправленийвнешнейполитикиРоссии, соотнестиихснациональнымизадачамистраны; участвоватьвдискуссияхпопроблеме

 развитияРоссиивXVIII в.,

формулироватьсобственнуюпозицию пообсуждаемойпроблеме.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав России, рассказывать о значении открытий. Указывать причины и итоги Северной войны.

положительные и отрицательные.

Опрос, работа с документами.Провозглашение империи.

Сахаров2 §1

43-44

Реформы Петра I.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Государственныеи административныереформы Петра I. Военная, городскаяреформы,реформаобластногоуправления,учреждениеСенатаиколлегий, созданиеоргановполитическогосыска.Перестройкацентральныхиместныхоргановуправления,системаконтроля.Завершениепроцессацентрализациигосударственногоуправления. Утверждениеабсолютизма.

Военныереформы:созданиерегулярнойармии,флота;ихзначениедлясудеб России.Церковнаяреформа.Особенностисоциальнойполитики.Служилыйхарактер

дворянства.«Табельорангах».Преобразованиявобластикультурыибыта.

Выделять последствия петровских преобразований, используя документы.

Характеризовать положение разных слоев общества в период реформирования страны.

 Называть причины народных восстаний, состав участников, итоги. Давать оценку роли лич-ности в историческом процессе.

Сравнивать развитие России с другими странами Западной Европы.

Опрос, работа с документами.Дискуссия

 оролипетровскойэпохивразвитиирусскойнациональной

 культуры.Итогииценареформ.

Сахаров2 §2-3

45

Эпоха дворцовых переворотов.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

ПроблемапрестолонаследияпослесмертиПетра I иборьбапридворных группировок завласть.НаследникиПетра,ихпомыслыидеяния. Екатерина I, МеншиковА.Д.. Верховныйтайныйсовет.Ипервыепопыткиограничения

 самодержавия.Кондиции1730 г. Рольдворянстваигвардии

 вдворцовыхпереворотах.Расширениепривилегийдворянства. Правление Елизаветы Петровны.

Петр III: полгода на троне.

иметьпредставлениеополитикепросвещенного абсолютизма,личностимонархаижизни российскогообществавданныйпериод; уметьпроанализироватьявленияразложенияфеодально-крепостническогохозяйстваРоссии; иметьпредставлениеоизменении геополитическойситуациивмире,вЕвропе,вРоссиинапротяженииXVIIIв.;

уметьдатьоценку территориальным и национальнымпроблемамвовнешнейполитикеРоссии.

уметьвыявлятьтипичныечерты; особенностикультурногопроцессав РоссиивторойполовиныXVIII в.,а также

 преемственности,связывающейэтот этап спредшествующим,различияэтихэтапов;

анализироватьфакторы,влиявшиенадуховнуюикультурнуюжизньроссийскогообщества.Сравнивать периоды правления Екатерины 1, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III. Сравнивать внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762г.

Опрос, работа с документами

Сахаров2 §4-5

46

Расцвет дворянской империи.

.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Дворцовыйпереворот1862 г.ивозведениенапрестол

 Екатерины II.Екатерина IIиеёокружение.Политическое

 значениефаворитизма;братьяОрловы,Потемкин. Просвещенный

 абсолютизмвРоссии.СозывУложеннойкомиссии (1767-1768).Секуляризацияцерковногоземлевладения.

Особенностиразвитияхозяйства.КрестьянскаявойнаподпредводительствомЕ.И.Пугачёва.ИзменениеполитическогокурсаЕкатериныII.Жалованныеграмотыдворянствуигородам (1785).

 Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов.

Называть причины и последствия дворцовых переворотов для России.

Давать оценочную характеристику участникам дворцовых переворотов.

Анализировать источники, документы, на их основе делать выводы.

Давать характеристику исторической личности, ее реформаторской деятельности.

Опрос, работа с документами..

Сахаров2 §6

47

Могучая внешнеполитическая поступь империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в.

Ставрополье в XVIII в

1

комбинированный урок

Россиявсистеме

международныхотношений.Восточныйвопрос:борьбаевропейскихгосударств

завлияниевОсманскойимперии.Русско-турецкиевойнывторойполовиныXVIII в. ПрисоединениеКрымаиСеверногоПричерноморья.УчастиеРоссиивразделахПольши. ПрисоединениеЗападногоКазахстана. ПротекторатнадГрузией (1783).ПрисоединениеЗападнойБелоруссии,Западной Украины.РусскаяАмерика.ИтогицарствованияЕкатериныII. Рост территории и населения во второй половине 18 века. Промышленность и сельское хозяйство. Торговля. Финансы. Жизнь и хозяйство народов России.

Расширение прав и привилегий дворянства

Характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II. Анализировать источники, документы, на их основе делать выводы.

Давать характеристику исторической личности, ее реформаторской деятельности.

Показывать на карте места военных событий, восстаний, территории, вошедшие в состав России.

Сравнивать личность и политику Екатерины ШШ с предшествовавшими ей правителями России после Петра Великого.

Определять цели и направления внешней политики Екатерины II. Оценивать итоги внешней политики Екатерины II. Перечислять факторы развития экономики во второй половине XVIIIв. Называть внешнеполитические события, оказывающие решающие влияние на развитие экономики России во второй половине 18в. Характеризовать влияние экономики страны на жизнь народов России, вошедших в состав страны в 18в.

Сахаров2 §7-8

48

Культура и быт России и Ставрополья во второй половине XVIII в.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Особенности российской культуры. Образование и просвещение народа. 1755 г. открытие Московского университета. Представителирусскогопросвещенияобосновных проблемахроссийскогообщества.А.Н.Радищев, Н.И.Новиков. Либерализм второйполовиныXVIIIв.(А.П.Сумароков,Д.А.Голицын,Н.И.Панин). Литература и искусство: западноевропейское влияние и национальные особенности. КультурабароккоиклассицизмавРоссии (Растрелли,Казаков,Баженов).Развитиенаукиитехники.

. БытинравысословийРоссийскойимперии

Объяснять особенности развития культуры во второй половине 18в. Называть новые черты в развитии культуры. Определять роль зарубежного влияния на российскую культуру. Рассказывать о явлениях культуры. Сравнивать быть россиян 18в. с их бытом в 17в

Опрос, работа с документами.

Сахаров2 §9

49

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1

Комбинированный

Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Яков II, Вильгельм Оранский, Д. Уатт, Т. Мальтус, луддизм

Объяснение исторической значимости промышленного переворота в крупном государстве Европы.

Дискуссия по вопросу о том, почему именно Англия стала родиной перехода к новому типу цивилизацион-ного развития.

Загладин §37

50

Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы

1

Урок изучения нового материала.

Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции.

Режим капитуляций, ваххабизм, фактории, сипаи

Объяснение причин замедленного развития стран Востока, возникновения возможностей их подчинения промышленными державами.

Работа по вопросам учебника.

Загладин §44-45

51

Война за независимость в Северной Америке.

1

 Комбинированный урок

Колонии Англии в Северной Америке в XVIII веке. Начало войны за независимость в Америке. Америка на пути к освобождению. Утверждение демократии в США.

Георг III, Франклин, Т. Джефферсон, С. Адамс, Д. Вашингтон, «бостонскоечасепитие», Билль о правах.

Влияние образования США на политическое развитие Европы.

Работа с таблицей.

Загладин §34

52

Великая Французская революция и ее последствия для Европы.

1

Урок изучения нового материала.

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Первые шаги революции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианскаядиктатура и директория.

М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж. П. Марат, Людовик XVI, Наполеон Бонапарт, Ж Эбер, Г. Бабеф, третье сословие, якобинцы, кордельеры, федерат, жирондисты, революционный террор, эбертисты, термидорианский режим.

Дать оценку основным событиям революции во Франции . Значение революции во Франции, ее воздействии на судьбы народов Европы.

Дискуссия на тему «Почему революция во Франции вошла в историю как Великая?».

Загладин §35-36§38

53

Первые годы правления Александра I

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

МестоРоссиивмировойисториикначалуXIX в.Своеобразиетерриториального,геополитическогоположенияРоссиикначалуXIX в.Цивилизации,религиозныеверования (христианство,ислам,буддизм,иудаизм). НародынатерриторииРоссийскойимперии, хозяйственные,культурныевзаимодействия.Крепостноеправо,община,помещичьеземлевладение.СамодержавиевРоссиивначалеXIX в.Александр I: правительственныйлиберализм.Реформы: замыслыиихреализация. М.М.Сперанский. Просвещение

ЗнатьипониматьспецификуисторическогопутиРоссиивмировомсообществе; Указывать социальные изменения, описывать уровень жизни разных социальных групп.

Выделять характерные черты российского просвещения.

Выделять существенные черты социально-экономического и политического развития России.

Объяснять сущность и итоги реформ.

Указывать направления внутренней и внешней политики государства в первой половине Х1Х в.

Называть имена государственных и общественных деятелей, анализировать и сравнивать их проекты, программы, давать им оценку на основе источника.

Опрос, работа с документами

Сахаров2 §10-11§ 21

54.

Наполеоновские войны.

1

Урок применения знаний.

Империя Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона. Народы против империи Наполеона. Тильзитскиймир.

Г. Нельсон, А.В. Суворов, Александр I, Франц I, Жозеф Бонапарт, континентальная блокада, гражданское сознание, национальное самосознание.

Сильные и слабые стороны режима Империи во Франции. Сопоставительный анализ положения России и Франции в начале XIX века.

Обсуждение с учащимися феномена Наполеона, значения его личности для народов Европы.

Загладин §41-42§39-40

55

Отечественная война 1812 г.

Ставропольцы в Отечественно войне 1812 года

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Россияиантинаполеоновскаякоалиция. Тильзитскиймир.ВойнасИраном1804- 1813гг. Русско-шведскаявойна1808 – 1812 гг. иприсоединениеФинляндии. Россияивосточный вопрос.Русско-турецкаявойна1806 – 1812 гг. ПрисоединениеБессарабии. ПричиныОтечественнойвойны1812г. Ходвоенных действий,соотношениесторон:основныесражения.ИсторическоезначениепобедырусскогонародавОтечественнойвойне1812г.

Заграничные походы русской армии. Россия в Священном Союзе.

УметьдатьоценкувнешнейполитикиРоссиивначалевека; определитьхарактервойны1812 г.; составитьтаблицу,отражающуюходвойны.

уметьсравнитьполитикуАлександра IиНаполеона; датьоценкуучастиюРоссии

вантинаполеоновских коалициях; использовать историческуюкарту при

описанииисторическихсобытий; уметьопределитьосновныенаправления

внутреннейполитикиРоссиивданныйпериод;

сопоставитьполитическоеустройствоРоссииидругихстран;

Опрос, работа с документами составитьсинхронистическуютаблицу

«Россияизарубежныестраны

первойполовиныXIX в.»

Сахаров2 §12-13

56

Жизнь России в послевоенный период.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

РоссияиВенскийконгресс.РоссияиСвященныйсоюз.

 Восточныйвопросв XIX в.ирольРоссиивегорешении.

 РоссияиПольша.КонституцияЦарстваПольского.Состояние

страныпослеОтечественнойвойны.А.А.Аракчеев.Военные

 поселения.СмертьАлександра I.Междуцарствие.Вопросопрестолонаследии

оппозиционных настроений в обществе.

Сравнивать проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева.

Давать характеристику историческим личностям и определять их вклад в историю России.

Опрос, работа с документами Рост

Сахаров2 §14

57

Реакция и революции в Европе. 1820-1840 гг.

1

Объяснение материалов учебника.

Священный союз как первая в истории система европейской безопасности. Характер поставленных им целей и кризис его политики. Революционные движения в Европе и Россия: зарождение конфликта. Причины ограниченности результатов революций 1848-1849 гг. в Европе.

К. Меттерних, Карл X, Луи Филипп, О. Бланки, Л.Э.Кавеньяк, Луи Бонапарт, Вильгельм IV, Д. Гаррибальди, Л. Кошут, Франц -Йозеф

Характеризовать причины и последствия революций в Европе.

Семинар.

Загладин §41-42

58

Внутренняя политика Николая I.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Личность императора Николая 1. ИмператорНиколай Iкакчеловек иполитик.

Преобразованиявремениегоцарствования:сочетание

самобытныхначализападноевропейскихвлияний.

«Православие,самодержавие, народность».Официальнаядоктрина

 иисторическиереалии.КодификациязаконовРоссийскойимперии.

 Попыткиразрешениякрестьянскоговопроса.

 Экономическаяполитика,еёрезультаты.

Кавказ-узелпротиворечий.Положениенародов

 КавказавпервойполовинеXIX века. Кавказскаявойна.

Основныеэтапы

вхождениявсоставРоссиинародовКавказа.

М.М.Сперанский, Д.Н.Блудов, С.С. Уваров -идеологиниколаевскогоцарствования. П.Д.Киселев. Е.Ф.Канкрин. А.П.Ермолов, И.И.Паскевич, Шамиль. Мюридизм.

 ЗначениевхождениянародовКавказавсоставРоссии.

Сравнивать личности Николая I и Александра I. Характеризовать государственные преобразования Николая I.

Перечислять наиболее важные решения Николая I в области крестьянского вопроса. Характеризовать политику России в Польше и на Северном Кавказе. Давать характеристику развития хозяйства России.знать,какиесобытиявжизниЕвропыиАзиивлиялинавнешнююполитикуРоссии;

уметьсоставитьтезисы«Россияи освободительноедвижениенародовБалканскогополуострова»;

Составить таблицу: «Реформы времен Николая I».показатьсоотношениевоенныхсил,ход военныхоперацийв Крымскойвойне,

 составитьрассказогероях войныиеёрезультатах.

Сахаров2 §15-16

59

Внешняя политика Николая I. Крымская война. Общественная и духовная жизнь России и Ставрополья

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

ВнешняяполитикаРоссиив1820-1850-егоды.РоссияиГреция.Греческоевосстание. ВойныРоссиисТурциейиПерсией. ЗначениепобедыввойнесТурцией

  1. ддлянародовКавказаиБалканскогополуострова.
  2.  Польскоевосстание. 1848 г. вЕвропеиеговлияниенаполитикуРоссии.

Крымскаявойна:причины,ход,результаты.ИтогицарствованияНиколаяI. Славянофилы и западники.

Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Взгляды общественных деятелей на современном этапе развития страны.

Характеризовать причины войн России с Персией и Турцией 1820-е г. и их итоги.

Объяснять трудности в реализации принципов Венской системы. Характеризовать причины Крымской войны и ее итоги;

показатьсоотношениевоенныхсил,ход

 военныхоперацийв Крымскойвойне. Характеризовать положениеи роль Русской Православной Церкви в России в середине XIX в.

Заполнить таблицу: «Крымская война». Составление таблицы: «Сравнительнаяхарактеристика теории «официальной народности», взглядов западниклв и славянофилов».

Сахаров2 §17-18

60

Страны Европы: облик и противоречия промышленной эпохи. Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав

1

 Урок изучения нового материала.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.Чартистские движение в Англии.

Ю. Либих, Р. Фултон, Д. Стефенсон, чартизм, локаут

Предпосылки углубления промышленного переворота и его социальные последствия.

Обсуждение проблемных заданий.

Загладин §38

61

Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки

1

Урок изучения нового материала

Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго» эшелона. Особенности сопротивления колонизаторам в странах Востока. Уникальность положения Японии и предпосылкиее перехода к индустриальному развитию.

М. Перри, Муцухито (Мэйдзи). Сипаи, тайпины, «опиумные» войны, модернизация, синтоизм, дайме

Давать характеристику соперничеству России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке, объяснять причины обострения восточного вопроса.

Работа в группах. Сравнительная характеристика развития государств Востока.

Загладин §46-47

62.

Страны Западного полушария в XIX веке.

1

Комбинированный

Освободительные революции в странах Латинской Америки, США в первой половине XIX века, гражданская война в США.

М. Идальго, Х. Морелос, С. Боливар, М. Бельграно, Х. Сан-Мартин, А. Итурбиде, Д. Монро, А. Линкольн, Д. Дэвис, Р.Ли, У. Грант, У. Шерман, доктрина Монро, гомстеды.

Характеризовать значение отмены рабства в США для развития американской демократии. Уроки иопыт гражданской войны в США.

Сообщения учащихся о лидерах революционного движения в Латинской Америке

Загладин §43

63

Реформы Александра II. Россия и Ставрополье после отмены крепостного права.

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Личность императора. Необходимость реформ. Нарастающее отставание России от ведущих стран мира. Обострение социально-экономическойи общественно-политической ситуации в России после поражения в Крымской войне. Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Личное освобождение крестьян. Временнообязанные. Отрезки. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на реформу. Дискуссии современников о значении реформы. Реформа в освещении историографии. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования. Значение реформ 1860-1870г.г. Сельское хозяйство. «Народная воля» и «Черный передел». Террор. Убийство Александра II.

. Характеристика реформ 1981-1864 гг Постепенные положительные изменения условий хозяйственной деятельности в деревне. Рост продуктивности сельскохозяйственного производства. Отработки. Роль сохраненной общины в жизни крестьян. Развитие торговли и промышленности. Формирование экономической политики под руководством М.Х.Рейтерна в условиях модернизации России. Строительство железных дорог. Положение в стране к началу 1880-х г.г. Народнический террор. «Земля и воля». Основные направления в народничестве, его идеология. Действия народников. Появление террористических организаций. Нечаевщина. «Земля и воля» 1870-х г.г. Раскол «Земли и воли»:

Знать основные положения урока: особенности формирования личности Александра II; главные положения реформы 1861г.; характеризовать земскую, городскую, судебную и военную реформы, изменения системы образования, проведенные Александром II; характеризовать внешнеполитические условия, позволившие прорвать дипломатическуюизоляцию России после окончания Крымской войны; оценивать результат внешней политики России в период правления Александра II. Знать основные положения урока:

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве России после отмены крепостного права; сдерживающие факторы для развития сельскохозяйственного производства; характеризовать программу М.Х.Рейтерна; определять сущность народнического движения; давать определения основных понятий; высказывать и обосновывать свою точку зрения

. Составление тезисов ответа по теме: «Пореформенная Россия»

Сахаров2 §21-22

64

Общественно-политическое развитие России в 1860-1880 г. Наш край в 19 веке

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Личность императора. Основные направления внутренней политики. Строгая регламентация социальной жизни. Принятие законов, составляющих основу российского рабочего законодательства. Политика поощрения индустрии. Поддержка помещичьих хозяйств. Мировые посредники. Институт земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение. Корректировка судопроизводства. Усиление государственного контроля над высшимиучебными заведениями.

. Процесс возвращения России статуса полноправной великой державы..

Знать основные положения урока: характеризовать условия воспитания и обострения Александра III; характеризовать основные направления внутренней политики Александра III; сравнивать внутреннюю политику Александра III и Александра II; называть основные внешнеполитические меры Александра III; сравнивать международное положение России в начале правления Александра III и в последние годы XIXв.;

Заполнить таблицу: «Контрреформы 1880 –х гг.». Сравнить внутреннюю политику Александра II и Александра III.

Сахаров2 §23-24

65

Внешняя политика России в 1860-1880 гг

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения России с Англией и со странами Азии

характеризовать причины заключения франко-русского союза и влияние его заключения на ситуацию в Европе

Сахаров2 §25

66

Русская культура в 19 веке

1

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок).

Особенности российской культуры.  Литература и искусство: западноевропейское влияние и национальные особенности

Быт и нравы сословий Российской империи

Объяснять особенности развития культуры во второй половине 19в. Называть новые черты в развитии культуры. Определять роль зарубежного влияния на российскую культуру. Рассказывать о явлениях культуры. Сравнивать быт россиян 19в. с их бытом в 18в

Сахаров2 §26-27

67-68-

Повторительно-обобщающий урок.

Урок применения знаний.

Контрольное компьютерное тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...