«Петр I. Культурные преобразования».
материал по истории (7 класс) на тему

Методическая разработка урока истории в 7-ом классе на тему

«Петр I. Культурные преобразования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3437_hb9.pptx1.71 МБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_v_7.docx25.4 КБ
Файл titulnyy_list.docx11.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реформы Петра I. Культурные преобразования

Слайд 2

Образование Наука и Просвещение Новое в быту Учеба дворян за границей Открытие школ и училищ Морское Инженерное Артиллерийское Гражданский шрифт Газета «Ведомости» 1702-1703 гг. Публичная библиотека 1714 г. Кунсткамера 1714 г. Новое Летоисчисление 1700 г. Европейская одежда «Ассамблеи» Этикет Академия наук 1725 г. Брадобритие Орудия труда Растения

Слайд 3

Ассамблея Петра I — празднование, введенное Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года, летом — на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблей был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра ассамблеи трансформировались в балы. 1718 г

Слайд 4

По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным - 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями. В царствование Петра в обиход вошел юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября. Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам: в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед. ” Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с числа 1 от Рождества Христова 1700 года “ 1700 г

Слайд 5

В 1700 г. Петр I волевым порядком перенес начало Нового года на 1 января. Как тогда объяснялось, это было связано не с экономическими факторами, а с целью интеграции с Европой, в которой Новый Год начинался 1 января. Празднование Нового Года в допетровское время (1 сентября) 1700 г

Слайд 6

Государство пыталось насильственно изменить внешний вид своих подданных, и в первую очередь — боярства. За время царствования Петра Великого вышел ряд указов, посвященных этой проблеме: о наказании за ношение бороды, об установлении для всех чинов, носящих бороды, особой подати и особого покроя платья, о порядке взыскания штрафов с бородачей, о том, как поступать с теми, кто не бреет бороды и не носит «указного» платья. Каралась торговля русским платьем и сапогами. От бородачей было запрещено принимать челобитные и т. д. Русское общество с трудом воспринимало перемены, затрагивавшие не только бытовое, но и религиозное сознание. Реформы Петра I коренным образом ломали бытовые устои русского общества. Одним из первых стал указ от 16 января 1705 г. «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Его неисполнение влекло суровые наказания, даже ссылку на каторгу. 1705 г

Слайд 7

В январе 1700 г. выходит царский указ об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно. Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку. 1700 г.

Слайд 8

Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” - короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Слайд 9

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги - ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру . Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно. Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Слайд 10

В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг - книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет. Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание.

Слайд 11

Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу. 1714 г

Слайд 12

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости". 1708 г

Слайд 13

С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”, “ Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.

Слайд 14

Гражданский шрифт — шрифт, введённый в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита). Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708—1710 гг. Её целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковнославянским шрифтом — полууставом. В январе 1707 г. по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе. 1708 г

Слайд 15

Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение Санкт-Петербурге, а как правопреемник московской «навигацкой школы» (1701—1715) — старейшее в России. Морским кадетским корпусом именовался с 11 февраля 1891 года по 20 декабря 1906 года, с 20 декабря 1906 года до 9 марта 1916 года — Морской корпус (Его Императорского Высочества наследника Цесаревича корпус) — Императорский морской кадетский корпус, с 14 сентября 1916 года по 9 марта 1918 года — Морское училище. С 25 января 2001 года — учреждение вновь получило наименование — Морской корпус и ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. 14 января 1701 года последовал высочайший указ об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Первым учителем был англичанин Генри Фарварсон, в 1698 году вступивший в русскую службу. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22 456 рублей в год. 1701 г

Слайд 16

Основано в 1701 году по Указу Петра I в Москве и носило название военно-инженерной школы. За многовековую историю неоднократно менялось название учебного заведения: инженерная школа, кадетский корпус, Главное (затем Николаевское) военное училище, Первые советские курсы, Военно-инженерный техникум, филиал Военно-инженерного университета, военное училище (институт). Старейшее военно-инженерное учебное заведение страны имеет мировую известность. Выпускниками его в разные годы были великий русский полководец М. И. Кутузов, писатель Ф. М. Достоевский, знаменитый ученый П. Н. Яблочков, композитор Ц. А. Кюи, русский физиолог, нижегородец И. М. Сеченов, основатель Нижегородской радиолаборатории М. А. Бонч-Бруевич, русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев … Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище 1701 г

Слайд 17

Полное наименование – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации. В 1701 году в Москве открылась артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге – вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров были созданы две инженерные школы (в 1708 и 1719 годы). Для подготовки морских кадров Петр I открыл в Москве в 1701 году школу математических и навигацких наук, а в 1715 году в Петербурге – Морскую академию. 1701, 1712 гг.

Слайд 18

1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Академия основана по образцу западноевропейских академий. В отличие от них (которые автономны), РАН в большей степени зависит от государства. Регламент Академии был утверждён в 1747. Первым президентом назначен Л. Л. Блюментрост. Первые академики АН (математик Я. Герман, астроном Ж. Н. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и другие) приехали в Россию из Европы. Первым отечественным академиком стал М. В. Ломоносов. Главными научными направлениями Петербургской Академии наук середины XVIII века оставались физико-математические и естественные науки, в развитие которых значительный вклад внесли М. В. Ломоносов, Ж. Н. Делиль, Л. Эйлер, С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Г. Ф. Миллер и другие. Л. Л. Блюментрост. 1724 г

Слайд 19

Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. 1714 г

Слайд 20

Какие орудия труда, не использовавшиеся ранее, появились в хозяйстве крестьян на Руси? Какие растения были завезены в Россию при Петре I ?



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 7-ом классе на тему

«Петр I. Культурные преобразования».

План:

1.Исторические условия развития русской культуры в первой четверти 18-го века.

2.Образование, просвещение.

3.Книгопечатание.

4.Преобразования в быту.

Форма урока:

Задачи урока:

I.

Охарактеризовать причины подъема культуры России в первой четверти 18-го века; представить основные направления развития русской культуры; познакомить с новыми явлениями в области культуры и быте введенными Петром I.

II.

 Используя материал по теме: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью; воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III.

Используя материал по теме: развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию, формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, расширить представление о роли и значении личности в истории.

Тип урока:

Оборудование и материалы: компьютер, мультипроектор, иллюстрации учебника, репродукции, фотографии, схема «новые явления в общественно-культурной жизни, изменения в быту».

Оформление доски: Тема урока, эпиграф «почва для истории великого человека есть история народа» С.М.Соловьев.

Основные понятия: Академия Наук, ассамблеи, светский, классицизм, летоисчисление, кунсткамера, навигационные науки.

Ход урока:

I . Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята, добрый день уважаемые гости. Сегодня мы проводим урок по теме «Петр I. Культурные преобразования». Подумаем, каково значение этих преобразований для будущего России и какова роль самого Петра в осуществлении этих реформ.

II. Проверка домашнего задания

  1. Фронтальная беседа по вопросам:

- сколько лет длилась Северная война? (1700-1721г)

-какое крупнейшее было сражение в Северной войне? (Полтавская битва, 27июня 1709г.)

-В каком году был Прутский поход? (1711г. Поход русских войск в Молдавию во время войны с Турцией 1711-1713г. Армию возглавил Петр I).

      2. Тестовые задания.

Теперь выполним следующие задания: соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение

а)                                                                            

Провозглашение России империей 1714г.-л

Введение нового летоисчисления 1721г.-л  

Гангутское сражение 1721г.-к

Ништадтский мирный договор 1700г-о

Первый азовский поход 1699г.-я

Указ о создании российского флота 1695г.-е

Начало городской реформы 1711г.-и

 Учреждение Сената 1696г.-г

б)

Основание Санкт-Петербурга 1724г.-н

Начало Северной войны 1721 г

Академия наук 1703.г-с

Учреждение Синода 1708г.-т

«…мать Полтавской баталии…» произошла в… 1700г.-е

3)Работа в группах, объяснение, значения, понятия стр.235-236, стр.221-224

III. Изучение новой темы.

Мы продолжаем изучение Петровской эпохи. Тема нашего сегодняшнего урока: «Петр I. Культурные преобразования».

Запишите в тетрадях тему и эпиграф урока.

Цель урока рассказать: о кардинальном изменении всей культурной жизни страны; оценить новшества в области просвещения и образования, а также быта введенные Петром I.

 Мы сегодня узнаем, что нового появилось в культурном развитии России в первой четверти 18-го века, в чьих интересах проводились реформы культуры. Должны усвоить, что Петровские преобразования были вызваны требованиями жизни. Реформ в Петра I коснулись всех областей жизни, но особенно яркими были преобразования в быту и культуре.

  1. Образование

 Новые экономические и политические реформы требовали хорошо образованных людей, следовательно, возникла потребность в многократном увеличении грамотных людей. Петр I лично давал пример постоянного стремления к знаниям – он освоил несколько специальностей, хорошо владел европейскими языками. Дворянам было запрещено жениться, если они были безграмотными. Многих дворянских детей отправляли за границу учиться, например, в возрасте 52 года отправился для обучения П.А.Толстой. В странах западной Европы учились навигации, кораблестроению, медицине, инженерному делу, живописи, архитектуре. Русские побывали в Голландии, Англии, Италии, Франции. К 1725г. За границей прошли обучение более тысячу молодых дворян. Но по приезду в Россию многие из них не смогли выдержать экзамен, а его принимал сам  Петр I.

 Почему? Молодые дворяне проматывали деньги данные на обучение. Тот, кто не сдал экзамен, определялся в солдаты или матросы. Из-за границы в Россию приехало много специалистов и ученых. Петр I приказал каждому кто уезжал в Западную Европу завербовать для работы в России двух образованных иностранцев.

 Зачем? Чтобы с помощью иностранных ученых организовать в Петербурге Российскую Академию Наук. Петр I настойчиво заставлял дворян учиться. Реформируя систему образования, главной целью, он ставил подготовку специалистов.

Были открыты:

1711г. – навигационная школа

 1701г. – артиллерийская школа

 1702г. – инженерная школа

 1707г. – медицинское училище.  

42 цифирные школы «для детей провинциальных дворян и чиновников».

 Дети дворян, их обучалось более 2000, учились неохотно и Петр I 20 января 1714г. Издал указ, по которому было запрещено священникам венчать дворян, если они не имели свидетельства об образовании в цифирной школе. Открылись горные школы при заводах – учились ремеслу, гарнизонные школы – обучались солдатские дети. Изучались в основном предметы, которые были востребованы и имели практическое значение: математика, астрономия, инженерное дело.

Высшие учебные заведения России:

- Славяно-греко-латинская Академия в Москве

- Высшая школа для церковных служителей

- Киевская Духовная Академия

В 1724г. Вышел указ Петра I об учреждении Академии Наук и Художеств.

В 1725г. Академия была торжественно открыта. Обучали разным наукам. По окончании обучения отправляли на стажировку за границу.

  1. Книгопечатание.

В это время происходит расширение книгоиздательства, регулярно выпускают учебники как переводимые, так и отечественные, пособия по грамматике, математике, физике, лексиконные словари.

Как вы думаете, с чем связано расширение книгоиздательства? (с растущими потребностями образования)

Начиная с    Петра I, власти формируют систему печатной информации

1703г. – первая в России газета «Ведомости». Газете была размером с тетрадный лист; печатала официальные сообщения: об указах царя, о ходе военных действий, событиях за рубежом, строительстве заводов и мануфактур. За год было напечатано 39 номеров. Самым популярным жанром массовой печати был выпуск календарей – 1708г. Тиражи достигали 2000 экземпляров.

   Главным педагогическим методом было буквальное заучивание. Облик и содержание учебников соответствовали этому назначению. М.В. Ломоносов назвал их «вратами учености». Учебников было несколько: «Букварь» - Ф.П. Поликарпова, «Первое учение строкам» - Прокоповича, «Арифметика» - Л.Д. Магнитского, «Грамматика» - М.Смотрицкого. Учебник становится главным героем светской школы, а не учитель.

В 1708г. Был введен упрощенный гражданский шрифт. Появляются новые темы « О Российском матросе Василии», «Книга о скудности и богатстве». В 1719г. В Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки. С 1719г. Книжное собрание существовало при кунсткамере, а позже составило фонд для первой в России Академии Наук.

Подведем итог, что к первой четверти 18-го века расширилось издание книг светского содержания, а это уже отвечало потребностям развития производства военного и морского дела, науки и просвещения.

  1. Изменения в дворянском быту.

Так как все усовершенствовалось, то преобразования Петра I в области культуры были вызваны самой жизнью. Проводимые преобразования распространились на бытовой уклад русского общества.

Петр I ввел новый счет лет. Новый Год предписывалось считать не с 1-го сентября, а с 1-го января. Этот день считается всеобщим праздником.

Манерами воспитания и образования он обязан Немецкой Слободе. Это повлияло на любовь Петра к зарубежным традициям. После возращения из Великого Посольства, 1698г., он начал активно вводить одежду европейского образца. Был издан указ о бритье бород. Разрешалась оставлять бороды священникам и крестьянам.

1700г. -  указ об обязательном ношении венгерского или немецкого платья. Указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки, а дворянские жены и дочери сменили русские душегрейки на европейское платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством. Недовольных было очень много. Например, портным было запрещено шить русскую одежду, а продавцам длиннополого платья и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала ссылка на каторгу и конфискация всего имущества.

   Петр I сам активно взялся за введение одежды европейского покроя. На пирах он сам обрезал длиннополые платья дворян и стриг бороды знатным гостям.

К нововведениям относилось следующее: подданные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было носить парики женщинам и мужчинам. Признаком внедрения европейских обычаев стали общественные собрания в дворянских домах – ассамблеях. Ассамблеи были введены 1718г., устраивались знатными людьми царя поочередно.  Петр I сам составлял правила ассамблей и поведение гостей. Можно прийти без приглашения, но собиралось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, ученые. Полагалось приходить с женами и дочерьми. Это были школы светского воспитания. Молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, искусству общения.

Подведем итог. Определяющим мотивом нововведений было чрезмерное стремление в короткий срок сделать россиян европейцами. «Европеизация» Петра I положила начало глубокому разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

IV. Закрепление

О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового мы узнали?

V. Итог урока

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне хотелось бы привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То не тленное наследство, которое он оставил нам есть пример небывалого в истории труда, силы, воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свое народ, его способности, его значение, пример страсти к знанию, преданности, вере, что обещает народам долголетие».

Выставление оценок за урок. Домашнее задание: подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание).

Урок окончен. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 7-ом классе на тему

«Петр I. Культурные преобразования».

                                                                                          Джанкезова Р.Х., учитель истории

                                                                                          МОУ СОШ а.Кызыл Октябрь

                                                                                          Зеленчукского района КЧР

2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преобразования Петра Первого

Раскрывается роль и значение деятельности Петра Первого....

Повторительно-обобщающий урок по теме " Преобразования Петра"

Урок позволит • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Петровские преобразования»; • через характеристику исторического деятеля сформирует представление об исторической эпохе, в котор...

Культурно-бытовые преобразования Петра Великого

Цель урока:   обобщить знания учащихся о культурно-бытовых преобразованиях Петра1,  воспитыва ть и развивать навыки поведения в обществе.Оборудование:  плакат с кратким содержание...

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?

Открытый урок-дебаты по теме: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?...