Урок всеобщей истории (средние века) в 6 классе «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Обобщающий урок в форме дифференцированной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_srednevekovyy_gorod_v_zapadnoy_i_tsentralnoy_evrope.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок всеобщей истории (средние века) в 6 классе
учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ «Кулаевская СОШ» Пестречинского муниципального района РТ
Осиповой Светланы Витальевны.
Тема урока: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»
Цель урока:
- Закрепление, обобщение, проверка знаний учащихся о средневековом городе: причинах и местах его появления, особенностях строительства, внешнем облике, его жителях, изменениях в хозяйственной жизни средневековой Европы. Больше обратить внимание на те вопросы, которым уделялось меньше внимания на уроках изучения нового материала.
- Расширение исторического кругозора учащихся.
- Дифференцированное развитие способностей учащихся.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развитие умения работы в группе: взаимовыручка, помощь друг другу.
- Содействие в формировании любви к истории.
Обобщающий урок в форме дифференцированной игры.
Ученики разделены на три команды по уровню способностей: «сильные»- «Мастера», «средние» - «Подмастерья», «слабые» - «Ученики». Задания каждой команде предлагаются по уровню способностей.
Оформление урока и наглядность:
- Карта «Западная и Центральная Европа в 12-15 вв.».
- Кроссворд на доске.
Иллюстрация «На ярмарке в Шампани».
- «Город знатоков» - рисунок средневекового города с пустыми местами для последующего восстановления их фрагментами с изображением городских ворот, рыночной площади, мастерской ремесленника, ратушей и т.д.; герб города знатоков.
- Рисунки с изображением мест появления городов: мост через реку, перекрёсток дорог, лес, болото и т. д.
- Слова на наборном полотне.
- Слова для составления логической цепочки как на наборном полотне, так и для индивидуальной работы: этапы развития хозяйства, приведшие к
»появлению городов.
- Распечатка выдержки из документа «Третий цеховой устав шёлкоткачих Кёльна».
- Творческие работы учеников; рисунки гербов, макет замка феодала, кроссворды, подготовленные сообщения о возникновении городов.
- «Колёса истории, на одном из которых - исторические понятия, а на другом — их значения.
- Карточки — этикетки на столах с названиями команд: «Мастера», «Подмастерья», «Ученики» и их гербы, придуманные самими учениками.
- Таблица- табло на доске, куда заносятся баллы за каждое задание:
№ | «Мастера» | «Подмастерья» | « Ученики» |
Ход урока:
Тему нашего урока мы найдём в кроссворде
И | Л | Ь | Д | И | Я | |||
Б | О | Р | ||||||
Е | Й | Ш | И | Н | А | |||
В | А | Р | ||||||
Е | В | Р |
6.
Г | |||||
С | О | ||||
С | Т | А | Р | ||
Т | О | ||||
Ш | Е | Д |
Вопросы к кроссворду:
- Союз купцов? (гильдия)
- Городская церковь? (собор)
- Выборный глава цеха? (старейшина)
- Вещь, предмет, изготовлен с целью продажи? (товар)
- Лучший образец изделия? (шедевр)
- Какое слово получилось? Дайте определение этому понятию.
Тема нашего урока: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» Я предлагаю вам создать свой средневековый город, состоящий из ваших знаний, которые закроют «белые пятна» города на рисунке нашего города.
/Открывает рисунок города с «пустыми местами»/
Поэтому город наш будет называться «Город знатоков». Герб города отражает «объём» ваших исторических знаний и успехов.
/Открывает рисунок герба/
За ответы знатоки получают монеты на счёт в банке. Банкиры - знатоки истории, ученики 7 класса.
1 задание. - Герб. (2 балла)
3) «Мастера» Найдите смысловую ошибку ученицы. (показ герба феодала с серпом) феодалы презирали с/х труд | 2) «Подмастерья» (Творческое домашнее задание) Кому принадлежат гербы? (показ нарисованных учениками гербов цехов оружейников, пекарей и т. д.) — | 1) «Ученики» - Что изображали на гербах? |
2 задание. - Где возникали города? (2 балла) | ||
3. «Мастера» | 2. «Подмастерья» | 1. «Ученики» |
Сообщение из дополнительной литературы с использованием карты о возникновении городов: Парижа, Лейпцига, и д.р. по выбору учеников. | Сравнить город с замком феодала. {используется макет замка феодала – творческая работа учеников) | - Выберите рисунок с указанным местом. (предлагаются рисунки с изображением болота, гор, берега моря, берега реки и тд. |
3 задание.
- С чем было связано появление городов? (2 балла) - Составьте логическую цепочку.
( команды получают дифференцированные задания)
/Проверка правильности задания на наборном полотне/ '
4 задание.
- Изменения в хозяйстве. (2 балла)
«Мастера» 1) Как изменилось хозяйство в средние века с появлением городов? | «Подмастерья» 3) Чем отличается «товарное» хозяйство от «натурального» хозяйства? | «Ученики» 2) Что такое «натуральное хозяйство»? |
5 задание. (3 балла)
/На наборном полотне для команд «Подмастерье» и «Ученики» расположены слова, «Мастера» работают с документом./
«Мастера» Функции цеха соотнесите с документом. (Задание в приложении) | «Подмастерья» О чём идёт речь? Найдите лцшнее слово. Патриции Мэр Коммуна Бургомистр Гор. Совет Поденщики (подёнщики)
(мэр, бургомистр) | «Ученики» О чём идёт речь? Общее слово -устав старшина «Пирушка» Герб, Ремесленники (Цех.) - Что такое цех? |
6 задание. (2 балла) - Как выглядел средневековый город.
- Найдите ошибки в тексте. (Объём текста дифференцирован).
«Мастера» (9 ошибок) Найди и подчеркни ошибки. | «Подмастерья» (6 ошибок) Найди и подчеркни ошибки. | «Ученики» (4 ошибки) Найди и подчеркни ошибки |
Описание средневекового города. Средневековые города возникли в 8 веке. Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота, которые гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые. Дома многоэтажные в 5-6 этажей, каждый дом пронумерован. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет. Ближе к центру находятся мастерские кожевников, оружейников, а дальше от центра города селились богатые купцы. | Описание средневекового города. Средневековые города возникли в 8 веке. Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота, которые гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые. Дома многоэтажные в 5-6 этажей, каждый дом пронумерован. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет. | Описание средневекового города. Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота, которые гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые. Дома многоэтажные в 5-6 этажей. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет. |
7 задание. (2 балла)
- Объясните крылатые выражение средневековья.
3) «Мастера» «Городской воздух делает свободным» | 2) «Подмастерья» «вечные подмастерья» | 1) «Ученики» «позорный столб» |
8 задание. (2 балла)
- Посетим мастерскую.
«Мастера» | «Подмастерья» | «Ученики» |
Особенности | - Чем была похожа и | - Опишите трудности |
ремесленного | отличалась жизнь | жизни ученика. |
производства. | мастера и подмастерья. | |
(Найти общее во всех | ||
мастерских) |
9 задание. (3 балла) - Торговля.
«Мастера» Составить рассказ на тему «Из Венеции в Шампань» | «Подмастерья» Описать ярмарку. | «Ученики» Соотнесите историческое понятие и его значение. (задание на «колесе истории») слова: меняла, банкир, ростовщик, банк, ярмарка |
Дополнительные вопросы.
- ученикам. - Одна из улиц Брюсселя носила название «Улица одного человека». - О чём говорит это название?
- подмастерьям. - Какая поговорка существовала об оптимальной ширине дорог.
- мастерам. - Почему в средневековых городах дома строились близко друг к другу и, как правило, тянулись вверх, в высоту, в 2-3 этажа, а не вширь?
________________________________________________________________________
- ученикам. - Для чего использовали ходули?
- подмастерьям. - Где брал воду средневековый горожанин? - Фонтаны для чего?
- мастерам. - Последние деньги горожане отдали на ремонт городской стены. Почему?
_______________________________________________________________________
1.ученикам. - Кто оборонял город?
2.подмастерьям. - Почему все населения средневековья объединялось в союзы?
3.мастерам .- Хронист Ричард Девизский писал о городе: «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства». Объясните его слова.
______________________________________________________________________
- В чём, по вашему мнению, было основное значение появления городов?
- Развитие товарного хозяйства.
- Развитие демократии.
- Централизация власти.
________________________________________________________________________
Подведение итогов урока.
- Усилия команд: «Мастера», «Подмастерья» и «Ученики» увенчались успехом. Наш город возведён благодаря вашим знаниям (обращение внимания на рисунок города с вставленными после каждого задания рисунками - составными общего вида города). И все участники «возведения» нашего города оценены нашими консультантами — учениками 7 класса.
/Подсчёт баллов команд, участников игры. Оценивание каждого ученика./.
Приложение.
Соотнесите положения о цехах (см.1,2,3,4) и документы (см. А,Б,В,Г), подтверждающие эти положения.
- Цехи следили за качеством выпускаемого товара.
- Цехи боролись с конкуренцией иногородних.
- Цехи следили за тем, чтобы только обученные мастера занимались ремеслом.
- Цехи устанавливали равенство между мастерами с тем, чтобы никто из них не богател за счёт других.
1- ?
2- ?
- ?
- ?
- ...Запрещается... мастерицам и их мужьям производить суконные изделия из пряжи, изготовленной не в Кёльне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием сукна, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина в пользу старшин цеха...
Б. ...Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке сукна, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха...
- ... Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски...
Г. ...Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц, ... не считая её собственных людей...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс
Демо-тест к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса. Перед использованием теста, пос...
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс
История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...
Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"
Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Урок в виде путешествия по средневековому городу с заданиями...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...
План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"
Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...
Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков «Назад в Средневековье»
Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков...