Урок-дискуссия "У войны не женское лицо..."
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Для всех нас День Победы - это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.

 

В 1941 году  на Советский Союз людей  обрушилась страшная трагедия.

Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть.

Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала  шли на фронт. Их не брали, но они все равно шли. Шли и осваивали мужскими профессии. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_uroka.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

- Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный метапредметный  урок русской литературы и истории с применением краеведческого материала.

Задачи:

- Образовательные:

формирование  у учащихся представления о роли женщины в  Великой Отечественной войне;

раскрытие мысли писателя Б.Васильева о роли женщины на войне;

формирование умении анализировать и обобщать материал на основе знании об истории Великой Отечественной войны;  

формирование навыков самостоятельной работы;

- Развивающие:

способствование развитию умений работать с картой, с учебной литературой, документами как источниками знаний;

развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения периода

Великой Отечественной  войны;

развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории, умения вести дискуссию, соблюдая все правила;

развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

развивать логическое мышление, расширять кругозор;

закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом;

учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.

- Воспитательные:

воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к ее историческому прошлому;

воспитание объективности в самооценке, духа состязательности на основе уважения к чужому мнению;

вызвать интерес к изучению истории своего края.

способствование проявлению у детей чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;

Тип урока:  Интегрированный   урок  русской литературы и истории с применением

                     краеведческого материала

Дидактический метод: проблемно-исследовательский

Методы и приемы:

беседа;

объяснение;

обобщение;

творческая работа.

Дидактические средства (средства обучения):

портрет писателя;

выставка его книг;

плакат И. Тоидзе «Родина – мать зовет»

диск « История России», часть 2, Клио софт, 2001г.;

компьютер и проектор;

портреты исторических личностей;

выставка  книг и вырезок из СМИ об Отечественной войне;

карта  «Великая Отечественная  война»

Литература:

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина,  М. Ю. Брандт. История России ХХ – ХХ1 века.- М.: «Просвещение», 2008. – 384 с.

Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н.. История России /в таблицах и схемах/. Для школьников.- М.: «Лист», 2002.

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История. 8-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2004.

Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах. - Волгоград: «Учитель», 2004.

План (См. Программу дискуссии).

Подготовительный этап 

Чтение повести

Экскурсия в школьный музей, знакомство с экспозицией «65 лет Великой Победы».

Викторина, посвященная 65-летию Победы как элемент работы с дополнительными источниками о событиях Великой Отечественной войны  

Знакомство с мультимедийным учебным пособием на CD-диске «От Кремля до Рейхстага» (ГНУ Республиканский мультимедиацентр).

Консультация по условиям игрового элемента урока

                                                           

  Ход  урока:

СЛАЙД 1.   1. Оргмомент  (учитель истории)

                                                                        «Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая»

                                                                                                                                      (Маршал Г. Жуков)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы польщены, что вы выбрали наш урок для посещения, мы постараемся, чтобы вы об этом не пожалели.

Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок.

Во – первых, мы проводим соединенный урок литературы и истории, он у нас не первый,  

во – вторых, потому, что к нам пришли гости,

в - третьих, мы проводим его накануне одного из самых волнующих и дорогих сердцу нашего человека юбилеев,  большого и радостного праздника - 65-летия со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Для всех нас День Победы - это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.

В 1941 году  на Советский Союз людей  обрушилась страшная трагедия.

Война — это разруха, нищета, жестокость, смерть.

Война — это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово «герой» в нашем понимании — это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала  шли на фронт. Их не брали, но они все равно шли. Шли и осваивали мужскими профессии. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли…

СЛАЙД 2.   2. Вводное слово учителя литературы

                                        «У войны не женское лицо»

                                                                    …Да разве ж об этом расскажешь -

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

(М. Исаковский “Русской женщине”)

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли строчки из стихотворения М. Исаковского «Русской женщине» (1945).

                   Да разве об этом расскажешь –

                   В какие ты годы жила!

                   Какая безмерная тяжесть

                   На женские плечи легла!..

Тема женщины и войны является одной из самых  малоисследованных  в современной литературе. И это вовсе не случайно: сраженья, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а ещё – ждать мужчин, уходивших на войну. Образ женщины несёт с собой тепло и уют, нежность и покой, а главное – он несёт с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье.

    И невольно возникает вопрос: почему же их было так много на фронтах Великой Отечественной войны? Неужели без них было невозможно обойтись?

СЛАЙД 3-6     3. Экскурс в историю (учитель истории)

Женщины на  войне… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки.

СЛАЙД 3. В период Великой Отечественной в армии служило 800 тысяч женщин,  а просилось на  фронт ещё больше.

Не все они оказались на передовой: были и вспомогательные службы, на которых требовалось заменить  ушедших на фронт мужчин, и службы "чисто женские", как, например, в банно-прачечных отрядах.

Наше сознание спокойно воспринимает женщину-телефонистку, радистку, связистку, в подразделениях связи служило 80% женщин,

СЛАЙД 4. большинство женщин служили в госпиталях (61% среднего медперсонала составляли женщины),

СЛАЙД 5. в дорожных войсках  (почти половина состава).

Прославился женский авиационный полк ("Ночные ведьмы").

Воевали женщины-снайперы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы, и даже женщины -  танкисты.

СЛАЙД 6. За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны свыше 150 тыс. женщин были награждены боевыми орденами и медалями. Многие женщины были удостоены наград, стали прототипами героинь художественных произведений и т.д.,

Женщина на  войне… Женщина-друг, соратник, боевой товарищ, делившая все тяготы войны наравне с мужчинами.

СЛАЙД 7.      4. Постановка проблемы урока (учитель литературы)

 Проблема: Женщина на войне. Женщина и война - совместимы ли эти понятия?

                                   (знакомство с правилами диспута)

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

                        

    Великое множество книг написано о войне. Мы не будем их перечислять, а поговорим о повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». О создании повести сам автор говорил так: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 классов, в первые дне войны. Точнее 8 июля 1941. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага.

     Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог».

Повесть, я надеюсь, вы прочитали. Мне сегодня  хотелось бы услышать ваше мнение на поставленный вопрос: совместимы ли понятия женщина и война, девушка и война?

Но перед нашей дискуссией я хотела бы обратить ваше внимание на правила ведения дискуссии.

                Стенд «Правила ведения дискуссии».

1.Я критикую идеи, а не людей.

2.Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему      решению.

3.Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

4.Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

5.Я сначала выясняю все идеи или факты, относящиеся к обеим позициям.

6.Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

7.Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

СЛАЙД 8.    5. Диспут

1 группа (учитель литературы)

       

                                    «Война – дело мужское»  

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
                                                                

                                             (Работа 1 группы)

- Для начала скажите, как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?

                                             (можно прочитать эпилог).

Вывод учителя: слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины – пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти.

- Ваше впечатление от прочитанного.

                                     (предполагаемые ответы учащихся).

*Повесть потрясла до глубины души.

*Им было чуть больше, чем нам. Это наши ровесники.

* Могли быть чей- то женой, чей-то матерью.

*Некоторые сцены просто врезаются в память.

-Итак, ваши ответы на поставленный вопрос.    

                                        (эпиграф 1)   В мир приходит женщина,

                                                               Чтоб очаг беречь.

                                       (предполагаемые ответы на вопрос).

*Я считаю, что понятия «женщина» и «война» несовместимы. Хочу рассказать о Жене Комельковой. Она была такая красивая, живая, жизнерадостная, что даже не верится, что она могла погибнуть. «Немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо»- пишет автор.

Даже сержант Кирьянова, помкомвзвода, говорит о ней: «На сцену бы тебе, Женька! Какая баба пропадает!».Ведь она была такой веселой, и цыганочку спляшет по всем правилам, и романы расскажет- заслушаешься. Может быть, она стала бы великой актрисой, ведь она так талантлива.

*А вспомните Лизу Бричкину. Так и не сбылась её мечта повидать большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. Она прожила всего 19 лет. Жила ощущением завтрашнего дня, так хотела быть счастливой, но не дождалась своего счастья. Помешала война.

Я думаю ,она была достойна счастья, она могла быть очень хорошей матерью.Лиза  с 14 лет ухаживала за своей больной матерью, занималась хозяйственными делами.Поэтому я не могу сказать, что женщина и война – понятия совместимые.

*Я поддерживаю мнение, прозвучавшее ранее. Уж никак нельзя поставить рядом слова «война» и «Соня Гурвич».Соня- слишком поэтическая натура. Мне кажется, она даже не понимает, что такое опасность, смерть. Даже на позиции Соня вслух читает стихи Блока. Она , возможно, и понять не успела, откуда пришла её смерть, «откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце».

*А мне до боли в сердце жаль Галю Четвертак, так и не повзрослевшую, смешную и неуклюжую, совсем ещё девочку. Она по- детски радовалась, что её взяли на ответственное задание, но не справилась с собой. Какой же из неё солдат?

* Рита Осянина- настоящая мать. Даже на войне она думает о своем сыне, рискуя собой, тайком бегает проведать его, носит продукты. Она родила сына не для того , чтобы он рос сиротой

Она и перед смертью думала только о сыне, просила его, чтобы он позаботился о нем.Хорошо, что Васков, остался в живых. В конце повести мы узнаем, что Васков сумел воспитать достойного сына, чтившего память своих родителей. А ведь судьба его могла сложиться совсем по - другому. Поэтому я считаю, что война все же мужское дело. А женщина, как уже здесь прозвучало, должна рожать и воспитывать детей, хранить огонь домашнего очага.

Вывод учителя: Я думаю, трудно с вами не согласиться. Вы привели очень веские аргументы. Сам Б. Васильев говорит об этом так: «Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений».

СЛАЙД 9.  2 группа (учитель литературы)

                                     

                                      « Мы за Родину пали…»

В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

                                                       (Работа 2 группы)

                                                (предполагаемые ответы).

*Конечно, никто не спорит, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Но если на землю приходит война, отцы, мужья, сыновья уходят на смерть, разве может женщина оставаться в стороне, разве может быть равнодушной? Почему Рита Осянина пошла на войну? Я уверен, чтобы защитить своего сына. Её мужа убили уже в первые дни войны, немцы почти подошли к её родному городу. Кто же их защитит?

Рита осознанно принимает решение встать на защиту своего сына, своего родного города, своей родины. Она так и говорит Васкову: « Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал»,

*Был свой личный счет с фашистами и у Жени Комельковой. Она признается  Осяниной: « А я одна теперь. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили». Женька всё это видела своими глазами. Что она может чувствовать к фашистам? Ненависть, ненависть и месть.

И  в последние минуты своей жизни она не спряталась, а приняла смерть как настоящий солдат. Я даже горжусь её. Так иной раз может поступить не каждый мужчина.

*Да, девушки погибли, но ценой своей жизни они сумели остановить хорошо обученных и вооружённых фашистов. Они не выполнили задание, потому что «пять девочек, всего пять» - как в отчаянии выкрикивает Васков, встали на их пути. А если представить, что фашистам удалось подорвать канал, сколько бы жизней это унесло. Я бы сказал, что эти девушки совершили настоящий подвиг.

Вывод учителя: Конечно, трудно не согласиться и с вами. Поступок этих девушек иначе, чем подвиг, нельзя назвать. Они проливали свою кровь, отдавали свою жизнь во имя торжества жизни на земле. Вот такие люди и победили фашизм.

                                                          Учитель истории

Нет, наверное, ничего необычного в том,  что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту.

Если вспомнить нашу историю, то можно найти множество примеров, подтверждающих эту истину. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними.

- Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город.

- В годы Великой Отечественной войны Александра Митрофановна Ращупкина повторила поступок легендарной "кавалерист-девицы" Надежды Дуровой, героини Отечественной войны 1812 года. Около года Александра Ращупкина тщетно обивала пороги военкоматов с просьбой отправить её на фронт. В 1942-м, коротко постригшись, в мужской одежде Шура снова пришла в военкомат и, воспользовавшись царившей там неразберихой с документами, всё же записалась на фронт под именем Александра Ращупкина. Удивительно, но почти три года ни экипаж танка, на котором сражалась Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под обликом "Сашки-сорванца" скрывается женщина. Тайна открылась только в феврале 1945 года.

                                                      ( Зоя Космодемьянская)

СЛАЙД 10.  6.  «Время прадедов» (применение краеведческого материала)

Сегодня в этой рубрике перед вами выступит ученица 7 класса Николаева Надежда, которая уже несколько лет занимается исследовательской работой по сбору материала по родному краю…

Сегодня она познакомит нас с участницей Великой Отечественной войны Ивановой Татьяной Ивановной.

                                                        (Выступление)

Вывод: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей...

7. Современность

Из 4 с лишним  тысяч лет в истории человечества мирными были лишь двести.  Все остальное время где-нибудь велись войны. Война, где убивают, война, с ее жестокостью и страданиями.

Шестьдесят пять лет назад закончилась  самая страшная и разрушительная война в истории человечества, закончилась, унеся с собой 27 млн. жизней людей.

Грозные события войны все дальше уходят в прошлое. Наш долг -  знать о ней, чтобы помнить и чтить память тех людей, которые положили свою жизнь на поле брани за нас, за наше будущее, за то, чтобы солнцу было над кем светить.

                                                              (Песня)

СЛАЙД 11.    8. Рефлексия  

“Если войну забывают, начинается новая”.

« Ценою слёз и материнской боли

Война была оплачена сполна…

Мы память павших чтим и не позволим,

Чтоб разразилась новая война».

Внукам, правнукам своим передаем мы историческую эстафету и наказ: живите по совести, любите и берегите Россию! И пусть примером всем вам послужат скромные, но жизненные истории рядовых солдат Великой Отечественной войны, обыкновенных девушек, надевших в суровую для страны годину тяжелые солдатские шинели…

                                                     (Учитель литературы)

Чем на этот призыв может ответить нынешнее поколение?

  1. Буду читать
  2. Исследовать родной край
  3. Мир на земле

                         9. Домашнее задание.

 Написать эссе по проблеме, продолжив мнение

                   Я думаю, война – это…



Предварительный просмотр:

                          Муниципальное образовательное учреждение

              «Аринская  средняя (полная) общеобразовательная школа»

                         Урок-дискуссия

       У войны не женское лицо…

  (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

             Интегрированный   урок  русской литературы и истории

                        с применением  краеведческого материала

д.Чодраял

19 марта 2010 года

                    Проблемные темы учителей:

1.Учитель литературы

Технология комплексного текста на уроках русского языка и литературы

2. Учитель истории

Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся через нестандартные интегрированные уроки истории и  обществознания с применением краеведческого  материала

Цель урока:

- Активизация познавательной деятельности учащихся через нестандартный интегрированный   урок русской литературы и истории с применением краеведческого материала.

Задачи:

              - Образовательные:

-  формирование  у  учащихся представления о роли женщины в

   Великой Отечественной войне;

-  раскрытие мысли писателя Б.Васильева о роли женщины на войне;

              - Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в

  аудитории, умения вести дискуссию, соблюдая все правила;

- развитие умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать

  противоположную точку зрения, находить в споре компромисс;

             - Воспитательные:

- воспитание чувства гордости за свою страну, чувства уважения к

  ее историческому прошлому;

- воспитание объективности в самооценке, духа состязательности на

  основе уважения к чужому мнению;

- вызвать интерес к изучению истории своего края.

                     «У войны не женское лицо»

                                               …Да разве ж об этом расскажешь -

           В какие ты годы жила!

           Какая безмерная тяжесть

           На женские плечи легла!..

       (М. Исаковский “Русской женщине”)

Проблема: 

Женщина на войне.

Женщина и война - совместимы ли эти понятия?

            1. «Война – дело мужское»                      

       В мир приходит женщина,    
      Чтоб очаг беречь.

                2. « Мы за Родину пали…»

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.                                    

                                         

«Время прадедов» (краеведческий материал)

Время, которое мы можем ощутить как «живое», с которого

начинается «устная, семейная история».

В этом времени рождалось все то, что сейчас уходит, все то, что

мы или любим, или ненавидим, к чему мы не можем быть

равнодушны.

                                                   

Домашнее задание

Написать эссе по проблеме, продолжив мнение

                                   Я думаю, война – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....