Урок всеобщей истории (средние века) в 6 классе «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Осипова Светлана Витальевна

Обобщающий урок в форме дифференцированной игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок всеобщей истории (средние века) в 6 классе

учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории

МБОУ «Кулаевская СОШ» Пестречинского муниципального района РТ

 Осиповой Светланы Витальевны.

Тема урока: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе»

Цель урока:

  • Закрепление, обобщение, проверка знаний учащихся о средневековом городе: причинах и местах его появления, особенностях строительства, внешнем облике, его жителях, изменениях в хозяйственной жизни средневековой Европы. Больше обратить внимание на те вопросы, которым уделялось меньше внимания на уроках изучения нового материала.
  • Расширение исторического кругозора учащихся.
  • Дифференцированное развитие способностей учащихся.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

Развитие умения работы в группе: взаимовыручка, помощь друг другу.

  • Содействие в формировании любви к истории.

Обобщающий урок в форме дифференцированной игры.

Ученики разделены на три команды по уровню способностей: «сильные»- «Мастера», «средние» - «Подмастерья», «слабые» - «Ученики». Задания каждой команде предлагаются по уровню способностей.

Оформление урока и наглядность:

  • Карта «Западная и Центральная Европа в 12-15 вв.».
  • Кроссворд на доске.

Иллюстрация «На ярмарке в Шампани».

  • «Город знатоков» - рисунок средневекового города с пустыми местами для последующего восстановления их фрагментами с изображением городских ворот, рыночной площади, мастерской ремесленника, ратушей и т.д.; герб города знатоков.
  • Рисунки с изображением мест появления городов: мост через реку, перекрёсток дорог, лес, болото и т. д.
  • Слова на наборном полотне.
  • Слова для составления логической цепочки как на наборном полотне, так и для индивидуальной работы: этапы развития хозяйства, приведшие к

»появлению городов.

  • Распечатка выдержки из документа «Третий цеховой устав шёлкоткачих Кёльна».
  • Творческие работы учеников; рисунки гербов, макет замка феодала, кроссворды, подготовленные сообщения о возникновении городов.
  •  «Колёса истории, на одном из которых - исторические понятия, а на другом — их значения.
  • Карточки — этикетки на столах с названиями команд: «Мастера», «Подмастерья», «Ученики» и их гербы, придуманные самими учениками.
  • Таблица- табло на доске, куда заносятся баллы за каждое задание:

«Мастера»

«Подмастерья»

« Ученики»


Ход урока:

Тему нашего урока мы найдём в кроссворде

И

Л

Ь

Д

И

Я

Б

О

Р

Е

Й

Ш

И

Н

А

В

А

Р

Е

В

Р

            6.

Г

С

О

С

Т

А

Р

Т

О

Ш

Е

Д

Вопросы к кроссворду:

  1. Союз купцов? (гильдия)        
  2. Городская церковь? (собор)
  3. Выборный глава цеха? (старейшина)
  4. Вещь, предмет, изготовлен с целью продажи? (товар)
  5. Лучший образец изделия? (шедевр)
  6. Какое слово получилось? Дайте определение этому понятию.

Тема нашего урока: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» Я предлагаю вам создать свой средневековый город, состоящий из ваших знаний, которые закроют «белые пятна» города на рисунке нашего города.

/Открывает рисунок города с «пустыми местами»/

Поэтому город наш будет называться «Город знатоков». Герб города отражает «объём» ваших исторических знаний и успехов.

 /Открывает рисунок герба/

За ответы знатоки получают монеты на счёт в банке. Банкиры - знатоки истории, ученики 7 класса.

1 задание. - Герб. (2 балла)

3) «Мастера» Найдите смысловую ошибку ученицы.

(показ герба феодала с серпом)

феодалы презирали с/х труд

2) «Подмастерья»

(Творческое домашнее задание)

Кому принадлежат гербы?

(показ нарисованных учениками гербов цехов оружейников, пекарей и т. д.) —

1) «Ученики»

- Что изображали на гербах?

2 задание. - Где возникали города? (2 балла)

3. «Мастера»

2. «Подмастерья»

1. «Ученики»

Сообщение        из

дополнительной литературы с использованием карты

о возникновении городов: Парижа, Лейпцига, и д.р. по выбору учеников.

Сравнить город с замком феодала.

{используется макет замка феодала – творческая работа учеников)

- Выберите рисунок с указанным местом. (предлагаются рисунки с изображением болота, гор, берега моря, берега реки и тд.

3 задание.

- С чем было связано появление городов? (2 балла) - Составьте логическую цепочку.

( команды получают дифференцированные задания)

«Мастера»

Составьте логическую цепочку из звеньев:

отделение ремесла от сельского хозяйства

появление «излишков»

появление городов

повышение урожайности

уход ремесленников из деревень

изменение в сельском хозяйстве

«Подмастерья» Вставьте пропущенное звено в цепочке: изменение в сельском

хозяйстве

появление «излишков»

отделение ремесла от сельского хозяйства

появление городов вставить:

повышение урожайности

появление «излишков»

«Ученики»

Выберите нужное и вставьте пропущенное звено в цепочке:

изменения в сельском хозяйстве

появление «излишков»

отделение ремесла от сельского хозяйства

появление городов

выбрать и вставить:

уход ремесленников из деревень

уход крестьян  из деревень

 

 

/Проверка правильности задания на наборном полотне/ '


4 задание.

- Изменения в хозяйстве. (2 балла)

«Мастера»

1) Как изменилось хозяйство в средние века с появлением городов?

«Подмастерья»

3) Чем отличается «товарное» хозяйство от «натурального» хозяйства?

«Ученики»

2) Что такое

«натуральное

хозяйство»?

5 задание. (3 балла)

/На наборном полотне для команд «Подмастерье» и «Ученики» расположены слова, «Мастера» работают с документом./

«Мастера»

Функции цеха соотнесите с документом.

(Задание в приложении)

«Подмастерья» О чём идёт речь? Найдите лцшнее слово.

Патриции Мэр

Коммуна Бургомистр Гор. Совет Поденщики (подёнщики)

  • Что оно означает?
  • Найдите подобные по значению слова.

(мэр, бургомистр)

«Ученики» О чём идёт речь? Общее слово

-устав старшина «Пирушка» Герб,

Ремесленники (Цех.)

- Что такое цех?

6 задание. (2 балла) - Как выглядел средневековый город.

- Найдите ошибки в тексте. (Объём текста дифференцирован).

«Мастера» (9 ошибок) Найди и подчеркни ошибки.

«Подмастерья» (6 ошибок)

Найди и подчеркни ошибки.

«Ученики» (4 ошибки) Найди и подчеркни ошибки

Описание

средневекового города.

Средневековые города возникли в 8 веке. Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота,        которые

гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые.         Дома

многоэтажные в 5-6 этажей, каждый дом пронумерован. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет. Ближе к центру находятся мастерские кожевников, оружейников, а дальше от центра города селились богатые купцы.

Описание

средневекового города.

Средневековые города возникли в 8 веке. Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота,        которые

гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые.         Дома

многоэтажные в 5-6 этажей, каждый дом пронумерован. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет.

Описание

средневекового города.

Город обнесён высокой крепостной стеной, и войти в него можно через ворота, которые гостеприимно открыты даже ночью. Улицы все широкие, чистые, красивые. Дома многоэтажные в 5-6 этажей. В центре города располагается рыночная площадь, ратуша и собор, где заседает городской совет.

7 задание. (2 балла)

- Объясните крылатые выражение средневековья.

3) «Мастера»

«Городской воздух делает свободным»

2)        «Подмастерья»

«вечные подмастерья»

1) «Ученики»

«позорный столб»

 

 

8 задание. (2 балла)

- Посетим мастерскую.

«Мастера»

«Подмастерья»

«Ученики»

Особенности

- Чем была похожа и

- Опишите трудности

ремесленного

отличалась жизнь

жизни ученика.

производства.

мастера и подмастерья.

(Найти общее во всех

мастерских)

9 задание. (3 балла) - Торговля.

«Мастера»

Составить рассказ на тему «Из Венеции в Шампань»

«Подмастерья» Описать ярмарку.

«Ученики»

Соотнесите историческое понятие и его значение.

(задание на «колесе истории») слова: меняла, банкир, ростовщик, банк, ярмарка

 

 

Дополнительные вопросы.

  1. ученикам. - Одна из улиц Брюсселя носила название «Улица одного человека». - О чём говорит это название?
  2. подмастерьям. - Какая поговорка существовала об оптимальной ширине дорог.
  3. мастерам. - Почему в средневековых городах дома строились близко друг к другу и, как правило, тянулись вверх, в высоту, в 2-3 этажа, а не вширь?

________________________________________________________________________

  1. ученикам. - Для чего использовали ходули?
  2. подмастерьям. - Где брал воду средневековый горожанин? - Фонтаны для чего?
  3. мастерам. - Последние деньги горожане отдали на ремонт городской стены. Почему?

_______________________________________________________________________

1.ученикам. - Кто оборонял город?

2.подмастерьям. - Почему все населения средневековья объединялось в союзы?

3.мастерам .- Хронист Ричард Девизский писал о городе: «Пузырь народной спеси, страх королевству, тлен для духовенства». Объясните его слова.

______________________________________________________________________

- В чём, по вашему мнению, было основное значение появления городов?

  1. Развитие товарного хозяйства.
  2. Развитие демократии.
  1. Централизация власти.

________________________________________________________________________

Подведение итогов урока.

- Усилия команд: «Мастера», «Подмастерья» и «Ученики» увенчались успехом. Наш город возведён благодаря вашим знаниям (обращение внимания на рисунок города с вставленными после каждого задания рисунками - составными общего вида города). И все участники «возведения» нашего города оценены нашими консультантами — учениками 7 класса.

/Подсчёт баллов команд, участников игры. Оценивание каждого ученика./.

Приложение.

Соотнесите положения о цехах (см.1,2,3,4) и документы (см. А,Б,В,Г), подтверждающие эти положения.

  1. Цехи следили за качеством выпускаемого товара.
  2. Цехи боролись с конкуренцией иногородних.
  3. Цехи следили за тем, чтобы только обученные мастера занимались ремеслом.
  4. Цехи устанавливали равенство между мастерами с тем, чтобы никто из них не богател за счёт других.

1-        ?

2-        ?

  1. ?
  2. ?
  1. ...Запрещается... мастерицам и их мужьям производить суконные изделия из пряжи, изготовленной не в Кёльне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием сукна, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина в пользу старшин цеха...

Б. ...Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке сукна, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха...

  1. ... Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски...

Г. ...Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц, ... не считая её собственных людей...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ».6 класс

История средних веков. 6 класс. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.Проверка и закрепление знаний учащихся по ключевым терминам параграфов 11-16Предлагается 2 варианта по 10 заданий в каждом, за правильный отв...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Урок в виде путешествия по средневековому городу с заданиями...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"

Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...

Итоговый обобщающий урок по истории Средних веков «Назад в Средневековье»

Итоговый  обобщающий урок по истории Средних веков...