Технологические карты уроков.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Максимович Людмила Иванована

Техогогическая карта урока,  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Включает в себя как общие цели и планируемые результаты к уроку, так и планируемые результаты, способы взаимодействия в образовательном процессе между педагогом и учащимися на каждом этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 34. 6 класс.

Тема урока

Становление Древнерусского государства

Тип урока

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: формирование представлений о процессе образования Древнерусского государства, политике первых русских князей

Образовательные задачи: выделить и охарактеризовать  основные направления внутренней и внешней политики, определить их роль в развитии государства

Развивающие задачи: развитие умений и навыков  характеризовать причинно – следственные связи, излагать грамотно мысли, работать с текстом и картой, сотрудничества, сравнения

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, трудолюбия, уважения при работе в группах.

Необходимое оборудование

Мультимедийная доска. Компьютер, проектор, экран, доска, документ - камера

Дидактическое обеспечение

  • Карта «Русь в IX – XI вв..»
  • Документ «Из повести временных лет.
  • Фильм "История государства Российского" (сочинение Н.М. Карамзина)
  • Атласы
  • Презентация
  • История России.6 класс: учебник для общеобразовательных школ /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение 2016.   

Планируемые результаты  урока

личностные

  • самоиндетификация (Я-житель России, ее гражданин); смыслообразование (учебная мотивация), стремление к установлению взаимопонимания с учителем, одноклассниками

предметные

  • признаки государства, особенности формирования, внутренней и внешней политики Древнерусского государства

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

  • Познавательные - выполнение логических операций (выделение и характеристика признаков понятий, сравнения, обобщения, характеристика причино - следственных связей,); работа с текстом (выделения главного в содержании, поиска нужной информации), систематизация информации.
  •  Коммуникативные - развитие речи, навыков сотрудничества, публичного выступления.
  •  Регулятивные - управление своей деятельностью, развитие внимания, организации выполнения поставленных задач

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Используемые методики, технологии

1.Организационный

Приветствие учащихся, визуальная проверка их готовности к уроку

Организуют рабочее место, приветствуют учителя

Сотрудничество

2. Вводно -мотивационный

Демонстрирует фрагмент фильма "История государства Российского" (сочинение Н.М. Карамзина), предварительно задает вопрос: о чем фрагмент фильма? (фрагмент демонстрирует события 882 года, поход кн. Игоря в Киев, объединение двух государственных центров восточных славян).

Комментирует :фрагмент фильма связан с нашей темой, сформулируйте тему уроку?

Просматривают фильм, анализируют материал, размышляют над вопросом, дают ответы:

1.Фрагмент фильма демонстрирует создание Русского государства.

2. Тема урока: Создание Древнерусского

государства

Проблемного обучения

ИКТ

3. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам для подготовки к усвоению нового материала:

1) Как вы думаете, почему важно помнить о возникновении нашего государства?

2) Вспомните признаки государства.

3) Кто такие восточные славяне, покажите на карте территорию их расселения.

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы:

1.Мы - россияне, нам важно знать  прошлое, чтобы понять настоящее.

 2. Вспоминают признаки государства. 3.Восточные славяне -  племена, которые жили в Восточной Европе. На карте показывают расселение, комментируя ответ.

Проблемное обучение

4.Целеполагание

Напоминает тему: Создание Древнерусского

Государства, предлагает ученикам сформулировать вопросы новой темы.

Формулируют основные вопросы темы:

1)Условия (причины) возникновения государства.

2) Как формировалось государство.

3) Как была организована власть

4)Первые правители государства и их политика.

Проблемное обучение.

Сотрудничество

5.Первичное усвоение новых знаний

1этап: Учитель организует беседу по просмотренному  фрагменту  фильма (кто стал  преемником кн. Рюрика, как произошло объединение Киева и Новгорода), демонстрирует на интерактивной карте территорию государства, портреты первых русских князей, последовательность их правления.

2 этап: Организует работу в группах (предлагает ознакомиться с текстом параграфа, совместно выполнить задания, ответы записать в тетрадь):

1гр.: Составить схему государственной власти, охарактеризовать полномочия князя и дружины(1 пункт).

2 гр.: Охарактеризовать «путь из варяг в греки по вопросам»: записать в виде логической цепочки путь следования купцов, показать на карте (в группе работают с атласом, при ответе пользуются интерактивной картой), его роль в жизни Древнерусского государства(2 пункт).

3-5 группы выписывают основные мероприятия

3гр.: Политика Олега и Игоря(3пункт)

4 гр.: Политика кн. Ольги- (4 пункт).

5гр.: Политика кн. Святослава(5 пункт).  

3 этап: организует выступление групп

Размышляют над поставленными вопросами, обобщают материал, отвечают на вопросы, записывают дату (882г.)

Знакомятся с текстом параграфа, в группе  выполняют задания, ответы и новые термины записывают в тетрадь.

Устно дают развернутую характеристику власти, внутренней и внешней политики.

Показывают на карте «путь из варяг в греки»

Сотрудничество

Исследовательская

Критического мышления

ИКТ

6. Первичное закрепление умений (применение алгоритма на практике)

Предлагает  ознакомиться с документом к параграфу (в нем содержится информация об изученных событиях), ответить на вопросы (узнать событие)  

Выполняют задание

Критическое мышление

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует  в парах составление синквейна

Составляют синквейн

Сотрудничество

Критическое мышление

8.Организация изучения домашнего задания

Параграф 5 читать, устно ответить на вопросы.

Устно описать иллюстрации параграфа(«Убийство Аскольда и Дира», «Применение греческого огня», «Полюдье», «Крещение кН.Ольги»

Записывают задание

Сотрудничество



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 51. 6 класс.

Тема урока

Усиление Московского княжества. 6 класс.

Тип урока

Изучения новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: сформировать представления о процессе создания русского централизованного государства

Образовательные задачи: выделить и характеризовать причины процесса объединения, выявить роль московских князей в процессе объединения, оценить его последствия  

Развивающие задачи: творческих способностей, речи, памяти, внимания, критического мышления

Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, нравственных качеств личности  

Необходимое оборудование

Мультимедийная доска, компьютер, проектор, экран, доска, документ – камера

Дидактическое обеспечение

  • Карты:  «Русские земли в период раздробленности (2-я треть 12-го – первая треть 13-го века)»; «Русь в XIV — первой половине XV в.»
  • Атласы
  • История России.6 класс: учебник для общеобразовательных школ /Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.. Ч. 1 и 2. – М.: Просвещение 2016. 

Планируемые результаты  урока

личностные

  • самоиндетификация, патриотизм (Я-житель России, ее гражданин); смыслообразование (учебная мотивация), толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 

предметные

  • выделить и охарактеризовать причины объединения земель вокруг Москвы, роль московских князей в процессе централизации;
  • описать систему управления русских земель в 14 в.;
  • определить значимость политики московских князей для истории страны
  • работа с картой

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

  • Познавательные - выделение и характеристика особенностей исторического развития, сравнение и  обобщение, выделение и характеристика причино - следственных связей; поиск нужной информации, систематизация информации.
  •  Коммуникативные - развитие речи, навыков сотрудничества, публичного выступления.
  •  Регулятивные - управление своей деятельностью, развитие внимания, организации выполнения поставленных задач

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Используемые методики, технологии

1.Организационный

Приветствие учащихся, визуальная проверка их готовности к уроку

Организуют рабочее место, приветствуют учителя

Сотрудничество

2. Вводно -мотивационный

Демонстрирует карты «Русские земли в период раздробленности (2-я треть 12-го – первая треть 13-го века)» и  «Русь в XIV — первой половине XV в.», предлагает сравнить.

Предлагает сформулировать тему урока.

Учитель отмечает, что объединение шло вокруг Москвы, предлагает сформулировать проблему. 

Сравнивают карты, отмечают, что вторая карта демонстрирует единство представленных территорий.

Формулируют тему: Объединение русских земель.

Формулируют проблему: Почему Москва стала центром объединения русских земель?

Критического мышления

Проблемного обучения

ИКТ

3. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам для подготовки к усвоению нового материала:

1)Какое русское княжество занимало ведущее положение среди остальных в 13 в.?

2) От кого зависело, кто станет владимирским князем?

3)В чем состояли обязанности князей перед  Золотой Ордой?

Отвечают на вопросы

Актуализируют знания по истории

Проблемное обучение

4.Целеполагание

Напоминает тему, предлагает ученикам сформулировать вопросы новой темы.

Формулируют основные вопросы темы:

1)Причины объединения русских княжеств вокруг Москвы

2) Управление русских земель

3) Политика московских князей в процессе объединения

Проблемное обучение.

Сотрудничество

5.Первичное усвоение новых знаний

1этап: Организует работу по составлению «Фишбоуна» (схема записана на доске), предлагает ученикам перенести схему в тетрадь, вспомнить проблему урока, зафиксировать ее.

Класс делится на группы:

1гр.: заполняет верхнюю часть - «Причины объединения» (5 пункт параграфа);

2 гр: заполняет нижнюю часть – «Факты, раскрывающие деятельность московских князей» (2 пункт « Борьба за великое княжение»)

3 гр: заполняет нижнюю часть «Факты, раскрывающие деятельность московских князей» (3 пункт «Правление Ивана Калиты» и документ к параграфу)

4гр.: выделить особенности политического устройства Северо-Восточной Руси.

2 этап: организует презентацию результатов групповой работы.

3 этап: организует обобщение, завершение работы над «фишбоуном»

Знакомятся с текстом параграфа, осуществляют  поиск информации в группах, раскрывают причинно –следственные связи выполняют задания, фиксируют записи.

Причины (верхние косточки ): Москва находилась на пересечении торговых путей, защищенность территории, дальновидная политика князей, поддержка русской православной церкви,  религиозный центр, твердый порядок передачи власти, росла численность населения.    

Факты, раскрывающие деятельность московских князей (нижние косточки): Иван Калита добился ярлыка на княжение, Москва добилась права сбора дани со всех русских земель, московские князья исправно выплачивали ордынский выход, расширение московских владений, Юрий Данилович женился на сестре ордынского хана, строительство Москвы.

Представляют результаты работы:

- раскрывают причинно –следственные связи, демонстрируя записи с помощью документ-камеры, фиксируют записи в тетради, заполняя «фишбоун», на карте показывают присоединенные земли.

Формулируют ценностные суждения, фиксируют вывод: политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, княжество превратилось в духовный центр.  

Сотрудничество

Исследовательская

Критического мышления

ИКТ

6.  Первичное закрепление умений

Заполните пропуски в предложении

Выполняют задание

Проблемное обучение

Критическое мышление

7.Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует беседу:

Покажите на карте территории, входившие в состав Московского княжества к нач. 14 в., а затем к концу правления И.Калиты.

Почему личность И.Калиты вызывает негативные оценки?

Справедливы ли на ваш взгляд, такие оценки?

Мог ли  И.Калита  действовать по-другому?

Определяют по карте расширение территории.

Раскрывают историческую обусловленность и мотивацию поступков людей.

Высказывают собственное  отношение к оценкам деятельности правителя.

Сотрудничество

Критическое мышление

8.Организация изучения домашнего задания

Параграф  20  читать, устно ответить на вопросы.

Письменно: дать оценку деятельности И. Калиты  (зад. Рубрики «Думаем, сравниваем..»

Записывают задание

Сотрудничество



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. 8 класс.

Тема урока

Внешняя политика Павла 1.8 класс.

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: сформировать представления о внешней политике Павла 1

Образовательные задачи: выделить и охарактеризовать основные события внешней политики, их итоги и значение

Ресурсы урока

Мультимедийная доска, компьютер, проектор, экран, доска, учебник, атлас по истории России

Планируемые результаты  урока

личностные

  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в общении
  • изложение своей точки зрения, её аргументация

предметные

  • объяснять причины и следствия ключевых событий внешней политики
  • давать оценку событиям внешней политики
  • использовать историческую карту как источник информации

метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

  • Познавательные -формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности
  • Коммуникативные - развитие речи, навыков сотрудничества, публичного выступления.
  •  Регулятивные - управление своей деятельностью, развитие внимания, организации выполнения поставленных задач

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Используемые методики, технологии

1.Организационный

Приветствие учащихся, визуальная проверка их готовности к уроку

Организуют рабочее место, приветствуют учителя

Сотрудничество

2. Опрос домашнего задания

Организует беседу по теме домашнего задания «Внутренняя политика Павла 1»

Актуализировать ранее полученные знания. Определять содержание и итоги, причинно –следственные связи исторических событий.

Объяснять смысл понятий

3. Вводно -мотивационный

Учитель напоминает задачи внешней политики России при Екатерине II, предлагает ученикам сформулировать задачи внешней политики, к концу правления императрицы (началу правления Павла1).

 

Вспоминая итоги внешней политики предшествующего периода, формулируют задачу: борьба с французскими революционными идеями, стремление России не допустить их влияния на Россию.

Критического мышления

Проблемного обучения

ИКТ

4. Актуализация знаний

Организует беседу: почему именно одна задача их представленных на слайде была актуальна для страны

Отвечают, что остальные задачи были решены.

Актуализируют знания по теме «Внешняя политика Екатерины II»

Проблемное обучение

5.Целеполагание

Учитель формулирует проблему:Можно ли говорить, что внешняя политика Павла I была нацелена на решение национальных задач России?.

Предлагает ученикам сформулировать, вопросы новой темы.

Формулируют проблему урока основные вопросы темы:

1)Познакомиться с основными внешнеполитическими событиями

2) оценить внешнюю политику (отметить итоги, достижения и просчеты)

Проблемное обучение.

Сотрудничество

6.Первичное усвоение новых знаний

1этап:

1.Объясняет:  как изменялась внешняя политика (выделяет этапы, основные события на каждом этапе, причины изменений (почему Павел 1 отказывается от участия России в первой антифранцузской революции, принимает решение вступить во вторую антифранцузскую коалицию). Демонстрирует на карте упоминаемые   объекты.

2 этап.

Организует работу в группах: (предлагает ученикам прочитать учебник ответить на вопросы)

Класс делится на группы:

1гр.: Покровительство
Мальтийскому ордену .

-Как Россия покровительствовала Мальтийскому ордену  (проиллюстрируйте конкретными примерами, назовите все перечисленные мероприятия)

-Оцените мероприятия и итоги с точки зрения национальных интересов? 

2 гр: 1799 г. -Итальянский и Швейцарский походы

-Проследите по карте поход А.В. Суворова, продемонстрируйте на общей карте

-Оцените мероприятия и итоги с точки зрения национальных интересов?

3 гр: Сближение России и Франции в 1800  г.

-Причины сближения России и Франции в 1800  г.

-Договоренности России и Франции

- Оцените сближение России с Францией с точки зрения национальных интересов?

4гр.: Индийский поход

-Цели, планы сторон

-Какие действия предприняли Франция и Россия

-Почему российские и французские войска не дошли до Индии?

5 гр.:Заговор 11 марта 1801 г.

- Кто и почему мог быть недоволен политикой Павла 1

-Существует ли связь между внешней политикой Павла 1 и заговором?

3 этап: организует презентацию результатов групповой работы.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом параграфа, осуществляют  поиск информации в группах, раскрывают

Находят на карте изучаемые объекты, делают выводы.

Публично представляют результаты познавательной деятельности

Сотрудничество

Исследовательская

Критического мышления

ИКТ

7.  Первичное закрепление

Формулирует вопросы:

-назовите основные мероприятия внешней политики

- Можно ли говорить, что внешняя политика Павла I была нацелена на решение национальных задач России?

Отвечают на вопросы

Демонстрируют на карте страны, географические объекты, которые упоминаются в новой теме. 

Высказывают и аргументируют примерами выводы по проблемному вопросу.

Проблемное обучение

Критическое мышление

8.Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует работу в группах  с синквейном «Деятельность Павла 1»

Обобщают знания о периоде правления Павла1.

Высказывают и аргументируют примерами выводы

Сотрудничество

Критическое мышление

9.Организация изучения домашнего задания

Параграф  25 читать

Ответить устно на вопросы параграфа.

Рубрика «Работаем с картой» на стр. 68 устно

Записывают задание

Сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...