Выступления на методическом объединении
учебно-методический материал по истории на тему

Голованова Людмила Ивановна

Выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_111111.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

«Чтобы вам жить в эпоху перемен!» так говорили в древнем Китае недругу. Однако я исхожу из того, что «Времена не выбирают. В них живут…», поэтому изречение древних воспринимаю, как руководство к действию, тем более что эпоха перемен создала новую педагогическую среду, новую образовательную реальность. И эта реальная педагогическая среда настолько насыщена информационным содержанием, что возникла острая необходимость внедрения новых информационных технологий, способных обеспечить максимальную оперативность в образовательном процессе

   За последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе.

В моём классе компьютер появился в 2008 году и передо мной встала необходимость научиться работать на компьютерной технике и применять ее в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. После получения техники я стала постепенно использовать её на уроках. На данный момент я  могу сказать, что я уже имею определённые положительные результаты.

Следующим этапом стало:

Изучение методической литературы: - Журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета.. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3.- с.29-39.  и др.

 Итак, современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека,

Вот и в школу пришли информационные технологии…

Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.

Цели использования информационных технологий:

1.Создание индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении знаний и умений по предмету;

2.расширение интеллектуальных возможностей ученика:

3.облегчение процесса обучения в условиях постоянного увеличения потока информации.

Из целей вытекают конкретные задачи.

Применение ИКТ на уроке истории и обществознания позволяет решить мне следующие задачи:

  1. умение работать с информацией, создавая собственную систему восприятия и критического мышления;
  2. освоить предмет на разных уровнях глубины;
  3. формировать умения и навыки;
  4. развивать способности к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).

Для учащихся созданы условия

  1. для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;
  2. для широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;
  3. для удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;
  4. для раскрытия творческого потенциала учащихся;
  5. для самостоятельного освоения знаниями.

Это дает мне возможность:

  1. применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;
  2. использовать электронные и информационные ресурсы при изучении нового материала;
  3. создавать мультимедийные сценарии уроков;
  4. применять компьютерные тренажеры
  5. организовать самостоятельное изучение

    Разрабатывая методику, я исходила из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. А именно: использую вербальный, исследовательский, программированный методы, которые придают зрелищность и эмоциональную окраску уроку.

 

       С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение.

      Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения истории.

Использование

ИКТ на  уроках истории?  

 Использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Суть применения мною ИКТ состоит в следующем: учебный процесс организуется таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. При этом они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На уроках исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации. Начало урока я организую как актуализацию опорных знаний учащихся и переход к новой теме, постановке проблемы.

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

   С появлением в школе первого персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории.

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

1. В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, 1. История древнего мира(V класс). 2. Хрестоматия пи История России XX век (9,11 класс).

3. Готовимся к ЕГЭ по истории. 4. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию.

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории,

2)Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации.

Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

3) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

4) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет, на мой взгляд, отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

Способы работы с тестами разнообразны: – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности

6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные шарады, викторины, кроссворды, которые готовлю либо сама, либо учащиеся дома, либо использую готовые формы.

7) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.


Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории и обществознанию.

В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. , т.е. задания разного уровня сложности. Такие задания использую как для работы со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.

8) И конечно же, важным элементом моего педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам.

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.

Итак ученические исследовательские работы:

Конституция РФ в картинках( 9кл.)

Разделенная участь.(проект, посвященный женам декабристов).(11кл.)

Братья – адмиралы Сенявины.(11кл.)

Кроме этого учащиеся 11Б класса в 2009г. Принимали участие в Интернет олимпиаде по истории.

Общие преимущества мультимедиа:

  1. Удобство и легкость предъявления материала в качестве предмета рефлексии;
  2. Возможность фиксировать содержание с многократным возвращением к нему в нужном режиме;
  3. Построение принципиально новой системы общения;
  4. Выбор индивидуального темпа, объема, времени обучения;
  5. Широкие возможности для создания эмоционально-фонового сопровождения;
  6. Удобство хранения и доступа к большим объемам информации;
  7. Возможность имитации недоступных процессов и явлений и их моделирования;
  8. Копирование, тиражирование, редактирование, быстрая передача на расстояние.

Таким образом, использование информационных технологий помогает мне как учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

• идет более полное усвоение теоретического материала;

• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения позволяют мне добиться качества обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, моя система работы позволила мне:

- оптимизировать мой труд, как учителя.

- упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

- изготавливать раздаточные печатные материалы к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.

- использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ.

- создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

Кроме того, моя система работы позволила

1.значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие качество знаний с 47% в 2007/2008 учебном году до 62% в 2009/2010 учебном году.

2.более качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации:

      - все выпускники сдававшие историю освоили стандарты, 71% учащихся сдали историю на достаточном уровне, а по обществознанию сдали на том же уровне 52%.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе мы уже столкнулись с множеством проблем. Эти же проблемы перешли и на вторую ступень.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

- недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом.  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной и основной школы к ФГОС второго поколения.  Это был обзорный блок тем.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д.)

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

 - организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

 - проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

 - организовать работу по мониторингу формирования УУД;

 - отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

 - может быть,  создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

  - организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики  и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти  младших школьников) и т. д.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным)  и способность  видеть проблемы, а не их следствия.

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.

Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В советский период тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её исход воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесных сил русской рати.

В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Сергея Радонежского.

Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло в день памяти небесного покровителя Дмитрия Донского – Дмитрия Солунского.

Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 г. прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».

Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории.

Немаловажную  роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.

При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную  тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.

Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

Учителями истории в настоящее время проводится большая краеведческая работа. В каждой школе имеются краеведческие музеи, комнаты, уголки, располагающие богатым краеведческим материалом, используемым при изучении предметов учебного плана. Регулярно проводятся встречи с живыми свидетелями событий, участниками Великой Отечественной войны. Перед изучением темы «Великая Отечественная война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам событий.

Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье

Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб». В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: с одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба.

Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи.

В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.

Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы – выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав на самостоятельный жизненный путь, не были пассивными наблюдателями за происходящими событиями.

Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.

Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни.

Принятие – это положительное отношение к его отличиям.

 Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.

Через уроки, воспитательную работу, мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном отношении к культурам разных народов.

Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на школе. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.

Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты,, любовь к родному Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"

Дидактические основы развития одаренности учащихся.         Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества  является сохранение и развитие ода...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...