Повторительно-обобщающий урок:" ВОВ 1941-1945 г.г."
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Дроздова Светлана Владимировна

Урок по истории.

 "Великая Отечественная война" 11 класс


Форма занятия: урок-смотр знаний

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  1. обучающие:
    • систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
    • подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
    • подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа  в Великой Отечественной войне
  2. развивающие:
  3. синтезировать и обобщать исторический материал;
  4. излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
  5. развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
  6. продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
  7. формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
  8. выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям
  9. формировать активную гражданскую позицию;
  10. воспитывать нравственность, патриотизм;
  11. способствовать самопознанию и самовоспитанию. 

 

3.воспитывающие: 

  1. формировать активную гражданскую позицию;
  2. воспитывать нравственность, патриотизм;
  3. способствовать самопознанию и самовоспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока56.5 КБ
Файл istoriya_rossii_-_istoriya_voyn.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

                   Урок по истории.

 "Великая Отечественная война" 11 класс

Форма занятия: урок-смотр знаний

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: 

  1. обучающие:
  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
  • подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
  • подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа  в Великой Отечественной войне
  1. развивающие:
  • синтезировать и обобщать исторический материал;
  • излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
  • развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
  • продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
  • формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
  • выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям
  1. воспитывающие:
  • формировать активную гражданскую позицию;
  • воспитывать нравственность, патриотизм;
  • способствовать самопознанию и самовоспитанию.

Методы  проведения урока: проблемный, частично-поисковый(эвристический),репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, алгоритмизации.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные (дискуссии, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрация), практические (творческие задания), контроль и самоконтроль.

Основные понятия: Инцидент, рейх, эскалация, блицкриг, блокада, оккупационный режим, контратака, капитуляция, эвакуация.

Важнейшие даты:

  • 22июня 1941г.-18 ноября 1942г.- начальный период войны
  • 19 ноября1942г.-конец 1943г.-коренной перелом войны
  • Январь 1944-8мая 1945г.- завершающий период
  • С 9 августа 1945г.-особый период, война с Японией
  • 2 сентября 1945г.- окончание Второй мировой войны
  • 28 июля 1942г.- приказ №227 «Ни шагу назад!»
  • 17 июля 1942г.-2февраля 1943г.-Сталинградская битва
  • 12 июля 1943г.- крупное танковое сражение около д.Прохоровка
  • 8 мая 1945г.-подписан акт о капитуляции фашистской Германии

Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война».

Структура урока

  1. Организационное начало. Мотивация. Презентация.Сообщение темы урока.
  2. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
  3. Систематизация, обобщение и проверка знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях.
  4. Организация домашнего задания.

                                                   Ход урока. 

Учащиеся рассаживаются по группам. 

Вводное слово учителя: История человечества- это  история войн . Из 5000 лет цивилизации только395 были мирными; более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны.

История России -история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер.

17 век - убито на войне 3млн.300тыс.

18 век - убито 5 млн. 200тыс.

19 век - убито 5млн.500 тыс.

20 век -  Вторая мировая война унесла 64 млн.человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.

 Озвучивание темы урока на презентации, с использованием звукового фрагмента «ВОВ 1941-1945 г.г.»

Учитель: Прочитайте изречения, известных в истории и литературе личностей. Выберите эпиграф к нашему уроку. Запишите тему и эпиграф в тетрадь.                      

Цицерон говорил: «История свидетельница веков. Факел истины. Душа памяти, наставник жизни»

М. И. Калинин: «Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю».

В. Г. Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее»

М. Горький: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать, не обходимо».

У.Черчилль “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”.

Ольга Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто" 

Р. Рождественский

 «Люди мира,
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!»
( «Реквием».) 

Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Определяются цели урока.

Главными целями урока ученики совместно с учителем называют

  1. повторение и обобщение пройденного материала по теме:

“Великая Отечественная Война”.

  1.  Анализ и систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.

Вопрос учителя: Какие слова у вас ассоциируются с названием темы?

На доске   ученица записывает следующие слова: 

Блицкриг

 

 

З.Космодемьянская

«Ост»

 

 

Чуйков, Шумилов

Сталинград

 

 

Матросов, Жулябин

Курск

 

 

Корнеев, Жуков

«Уран»

 

 

военная экономика

Москва

 

 

Урал, Сибирь

Берлин

 

 

эвакуация

Оккупация

 

 

реконструкция

Капитуляция

 

 

победа

Учитель: А теперь сгруппируйте написанные слова и определите основные вопросы для повторения и закрепления материала.

На доске  чертится следующая схема:

http://festival.1september.ru/articles/521894/img1.gif

Учитель: Каждая группа выбирает вопрос для подготовки и анализа, использует также материал домашней работы. ( время на подготовку 1 мин.)

Итоги войны -  подводит ученик, который выслушав выступление всех групп и  используя дополнительный материал  обобщает итоги войны.

Каждой группе для выступления выделяется 10-13 минут (используют карту, дополнительный материал- СМИ, энциклопедию, журнал «Родина» и др., домашнее задание- воспоминания родных и близких….

После выступления каждая группа закрепляет на доске материл по своему вопросу и в конце урока на доске появляется  панорама войны.

  • 1 группа - анализирует    события 3-х этапов войны, выделяя крупнейшие битвы Великой Отечественной войны, их значение, дают свою оценку ведения военных действий в Европе, определяют роль победы СССР в Великой Отечественной войне и в общих итогах Второй мировой войны.
  • 2 группа - анализирует роль народа, простого солдата в годы войны, выделяя, что основная тяжесть войны легла на их плечи, и они проявили огромное мужество, храбрость и беспредельное терпение и , никакие потери не сломили его волю к победе. В выступлениях отмечают и героев. Подводя итоги, группа высказывает свое отношение к роли личности в развитии исторического процесса.
  • 3 группа - анализирует работу тыла в годы войны, переход экономики на военные рельсы, эвакуация промышленных  предприятий и людей в Сибирь, на Урал и в Казахстан, выделяют роль науки, культуры в годы войны.

Ответственные  сдают списки своей  группы с выставленными оценками.

Критерии оценок:

  • участие в подготовке домашнего задания
  • участие в выступлениях группы
  • умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделить главное.

Самостоятельное   выставление оценок формирует у учащегося умение дать оценку и самооценку своей мыслительной деятельности, а также , формирует  навыки самоконтроля.

Заключительное слово учителя: Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:

Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?

Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.

Домашнее задание: Ознакомиться с п. 58 Провести экспертизу внешней политики СССР и США  в послевоенные годы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. История России - история войн; половцы и печенеги, хазары и монголо-татары, Наполеон и Гитлер. 17 век - убито на войне 3млн.300тыс. 18 век - убито 5 млн. 200тыс. 19 век - убито 5млн.500 тыс. 20 век - Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней. Ранено и искалечено 110млн., сиротами стали 42 млн.

Слайд 2

Тема урока : " Великая Отечественная война"

Слайд 3

Цицерон говорил: «История свидетельница веков. Факел истины. Душа памяти, наставник жизни » М . И. Калинин: «Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю ». В . Г. Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее» М . Горький: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать, не обходимо ». У.Черчилль “Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”. Ольга Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто« ( Р. Рождественский «Реквием ».) «Люди мира, Помните! Через века, через года, Помните! О тех, кто уже не придет никогда, Помните!»

Слайд 4

Этапы войны Подвиг солдата Итоги войны Тыл в годы войны Великая Отечественная Война 1941-1945

Слайд 5

1 группа - этапы войны. подвиг солдата 2 группа -тыл в годы войны. Итоги войны.

Слайд 6

Итоги победы : - рост международного авторитета СССР( если в конце 1941г. СССР поддерживал дипломатические отношения с 17 государствами, то через 4 года –с 46). - Конец фашизма - Возврат к принципам свободы и демократии в освобожденных странах - Общий сдвиг влево( успехи левых партий в парламентских странах) - Рост численности коммунистических и социалистических партий - Начало разрушения колониальной системы - Разделение Европы и Азии на сферы влияния( зарождение биполярной системы). Это привело к разделу Германии и Берлина - СССР стоял у истоков создания ООН (решение принято на Ялтинской конференции в феврале 1945) и стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности. - Изменение социально-политического строя в странах Восточной Европы. Положительным для СССР оказался приход к власти правительств, ориентирующихся на Советский Союз. - Территориальные приобретения: Кенигсберг, Восточная Пруссия, область Печенги, Закарпатье, Курилы, южн . Сахалин.

Слайд 7

- Сложная политическая обстановка в районах, оккупированных фашистами - Усиление культа личности Сталина - Укрепление командно-административной системы - человеческие жертвы( лишь приблизительно)- 27 млн. чел (по Верту ) - сокращение трудоспособного населения, уничтожение целого поколения мужчин - разруха в экономике и диспропорции в ее развитии - перед страной задача конверсии - разрушения населенных пунктов(тысячи людей остались без жилья)

Слайд 8

Страна Территориальные решения Военно-политические решения Германия Лишилась всех тер­риторий, захваченных ею в 1930- 1940-е гг. Разделена на зоны оккупации. Проведены денацификация, де­милитаризация, демократизация, декартелизация. Наказание воен­ных преступников. В счет репа­раций изымаются промышленное оборудование и суда. Япония Территория страны ограничена четырьмя островами. Лишилась колоний и зависимых территорий. Отказа­лась от Курильских островов и Южного Сахалина. Оккупирована войсками США. Проводятся демократизация, аграрная реформа, ликвидируются военные концерны. Наказаны военные преступники. Италия Лишилась всех коло­ний, вынуждена пойти на территориальные уступки в пользу Югославии, Греции и Франции. Вооруженные силы сохраняются в пределах, необходимых для обороны, обозначены ограниче­ния в области военно-морских и военно-воздушных сил и в про­изводстве современного воору­жения. Румыния Южная Добруджа передана Болгарии. Северная Буковина и Бессарабия остались в составе СССР. На территории Румынии остава­лись вооруженные силы СССР для поддержания коммуникаций с Австрией, где находились советские войска. Венгрия Границы страны скорректированы в пользу Чехословакии. Финляндия Подтвержден возврат СССР Петсамо (Печенги). Порккала-Удд на 50 лет стано­вится советской военно-морской базой. Австрия Запрещался в будущем «аншлюс» с Германией. Оккупирована войсками союзни­ков (до 1955г.).

Слайд 9

Синквейн Порядок написания синквейна : Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Слайд 10

Писатель В. Астафьев писал: «… Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, - почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притеснённые от спасённых нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы её-то мы заслужили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...