рабочая программа. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
- Рабочая программа по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.» для обучающихся 7 «А», «Б», «В» классов составлена на основании Авторской программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса «С древнейших времен до конца XVIII века», автора Л.К. Ермолаевой//Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга 2-9 классы. - СПб.: СМИО Пресс, 2012.//
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl.iik_spb.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 618
Принята Утверждаю:
Педагогическим советом ГБОУ школа № 618 Директор ГБОУ школа № 618
Протокол № 1 от 31.08. 2017 г. ______________Иванова Л.И.
Приказ № 201 от 31.08.2017 г.
Рабочая программа
по истории и культуре Санкт-Петербурга
на 2017-2018 учебный год
для 7 АБВ классов
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель: учитель Сапожникова Т.М.
Санкт-Петербург
2017
- Пояснительная записка
- Рабочая программа по «Истории и культуре Санкт-Петербурга. С древнейших времен до конца XVIII в.» для обучающихся 7 «А», «Б», «В» классов составлена на основании Авторской программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса «С древнейших времен до конца XVIII века», автора Л.К. Ермолаевой//Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. 7 класс. История и культура Санкт-Петербурга 2-9 классы. - СПб.: СМИО Пресс, 2012.//
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;
Программа рассчитана в соответствии:
с учебным планом на 34 часа в год (1 час в неделю);
с календарно - учебным графиком на 33 часа
Планируемые результаты освоения предмета.
В результате изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе
Выпускник научится:
-ориентироваться по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.).
-ориентироваться в реальном городском и музейном пространстве (по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам):
- объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещать учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.
Уметь:
- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;
- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значении этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте.
Уметь:
- разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания;
- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, прейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.)
Уметь:
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;
- работать с наглядным материалом;
- обосновывать, аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы.
Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается
- в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;
- в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);
- в их повседневной жизни;
- в участии их в городских акциях.
Формы текущего контроля: устный опрос, письменные работы, тесты.
Формы тематического контроля: проверочные работы.
Формы промежуточной аттестации:
- индивидуальный проект,
- исследовательская работа,
- защита творческой работы,
- комбинированный или дифференцированный зачет (устный и письменный),
- защита реферата,
- тестирование,
- презентация,
- итоговая проверочная работа
Программой предусмотрено проведение в год:
- Проверочных работ – 3
Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
- Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;
- Дополнительная литература для обучающихся:
- Шикурина А.О. Петербургские маршруты. (Серия «Школа Петербурга». – СПБ.: «Искусство – СПБ», 2—7. – 407 с., ил
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Норинт», 2003. – 224 с.: ил.
- Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: действующие лица. Биографический словарь. – СПб., Журнал «Нева», 2002. – 288 с.
- Буренина М.С. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 272 с.: ил.
- Раков Ю.А. Энциклопедические заметки о Петербурге (ЭЗОП): Карманный справочник. – СПб: ХИМИЗДАТ, 2003. – 304 с.: ил.
- Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города в 2 т. – СПб.: Коло, 2009. – 464 с.
Дл учителя:
- Учебник: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века) .7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – 240с. +илл.;
- Дополнительная литература для учителя:
- Андреев А.Р. Царские дачи Северной столицы. – М.: Алгоритм, 2008 – 336 с.
- Горбачевич К.С. Почему так названы ?: О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. – 3 изд., испр. И доп. – Л.: Лениздат, 1985. – 512 с.
- Лисовский В.Г. Санкт-Петербург. Очерки архитектурной истории города в 2 т. – СПб.: Коло, 2009. – 464 с.
- Семенцов С.В., Красникова О.А. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века – СПб.: Эклектика, 2004. – 436 с.
- Кукушкина В.В. Топонимика Санкт-Петербурга XVIII в. по планам города. – СПб, 2002. – 292 с.
- Шикурина А.О. Петербургские маршруты. (Серия «Школа Петербурга». – СПБ.: «Искусство – СПБ», 2—7. – 407 с., ил
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – 3-е изд., испр. – СПб.: «Норинт», 2003. – 224 с.: ил.
- Синдаловский Н.А. Санкт-Петербург: действующие лица. Биографический словарь. – СПб., Журнал «Нева», 2002. – 288 с.
- Буренина М.С. Прогулки по Невскому проспекту. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 272 с.: ил.
- Раков Ю.А. Энциклопедические заметки о Петербурге (ЭЗОП): Карманный справочник. – СПб: ХИМИЗДАТ, 2003. – 304 с.: ил.
Электронные ресурсы:
- www.walkspb.ru/istoriya_peterburga/
- www.opeterburge.ru
- www.on-line.spb.ru
- www.np-travel.spb.ru
- www.spbhi.ru
- www.protown.ru
- www.travellerspb.ru
2. Содержание учебного предмета
№ | Тема | Основное содержание по теме |
1 | Раздел I. Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703 г.) | Введение Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга. Из глубины веков… Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края. Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге. В составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.) Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских берегов. В составе Московской Руси (1478-1617 гг.) Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка). Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края. События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор. По обычаям средневековой Москвы, но… (1617-1703 гг.) Жизнь крестьян в восточной (московской) части края. Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице - Успенский) монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города. Под властью Шведского королевства (1617-1703 гг.) Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы. Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей. Село Спасское и жизнь его обитателей. Повторение и общение темы. |
2 | Раздел II. Санкт-Петербург – имперская столица | Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.) История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы. Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города. Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный и Монетный дворы. Топонимы, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России. Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне. Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Объявление России империей в Троицкой церкви. Памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий соборы, Александро - Невский монастырь. Новая для России традиция – возведение иноверческих храмов. Санкт-Петербург – новый для России город. Карта города в 1725г. Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга. Облик Санкт-Петербурга по гравюрам. Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – ранее барокко. Памятники раннего барокко. Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия, Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце. Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. Городские праздничные традиции. Отношение петербуржцев к городу. Санкт-Петербург после Петра I (1725-1801 гг.) Введение. Характеристика исторического периода. Источники. Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге. Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени. Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец, императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти XVIIIв. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. Санкт-Петербург – в последней четверти XVIIIв – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. Карта и облик города. Карты города конца XVIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П.Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация. Облик города дворцов и слобод по гравюрам М.Махаева, запискам иностранцев. Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. Академия художеств. Воспитательный дом. Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле». Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. Деятельность Российской Академии. Президент академий Е. Дашкова. Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов. Развитие театрального искусства в столице. Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. Развитие архитектуры (художественные стили) и сохранившиеся памятники архитектуры. Первый монумент, установленный в России – памятник Петру I (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. Промышленные предприятия в городе. Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах. Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. Особенности быта разных слоев населения. Праздничные традиции в столице. Повторение и обобщение темы. Жизнь нашего края в XVIII веке. Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. Повторение и обобщение курса. |
- ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
1.Приложение № 1 Календарно – тематическое планирование.
2.Приложение №2 Лист изменений и коррекции в рабочей программе учителя.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-х классов
на 2017-2018учебный год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды и формы контроля | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||
Раздел I. «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)» (8 ч.) | ||||||||
1 | Введение | 1 | Вводный | Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, кто и что влияет на город; что такое наш край; как формировались природные особенности нашего края; когда на территории нашего края появились первые люди. Владеть монологической и диалогической речью. Уметь вступать в речевое общение. Приводить примеры. Формулировать выводы | Беседа, групповая работа, конспект | 04.09 | 04.09 | |
2 | Из глубины веков… (VIII-IXвв.) | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Называть первые племена, освоившие наш край. Рассказывать, как обитатели края осваивали «дары природы»; как жили обитатели нашего края; какой международный водный путь проходил по территории нашего края. Находить на карте 2 места расселения древних обитателей края. Объяснить выражение: «Природа определяла жизнь людей в древности». Предполагать, какими качествами должны были обладать древние обитатели нашего края. | Вопросы со свободным ответом | 11.09 | 11.09 | |
3 | Древняя Ладога | 1 | Закрепление новых знаний | Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, почему Старую Ладогу называют городом-музеем; когда, где и почему возникло поселение Ладога; кто жил в Ладоге и чем они занимались; почему Ладога – древнейшая столица Руси, судьба этой столицы; почему Ладогу называют защитницей Новгорода. Уметь находить Ладогу на современной карте Ленинградской области; объяснить, какую роль играла Ладога в жизни нашего края; всей Руси; Новгорода. Выразить свое мнение на тему «Ладога – типичный средневековый город?» | Вопросы со свободным ответом | 18.09 | 18.09 | |
4 | В составе Великого Новгорода (1136-1478 гг.) | 1 | Комплексное применение знаний | Уметь объяснять какую роль играл наш край для Новгорода. Комментировать сообщения новгородских летописей, шведских и немецких хроник. Называть сражение на территории края, вошедшее в историю Руси. Знать, когда начали заселяться невские берега. Прокладывать по современной карте 8 возможные пути в новгородские земли шведского военного отряда; немецких рыцарей XIV-XVвв.; ганзейских купцов. Посчитать, сколько лет назад состоялась Невская битва; была построена крепость Ландскрона; основана русская крепость Орешек. | Вопросы, работа с картой | 25.09 | 25.09 | |
5 | В составе Московской Руси (1478-1617гг.) | 1 | Комплексное применение знаний | Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, что изменилось в жизни края после 1478г.; как жили крестьяне в XVIв.; какие деревни располагались в те времена по берегам Невы. Охарактеризовать крепости нашего края в XVIв. Называть события начла XVIIв. Находить на современной карте Санкт-Петербурга (карта 7) места бывших поселений XVIв. Составить план рассказа «О чем напоминает крепость Орешек?», используя материал §3,4. | Вопросы, работа с картой | 02.10 | 02.10 | |
6 | По обычаям средневековой Москвы, но… | 1 | Закрепление новых знаний | Уметь рассказывать, как жили крестьяне в восточной, московской части края, Тихвина; значение Тихвина Уметь составлять план рассказа о жизни крестьян нашего края в средние века. | Вопросы, работа с картой | 09.10 | 09.10 | |
7 | Под властью шведского королевства | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, какие источники рассказывают об изменениях, происшедших в дельте Невы, на месте современного Петербурга. Перечислять шведские укрепления в дельте Невы. Рассказывать, как жили коренные обитатели невской дельты. Находить на карте города (карта 7) места, где располагались бывшие шведские поселения и укрепления, село Спасское. Объяснять, чем отличался быт коренных жителей невской дельты и жителей города Ниена. Предполагать, на каких языках говорили обитатели невских берегов. | Вопросы, работа с картой, документами | 16.10 | 16.10 | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)» | 1 | Проверка, оценка и коррекция знаний | Знать материал раздела «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703г.)» | Дидактическая игра. Тест | 23.10 | 23.10 | |
Раздел II. «Санкт-Петербург – имперская столица» (26 ч.) | ||||||||
9 - 10 | «Назло надменному соседу…» | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Знать, какая крепость была первой и главной защитницей невского устья; какие укрепления кроме Санкт-Питербурха защищали вход в Неву. Объяснять происхождение слов Санкт-Питербурх, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Кроншлот, Кронштадт. Перечислить даты, важные для истории города. Подумать, из каких источников стало известно о том, какие военные действия происходили на невских берегах, как были основаны крепости. | Вопросы, работа с картой | 13.11 20.11 | 13.11 20.11 | |
11 | «Вырос город…» | 1 | Закрепление новых знаний | Называть первую и главную площадь в городе. Рассказывать, где создавался Балтийский военно-морской флот. Называть предприятия, работавшие на войну (построенные на берегах Невы); предприятия, работавшие на горожан. Находить на карте 4 указанные в тексте объекты петербургского наследия первой части XVIIIв. Перечислить источники, рассказывающие об экономике молодого города. | Вопросы, работа с картой | 27.11 | 27.11 | |
12 | Санкт-Петербург – новая столица России | 1 | Комплексное применение знаний | Называть время и причину возвышения нового города. Называть кто и где решал судьбы России в новом городе. Называть памятники новой столицы, напоминающие о православных традициях Московской Руси и о новых петербургских традициях. Объяснять, почему столицу называют «зеркалом» российской истории. Называть источники, помогающие узнать о столичном значении Санкт-Петербурга. Владеть монологической и диалогической речью. | Вопросы, работа с картой | 04.12 | 04.12 | |
13-14 | Новый для России город | 2 | Комплексное применение знаний | Давать определение новым понятиям и терминам. Знать, что можно узнать о Санкт-Петербурге 1725 года из карты города; какие города служили образцом для строящегося Санкт-Петербурга; каким был облик Санкт-Петербурга; по какому плану строился город на Васильевском Острове; какой архитектурный стиль сложился в новом городе. Объяснять слова: «облик города», «регулярный город», «градостроительный план», «образцовые дома», архитектурный стиль, барокко, ранее барокко. | Вопросы, работа с картой, документами | 11.12 18.12 | 11.12 18.12 | |
15 | Санкт-Петербург – город светской культуры | 1 | Комплексное применение знаний | Рассказывать, где и как обучались петербуржцы; какие центры просвещения были в Петербурге, какие виды европейского искусства «прижились» в Петербурге; как петербургские дворяне приобщились к театру. Знать особенность художественной культуры петровского Петербурга. Найти перечень музеев и их адреса, экспонаты которых рассказывают о художественной культуре петровского времени. | Вопросы, работа с картой, документами | 25.12 | 25.12 | |
16-17 | Жизнь первых петербуржцев | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Рассказать о первых жителях города; кто определял жизнь горожан; проблемах первых горожан и кто их решал; Знать систему наказания петербуржцев. Проследить измену мировоззрения петербуржцев. Описать повседневный быт петербуржцев; отдых, праздники. Высказать аргументированное мнение на тему «Хотел бы я жить в петровском Петербурге?». Умение использовать различные источники информации | Вопросы, работа с картой, документами | 15.01 22.01 | 15.01 22.01 | |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальный Санкт-Петербург» | 1 | Проверка, оценка и коррекция знаний | Знать материал темы «Первоначальный Санкт-Петербург» | Тест | 29.01 | 29.01 | |
19-20 | Новой столице быть! | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Уметь рассказывать о судьбе столицы после смерти Петра I. Знать, как изменилась территория города; каким был облик пятидесятилетнего Санкт-Петербурга. Приводить доказательства, что история Санкт-Петербурга отражает историю дворцовых переворотов в России. Высказывать свое мнение. Предполагать, какие источники рассказывают о Петербурге середины XVIIIв. Находить на карте 5 памятные места послепетровского Петербурга (до 60-х гг. XVIIIв.) | Вопросы, работа с картой, документами | 05.02 12.02 | 05.02 12.02 | |
21-22 | Наследие причудливого века | 2 | Комплексное применение знаний | Перечислять, какие взгляды и вкусы были у законодателей петербургской моды. Рассказать, какие архитектурные памятники напоминают о пышном, причудливом барокко. Знать, какие произведения искусства напоминают о моде, вкусах людей эпохи барокко. Владеть информацией, как развивалось театральное и музыкальное искусство Объяснять разницу в определениях: «каждый храм и дворец – памятник архитектуры», «каждый храм и дворец – памятник культурного наследия». | Беседа, вопросы | 19.02 26.02 | 19.02 26.02 | |
23 | Во главе российского образования, просвещения, науки… | 1 | Закрепление новых знаний | Знать последствия петровской эпохи. Называть первых русских академиков и их достижения. Знать, где просвещались и обучались дворянские дети. Высказать свое мнение, что изменилось в восприятии мира у петербуржцев середины XVIIIв. Выяснить, что сейчас находится в зданиях Академии наук, Кунсткамеры. Перечислить используемые справочники для выполнения этого задания. | Вопросы, беседа, работа с биографиями, фрагментами гравюр | 05.03 | 05.03 | |
24 | Рядовые жители Санкт-Петербурга | 1 | Комплексное применение знаний | Рассказывать об изменениях в составе жителей Петербурга. Знать, где работали петербуржцы. Перечислять кто и как решал проблемы рядовых петербуржцев. Знать, как власти относились к рядовым горожанам. Описать быт рядовых петербуржцев. Составить план рассказа о повседневной жизни рядовых горожан на основе книги, написанной англичанкой. Объяснить, что изменилось в торговле и производстве по сравнению с петровским временем, используя материал §10 | Вопросы, работа с документами | 12.03 | 12.03 | |
25 | Столичный город при Екатерине II | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Знать ход событий 1762г. Рассказать о месте жительства Екатерины и ее окружении. Рассказывать, что изменилось на карте города к концу XVIIIв. Описывать облик столичного города в конце XVIIIв. Объяснить, что из предыдущих десятилетий «взял» город конца XVIIIв, используя карту 5. Сделать вывод о роли города конца XVIIIв в формировании территории современного Санкт-Петербурга, используя карту 9 | Вопросы, беседа, работа с картами 5, 9 | 19.03 | 19.03 | |
26 | Императорский двор – законодатель моды в России | 1 | Комплексное применение знаний | Описать день в императорском дворце. Знать, чем гордилась Екатерина II. Рассказывать о петербургских дворцах и усадьбах (не менее 2). Находить на карте 5 известные дворцы вельмож конца XVIIIв. Сравнивать императорский двор Екатерины II с елизаветинским. | Вопросы, работа с картой 5 | 02.04 | 02.04 | |
27 | Центр просвещения умов | 1 | Закрепление новых знаний | Объяснять, почему Санкт-Петербург называли центром российского образования; центром российской науки; российской литературы; театрального и музыкального искусства. Составить рассказ об одном из петербуржцев, изображенных на памятнике Екатерине II, используя материал §21, 22 | Вопросы, беседа | 09.04 | 09.04 | |
28 | «Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Знать, где обучали российских Мастеров. Объяснить отличительные черты классического стиля в искусстве 60-90-х гг. XVIIIв. На конкретных примерах. Проложить по карте маршрут прогулки «Архитектурные памятники второй половины XVIIIв. В Санкт-Петербурге», используя иллюстрации. | Вопросы, беседа, работа с иллюстрациями | 16.04 | 16.04 | |
29 | Повседневная культура петербуржцев | 1 | Комплексное применение знаний | Рассказать, где можно было найти работу в Петербурге; какие проблемы были у петербуржцев. Высказывать свое мнение, чем отличалась жизнь разных групп петербуржцев. Описывать праздники, развлечения петербуржцев Объяснять утверждение, что Время и Город меняли традиционное мировосприятие людей | Вопросы, беседа, работа с иллюстрациями | 23.04 | 23.04 | |
30 | Санкт-Петербург времен Павла – великого князя и императора | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать, что изменилось в столичной жизни при Павле I; какое памятное место в Петербурге напоминает о художественных вкусах Павла Петровича. Находить на карте 5 памятные места и памятники, связанные с жизнью и деятельностью Павла I. | Вопросы, беседа, работа с картой 5 | 28.04 | 28.04 | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Санкт-Петербург после Петра I» | 1 | Проверка, оценка и коррекция знаний | Знать материал темы «Санкт-Петербург после Петра I» | Тест | 07.05 | 07.05 | |
32 | Спустя сто лет | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Знать, какие пути вели к столице России; сохранял ли наш край пограничное, оборонное значение; торговое значение. Называть предприятия на территории края. Объяснять, что общего было в облике городов губернии и жизни их обитателей. Находить на карте 6 новые объекты, возникшие в XVIII – первой половине XIX вв. на территории края. Называть источники, рассказывающие об истории нашего края в XVIII – первой половине XIX вв. | Вопросы, беседа, работа с картой 6 | 14.05 | 14.05 | |
33 | «Жемчужное ожерелье» Санкт-Петербурга | 1 | Закрепление новых знаний | Знать, какие изменения произошли на территории края за 100 лет; что называют «жемчужным ожерельем» Петербурга. | Вопросы, беседа | 21.05 | 21.05 | |
34 | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Подумать, существует ли связь между жизнью сегодняшнего нашего края и далеким прошлым. Выбрать памятник, который можно считать символом нашего края в XVIII – первой половине XIX вв., используя иллюстрации учебника. | Беседа |
Приложение №2
Лист корректировки календарно - тематического планирования
Предмет___ИиК СПб________
Класс_______7_______________
Учитель__Сапожникова Т.М.__
2017-2018 учебный год
№ урока | Дата по основному ктп | Даты проведения | Тема урока | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки | |
По плану | дано | ||||||
34 | 03.06 | 21.05 | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 2 | 1 | Праздничные дни | Объединение тем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса
Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...