Урок истории в 5 классе «Древние Афины».
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Осипова Светлана Витальевна

Комбинированный урок в виде игры-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_5_klasse_drevnie_afiny.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Урок истории в 5 классе  «Древние Афины».

Осипова Светлана Витальевна

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МБОУ «Кулаевская СОШ» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока «Древние Афины»

Цель:

  • Закрепить знания учеников о древнегреческой религии, героев др. мифов, занятиях жителей Аттики.

Познакомить с управлением Афинского государства, реформами Солона, выяснить к каким изменениям они привели.

  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Пропаганда здорового образа жизни.

 

Тип и вид урока:

Комбинированный урок в виде игры-путешествия.

 Оборудование:

  • Рисунок - карта путешествий,
  • рисунки корабля, Цербера, реформы Солона,
  • слова - карточки со словами, имена богов,
  • карта «Древняя Греция»,
  • меловый рисунок с аппликациями «Земледелие в Аттике»,
  • составная схема — население Аттики,
  • рисунки - изображения предметов, принадлежащих греческим богам,
  • иллюстрация «На агоре в Афинах»

; Ход урока:

I  ПОВТОРЕНИЕ.

1)- Какую древнюю страну мы изучаем? - Где она располагается?

{Показ учениками Греции на карте)

  • Я предлагаю вам совершить туда путешествие. Согласны?
  • На чём отправимся в путь?

(Корабль)( синего цвета) - Почему наш корабль окрашен как часто было у греков в синий цвет? (маскировка, безопасность, пираты).

- Куда лежит наш путь? Ведь Греция велика.

 Чтобы узнать - разгадаем кроссворд.

                           6

1.

И

т

а

к

а

2.

Н

и

м

Ф

а

3.

0

л

и

м

п

Э

л

л

и

н

ы

5.

м

и

ф

ы

Вопросы к кроссворду:

  1. Как назывался остров в Греции, где царём был Одиссей? (Итака)
  2. Как называли греки богиню водоёма? (Нимфа)
  3. Как называется самая высокая гора в Греции? (Олимп)
  4. Как греки называли себя? (Эллины)
  5. Как называют древние предания об устройстве мира? (Мифы) 

- Так куда же лежит наш путь? (6. )

- Где располагались Афины?

На карте показ учениками и прикрепление к этому месту карточек со словами:

       

  1. Хорошо расположились на корабле?
  • По какому морю поплывём?
  • Путь наш опасен и труден. Откуда мы знаем об этом?
  • Чтобы скоротать время предлагаю развлечь путешественников рассказом мифов. (2 мифа с рисунками о происхождении названия Афин).
  1. Но вот корабль пристаёт к берегу. Что за чудовище встречает нас?

(показ рисунка)

-Я плохо разбираюсь в его языке, но мне кажется, что он предлагает нам навести порядок на Олимпе.

- Соотнесите изображения предметов с именами богов, которым они принадлежат.

 

Гермес          (сандалии, шлем с крылышками)

Афина -  (шлем)

Аид - (двузубец)

       Дионис        - (виноград)

Артемида -  (лук и стрелы)

Гефест -  (молот)

Зевс - (орел)

Посейдон - (трезубец)

Гелиос - (колесница)

Аполлон - (венец)

-  Какие занятия греков отразились в их религии?

  • Каких богов и почему греки особенно почитали. С чем это было связано?
  1. - Перед нами земли Афинского полиса. - Что такое полис?
  • Каковы природные условия Аттики? Справа - оливковая роща. Что это за растения?  (рассказывают)
  • Что ещё выращивали земледельцы Аттики? (виноград, зерновые культуры)
  • Как относились к пьянству?
  1. Вот перед нами расстилаются обработанные поля (меловый рисунок с аппликацией)
  • Где здесь лучшие и худшие земли? Кому они принадлежат? (аристократам)

  • Расскажите о трудностях обработки горных участков.
  • Что несёт крестьянин за плечами. Мог ли горный участок прокормить крестьянина и его семью?
  • Что за камни появляются на полях крестьян и что это означает?
  • Почему крестьяне Аттики бедствовали?
  • Как они теряли землю и свободу?
  1. Вот мы вошли в город Афины.
  • Что находится в центре красивого города? (акрополь, агора) Издалека слышны крики продавцов.
  • Какие? Что мы здесь видим?

( Рассказ ученика по картине)

-  Чем покупатели  расплачиваются за покупки?

( Сообщение подготовленного ученика о денежных единицах.)

Лидия - металлическая монета;

Драхма - серебряная;

Лепта - мелкая;

Талант - крупная – (26 кг.)

  1. Физкульт минутка

Устали? - Встаньте - давайте отдохнем в тени деревьев.

  • Выполните действие героев мифов и богов:
  • Дедал (машут руками),
  • Тесей ( наматывают клубок),
  • Нимфы {плещутся в волнах),
  • Сатиры (скачут).

  1. НОВАЯ ТЕМА.

1) -Что ещё интересного, было на агоре, хотите узнать?

  • Каким было население Аттики?  
  •  Работа со схемой на доске.

Население Аттики

                        

  • Как становились рабами? (должники, чужеземцы)
  • Кому принадлежали лучшие земли? (аристократы)
  • Кто правил Афинами? (ареопаг, архонты)
  • Как называлось остальное свободное население? (демос - бедняки, но были среди них и разбогатевшие)

2) - Посмотрите, стоят два человека. Послушаем их разговор.

(Два ученика, одетые как греки, ведут между собой разговор. Один из них аристократ, другой — разбогатевший ремесленник, ставший богатым купцом.)

Что означают слова: «Богатым можно стать, а знатным нужно родиться?»

  • Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей?
  • Что они требовали? (власти)
  • Чего требовали земледельцы - бедняки? (отмены долгов и земли) 3) Демос восстал против знати, и началась война.

594 г. до н. э.

Боясь за свои жизни, аристократы созвали народное собрание, на котором избрали правителем Солона. Этот человек пользовался уважением и со стороны демоса, и со стороны аристократов. Солон провёл ряд преобразований - реформ.

Суть реформ:        

  1. отмена долгов и долгового рабства;
  2. изменения в управлении страной.
  1. Долговые камни скинуты с полей. Земля - рабыня раньше, а теперь свободна. Все долги прощены! (ликует демос) За новые долги рабом не сделают. Выкуплены из заморских стран проданные туда рабы - должники.
  • Какое слово стало лишним на схеме?
  • Почему Солон не отобрал землю у аристократов?
  1. Правителей        стали избирать из богатых, независимо от происхождения, судьями становились все граждане независимо от имущества.

Регулярно созывалось народное собрание. Реформы Солона заложили основу «демократии».

 Примирив аристократов и демократов, выполнил он свою задачу? Но Солон пишет: Все когда - то ликовали, а теперь меня всегда злобным взглядом провожают, словно я их злейший враг.

  • Почему и демос и аристократы остались недовольны реформами? (Лучшие земли остались у аристократов, аристократы лишились долгов)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Что же было написано на выбеленных досках, которые стояли на агоре?

Итак - наше путешествие подходит к концу.

  • Что нового вы узнали?
  • Почему демос и аристократы начали войну между собой?
  • Кто и как их примирил?
  • Какие реформы он провёл?
  • Хотя многие были недовольны, но в чём состояло важное значение законов Солона?

Оценивание:

 Давайте заполним Судовой журнал. Оценки получили ... Запишите домашнее задание: п. 30, составить кроссворд с новыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс Древний Вавилон

Презентация 5 класс Древний ВавилонИстория древнего мира . 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/В.И.Уколова,Л.П.Маринович; под-ред. А.О.Чубарьяна;Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение».-М.: ...

урок истории 5 класс Древний мир

урок посвящен искусству  семь чудес света...

презентации к урокам истории 5 класса Древний мир- раздел I

презентации будут полезны тем, кто работает с различными инновационными технологиями- проблемного обучения, развития критического мышления, коммуникативной технологии и дискуссионной. Требования ФГОС ...

конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди

Тема: Древнейшие людиЦель:1.Предметные:-        Формулировать  отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;-...

Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"

Тест к уроку истории 5 класс "Древний Египет"...