Урок по истории средних веков "Небесная Империя"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Новикова Надежда Ивановна

Урок рассказывает о развитии Китая в средние века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebesnaya_imperiya.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Небесная империя

Открытый урок истории средних веков

Новикова Н.И.

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель – способствовать усвоению блока новой учебной информации об экономической сфере жизни российского общества средствами  проблемного обучения, используя ИКТ

Цели по содержанию:

предметные: знать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о средневековом Китае.

 метапредметные

познавательные

  • уметь ставить цели и находить пути решения
  • Уметь анализировать текст учебника,
  • формулировать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах: выводы, схема.
  • Уметь свободно ориентироваться в восприятии   научного, публицистического текста;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики)

коммуникативные умения

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов истории и опирающиеся на знания и личный социальный опыт.

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

регулятивные умения - уметь выполнять задания в отведенное время,

 личностные

Уметь развивать  интеллектуальные способности в процессе  решения учебных задач .

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Методы:

Продуктивные: частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая,  

Средства обучения: ИКТ (проектор, презентация), традиционные (учебник, к/к, атлас)

Новые понятия: крестьянская война, пагода, пейзаж.

Ход урока:

Текущий контроль знаний и умений:

Тестирование по теме предыдущего урока

Из предложенного набора букв составьте слово, имеющее отношение к теме прошлого урока. (СХОЛАСТИКА) Что это такое?

*Найдите лишнее в данном перечне: факультет, ректор, иммунитет, магистр, декан. Ответ аргументируйте.

Какие восточные страны посетил Марко Поло? В какой из них он прожил больше всего? (в Китае – 25 лет)

Изучение нового материала

План изучения нового материала:

1. Вехи китайского Средневековья.

2. Волны нашествий с севера.

3. Вершины китайской культуры.

Какую страну в Средние века называли Небесной империей?

*Что вы знаете о современном Китае? (просмотр слайдов)

Работа с картой. Покажите Китай. (Китай находится в Восточной и Центральной части Азии) Назовите и покажите реки и города Китая. (Хуанхэ – Желтая река, Янцзы – Длинная река) С какими государствами Китай поддерживал торговые связи?

*Тема урока «Небесная империя»

Китай - удивительная страна, страна с богатейшими традициями.  Которые уходят корнями глубоко в историю. Это государство церемоний и этикета. Китайцы приветствуют друг друга с помощью рук, сложенных ладонью к ладони перед грудью, и поклона. С помощью поклона передают уважение к человеку. Давайте поприветствуем друг друга. (китайская народная музыка)

Переход от древности к Средневековью ознаменовался распадом единой империи, междоусобицами, нашествиями кочевников с севера, которые были составной частью Великого переселения народов. III - VI века — время разрухи, голода и эпидемий.

*В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько больших периодов, называемых по имени правившей тогда императорской династии: Суй (581-616), Тан (618-907), Сун (960-1279), Юань (1271-1368), Мин (1368-1644).

 Вновь объединить Китай удалось лишь в конце VI века при династии Суй. Тяжелым бременем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям – тюркам, чтобы избежать войн с ними. При этом была укреплена и достроена Великая Китайская стена. Одержимый идеей соединить две великие реки Китая *– Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди – император Китая распорядился строить Великий канал. Но это полезное начинание стало ненавистным народу. На принудительные работы сгоняли даже женщин. В результате этого вспыхнула крестьянская война

Работа с новыми терминами: крестьянская война – крупное выступление крестьян против феодалов, пагода - буддийский или индуистский храм, пейзаж – картина изображающая природу.

*Крестьянская война (Работа с учебником)Прочитайте 2 пункт параграфа и ответьте на вопросы

Где вспыхнула крестьянская война?

Предводитель восставших?

Какие последствия имела эта война?

*ответы

Несмотря, на выплату огромной дани, тюрки не оставляли в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, но у него войск оказалось мало. Сын Ли Юаня дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной». Вскоре император *был убит приближенными. Суйская династия не просуществовала и 30 лет. Трон императора Китая занял Ли Юань под именем Гао-цзу. Он положил начало правлению династии Тан. (VII – IX вв.)

Работа с контурной картой. Наместники китайского императора из династии Тан управляли во Вьетнаме, Корее, Монголии, Тибете, Афганистане, едва ли не целиком попала в зависимость Средняя Азия. Влияние Китая простиралось почти до берегов Каспийского моря. Никогда еще его пределы не простирались так далеко. Китай был самой могущественной страной в мире.

Начало правления династии Тан (VII в.) было отмечено новым подъемом экономики Китая, чему в немалой степени способствовали широкие связи с другими странами. Китай вел очень активную торговлю — и морскую, и сухопутную.

Следует отметить, что тайские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан.

*Преодолев междоусобицу, китайцы  установили в 960 году новую династию Сун.

 Вновь появились многонаселенные города, где развивались ремесла и торговля. Крупнейшим торговым портом страны стал Гуанчжоу (известный у европейцев как Кантон). Китайские купцы-мореходы, ориентируясь по компасу в открытом море, добирались до берегов Японии, Индии и Индонезии. В XII веке широкое распространение в Китае получили бумажные деньги.

 Однако императорам приходилось подавлять многочисленные восстания и мятежи внутри страны, отражать внешние угрозы. Своим северным соседям империя Сун выплачивала огромную дань серебром и шелком. В XII веке весь север страны захватили племена чжурчжэней и создали там свое царство — Цзинь - Золотое. Постепенно, правда, воинственные кочевники-пришельцы как бы растворились среди местного населения, переняв его обычаи, язык и культуру.

*К 1234 году север Китая завоевали монголы, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Вторжение монголов сопровождалось разорением и опустошением Китая. Его территория, вместе с Монголией, вошла в состав новой Монгольской империи. Великий хан Хубилай перенес свою столицу в Пекин и основал новую династию — Юань.      Монголы многое переняли у китайцев — прежде всего все, что касается военного дела: осадные машины, зажигательные смеси. Со временем монголы восстановили и прежнюю систему управления империей. Но китайцев на государственные должности не допускали — их занимали монголы и иноземцы (вот почему итальянский купец Марко Поло стал в Китае важным сановником).

Работа с физической и контурной картами.

Задание 1.

1) Подпишите важнейшие реки Китая.

2) Закрасьте территорию китайского государства в XI – XII в.

3) Раскрасьте стрелки, указывающие основные направления завоевательных походов монголов.

4) Обведите южную границу монгольских завоеваний в конце XIII в.

5) Обведите линию расположения Великой Китайской стены.

6) Обведите цветным кружком столицу Китая к концу Средневековья.

 *В 1368 году народное восстание свергло власть монголов, а один из предводителей восставших стал новым китайским императором. Основанная им династия Мин («Светлая» или «Блестящая») правила Китаем до середины XVII века.

Китай снова стал богатеть и возвращать былое могущество. Но очень сильными оказались горькие воспоминания о чужеземцах, наводнивших страну при монгольских ханах. Теперь китайцы с большим недоверием относились ко всему иноземному, некитайскому. Преследовались и религии других народов, проникшие в Китай при монголах. Желая меньше общаться с иноземцами, китайские правители в середине XV века сильно сократили внешнюю торговлю и даже уничтожали свои торговые корабли.

1.Тонкая воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только  китайцам.

А) атлас    В) Шелк     С) Лен

2.Как назывался путь, по которому везли продавать товары из Китая в страны Западной Европы?

А) Степной    В) Лазуритовый       С) Шелковый

3. Главные реки Китая.

А) Хуанхэ, Янцзы                              В) Инд, Ганг           С) Тигр, Евфрат

4. Династия Мин правила Китаем:

А) 1368- 1644гг.          В) 1271- 1369гг.      С) 1291- 1384гг.

5. Какое из этих изобретений сделано в Китае?

А) колесо          В) фарфор      С) прозрачное стекло

1в. 2 с, 3а, 4а, 5в

Какова основная мысль теста? Как вы думаете о чём пойдёт речь дальше?

Культура средневекового Китая

Китайские ученые, изобретатели оставили после себя огромный след. (слайд таблица с достижениями и изобретением китайцев) Прошу вас внимательно посмотреть на таблицу, где представлены достижения и  изобретения китайцев.

Задания: Каждой группе достается по три изобретения, прокомментировать

         Наука

1.Вычислили продолжительность года (365,25суток)

2.Исследовали движение и расположение небесных тел

3. Создали звездную карту мира

Развитие земледелия

1. Новые способы обработки, орошения и удобрения почвы (Рис)

2.Выращивание коконов шелкопрядов

3.Использование чая, как лекарственного напитка

Изобретения

1.Компас

2. Сейсмограф

3.Порох

4.Бумага

5.Фарфор

6. Шелк

Мы все хотя бы частично знакомы с китайской письменностью. Так как в большинстве пользуемся китайской продукцией.  Вопрос: В виде каких знаков существует китайская письменность.   (иероглифы)  Особенность этой письменности в том, что иероглифы пишутся столбцами сверху вниз (слайд)  

Вопрос:  Как вы думаете, на чем писали китайцы первые книги?

* Первые китайские книги были написаны на деревянных досках толщиной 1с. и длиной от 20 до 40см. (слайд деревянные книги)  Вмещалось на доску примерно от 30 до 60 *иероглифов, затем доски связывались веревкой. Вот такие тяжелые были первые китайские книги.  Вопрос:   Эти книги были удобны для чтения?

*Поэтому китайцы искали материал, который был бы более удобен для письма. И нашли. Сначала они использовали для письма шелк (дорого), потом изобрели бумагу *Такие книги сохранились до наших дней.

По Великому шелковому пути, соединявшему Китай со странами Средиземноморья, из Китая вывозили шелк, чай и фарфор.

С караванами купцов распространялись не только товары, но и идеи. С запада, из Индии, по Великому шелковому пути приходили странствующие монахи, которые проповедовали в Китае буддизм. Вероятно, именно китайские буддисты первыми стали в IX *веке печатать книги. Иероглифы вырезались на доске, покрывались краской и потом отпечатывались на ткани или бумаге. Со временем научились делать штампы для отдельных иероглифов.

О чём речь?

Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью - бумаге,

Блеском подобен зеркалу,

Звонкостью - цимбалам.

*Так говорят сами китайцы о белом фарфоре. Который был изобретен в VIв. до н.э. Фарфоровая посуда была очень красивой и дорогой. Секрет производства фарфора строго хранился, поэтому в Европе фарфор стали делать только в 18 веке и только красный.

Во времена династии Тан был изобретен порох, который использовали для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие, но оно было недостаточно надежным.

Китайское искусство резко отличалось от европейского. Особенно это касалось архитектуры. Дворцы китайских вельмож и пагоды поднимались к небу этажами ступеньками.

   Как правило, они имели в основе или правильный многоугольник, или круг.

Подведение итогов урока

Сделайте выводы по уроку

Игра «Китайская шкатулка»

Условия игры: перед вами на экране появляется шкатулка. Чтобы увидеть, что в ней находится, нужно ответить на мои вопросы. После ответа на вопрос на экране появится ответ из шкатулки. Самые активные будут награждены оценками.

1. То, что учтивый китаец снимает с ног при входе в дом?               (Туфли)

2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают. Они прорастают. Затем густо высеивают. Землю заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25см. в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5- 6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. (Рис)

3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Китае. (Бумага)

4. Один путешественник, который побывал в Древнем Китае, рассказывал о том, как китайцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли.   (Сахар)

5.Путеводитель, который применяют в туризме. Геологии в путешествиях.   (Компас)

6. Это любят все. Используют каждый день, называется Тцай- е (Чай)

7. По определению Суворова- это «дура», а в ней изобретение китайцев.   (Порох)

8. Это игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой?    судоку (Сянци или Го)

9. Без этого уже не представляем жизнь.  Используем в чайной церемонии. (Фарфор)

10. Натуральный, гладкий, тонкий, легкий, применяется везде.   (Шелк)

Учитель: Китай своеобразная страна с особой культурой. А их достижениями пользуется весь мир и сейчас. Культура Китая несет в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивают на особое восприятие; восхищение природой.

Рефлексия:

Талантом писать красиво, говорить, обладают многие, но лишь единицы владеют техникой оригами. Оригами- это изготовление фигурок из бумаги. У вас на столе листы цветной бумаги. Выберите тот цвет бумаги, который отражает ваше настроение. Предлагаю вам создать фигурку. Главное, чтобы она была сделана от души. Теперь и у нас с вами появилась возможность приобщиться к этому виду искусства и проникнуться духом Древнего Китая. (слайд оригами, музыка)

Домашнее задание:  пар. 31, составить кроссворд по теме урока не менее 7 слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

Урок по истории средних веков (6 класс) "Самая долгая война в истории"

Цели: Сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину самой долгой войны в истории.Показать роль и значение единения, развития национального самосознания и патриот...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Презентация по истории средних веков "Империя Карла Великого"

Материал для работы по теме "Империя Карла Великого" на уроке истории в 6 классе...