Воспитание патриотизма на уроке истории 7-8 классы
занимательные факты по истории по теме

Зарипова Ляйсан Фагимовна

Воспитание патриотизма на  уроке истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_na_urokah_istorii.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Воспитание патриотизма на уроках истории.

Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества.

2 слайд 

Цель патриотического воспитания — выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

3 слайд 

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
  • уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений привели к распаду сложившейся системы патриотического воспитания.

Вот данные анкетирования  классах нашей школы. Учащимся задавали вопрос: знают ли они, кто эти личности?

4 слайд

знают

7 класс

8 класс

Александр Невский

64%

72%

Дмитрий Донской

59%

56%

Сергий Радонежский

46%

58%

Минин и Пожарский

75%

78%

Наполеон

100%

100%

Дима Билан

100%

100%

Анализ данной ситуации доказывает, что учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей Родины, но лучше представителей других государств, не говоря уже о кумирах эстрады.

Мне кажется, что сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, патриотическому воспитанию должна отводится особая роль. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Моя личная задача как учителя, как гражданина - помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за тех людей, кому небезразлична была судьба России, и ,может быть, в какой – то степени приблизиться к тем истокам нравственности, чистоты и порядочности, исходивших от славных сынов Отечества.

5 слайд

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

( А вы знаете откуда пришло к нам слово патриот)

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» — «Родина или смерть!».

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- А попробуйте вы сказать , что для патриотизм, конкретно вас можно называть патриотом и почему?

6 слайд

  • патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу ;
  •  патриотизм — любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту     жительства;
  • патриотизм — это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

7 слайд

патриотическое воспитание – это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

2 глава. Проблема патриотического воспитания учащихся на уроках истории: теоретический аспект.

Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Современная методика содержит большое количество документов и материалов, позволяющих успешно решать задачу патриотического воспитания учащихся.

Задачи патриотического воспитания определены  в концепции ФГОС  второго поколения:

Только на слайде Слайд 8

Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;

Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

 Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию: практический опыт.

Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны.

Вся   история нашего Отечества  дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу показать, как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина,…, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…

В 6 классе при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей — только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Учащиеся анализируют картину: Кто изображен? Что можно сказать об отношениях между ними? Далее следует показ икон с изображением Сергия Радонежского. В чем сила этого духовника Земли русской? Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.

Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток, он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.

Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом. В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины — князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским. Тема: «Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.»

Уже только эпиграф к уроку создает атмосферу возвышенных патриотических настроений. Эти слова Дмитрия Донского взяты из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Ныне же пойдём за Дон, и там или победим и всё от гибели сохраним, или сложим свои головы…»,а также слова А.А. Блока из поэмы «На поле Куликовом»: « И вечный бой! Покой нам только снится…»

На уроке всё внимание учащихся следует сосредоточить на нравственных понятиях -патриотизме, храбрости, мужестве русских воинов. С этой целью целесообразно познакомить учащихся с понятием о духовной силе человека, данным

Слайд  В.А.Сухомлинским: «Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная- верность своим убеждениям, уверенность человека в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие». Лучшим доказательством важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя. В житии прославляется строгая жизнь князя, его высокие нравственные качества. Перед учащимися репродукция «На поле Куликовом». Представьте себе, что вы воины и скоро вступите в смертельную битву. Какие чувства могли испытывать воины перед боем?

В 7 классе изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы.Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина,Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:

. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

8 класс. Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Учащиеся создают презентацию и демонстрируют на уроке портреты героев- участников войны 1812г.

Изучая достижения русского военного искусства перед учителем, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Перед обучающимися ставится проблема: в чём причина побед России в войнах XVIII века? Учащиеся делятся на две команды:

1. Армия под командованием 2. Эскадра под командованием

Суворова А.В. Ушакова Ф.Ф.

Каждая команда работает с текстом учебника и с книгами « Наука побеждать» А.В. Суворова и «Флотоводческое искусство» Ф.Ф. Ушакова.

Учащиеся анализируют источники и делают выводы. Вся жизнь и деятельность А.В. Суворова позволяла ему сказать: « Потомство моё, прошу брать мой пример до издыхания быть верным… Отечеству».

На уроках можно использовать следующие формы работы :

Визуальные источники.

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой др гой вид источников выступают носителями новых исторических знаний.

- Озвучивание кадров немого кино;

- Через личные высказывания героев;

- Кинофрагменты

- Письма и т.д.

Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя  фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи :

Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему : “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются также написанные на листе ватмана слова Ил. Эринбурга : “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим : мы крепче сердцем… Мы знаем, за что стоим : за Россию, за Родину.”

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи : “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. На этих уроках обязательно звучат стихи. Стихи К. Симонова,  М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, Юлии Друниной и т.д.  

Вы знаете дети на уроках с удовольствием исполняют песни военных времен. На завершающем уроке « Цена Победы» урок начинаем с песни «День Победы».

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение : знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

 А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие :

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

Затем я  говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение. Обращаюсь  к “ Книге Памяти ”, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

Тему краеведения продолжаю и во внеклассной работе: встречи с ветеранами войны и тыла, организационно – исследовательский проект « Детство, опаленное войной», конкурсы чтецов, литературно – музыкальные композиции.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Обращаюсь  к “ Книге Памяти ”, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Рефлексия. Имитационная игра

  • 1 группа –) -    сформулируйте  понятие «гражданин», продолжив фразу «Гражданин - это человек, который...»    ( определите значимость в современном мире)
  • 2 группа -    сформулируйте  понятие «патриот», продолжив фразу «Патриот - это человек, который...»  (определите значимость в современном мире)

        Г -                                                П -

        Р -                                                А -

        А -                                                Т -

        Ж -                                                Р -

        Д                                                И -

        А -                                                О -

        Н -                                                Т -

        И -

        Н -

Мастер – класс на тему:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ИСТОРИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма на уроках истории

В работе дан анализ проблем патриотического воспитания учащихся....

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современной школе говорить с детьми о патриотизме,...

Воспитание патриотизма на уроках истории

статья о том, как в современных условиях прививать детям патриотизм. И чтоб это были не просто слова, а их убеждения....