Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Втюрина Ольга Сергеевна

Материал публикации представляет собой выступление на методическом совете по вопросам использования в учебном процессе рабочих листов по темам курса истории в 6 классе. Кроме теоретического материала приведен пример работы с таким листом по одной из тем курса "Истории средних веков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД  обучающихся.

С 1 сентября 2015 года, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, столкнулась с  необходимостью поиска таких средств обучения, которые бы способствовали формированию у обучающихся УУД, в том числе и метапредметных. Обеспечивая качество формирования общеучебных умений у обучающихся,  активно применяю средства  информационных и коммуникационных технологий, что позволяет осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения за счет использования  выбора заданий разного уровня сложности, организации самостоятельного продвижения по темам учебного курса. Созданию  развивающей среды для формирования у обучающихся универсальных учебных действий способствует и организация внеурочной деятельности, которая обеспечивает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.

Безусловно, на результат освоения основной образовательной программы нацелены все УМК комплексы различных издательств, важное место в них занимают рабочие тетради, но… Практика применения рабочих тетрадей на уроках истории показала: во-первых, не все родители обеспечивают для своих детей покупку рабочих тетрадей, выполнение Д\З в рабочих тетрадях, при условии доступа в интернет и наличии ГДЗ по всем предметам, сводит дидактическое значение использование таких тетрадей к минимуму, а выполнение всех заданий к теме на уроке – невозможно.

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы достаточно высоки, их достижение предполагает, помимо урочной деятельности, ещё и самостоятельное изучение учебного материала. В связи с этим возникла необходимость в овладении обучающимися навыками самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности. Но анализ ситуации показывает наличие противоречия между требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и низким уровнем сформированности самоорганизации учебной деятельности  и мотивации обучащихся группы риска (потенциальная отметка «2» по предмету).

Решая возникшую проблему, пришла к выводу о необходимости создания раздаточного материала на уроке при изучении темы – Рабочие Листы, на основе рабочих тетрадей и с учетом  индивидуального образовательного уровня класса.  Использование принципа «Здесь и сейчас», позволяет говорить об объективности оценки знаний обучащихся, а тот факт, что ученики работают в своем удобном для них ритме , дифференцированность заданий Рабочего Листа, обеспечивает  «индивидуальную образовательную траекторию».

Большую помощь  в разработке темы Рабочих Листов на уроках истории  мне оказала статья «Использование рабочих листов на уроках истории
как средство самоорганизации учебной деятельности учащихся
с трудностями в обучении». Автор: Уманец С.А., учитель истории и обществознания МБУ «Школа № 89» г. Тольятти.

Обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации с трудом воспринимают большой объем печатного текста, он навевает на них тоску и заранее позицию «не хочу, не буду». В рабочих листах же, в основе заданий лежит метод нагляно – образного мышления, поэтому задания вызывают у них интерес, а небольшой объем задания – уверенность в собственных силах. На основе этого принципа  изложения материала строится дальнейшая работа по формированию метапредметных  УУД. Так, использование рабочих листов на уроках истории способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации учебной деятельности.

Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания, практической деятельности.

В развитии самоорганизации у детей выделяют несколько этапов. Как правило, дети с трудностями обучения находятся на нижних ступенях развития самоорганизации учебной деятельности:
- дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (1 этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна;
- обучающиеся, которые уже усвоили работу по алгоритму и в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (2 этап частичной самоорганизации).

 Рабочие листы помогают сформировать у обучающихся конкретные способы учебной  деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка.

Учитель создает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Преимущество рабочего листа ещё и в том, что его можно использовать на разных этапах урока. Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.

Задачи, которые можно решить при помощи рабочего листа, многогранны:
формирование навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся;
формирование навыков использования различных приёмов обработки информации;
формирование логических умений;
интенсификация урока, обеспечение дифференцированного подхода в уроке.

В завершении работы с рабочим листом, обучающиеся  на этапе Рефлексии проводят самооценку проделанной работы. Например:

«Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):

- Я выполнил цель урока ___
- я легко заполнил таблицу 1____
- я легко заполнил таблицу 2 _____ (мои затруднения____________________________)»

В зависимости от поставленных задач учитель определяет форму рабочего листа и способы работы с ним.


Автор:   Учитель истории и обществознания г.о.Сухой Лог, МАОУ «Лицей 17» Втюрина О.С.


Приложение № 1.

Рабочий лист к § 1.

Тема: Образование Германских королевств.

Задание № 1. Прослушав учителя и одноклассников, сформулируйте цель урока: ___________________________________________________________________ (если затрудняетесь, начните со слов:
- Узнать…..
- Познакомиться…..
- Определить …...)

http://relasko.ru/_fr/164/s8405924.jpg

Задание № 2.  Рассмотрите  рисунки и опишите  вооружение  франков. По  каким  признакам  можно  определить,  кто из  них вождь?

*Обратите внимание, что у одного из изображённых воинов короткие волосы, а у другого - длинные. - Это случайно или что-то означает?
В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы.

 - Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто по обычаям фраков мог иметь длинные волосы.

Задание № 3.  Какие из признаков характерны для государства франков времён Хлодвига,  а какие нет?  Объясните почему.

1) Выбор правителя народным собранием франков.
2) Сбор налогов для содержания дружины.
3) Создание письменных законов.
4) Народное ополчение - постоянная военная сила.
5) Появление крупных землевладельцев и зависимых крестьян.
6) Разделение государства на области во главе с графами, подчинявшимися Хлодвигу.
7) Передача власти по наследству.

Задание № 4.Заполните ( Перепишите) таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге Меровинге  и при Карле Мартелле»

http://relasko.ru/_fr/164/1702087.jpg

Задание № 5. Выберите   правильный   ответ "Что такое феод?" и выпишите   его  в тетрадь.
Что такое феод?

А) Земельный надел, передаваемый в собственность крупному землевладельцу мелким земельным собственником за защиту от притеснений знатных соседей.

Б) Земельное владение с зависимыми крестьянами, жалованное сеньором своим вассалам за конную военную службу. Передавалось по  наследству.

В) Земельное владение, передаваемое сеньором своим зависимым крестьянам в собственность.

Задание № 6. «Оцените свои результаты на уроке (да/нет/частично):

- Я выполнил задание 1, сформулировал  цель урока ___
- я легко выполнил задание 2(сравнение)____
- я легко выполнил задание 3 (выбор и соотнесение признаков) _____ (мои затруднения____________________________)»

- я легко заполнил таблицу в задании 4(способ представления информации, анализ учебного  материала)___

- я легко выполнил тест  задания № 5(работа с определениями) ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...

Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий

Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...

Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...