Информационно-познавательный проект "Я поведу тебя в музей..."
проект по краеведению (7 класс)
В разные периоды истории нашей страны музеи переживали подъёмы и спады. В настоящее время наблюдается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги и музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Можно ли считать музеи специальными учреждениями для сохранения памяти и передачи опыта поколений? Есть ли в Пластовском районе такие учреждения? Ответы на эти вопросы стали темой этого проекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.58 КБ | |
| 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Школа №10 имени Героя Советского Союза М.П. Галкина города Пласт»
Информационно-познавательный проект
«Я поведу тебя в музей…»
Автор: | Козлов Д.А., ученик 73 класса |
Руководитель: | Иваненко О.Н., учитель начальных классов |
2025 г.
Содержание
История возникновения музеев 4
Самые известные музеи мира и России 5
Разновидности современных музеев 6
«Историко-краеведческий музей села Кочкарь» 9
«Историко-краеведческий музей села Степное» 10
«Музей имени П.И.Сумина в селе Верхняя Санарка» 11
Анализ проведенного анкетирования 12
Список используемой литературы 16
Приложение №1. Анкета учащихся 17
Введение
Актуальность работы: в разные периоды истории нашей страны музеи переживали подъёмы и спады. В настоящее время наблюдается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги и музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Можно ли считать музеи специальными учреждениями для сохранения памяти и передачи опыта поколений? Есть ли в нашем районе такие учреждения? Ответы на эти вопросы и стали темой моего проекта.
Цель работы: изучить историю музеев Пластовского муниципального округа.
Задачи работы:
- Проанализировать теоретические материалы, раскрывающие понятие «музей», историю возникновения и виды музеев.
- Познакомиться с историей, особенностями экспозиций и некоторыми экспонатами музеев Пластовского Муниципального округа.
- Провести анализ результатов анкетирования учащихся средней школы.
Практическая значимость работы: материалы работы можно использовать для знакомства с музеями нашего района младших школьников.
Продукт: информационный буклет о музеях Пластовского муниципального округа, содержащий полезную информацию для туристов, посещающих нашу территорию.
История возникновения музеев
Слово музей заимствовано из греческого языка, и означает "храм музы" или "дом музы". В современном понимании музе́й — это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно стало включать в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых). С развитием компьютерной техники и Интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете. В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 000 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.[1]
Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году. Чтобы посетить его, необходимо было письменное разрешение. А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.
В России перемены, произошедшие в музейном деле, связаны с именем и реформаторской деятельностью Петра I, который отличался жаждой знаний, чувством современности, стремлением поднять Россию до просвещенного уровня, поднять на новую ступень экономического и культурного прогресса. В начале XVIII века царь Петр сам основал три музея, определив на длительную перспективу пути культурного развития страны. Первый петровский музей – «кабинет диковинок», знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности была открыта для посетителей в 1719 году.
Самые известные музеи мира и России
По подсчётам ЮНЕСКО в мире более 104 000 музеев. Из них в России находится около 3 000 музеев, галерей и выставочных залов.
Самым большим музеем мира признан музей Ватикана. Его экспозиция – это пятьдесят тысяч объектов, представленных в залах, количество которых – одна тысяча четыреста. Для того чтобы просто обойти все эти залы, надо пройти порядка семи километров.
Известно, что Ватикан начали строить еще в четвертом веке, когда заложили церковь Святого Петра и резиденцию первосвященника. В девятом веке появились крепостные стены, а в тринадцатом веке выстроили обширную новую папскую обитель. Несмотря на небольшую территорию, которой владеет Ватикан, там сосредоточены баснословные сокровища. Они копились постепенно, однако коллекция с годами стала столь огромной, что появилась необходимость в создании нескольких музеев.
В Европе самый большой по занимаемой площади музей – более 160 000 м2 – это парижский Лувр, который находится в здании бывшей резиденции французских монархов. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа.
Британский музей в Лондоне, главный историко-археологический музей и один из крупнейших музеев мира. Основан в 1753 году. В Британском музее хранятся памятники искусства, культуры и истории Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима. Здание музея занимает площадь, эквивалентную 9 футбольным полям, его площадь 92 000 м2.
За первое место по занимаемой площади с Лувром борется российский Эрмитаж: площадь музейного ансамбля на Дворцовой площади составляет около 67 000 м2. При этом общая площадь всех зданий музея – более 233 000 м2. Также Эрмитаж – лидер среди российских музеев по количеству экспонатов: здесь их больше трёх миллионов.
На втором месте среди российских музеев – Государственная Третьяковская галерея. Это одно из крупнейших в мире собраний русского изобразительного искусства. Общая площадь всех зданий превышает 80 000 м2. Датой создания галереи считается 1856 год.[2]
Разновидности современных музеев
Какие бывают музеи современности? Они разнятся между собой не только по значению (всероссийские, центральные, республиканские), но и по типам.
Научно-исследовательские - одни из важнейших, они направлены на образовательную и научно-просветительскую работу. В подобных музеях находятся огромные отделы, в которых трудятся десятки ученых. В их распоряжении вся информация, собранная по тому или иному вопросу.
Музеи делятся не только по типам, но и по профилям. Ниже представлены основные направления:
Этнографический специализируется на истории и современности различных народов, а также на их культуре.
Археологический экспонирует преимущественно материалы, полученные в результате раскопок, проведенных на территории различных стран.
Военно-исторический хранит материалы военных и послевоенных времен, включая боевую технику, оружие, одежду и другие предметы, которые были в обиходе у солдат.
Общеисторический – музей, так сказать, широкого профиля, который содержит материалы о происхождении и истории различных государств и их развития.
Технический – к такому профилю можно отнести музеи машиностроения, космонавтики и т. д.
Естественно-научный выставляет экспонаты биологического, геологического, зоологического и антропологического характера.
Литературный экспонирует печатные издания, имеющие непосредственное отношение к процессу развития литературы в пределах одного или более государств.
Краеведческие музеи являются комплексными, так как объединяют в себе сразу несколько профилей, например, исторический, биологический и литературный.
Виртуальные музеи в России появились в середине 1990-х г., которые с развитием интернета превратились в заметное явление музейной жизни. Преимущество такого ресурса в том, что любой желающий, имеющий выход в интернет, сможет из любой части света посмотреть постоянную экспозицию музея, не выходя из дома, что особенно удобно людям с ограниченной возможностью передвижения.[3]
В России один из наиболее распространённых видов музея – краеведческий музей, всего по стране их насчитывается свыше 800! В них собрана история края, области или города.
МКУ «Пластовский музей»
Центром культурной жизни нашего округа является Пластовский музей. Датой его рождения можно считать 1975 год. Тогда Городской совет ветеранов принял решение о создании музея при градообразующем предприятии «Южуралзолото». Довольно скоро, уже в 1976 году, состоялось открытие первой выставки под названием «Город прежде и теперь». Первые тринадцать лет музей функционировал на общественных началах. При этом еще в 1984 году получил звание народного. Первым общественным директором музея была Евгения Михайловна Решетникова.
До тех пор, пока в стране оставались советские традиции, в музее проходили торжественные мероприятия по приему в пионеры и комсомольцы. В музей приходили на вручение дипломов. Здесь же состоялись торжественные проводы в армию. До 1993 года музей отражал в основном историю золотодобычи, а в 1993 стал городским историко-краеведческим.
В 1998 году музей пережил своё второе рождение: из здания ДК «Октябрь» музей переехал в исторически значимое здание города - бывший особняк директора французской золотодобывающей компании Антуана Питерса Баласа. В новом здании свободно расположились 10 залов: археологии, природы, залы воинской славы, минералогии и другие. Меня заинтересовал зал «Быта старателей».
Зал быта старателей вводит в атмосферу жизни старательского населения Кочкарских золотых приисков на рубеже 19 и 20 веков. По сути экспозиция зала представляет собой условный интерьер традиционной русской избы с макетом русской печи и «красным» углом. В этом зале собраны памятники материальной и духовной культуры, относящиеся к концу 19 - началу 20 веков. Предметы старины, собранные здесь, позволяют нам окунуться в атмосферу времени как минимум столетия назад, почувствовать связь времён через прикосновение к вещам, когда-то бывшим в домашнем обиходе.[4]
Пластовский музей живёт в ногу со временем, постоянно меняются его экспозиции, здесь проходят выставки и мастер-классы народных умельцев, в настоящее время работает гончарная мастерская.
Здание Пластовского музея – одна из главных достопримечательностей нашего города и округа. Согласно постановлению Законодательного собрания Челябинской области в 1999 году оно признано памятником истории и архитектуры регионального значения.
В настоящее время руководит работой музея Андреева Вера Васильевна. При встрече с ней я узнал, что у Пластовского музея есть три филиала, которые находятся в ближайших сёлах. Начать своё путешествие по этим музеям я решил с села Кочкарь.
«Историко-краеведческий музей села Кочкарь»
До открытия золота Кочкарь рос и развивался как казачье село. Открытие золотых приисков коренным образом изменило жизнь местного населения. Многие торговые люди из других городов стали открывать здесь торговые лавки. Убедившись в своей выгоде они стали переезжать сюда на постоянное место жительство, строили добротные дома, а для торговли – каменные лобазы и магазины. В конце 19 века Кочкарь представлял из себя большой базар, где стояли сотни деревянных торговых лавок и, конечно же, в центре настоящие каменные магазины. И сегодня в одном из таких магазинов расположился филиал районного музея в селе Кочкарь.
Открытие этого музея состоялось 10 сентября 2021 года.
С первой экспозицией, можно познакомиться «В лавке Кочкарского купца». Здесь нас встречает молодой купец. Глядя на торговую лавку, можно представить какая бойкая была торговля различными товарами. В ней можно было приобрести или заказать: мануфактуру, кожевенные и галантерейные изделия, посуду и продукты питания.
В экспозиции «Традиционные женские ремёсла» представлены различные модели прялок, элементы ткацкого станка и ткацкие изделия: половики, рушники, занавески, вышитые изделия. Предметы, которыми пользовались женщины в обиходе: рубель, ухваты, деревянная лопата для печи.
Во второй половине экспозиции «Традиционные мужские ремёсла» представлены наборы инструментов: столярные, плотницкие, оборудование для пошива обуви, предметы для ловли рыбы и для содержания пчёл.
Почётное место в экспозиции занял элемент деревянной архитектуры и зодчества - резной оконный наличник с дома золотопромышленника Набатова.[6]
Находясь рядом с таким раритетом, хочется прочитать стихотворение Натальи Ханиной
О чём поведаешь, наличник,
Свидетель тайн былых времён?
Народной мудрости величье
Прочтём в орнаменте твоём.
Украшенный резным узором
С символикой природных сил,
От слов дурных, недобрых взоров,
От всяких бед ты дом хранил.
Теперь отправимся в самое поющее село – Степное.
«Историко-краеведческий музей села Степное»
Каждый камень в бывшей казачьей станице дышит прошлыми временами, славой и величием.
Появлению сельского историко-краеведческого музея жители обязаны настоящему знатоку и энтузиасту Степного Тамаре Дмитриевне Шильке. Потомственная казачка и настоящий патриот своей малой родины, Тамара Дмитриевна занялась краеведческой работой 25 лет назад, когда поступила на должность заведующей библиотекой.
Сначала это был библиотечный мини-музей, вскоре он превратился в полноценный сельский музей. Для него были выделены две комнаты, где сегодня нашли свое место те экспонаты, которые собирались годами жителями Степного.
Одна из комнат музея называется «Светёлка», она оформлена «по типу деревенской избы», здесь можно познакомиться с предметами казачьего домашнего обихода: это старинная мебель, прялки, утюги, маслобойки, льняные рушники, подзоры и многое другое. Сегодня комната казачьего быта – гордость станицы Степная. Всё здесь дышит атмосферой прошлого, народного, когда-то обыденно простого, а теперь старинного и родного.
Общее количество экспонатов сельского музея приближается к 800 единицам. Цифра солидная даже для муниципального учреждения. И работа по развитию музея не прекращается. Теперь отправимся в Верхнюю Санарку.[5]
«Музей имени П.И.Сумина в селе Верхняя Санарка»
10 июня 2017 года в селе Верхняя Санарка был открыт филиал Пластовского музея, экспозиция которого посвящена первому губернатору Челябинской области Петру Ивановичу Сумину. Музей был создан по инициативе бывшего главы района Александра Васильевича Неклюдова и при активной поддержке супруги Петра Ивановича – Ольги Ильиничны Суминой. В зале собраны фотографии, документы, личные вещи Петра Ивановича, они рассказывают о жизненном пути народного губернатора.[7]
Сейчас этот музей называется мемориальным, но пройдёт ещё несколько лет, и он может стать краеведческим. Начало этому уже положено: в музее есть несколько экспонатов, которые являлись предметами быта населения этой местности: жернова, огромное сито, табакорезка, прялка и другие. А в библиотеке, которая находится в этом же здании, есть комната, которая обустроена как русская изба.
Анализ проведенного анкетирования
В ходе выполнения практической части моего проекта я провел анкетирование (текст анкеты см. приложение №1) учащихся нашей школы (7.3 класс – 26 учащихся).
Полученные результаты я представил в различных диаграммах.
Графическое представление результата | Анализ |
Практически все ученики 7.3 класса считают, что музеи нужны. | |
Почти одинаковое количество опрошенных ответили, что музеи расширяют их кругозор и знакомят с обычаями и традициями своего края. | |
По мнению большинства учеников нашего класса самым известным музеем является Третьяковская галерея, а вот Эрмитаж и Русский музей – менее известны. На самом деле с этим можно поспорить. | |
Большинство опрошенных учеников не знают, что в Пластовском округе 4 музея, они думают, что музей только один. | |
Большинство учеников в нашем классе ответили, что они посещают музей 1-2 раза в год и даже чаще и только малая часть, что не посещают вообще. | |
Из тех учеников, кто посещает наш музей, большинство ответили, что посещают его с классом, а вот с родителями и друзьями - в 2 раза меньше. | |
Большинство учеников мечтают посетить Третьяковскую галерею, наверное, потому, что считают этом музей самым известным в России. А 4 ученика даже не мечтают об этом. Возможно это те, кто вообще не посещает музеи! |
Заключение
В ходе работы над проектом я познакомился с историей и экспозициями всех музеев нашего района. Узнал о том, какую педагогическую деятельность осуществляют сотрудники музеев, создавая специальные проекты для детей и подростков.
Теперь я с уверенностью могу сказать, что музеи – это хранители истории человечества, его ценностей и культурного наследия. Всё, чем жило общество в определенный период времени, что создавало и разрушало, бережно сохранено в виде музейных экспонатов. Сегодня каждый человек обязан осознавать, какую важную социальную роль они играют, стирая границы времени и связывая между собой целые эпохи.
Не верьте, если скажут, что музей –
Застывшее на циферблате время,
И царство старины теней,
А посещать музеи – бремя…
Здесь святость в гулкости всех стен,
От суеты мирской – свобода,
Тут ни к чему не прикоснулся тлен,
Они живые, эти своды.
Софья Бежанова
Список используемой литературы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей
- https://artiteq.ru/tpost/ml8cx48xs1-luchshie-muzei-i-galerei-mira
- https://kozh-mcbs.tom.muzkult.ru/media/2020/05/18/1254500627/2_Muzei.pdf
- Буклет «100 лет зданию музея «Дача Баласа»: современность на фоне истории» г.Пласт, 2011г.
- Материалы V районной научно-исследовательской конференции «Золотой Пласт» г.Пласт, 2015г.
- https://uksmp-plast74.ru/novosti/archive/2021/ot-ekspozicii-k-ekspozicii
- https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/chelyabinskaya-oblast/dostoprimechatelnosti-verhnej-sanarki-derevyannaya-tserkov-ikony-bozhej-materi-sanarskij-bor-muzej-narodnogo-gubernatora/
Приложение №1. Анкета учащихся
- Нужны ли музеи?
⃝ Да ⃝ Нет ⃝ Не знаю
- Если музеи нужны, то для чего?
⃝ расширяют кругозор
⃝ приобщают к прекрасному
⃝ знакомят с историей, обычаями и традициями своего края
⃝ другое ________________________________________
- Какой музей в России самый известный?
⃝ Третьяковская галерея
⃝ Эрмитаж
⃝ Русский музей
⃝ другой ____________________________
- Сколько музеев в Пластовском округе?
⃝ 1 ⃝ 2 ⃝ 3 ⃝ 4
- Как часто ты посещаешь музеи?
⃝ не посещаю вообще
⃝ 1-2 раза в год
⃝ больше 2х раз в год
- С кем чаще всего посещаешь музеи?
⃝ с классом
⃝ с друзьями
⃝ с родителями
⃝ другое ____________________________
- Какой музей мечтаешь посетить? Напиши
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Я поведу тебя в музей"
Игра "Я поведу тебя в музей" является традиционной для школьного историко-краеведческого музея МБОУ "СОКШ №4" г.Нефтеюганска. приведен сценарий игры, посвященной 70-летию 308/120 гвардейской дивизии...
Я поведу тебя в музей!
В статье идет рахзговор об одном из средств воспитания патриотизма обучающихся - школьном музее.Об этапах его формирования, экспозиции, формах и приемах работыс учениками на уроках и внеурочной деятел...

Урок-экскурсия «Я поведу тебя в музей природы»
Цель: продолжить знакомство учащихся с природой Казахстана....

Разработка внеклассного мероприятия "Я поведу тебя в музей"
Цель. Отдать дань памяти неувядаемой славой покрывшей свои знамена в боях на Волге, под Орлом, Рогачевом, Кенигсбергом и Берлином 308/120, гвардейской стрелковая дивизии, солдатам и команд...
Сценарий праздника "Я поведу тебя в музей..."
Сценарий праздника, посвященный открытию Недели "Музей и дети"...

Конспект занятия "Я поведу тебя в музей"
В сопровождении презентации дети узнают что такое музей, виды музеев, как экспонаты попадают в музей....








