Я поведу тебя в музей!
статья по истории на тему

В статье идет рахзговор об одном из средств воспитания патриотизма обучающихся - школьном музее.Об этапах его формирования, экспозиции, формах и приемах работыс учениками на уроках и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_povedu_tebya_v_muzey.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Я поведу тебя в музей!

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Идеи патриотизма во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И сегодня важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого России. Средством для решения поставленных задач по формированию гражданской позиции и
воспитанию патриотизма может и должен стать школьный музей.

Два года тому назад в нашей гимназии был создан музей «История школы». Идея создания музея принадлежит Елене Николаевне Ненаховой, директору нашей гимназии. Именно она приняла решение – музею в гимназии быть! Началась кропотливая работа по сбору, систематизации экспонатов. Эту работу возглавила методист Светлана Викторовна Алекаева. Был составлен план экспозиции музея, по которому начинается рассказ о школе с «островка памяти» - экспозиции, посвященной истории и боевому пути эскадренного миноносца Лидера «Ленинград». Все экспонаты были когда-то частью Зала боевой славы, который был создан в школе, когда она находилась в другом здании. Зал был восстановлен, и в январские, памятные для нашего города дни, посвященные прорыву и полному освобождению Ленинграда от блокады, экспозиция становится как никогда востребованной для проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и историко-краеведческое воспитание личности учащихся. Для учеников гимназии подготовлены и проведены тематические экскурсии «Письма из блокады» и «Моряки-балтийцы на защите Ленинграда. Вклад экипажа эскадренного миноносца Лидера «Ленинград» в победу.» Пришедшие на экскурсию ученики гимназии узнали о том, как жил и боролся осажденный город, какой вклад в победу внесли моряки балтийцы. что Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» был одним из первых достаточно крупных боевых кораблей, построенных в Советском Союзе после Октябрьской революции. При закладке корабля на стапелях присутствовал секретарь Ленинградского Обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.  5 декабря 1936 года над кораблем взвился Военно-морской флаг, и корабль вошел в строй боевых кораблей Балтийского флота. В составе экипажа было 332 члена, командиром корабля был назначен капитан II ранга Г.М. Горбачев.

 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая стала тяжелым испытанием для кораблей Балтийского флота. Моряки-балтийцы с первого дня вели героическую борьбу с захватчиками на море, на суше, и даже в воздухе, сбивая метким огнем корабельной артиллерии вражеские самолеты.

 В августе 1941 года враг стремился захватить Таллинн – крупнейший порт и стратегический пункт СССР на Балтике. Советским командованием был отдан приказ эвакуировать флот и гарнизон Таллинна в Кронштадт.  Моряки-балтийцы приложили максимальные усилия для того, чтобы сохранить флот и привести боевые корабли в Кронштадт. 29 августа 1941 года лидер «Ленинград» без потерь и значительных повреждений вместе с другими кораблями эскадры прибыл на кронштадтскую базу.

        В это время шли ожесточенные бои за Ленинград. 8 сентября 1941 года враг захватил Шлиссельбург, перерезав тем самым все сухопутные возможности связи города с тылом и перекрыв важнейшую водную магистраль – реку Неву. Ленинград оказался во вражеской блокаде, но враг еще намеревался овладеть городом штурмом. На защиту города были брошены все силы. Лидер «Ленинград» вместе другими кораблями вели ожесточенные бои  у Ораниенбаума, проявляя бесстрашие и героизм в борьбе с врагами.   Особо отличился старшина 2 статьи комсомолец Кузнецов Василий Степанович, который ценой своей жизни спас корабль и своих товарищей.  Старшина Кузнецов был награжден посмертно орденом «Отечественной войны» 1 степени, орудие, командиром которого он был, названо его именем, сам он навечно внесен в списки членов экипажа корабля.  В Центральном Военно-Морском музее хранится элеватор подачи снарядов с орудия старшины 2 статьи Кузнецова В. С. и мемориальная доска с описанием подвига моряка – балтийца.

         В начале ноября 1941 года фашистские войска ослабили штурм города, вынуждены были перейти к осаде, чтобы задушить Ленинград блокадой. Жизнь в городе становилась все сложнее и труднее. Ленинградцы уже перешли на голодный паек.  К отсутствию продовольствия присоединились холод, артиллерийские обстрелы и авиационные налеты. Но никакие трудности не сломили волю ленинградцев, их веру в победу. Такое прифронтовое положение города наложило отпечаток на действия личного состава кораблей эскадры. Лидер был переведен в док завода «Судомех» на ремонт. В условиях блокадного города экипаж вместе с рабочими завода трудились над восстановлением механизмов и боевой техники своего корабля. Одновременно с ремонтными работами на корабле члены экипажа лидера принимали участие в сооружении оборонительных сооружений, восстанавливали водопровод, линии электропередач, трубопровод, канализацию, разбирали деревянные здания на окраинах для отопления госпиталей и детских учреждений, разбирали завалы после вражеских артобстрелов и бомбежек города. Часть личного состава несла патрульно-постовую службу на улицах города, принимала участие в уборке и захоронении трупов ленинградцев, погибших от голода, холода, вражеских снарядов.

        Моряки честно несли службу, выполняли все приказы командования, стойко переносили все тяготы жизни в блокадном городе, внося свой вклад в победу. Когда, 27 января 1944 года ленинградское небо озарили залпы победного салюта, возвестивших о полном снятии блокады Ленинграда, это была и победа и экипажа лидера.  Родина высоко оценила моряков-балтийцев. 130 членов экипажа были награждены орденами «Славы», все члены экипажа медалью «За оборону Ленинграда».

      В витринах нашего школьного музея, посвященных подвигу экипажа лидера «Ленинград» представлены подлинные документы, предметы быта, одежда, фотографии, оружие моряков-балтийцев – участников героической обороны Ленинграда. Особым интересом у младших школьников пользуется большой Морской Атлас с настоящими морскими картами. Когда учащимся старших классов предлагается подержать в руках и почитать письма, написанные из блокадного города, меняются лица ребят и становится небезразлична судьба маленькой девочки Гали, оставшейся сиротой после смерти матери и нашедшей душевное тепло в другой ленинградской семье, о которой пишет автор на пожелтевших и выцветших страничках своего письма. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Рассматривая фотографии, военные документы, музейные материалы ученики приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, так как жизнь их была освещена высокой целью служения Родине.

    Очень надеемся, что наш музей станет местом, которое способствует формированию уважения к памяти людей прошлых поколений, к подвигам, совершаемыми во имя Родины, без чего нельзя воспитать любовь к своему Отечеству, а значит, он – лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

       Переходя к следующей витрине, мы узнаем о истории нашей школы, впереди у которой юбилей. 1 сентября 2017 года нашей гимназии исполнится 45 лет. По жизненным меркам человека – она в самом расцвете сил. Но все когда-нибудь начинается. Экспозиция нашего музея позволяет познакомится с юностью нашей гимназии, перенестись в то далекое для нас время к истокам, к началу истории нашего образовательного учреждения.                      

А история начинается в 70-е годы прошлого века, когда наши родные жили в стране с другим названием – СССР и в городе с другим именем – Ленинград. По Генерального плану развития Ленинграда от 15 июля 1966 года территориальное развитие города должно вестись от исторически сложившегося центра в южном, северном и восточном направлениях, массовое жилищное строительство осуществлять крупными массивами.
Так в 1970 году, в 13 квартале севернее улицы Новоселов, началось интенсивное строительство. Возводились девятиэтажные жилые дома, магазины, аптеки, прачечные, началось и строительство новой школы. А уже 1 сентября 1972 года начался первый учебный год в восьмилетней школе № 528. Всего было 420 учеников и 13 учителей.  Вокруг шло активное строительство, дома росли, прибывали и счастливые новоселы, дети которых продолжали учиться в новенькой школе. За полгода число учеников возросло в 3 раза. Первым директором школы № 528 стал   Илья Захарович Хентов. Он занимал эту должность до 1980 года.  Классы были большими по 45-47 человек, а дети все прибывали, и школа начала работать в две смены – первая начинала занятия в 9 часов утра, а вторая в 14 часов. В этот период главная задача Ильи Захаровича и педагогов школы вести качественно образовательный процесс, проводить воспитательную работу с учениками, взращивая из них достойных граждан своего государства. В каждой школе тогда обязательно существовали политические детские и молодежные организации. Младшие школьники все обязательно принимались в   октябрята, которые жили по своим правилам. При вступлении в ряды октябрят каждому школьнику выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с детским портретом В.И. Ленина. С этим значком на груди ребята ходили в школу каждый день. В витрине нашего музея можно увидеть парадную школьную форму, в которой приходили дети в школу во всей стране. А вот в витрине рубашка от парадной пионерской формы. Тех, кто учился хорошо, активно участвовал в жизни октябрятских звездочек еще в 3 классе принимали в пионеры- детскую политическую организацию. Подробно узнать о жизни пионерской дружины нашей школы можно, придя на экскурсию в музей. В 14 лет учеников принимали в комсомольскую организацию - ВЛКСМ. Это была молодежная политическая организация, в составе которой находились с 14 до 28 лет. При вступлении в эту организацию молодому человеку выдавался комсомольский билет.
Главной задачей этой организации было воспитание учащихся в духе идейности, преданности нашей Родине, велась активная пропаганда норм и ценностей советского общества. Ленинский комсомол- это то, чем жили наши бабушки и дедушки, а у некоторых ребят и папы с мамами. А ведь неплохие у них были традиции, много хороших и славных людей воспитал комсомол. По воспоминаниям наших учителей, когда-то начавших свою педагогическую деятельность комсомольцами, все они от всей души стремились быть полезными Родине и активно участвовать во многих трудовых и общественных делах, гордились этим званием и до сих пор считают эти годы самыми лучшими!

     В 1978 году в нашу школу на работу завучем пришла Наталья Яковлевна Коростылева. Через два года она стала директором и в этой должности проработала 25 лет. В нашем музее хранятся личные вещи Натальи Яковлевны: часы из ее кабинета, записи, автореферат кандидатской диссертации. С приходом Натальи Яковлевны стал формироваться новый педагогический коллектив. Появляется много интересного в жизни учащихся. А 19 января 1991 года ученики и педагоги получили подарок - состоялось открытие нового здания школы. Под руководством Н.Я. Коростылевой школа сделала огромный рывок в своем развитии: в 1985 г. по итогам учебной и воспитательной работы явилась победителем городских соревнований и была награждена переходящим Красным Знаменем. Молодость, азарт, желание творить в сочетании с опытом, педагогической мудростью, высокие результаты в обучении и воспитании учащихся дали свои плоды. В 1995 году наша школа получила статус гимназии. Началась новая страничка в истории нашего образовательного учреждения.

 В 2005 году директором гимназии становится Елена Николаевна Ненахова. Началась эпоха модернизации школы. В этом же году стартовал Приоритетный национальный проект «Образование», а это было возможностью не только заявить о себе, но и улучшить материальную базу школы. После долгих раздумий решили рискнуть, и результат не заставил себя ждать: педагогический коллектив под руководством Е.Н. Ненаховой в 2007 г. получил звание победителя конкурса лучших образовательных учреждений РФ. Потом мы еще дважды становились победителями этого престижного конкурса: в 2009 и в 2014 году. Участие в разнообразных конкурсах становится традицией гимназии. Посмотрите, сколько грамот и дипломов хранится в витринах нашего музея! А это лишь часть наших побед!

 Доброй гимназической традицией стало проведение школьной научно-практической конференции «В ответственности за будущее». Идея этого форума юных исследователей возникла в девяностые годы прошлого века. Большую роль в формировании этой традиции сыграли Ирина Михайловна Лебедева и Екатерина Валентиновна Куприянов, в то время учителя нашей гимназии. С 2008 года конференция имеет конкретную тему. Работа, как правило, проходит в 8 секциях. Самым торжественным является Пленарное заседание, куда приглашаются почетные гости. Среди них – известные ученые. На фотографиях, хранящихся в музее, мы   увидим председателя Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук, академика Г.Н. Фурсея; заместителя директора Пулковской обсерватории, академика Ю.Н. Гнедина, заведующего кафедрой физики полимеров Санкт-Петербургского государственного университета, профессора Е.И. Рюмцева; директора музея Карла Мая Н. В. Благово и многих других. Все они в разные годы выступали на пленарных заседаниях.

«О, спорт! Ты – мир!» - эти слова Пьера де Кубертена, наверное, знает каждый, ведь спорт - это неотъемлемая часть нашей жизни. Мир побед и поражений, мир яркой борьбы и красивых сражений. В нашем музее нашла отражение и эта сторона жизни наших гимназистов, в витринах можно увидеть кубки и награды, полученные учениками и командами нашей гимназии в разные годы в спортивных соревнованиях разного уровня.

 Завершает экспозицию нашего музея история  яркой  жизни русско-немецкого клуба «Элан». Его основателем и бессменным руководителем была учитель немецкого языка Марина Анатольевна Растворцева. Клуб возник в 1996 году. Участие в международных фестивалях и дебатах, в чемпионате мира «Театр-спорт», победы на олимпиадах – вот часть  большого  пути элановцев. Берлин, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Прага, Амстердам, Люксембург, Лихтенштейн -  где только ни побывали ребята! В 2013 году клуб завершил свою деятельность и теперь является частью истории гимназии.

      Наш музей, собирая крупицы прошлого, уверенно строит планы на будущее. Задумана и находится в работе экспозиция 2 зала музея, посвященного государственному управлению в Российской Федерации. В планах новые экспозиции и музейные проекты. Начинает формироваться группа ребят – активистов музейного дела. На экспозиции музея работает старшая группа экскурсоводов и знатоков фондовой работы. Это ученицы 10 класса Абрамова Вероника, Григорьева Елизавета, Давыдова Владислава, Лебедева Полина, Моисеенко Арина, Гончукова Мария, Николаева Елизавета, Пазгалева Ксения. Подрастает и юная смена. В нашем музее работают учащиеся 6 классов. Подготовлена тематическая экскурсия «Юность гимназии», которую проводит ученица 6 а класса  Терешонкова Снежана. Она принимала участие в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев образовательных учреждений Невского района и заняла там II место! Группой учащихся 6б подготовлена и проведена для учащихся начальной школы тематическая экскурсия «Подвигу Ленинграда посвящается...». Агишева Алина, Шолохова Валерия, Гусакова Арина, Спирченко Елена, Циколенко Всеволод, Лобанов Александр, Штукарева Виктория, используя экспонаты, размещенные в первом зале музея, рассказывают младшим школьникам о подвиге жителей нашего города в годы Великой Отечественной войны, стойко и мужественно перенесшими все испытания в период блокады. При поддержке технической группы в составе учащихся 9а класса подготовлена интерактивная выставка «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто...», посвященная дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Впереди еще много планов и дел! Живи наш школьный музей! Творчества и успехов всем!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты нам поведай, театральная афиша..."

Первый урок изучения комедии  А. Грибоедова "Горе от ума", на котором рассматриваются особенности произведения....

Я поведу тебя в музей...

Сатья о проделанной работе в местную газету...

Игра "Я поведу тебя в музей"

Игра "Я поведу тебя в музей" является традиционной для школьного историко-краеведческого музея МБОУ "СОКШ №4" г.Нефтеюганска. приведен сценарий игры, посвященной 70-летию 308/120 гвардейской дивизии...

Урок-экскурсия «Я поведу тебя в музей природы»

Цель: продолжить знакомство учащихся с природой Казахстана....

Разработка внеклассного мероприятия "Я поведу тебя в музей"

Цель. Отдать дань  памяти неувядаемой славой покрывшей свои знамена в боях на Волге, под Орлом, Рогачевом, Кенигсбергом и Берлином 308/120, гвардейской стрелковая дивизии,  солдатам и команд...

Сценарий праздника "Я поведу тебя в музей..."

Сценарий праздника, посвященный открытию Недели "Музей и дети"...

Конспект занятия "Я поведу тебя в музей"

В сопровождении презентации дети узнают что такое музей, виды музеев, как экспонаты попадают в музей....