Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа по теме

Савватеева Любовь Владимировна

Программа по дополнительному образованию " Мир истории " подходит для подготовке к олимпиаде по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_istorii.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Центр  внешкольной работы»

Бузулукского района

Оренбургской области

«Рассмотрено»                                                                                     «Утверждаю»

На заседании методического совета                                Директор МБУ ДО

МБУ ДО « Центр внешкольной работы»                                «Центр внешкольной

Бузулукского района                                                работы»

«____»___________2017г                                                ___________Е.Н.Филатова

                                                                        «____»_____________2017г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

НОУ « Мир истории»

Возраст обучающихся :12-14 лет

Срок реализации программы : 1 год

Составитель:

Савватеева Любовь Владимировна,

Педагог дополнительного образования

с.Перевозинка,2017г

Содержание программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

1.1 пояснительная записка;

1.2 цель и задачи программы;

1.3 содержание программы;

1.4 планируемые результаты;

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

2.1  календарный учебный график;

 2.2 условия реализации программы;

 2.3 формы аттестации;

2.4 оценочные материалы;

2.5  методические материалы;

2.6  рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;

2.7 список литературы.

Приложение

Нормативно-правовая основа программы

Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 –29.12.2012);

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1Пояснительная записка.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, это наиболее актуально в мире , где произошли изменение общественно-экономических условий жизнедеятельности людей, произошедшее в конце ХХ века, неизбежно привело к смещению ценностно-целевых ориентиров и выдвижению новых требований к базовым компетентностям, которые необходимо формировать у подрастающего поколения. Отечеству нужны самостоятельные молодые люди, обладающие высокой личностной активностью, способные эффективно учиться на протяжении всей жизни, имеющие хорошее образование, являющиеся субъектами своей деятельности и развития, осмысленно осуществляющие выбор в различных жизненных обстоятельствах и отвечающие за его последствия, целенаправленно строящие свой жизненный путь.

Уровень усвоения : общеразвивающий , рассчитан  на развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения и совместной деятельности в ходе освоения программы.

Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и мира в целом , через изучение вспомогательных исторических дисциплин. Воспитанники должны понимать процессы, происходящие в истории.

 

 Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению различных дисциплин , связанных с  основными веха истории того или иного государства.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об вспомогательных исторических дисциплинах. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Особенности программы

Особенностью программы является то, что содержание программы может расширяться за счет изучения новых вспомогательных исторических дисциплин а также использования разных исторических источников, в том числе привлечение малоизучаемых в школьном курсе истории. Также данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся об истории как науке, но и помогает овладеть начальными навыками проектной и исследовательской работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

Программа адресована  на учащихся 6-8 классов, которые действительно интересуются российской и всемирной историей, не ограничиваясь рамками школьного курса.

Программа рассчитана на один год реализации, объемом 34 часа, 1 час в неделю

Формы обучения:.

-исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

-планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

-анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

-переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

-лекции с обсуждением документов;

-практические занятия;

-беседы;

-творческие работы;

-защита проектов.

Формы организации программы:

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий

Занятия проводятся во внеурочное время , 1 раз в неделю , продолжительностью 45 минут

1.2 Цель программы:

содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности  через углубленное изучение истории;

Задачи.

Образовательные:

- познакомить с вспомогательными историческими дисциплинами ;

- продолжить формирование понятийного аппарата;

- сформировать умения самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

-научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

- развить у детей  творческий  потенциала, творческую самореализацию;

- содействовать развитию активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

-развить коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

-воспитывать активную жизненную позицию.

- воспитывать у  учащихся активность самооценки.

1.3 Содержание программы

Вводное занятие.(1 час) Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

Тема 1. Палеография (4ч.). 

  Предмет палеография и её важнейшие задачи. Палеографические методы исследования. Внешние признаки рукописных источников. Этапы возникновения письменности у восточных славян. Кириллица и глаголица. Рукописные источники Древней Руси и Российского государства.  Материал письма.  Графика. Украшение рукописей.

  Практическая часть: проект «Страница рукописи».

Основные понятия темы: палеография, графика, титло, миниатюра, вязь, устав, полуустав, скоропись, пергамен, заставка, инициал, колофон, водяные знаки – вержер и пантюзо, штемпель.

Тема2. Нумизматика (4ч.).

   Предмет и методы нумизматики. Основные задачи нумизматики. Понятие и функции денег.  Виды денег и появление монет. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Естественно-научные методы исследования монет.

  Практическая часть: составление презентаций «Денежная система России», «Денежные системы стран мира», «Из истории денег».

Основные понятия темы: нумизматика, бонистика, «безмонетный период», моне-та, купюра, ассигнация, гривна, копейка, рубль, куна, веверица, грош, алтын.

Тема 3. Фалеристика (4 ч.).

   Предмет, задачи, методы фалеристики. Происхождение наград. История наград. Награды Древнерусского государства и царской России. Советские награды. Особенности орденов и медалей современной России.

   Практическая часть: проект медали (ордена); составление презентаций «Ордена и медали Российской империи», «Советские ордена и медали», «Ордена и медали Российской Федерации».

Основные понятия темы: фалеристика, орден, медаль, статус, аверс и реверс.

Тема 4. Геральдика (4 ч.).

    Предмет, задачи, методы геральдики.  Происхождение гербов. Теоретическая и практическая  геральдика. Виды щитов. Эмблемы.  Цветовая гамма герба.  Деление щита. Геральдические фигуры.  Девиз.

  Практическая часть: проект составления семейного герба (герба школы, герба села).

Основные понятия темы: геральдика, герб, гербовник, девиз, эмблема, герольдмейстер.

Тема 5. Метрология (3ч).

   Предмет, задачи метрологии.  Значение метрологии для анализа исторических  источников. Методы. Основные  метрологические термины. Источники метрологии. История русской метрологии. Меры веса, длины, жидкостей, сыпучих тел, площади,

   Практическая часть: решение метрологических задач.

Основные понятия темы: метроном, берковец, четверть, кадь, золотник, аршин, сажень, штоф, верста, фунт и др., метрическая система мер.

Тема 6. Вексиллография (3 ч.).

  Вексиллография – вспомогательная историческая дисциплина. Знамя, его составные части.  Хоругвь. Штандарт.  Флаг. История флага.  Современный флаг России.

   Практическая часть: проект флага села (района, области).

Основные понятия темы: хоругвь, штандарт, знамя, флаг, стяг.

  Тема 7. Генеология (3 ч.).

Предмет, задачи генеалогии. Методика генеалогического исследования. Составление генеалогических таблиц. Источники генеалогии. Русская генеалогия. Системы социального этикета (звания, чин, титул, награды и.т.п.).

  Практическая часть: проект семейного генеалогического древа.

  Основные понятия темы: роспись, системы социального этикета.

Тема 8. Хронология (4 ч.).

   Предмет, задачи хронологии. Основные понятия хронологии. Единицы счета времени. Древнейшие календари. Русская система счета времени. Славянский календарь.

  Практическая часть: определение даты исторического события; составление презентаций «Древнейшие календари»,  «Календари Древнего Рима», «Русская система счета времени».

 Основные понятия темы: календарь, год, сутки, неделя, григорианский и юлианский календарь, поясное время.

Тема 9. Историческая ономастика (3 ч.).

   Предмет и задачи исторической ономастики. Разделы ономастики. Форманты. Субстрата.  Топонимика и микротопонимика. Этнонимика. Историческая антропонимика. Система личных имен. Псевдоним. Способы построения псевдонимов.

Практическая часть: составление презентаций «Происхождение русских имен», «Происхождение русских фамилий», «Из истории псевдонимов»; составление словаря личных имен (фамилий).

Основные понятия темы: онома, топоним, именник, внутрисемейные имена, прозвище, фамилия, псевдоним, аллоним, криптоним, контаминация, койноним, калька, анаграмма.

Повторение -1 час

1.4 Планируемые результаты

  • Овладеть методикой поисковой и исследовательской работы.
  • Научиться работать с документами, справочной литературой, вещественными историческими источниками
  • Научиться использовать в работе научные источники и литературу.
  • Расширение исторических знаний у школьников
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные:

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
  • Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
  • Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
  • Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
  • Готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых.

Предметные:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Раздел №2 « Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарно-учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

2

Палеография

4

2

2

2.1

Что такое палеография?

Палеографический метод

1

1

-

Беседа

2.2

Славянские алфавиты.

Графика письма и украшение рукописей.

1

1

-

Презентация

2.3

 Работа с таблицей

1

-

1

Таблица

2.4

«Создание страницы рукописи».

1

-

1

Рукописная книга

3

Нумизматика

4

2

2

3.1

Предмет, методы, задачи нумизматики. Основные понятия нумизматики.

1

1

-

Беседа

3.2

История возникновения и развития денежных систем.

1

1

-

Беседа

3.3

О чем рассказывают монеты.

1

-

1

Презентация

3.4

История русских монет

1

-

1

Проект

4

Фалеристика

4

2

2

4.1

Предмет, задачи, методы и основные понятия фалеристики.

1

1

-

Беседа

4.2

История наград. Происхождение наград

1

1

-

Презентация

4.3

Особенности орденов и медалей современной России

1

-

1

Готовый альбом

4.4

Практическая работа «Проект медали «За успехи в учебе»

1

-

1

Проект

5

Геральдика

4

2

2

5.1

Предмет, задачи, методы геральдики.

1

1

-

Беседа

5.2

Происхождение гербов.

1

1

-

Презентация

5.3

Русская геральдика.

1

-

1

Фото, готовый альбом

5.4

Практическая работа «Составление семейного герба»

1

-

1

Проект

6

Метрология

3

1

2

6.1

Предмет метрологии.

Метрология Древнерусского государства.

1

1

-

Беседа

6.2

Русская метрология 12-17 вв.

1

-

1

Презентация

6.3

Практическая работа (см.Приложение №2)

1

-

1

Готовая работа

7

Вексиллография.

3

1

2

7.1

Вексиллография и ее элементы. История флага.

1

1

-

Беседа

7.2

Флаги России и иностранных государств.

1

-

1

Альбом

7.3

Практическая работа «Проект флага села (района, области)».

1

-

1

Проект

8

Генеология

3

1

2

8.1

Предмет и задачи генеалогии.

1

1

-

Беседа

8.2

Русская генеалогия.(Династии царей)

1

-

1

Плакат

8.3

Практическая работа «Проект семейного генеалогического древа».

1

-

1

Проект

9

Хронология

4

2

2

9.1

Единицы измерения времени.    Типы календарных системы.                             

1

1

-

Беседа

9.2

Понятие «эра» и виды эр.  Древнейшие календари.  

1

1

-

Беседа

9.3

Практическая работа «Изготовление макета календаря восточных славян»

1

-

1

Проект

9.4

Русская календарная система.    

1

-

1

Таблица

10

Историческая ономастика

3

2

1

10.1

Историческая ономастика -

вспомогательная историческая дисциплина.

3

Беседа

10.2

Этнонимика как составная часть ономастики. Псевдоним                   

1

1

1

1

-

-

Беседа

10.3

Происхождение русских имен и фамилий Практическая работа «Составление словаря личных имен

1

-

1

Проект

11

Итоговое повторение. Защита проектов

1

-

1

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

  1. Компьютер. ,мультимедийный проектор ,экран  ,аудиоколонки.
  2. ЦОРы:

Древо жизни (drevo) — http://www.genery.com/ru

MyHeritage — http://www.myheritage.com/index.php?lang=RU

Genealogia — http://www.genealogie.com

FamilyTree — http://www.familytree.ru

GenoPro — http://www.genopro.com/ru

Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива)

http://archives.ru

Программа «Российские Династии»

http://geno.ru

Сайт «Всероссийское генеалогическое древо»

http://www.vgd.ru

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации

http://www.obd-memorial.ru

Первый канал — познавательная программа «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

http://www.1tv.ru/rod

www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины.

2.3 Формы аттестации

Проведение диагностик и анкетирования, анализ продуктов деятельности,выполнение контрольных нормативов, решение кроссвордов, ответы на вопросы викторин, игры, выставки, защита проектов, отчѐты.

2.4  Оценочные материалы

Диагностики. анкеты.

Контрольное и промежуточное тестирование.

2.5 Методические материалы

Интерактивные формы занятий

  • Викторины 
  • Эвристические беседы
  • Деловые игры
  • Дискуссии
  • Экскурсии
  • Видео- и аудио- материал
  • Иллюстрации

2.6 Список литературы

Тема «Палеография»

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  2. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.
  3. Щепкин В.Н. Русская палеография. М., 1999.

Тема «Нумизматика»

  1. Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X–XI вв. Л., 1983.
  2. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1976.
  3. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1979.
  4. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата. М., 1982.

Тема «Геральдика»

  1. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
  2. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
  3. Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002.
  4. Соболева Н.А. Гербы городов России. М., 1998.

Тема «Метрология»

  1. Иванов А.Б. Числом и мерою. Исторические заметки об исконных русских мерах и денежном счете. М., 2001.
  2. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1954.

Тема «Хронология»

  1. Каменцева Е.И. Хронология. М., 2003.
  2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.

Тема «Генеалогия»

  1. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. СПб., 2000.
  2. История родов русского дворянства: В 2 кн. М., 1991.
  3. Пчелов Е.В.Генеалогия древнерусских князей IX – начала XI вв. М., 2001.
  4. Пчелов Е.В. Генеалогия Романовых. 1613-2001. М., 2001.

Тема «Историческая ономастика»

  1. Ведина Т.Ф., Лебедева Н.В. Тайны псевдонимов: Словарь для любознательных. М., 2003.
  2. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Нижний Новгород, 1997.
  4. Дмитриев В.Г. Придуманные имена. М., 1986.
  5. Краснящих А., Беляев К. 1000 псевдонимов. Харьков, 2003.
  6. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.
  7. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.
  8. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.

Приложение 1.

Практическая работа № 1.

Задание: Заполнить таблицу.

Внешние признаки

Древняя Русь

XII – ко-нец XV вв.

XV-XVII вв.

XVIII-XIX вв.

XX век

1 . Письменные памятники.

2. Материал для письма.

3. Орудия письма.

4. Графика.

5. Украшения.

6. Новые признаки.

Практическая работа № 2.

Задание: заполнить таблицу «Метрология русского государства»

Период истории

Метрологические единицы измерения

Историческое весовое содержание

Современное весовое содержание

Основные термины курса.

Вспомогательные исторические дисциплины – собирательное название ряда специальных научных дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исследований исторических источников.

Источниковедение – комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования.

Палеография (греч. ”палайос” – древний, “графо” – пишу) – специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

Эпиграфика  (греч. ”эпиграф”- надпись) – историческая  дисциплина, изучающая надписи на  камне, металле, глине  и дереве.

Дипломатика (греч. “диплом” – лист, сложенный вдвое) – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением исторических документов, грамот, определением их происхождения, подлинности и степени достоверности.

Археография  (греч. “архайос” – древний, “графо” – пишу) – специальная историческая дисциплина , разрабатывающая теорию и практику издания письменных исторических источников.

Папирология – специальная историко-филологическая дисциплина, в задачи которой входит чтение, интерпретация и издание текстов папирусов.

Хронология (греч. “хронос” – время) – наука о системах исчисления времени.

Метрология (греч. “метрон” – мера) – наука о мерах веса, длины, объема, площади.

Нумизматика (греч. “номисма” – законное платежное средство, монета) – наука о монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их изготовления.

Бонистика (греч. “бонус” – хороший, удобный) – наука, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны, как исторические документы.

Фалеристика (греч. “фалара” – металлические бляхи, побрякушки) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов и медалей, знаков отличия.

Сфрагистика (греч. “сфрагис” – печать) – наука о печатях.

Геральдика (лат. “геральдус” – глашатай) – наука, которая изучает гербы, как  исторический источник.

Вексиллология (лат. “вексиллум” – знамя) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамена.

Генеалогия (греч. “генеалогия” – родословная) – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей  и целых семейств.

Ономастика (греч. “онома” – имя, название) – наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования.

Топонимика (греч.  “топос” – место, местность) – наука о географических названиях.

Антропонимика ( греч. “антропос” – человек) – наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика (греч. “этнос” – народ) – наука, изучающая названия народов.

Теонимика (греч. “теос” – бог) – наука, изучающая имена богов.

Основные понятия нумизматики.

Монета – это слиток металла определенной формы, чаще всего круглой, определенного веса, определенной пробы, определенного достоинства, служащий узаконенным средством обращения.

Монетные металлы – металлы, которые используются для изготовления монет: прежде всего драгоценные металлы – золото, серебро, а также медь, алюминий, бронза.

Денежное обращение – движение денег как средств обращения.

Денежная система – форма организации денежного обращения, закрепленная в законодательном порядке и предусматривающая приведение различных элементов к определенному единству.

Денежная единица – весовое количество благородного металла (золото или серебро), принятое в данной стране за масштаб цен.

Денежная реформа – преобразование в области денежного обращения с целью упорядочения и укрепления денежной системы.

Деноминация – уменьшение (в 10, 100, 1000 и т. д. раз) номинального выражения вновь выпускаемых монет.

Монетный двор – государственное предприятие, где осуществляется чеканка монет, орденов, медалей.

Монетная регалия – монопольное право государства на чеканку и выпуск в обращение монет.

Блокированная чеканка – чеканка монет из металла, принадлежащего государству.

Свободная чеканка – чеканка монет на государственном монетном дворе из металла заказчиков.

Монетная система – совокупность различных монетных номиналов одной валютной системы.

Монетная стопа – количество монет отчеканенных из определенного количества металла.

Монетная техника – совокупность всех материальных средств и процессов, служащих для изготовления монет.

Монетная легенда – надписи, помещенные на монете.

Номинал – достоинство монеты.

Аверс – лицевая сторона монеты.

Реверс – оборотная сторона монеты.

Гурт – ребро чеканной монеты, ее боковая или образующая поверхность.

Слиток – ранняя форма металлических денег, изготовленный способом литья.

Нумизматическая коллекция – систематизированное, содержащее характеристику каждого экспоната собрание монет.

Термины родства.

ЖЕНИХ — сговоривший себе невесту. Термин говорит сам за себя, то есть человек (мужчина) жен-и-тся.

НЕВЕСТА — термин определяется учеными как «неведомая, неизвестная», «та, которую не знают».

ЖЕНИХОМ  И  НЕВЕСТОЙ становятся после объявления о помолвке.

МУЖ и ЖЕНА первоначально означали просто мужчину и женщину и определялись как: МУЖ — женатый мужчина по отношению к жене, термин определяется от слова «мнить», «думать», то есть это зрелый мужчина умеющий думать; ЖЕНА — замужняя женщина по отношению к мужу, термин определяется как «рождающая».

СУПРУГИ. Супруг — муж. Супруга — жена. Термин определяется как «идущие в одной упряжке».

Приведем определения терминов кровного родства.

ПРАЩУР — родитель прапрадеда или прапрабабки.

ПРА-  — приставка, определяющая родство дальше деда и бабки по восходящей.

ПРЕДОК — прародитель: родоначальник; предшественник в роде, семье, племени в восходящем порядке.

ПРАРОДИТЕЛИ — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

РОДОНАЧАЛЬНИК — первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

ДЕД — отец отца или матери (или их дядьки), вообще старый человек мужского пола. Имеет ласкательные варианты: дедуля, деда, дедуся, дедушка. Различают родного деда, двоюродного, троюродного и т. п. Дед крёстный — отец крестного отца.

БАБКА — мать отца или матери (или их тётки), вообще старая женщина. Имеет ласкательные варианты: бабуля, бабуся, бабушка, баба.

ОТЕЦ — лицо мужского пола по отношению к своим детям. Изначально происходит от корня «ат», означающего «старый». От этого родственного термина образовалось много слов: отчина, вотчина, отчество, отечество, отчизна и другие. Термин имеет разговорные варианты: батя, тятя, тятенька, батяня и другие. Из французского языка пришел синоним ПАПА и его производные папенька, папуля, папочка. Различают: родного отца, приемного отца, отчима (другого мужа матери), крестного отца. Отец названый — отец приемышу, воспитаннику. Отец посажёный — лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе.

МАТЬ — лицо женского пола по отношению к своим детям. Однозначного определение этого термина пока учёными не дано, но чаще всего его определяют как «родительница». От этого термина произошли слова: материнство, материк, матка, матереть (вступать в пору зрелости) и другие. Имеет уменьшительно-ласкательные формы: мамуля, мамочка, мамуся, мати, маманя и другие. Из французского языка пришло МАМА. Различают: родную мать, приёмную мать, мачеху (очередную жену отца), крестную мать. Мать названая — мать приемышу, воспитаннику. Мать молочная — мамка, кормилица. Мать посажёная — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

СЫН — лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Первоначально термин определялся, вероятно, как «рожденный», «связанный» с родителями. Различают: родного сына; пасынка (неродного или сводного сына) — сына одного из супругов от прежнего брака; приемного сына (воспитанника, названого сына) — мальчика, взятого на воспитание; крестного сына.

ДОЧЬ — лицо женского пола по отношению к своим родителям. Различают: родную дочь; падчерицу — дочь одного из супругов от предыдущего брака; приемную дочь (воспитанницу или названую дочь); крестную дочь.

БРАТ — каждый из сыновей одних родителей. Имеет следующие варианты: братка, братушка, брательник, братишка, братан, братец и другие. Различают братьев: родных, двоюродных, троюродных, внучатых, однокровных, одноутробных, молочных, крестных, названых, сродных, во кресте. Брат крёстный — сын крестного отца.

СЕСТРА — дочь одних родителей. Первоначально термин имел значение «своя женщина», то есть из своего рода, семьи, племени. Имеет варианты: сестрёнка, сеструха, сестричка и другие. Различают сестёр: родных, двоюродных, троюродных, сродных, одноутробных, однокровных, сводных, внучатых, молочных, крестных, во кресте.

ВНУК — сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

ВНУЧКА — дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

ПЛЕМЯННИК (ПЛЕМЯННИЦА) — сын (дочь) брата или сестры. Термин означает «того же роду, племени». Ранее племянника называли НЕТИИ, а племянницу — НЕСТЕРА. В других славянских языках эти значения остались. Племянники бывают: родные, двоюродные, троюродные, внучатые.

ДЯДЯ — брат отца или матери. Различают дядю: родного, двоюродного, троюродного. Имеют хождения уменьшительно-ласкательные варианты: дядюшка, дяденька, дядечка и другие.

ТЁТЯ, ТЁТКА — сестра отца или матери. Различают: тётку малую — сестру отца или матери; тётку великую — сестру деда или бабки; родную тётку; двоюродную, троюродную, внучатую тётку.

ПАДЧЕРИЦА — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

ПАСЫНОК — неродной сын одному из супругов.

Термины свойского родства.

СВАТ И СВАТЬЯ — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу. Термины определяют родственную связь между родителями вступивших в законный брак супругов. Эта связь наступает после того, как пройдет бракосочетание (венчание) и будет сыграна свадьба.

НЕВЕСТКА — от слова невеста, то есть неведомая, незнакомая. Этим термином называют также жену сына, брата.

СНОХА — второе название НЕВЕСТКИ, только по отношению к родителям мужа. Имеет значение — «связанная».

СВЁКОР — отец мужа. Термин расшифровывается как «свой».

СВЕКРОВЬ — мать мужа, расшифровывается по-разному: «своя кровь», «своя госпожа», «своя власть», «имеющая очаг».

ЗОЛОВКА — сестра мужа, иногда жена брата, невестка. Золовку некоторые определяют как «злая», другие — как «веселая, разбитная». В Болгарии её называют яблонькой, малинкой, калинкой.

ЗЯТЬ — муж дочери, сестры, золовки.

ДЕВЕРЬ — брат мужа.

ЯТРОВЬ — жена брата мужа, жёны братьев между собой, второе их название — СВОЯЧНИЦЫ.

СВОЯКИ — мужья сестёр между собой. Свояки двоюродные — лица, женатые на двоюродных сёстрах.

ШУРИН — родной брат жены. Термин очень старый, но до сих пор нет его однозначного толкования. Одно из определений — «сшивающий», «связывающий».

ТЕСТЬ — отец жены по отношению к мужу. Определяется как «родной», «родимый».

ТЁЩА — мать жены по отношению к мужу.

ВДОВА — женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.

ВДОВЕЦ — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

    Ко многим из этих терминов могут прилагаться прилагательные:

внучатный, внучатый — о родстве, происходящем из третьего поколения (также троюродный) или еще далее;

двоюродный — о родстве, происходящем из второго поколения;

кровный — о родстве по крови;

однородный — о происхождении от одного отца;

одноутробный — о происхождении от одной матери;

полнородный — о происхождении от одних родителей;

пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке;

привенчанный — о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный;

родной — о происхождении от одних родителей;

сводный — о происхождении от разных родителей;

усыновленный — лицо мужского пола по отношению к усыновителям;

удочеренная — лицо женского пола по отношению к приемным родителям.

Термины, используемые в духовном родстве и их определения.

КУМ И КУМА — крёстные родители по отношению друг к другу или родные родители ребенка по отношению к крёстным родителям.

ВОСПРИЕМНИКИ — крёстные родители.

КРЁСТНАЯ МАТЬ — восприемница ребенка, во время его крещения.

КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ — восприемник ребенка, во время его крещения.

КРЁСТНЫЙ СЫН (крестник) — воспринятый по отношению к восприемникам.

КРЁСТНАЯ ДОЧЬ (крестница) — воспринимаемая по отношению к восприемникам.

КРЁСТНЫЙ БРАТ — крестник по отношению к родным детям восприемников, и наоборот.

КРЁСТНАЯ СЕСТРА — крестница по отношению к родным детям восприемников, и наоборот.

БРАТ ИЛИ СЕСТРА ВО КРЕСТЕ — духовная родственная связь, наступающая после обмена нательными крестами. Ранее брат во кресте не мог жениться на своей сестре во кресте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....