Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Мельникова Галина Федоровна

Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществознания (9 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания

как средство создания  условий

для овладения различными способами учебных действий»

Особенности развития современного  образования требуют новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, новых качеств в портрете выпускника, который должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты.

Следовательно, перед нами  стоит задача научить детей самостоятельно  работать с большими объемами информации, формировать коммуникативные компетенции, развивать креативность, способность к самообразованию.

К сожалению, даже старшеклассники испытывают трудности в организации и планировании самостоятельной работы. Научить этому своих учеников можно используя на уроках Рабочие листы.

Рабочий лист -  это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться  на всех этапах урока или «встраиваться» в урок.

Первоначально, используя рабочие листы на уроках истории или обществознания, включала в них задания по принципу от простого к сложному.

Заполнение  листов  осуществляется на основе работы с текстами учебника или дополнительного материала.

Учащиеся получают распечатанные Рабочие листы, что экономит время урока. Заполненный лист - это опорный конспект  изучаемой темы. Работа с Листами на уроке позволяет  включать задания разного вида и  уровня сложности, т.е. обеспечивает дифференцированный подход. Рабочий лист содержит задания для самостоятельного изучения материала, практические задания для закрепления изученного.

Учащиеся могут выполнять задания индивидуально, а также в парах или группах, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Использование Рабочих листов позволяет максимально включить учащихся в познавательный процесс.

Возможно использование как печатных Рабочих листов, так и электронных.

Примеры использования Рабочих листов на уроках истории и обществознания:

  1. Гражданская война в России 1918-1922 гг.
  2. На фронтах Гражданской войны.
  3. Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.
  4. Труд



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока «На фронтах Гражданской войны».

1. Прочитайте п. «Выступление Чехословацкого корпуса», выполните задания по карте:

1) Отметьте места основного скопления Чехословацких эшелонов.

2) Районы, в которых была свергнута советская власть при помощи Чехословацкого корпуса.

2. Прочитайте п. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт», выполните задания:

1) Заполните таблицу

Местные правительства, созданные летом 1918 года

Территория

Правительство

2) Заполните таблицу:

Основные действия противников:

Красные

Белые

Июнь 1918 г.

Сентябрь 1918 г.

2 сентября 1918г.

Октябрь 1918г.

.

Начало сентября 1918г.

28 апреля 1919г.

Ноябрь 1918г

Июнь-ноябрь 1919г.

24 декабря 1919г.

Весна 1919г.

Февраль 1920 г.

3. Прочитайте п. «Красный и белый террор», ответьте на вопрос:

Как вы оцениваете репрессивные меры со стороны белых и красных? Можно ли поставить знак равенства между белым и красным террором?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Прочитайте п. «Южный фронт» и «Поход на Петроград», продолжите заполнять таблицу:

Основные действия противников:

Красные

Белые

Декабрь 1918 г.

Ноябрь 1918г.

Конец 1918 г.

Октябрь 1919г.

Май-июнь 1919г.

Апрель 1920г.

Неудачные наступления Юденича на Петроград

5. Прочитайте п. «Интервенция», заполните таблицу.

Военная интервенция в Советской России

Временной период

Районы, подвергшиеся интервенции

Страны, направившие войска

6. Прочитайте п. «Война с Польшей. Разгром Врангеля», выполните задания:

1) Запишите итоги войны с Польшей в 1920г.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.) Запишите дату разгрома армии Врангеля_____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Гражданская война в России 1918-1922 гг.

Гражданская война  -_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины Гражданской войны: ____________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Периодизация Гражданской войны

Начальный этап:  _________________________________________________________

________________________________________________________________________

Первый этап: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Второй этап: _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Третий этап: ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Участники Гражданской войны

Позиция «Красных» (большевиков) __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Террор  - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

«Красный террор»  - _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Белый террор» -  _________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Позиция «Белых»

Деникин А.И.

Колчак А.В.

Врангель П.Н.

«Зеленые» - Эх яблочко, цвета спелого

                Слева красного бьем,

                       Справа белого.

_________________________________________________________________________

_________________________________

                                                                         ______________________________

_________________________________

                                                                          ______________________________

_________________________________

                                                                          ______________________________

Итоги Гражданской войны

Последствия Гражданской войны



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________

        Тема: Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.

Государственную власть в СССР осуществляла _________________________

__________________________________________________________________

Марксизм-ленинизм был ____________________________________________

Средства массой информации, через которые  осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение находились  __

_______________________________________________________________

Задание: прочитайте документ: «Из книги А. Жида «Возвращение из СССР№, 1936 г». ответьте на вопросы  к документу.

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________________________________________________________

Общественные организации, которыми было охвачено все население :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культ личности  - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Массовые репрессии.

Поводом для массовых репрессий стало ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особое совещание - _________________________________________________

__________________________________________________________________

Судебные процессы 20-30-х годов: ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Конституция СССР - ________________________________________________

                                                                                        (когда и где принята)

Какую роль была призвана сыграть? ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Назовите факты, свидетельствующие о свертывание курса на развитие национальных культур: ______________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Фамилия, имя ________________________

        Тема: Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.

Государственную власть в СССР осуществляла _________________________

__________________________________________________________________

Марксизм-ленинизм был ____________________________________________

Средства массой информации, через которые  осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение находились  __

_______________________________________________________________

Задание: прочитайте документ: «Из книги А. Жида «Возвращение из СССР№, 1936 г». ответьте на вопросы  к документу.

  1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________________________________________________________________

Общественные организации, которыми было охвачено все население :
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культ личности  - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Массовые репрессии.

Поводом для массовых репрессий стало ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особое совещание - _________________________________________________

__________________________________________________________________

Судебные процессы 20-30-х годов: ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Конституция СССР - ________________________________________________

                                                                                        (когда и где принята)

Какую роль была призвана сыграть? ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Назовите факты, свидетельствующие о свертывание курса на развитие национальных культур: ______________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока

Тема урока ______________________________________________________________

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ____________________________________________

Виды труда

____________________________________________________ - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.

Источники трудового права:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

Основные принципы применения труда, закрепленные Конституции  Российской Федерации:

1. ______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

3 . ______________________________________________________________________

4 . ______________________________________________________________________

5 . ____________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________

Общественные отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом, называются _____________________________

________________________________

Стороны трудовых отношений

Соглашение между работодателем и работником _____________________________

______________________________________________________________________

Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника_________

_______________________________________________________________________

Права и обязанности работника и работодателя

Работник

Линии сравнения

Работодатель

Работа, рабочее место

Трудовые функции

Заработная плата

Дисциплина труда

Отдых

Беречь имущество

Рабочий лист урока

Тема урока ______________________________________________________________

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ____________________________________________

Виды труда

____________________________________________________ - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем.

Источники трудового права:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________

Основные принципы применения труда, закрепленные Конституции  Российской Федерации:

1. ______________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________

3 . ______________________________________________________________________

4 . ______________________________________________________________________

5 . ____________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________

Общественные отношения, в которые вступают работники и работодатели, урегулированные трудовым правом, называются _____________________________

________________________________

Стороны трудовых отношений

Соглашение между работодателем и работником _____________________________

______________________________________________________________________

Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника_________

_______________________________________________________________________

Права и обязанности работника и работодателя

Работник

Линии сравнения

Работодатель

Работа, рабочее место

Трудовые функции

Заработная плата

Дисциплина труда

Отдых

Беречь имущество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «рабочего листа» на уроках с детьми с особыми образовательными потребностями

В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы в классах VI вида,обучающихся по адаптированной программе, на основе программы для специальных (коррекционных) школ  VIII вида на уроках геогра...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

Рабочий лист к уроку истории (9 класс)

Рабочий лист по истории России (9 класс) по теме"Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг."Рабочий лист позволит выявить уровень сформированности УУД и в дальнейшем скорректировать ра...

Использование рабочих листов на уроках истории как средство самоорганизации учебной деятельности и способ формирования УУД обучающихся.

Материал публикации представляет собой выступление на методическом совете по вопросам использования в учебном процессе рабочих листов по темам курса истории в 6 классе. Кроме теоретического материала ...

Учебно-методическое пособие "Рабочие листы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная методическая разработка адресована учащимся 7 класса, изучающим историю и культуру Санкт-Петербурга. Она представлена в виде рабочих листов к урокам по Разделу 1 «Наш край до основания Са...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...