Евдокимова Светлана Валентиновна. Демократические преобразования в СССР
статья по истории (11 класс) по теме

Евдокимова Светлана Валентиновна

Статья посвящена становлению демократии в СССР во второй половине 1980-х - 1990-х гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Светлана Валентиновна Евдокимова

Демократические преобразования в СССР

История демократического движения в России в начале 90-х гг. XX в. обусловлена процессами, происходившими в общественно-политической жизни страны во второй половине 80-х в эпоху перестройки.

В ходе реформы политической системы СССР была официально закреплена политика гласности, провозглашённая М.С. Горбачёвым на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986 г. Данная политика позволяла свободно высказывать своё мнение по любым вопросам, касающимся политического развития станы, и критиковать власть[1]. Она вызвала всплеск политической активности населения и привела к развивитию азов демократии в нашей стране.

В условиях гласности в стране в 1987-1988 гг. создаются многочисленные объединения и сообщества. Появление первых неформальных объединений можно связать с новым «Положением о любительских объединениях, клубах по интересам» (май 1986 г.), благодаря которому стало легче регистрировать подобные организации. Сам термин «неформалы» появился как противопоставление формальным объединениям, существовавшим в советском обществе. В неформальные союзы входили прежде всего интеллигенция и молодежь. В таких организациях они получили возможность более свободного обсуждения политической ситуации в СССР, участия в политической жизни страны. Первоначально неформальные объединения, в первую очередь общественно-политические кружки и дискуссионные клубы, поддерживали курс союзного правительства, «перестройку» и были опорой «снизу» политическим инициативам М.С. Горбачева. Наиболее популярными и многочисленными в 1986-1988 гг. являлись такие организации, как «Всесоюзный социально-политический клуб», «Клуб социальных инициатив», семинар «Демократия и гуманизм», общество «Мемориал», историко-политический клуб «Община», «Гражданское достоинство», общество «Память»[2].

Выделить политический спектр неформальных объединений сложно, поскольку они не выдвигали четких политических лозунгов, их идеологические платформы находились в процессе формирования и были похожи. Их участники приветствовали перемены в советском обществе и в духе гласности пересматривали историю советского времени. Как правило, неформальные объединения не имели четкой организационной структуры. Это можно объяснить стремлением обеспечить равноправие и свободу каждому участнику, исключить возможность узурпации кем-либо власти, даже на уровне небольшого объединения, решения по всем вопросам старались принимать коллективно.

Неформальное движение стало основой для последующего формирования многопартийности в Советском Союзе. В ходе эволюции политической системы СССР и РСФСР политические объединения включаются в политический процесс. Впоследствии многие активные участники неформальных организаций стали активистами политических партий и заняли посты в новой политической системе.

К весне 1988 г. общественно-политические объединения консолидируются и в СССР появляются Народные фронты. Они требовали расширения прав республик и реформы политической системы. 21 октября 1989 г. на конференции Народных фронтов и демократических движений РСФСР в Ярославле был образован Народный фронт РСФСР. Таким образом, начиная с 1988 г. неформальное движение приобретает черты оппозиции действующему режиму.

Развитию многопартийности в СССР способствовала XIX Всесоюзная конференция КПСС, проходившая с 28 июня по 1 июля 1988 г. Выступая на ХIХ Партконференции, М.С. Горбачев отметил, что, «если политическая система останется неподвижной, без изменений, то мы не справимся с задачами перестройки»[3]. В резолюции XIX Партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» об общественных организациях говорится, что возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления, следует рассматривать как позитивное явление. Конференция поставила основные задачи политической реформы: необходимость демократизации жизни, общественных организаций, повышения самостоятельности и ответственности. Также предполагалось обеспечить полновластие Советов народных депутатов «как основы социалистической государственности и самоуправления»[4]. Решения этой конференции определили основные направления реформирования государственно-политической системы.

В соответствии с решениями ХIХ Партконференции 1 декабря 1988 г. был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закон «О выборах народных депутатов СССР»[5]. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, который был правомочен решить любой вопрос, относящийся к ведению СССР. Учреждение Съезда народных депутатов позволило не только привлечь для решения поставленных задач наиболее активных людей, но и показать готовность власти к демократическим реформам. Создание из числа депутатов съезда постоянно действующего органа – Верховного Совета заложило основы развития советского парламентаризма.

Выборы народных депутатов СССР привели к власти большое количество радикально настроенных по отношению к основам советского государства деятелей. Летом 1989 г на I Съезде народных депутатов СССР обозначился конфликт между умеренными депутатами во главе с М.С. Горбачевым и радикалами, которые создали Межрегиональную депутатскую группу (МДГ), объединившую демократическую оппозицию на cъезде. Лидерами МДГ стали А. Сахаров, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев, Г. Попов. Основными требованиями МДГ были: отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС, демократизация избирательной системы, демократический закон о печати, законы о земле и собственности, новый Союзный договор[6]. Идея обновления союзной государственности обсуждалась в высших эшелонах власти СССР еще с конца 1980-х гг. Демократы, поддержанные некоторыми средствами массовой информации (СМИ), начали активно пропагандировать свои идеи, стараясь приобрести все большую популярность.

Для дальнейшего продвижения радикальных преобразований 27 октября 1989 г. состоялась первая конституционная реформа в РСФСР, которая зафиксировала в Основном законе новации в сфере высшей государственной власти республики. Согласно этой реформе, высшим органом власти в РСФСР становился Съезд народных депутатов, который избирался на альтернативной основе. Съезд народных депутатов РСФСР мог принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Высший орган власти РСФСР по сути воспроизводил структуру и полномочия Съезда народных депутатов СССР.

В соответствии с поправками, внесёнными в Конституцию РСФСР 27 октября 1989 г., высшим должностным лицом РСФСР являлся Председатель Верховного Совета РСФСР. Он был подотчётен Съезду народных депутатов и Верховному Совету РСФСР и обладал широкими полномочиями[7]. Политическая линия нового органа власти зависела от Председателя Верховного Совета РСФСР. На этот пост и претендовал Б.Н. Ельцин, который опирался на депутатов фракции «Демократическая Россия» и имел широкую информационную поддержку в СМИ. В глазах демократической общественности он являлся общепризнанным лидером.

Демократические силы объединились в январе 1990 г. на учредительной конференции в Москве в предвыборный блок «Демократическая Россия». Его учредителями стали кандидаты от двадцати двух регионов РСФСР, ядро составляли представители Межрегиональной группы народных депутатов СССР. На конференции была принята декларация – платформа блока, в феврале опубликованная в журнале «Огонек»[8]. Основные положения платформы блока «Демократическая Россия»: безотлагательно утвердить основные принципы новой демократической Конституции РСФСР, отменить статью Конституции о руководящей роли партии, гарантировать гражданам России безусловное право объединяться в партии, организации, союзы, отказаться от двухступенчатой структуры: съезд – Верховный Совет, совершить переход от разрешенной гласности к действительной свободе слова и печати, в кратчайшие сроки разработать и заключить новый Союзный договор. Предполагалось немедленное создание эффективного рыночного сектора в первую очередь путем преобразования значительной части государственной собственности в иные формы. Среди наиболее известных политических деятелей, поддерживаемых блоком «Демократическая Россия», можно отметить Б. Ельцина, Н. Травкина, М. Бочарова, Н. Воронцова.

В феврале 1990 г. широко развернулась предвыборная кампания народных депутатов РСФСР. В ходе предвыборной борьбы четко обозначились три политические силы: демократическое движение, коммунистическая партия и национально-патриотические объединения. Выборы народных депутатов РСФСР состоялись в марте 1990 г. и прошли в два тура 4 и 18 марта. Средства массовой информации, а затем и исследователи назвали их первыми подлинно демократическими в истории современной России. В предвыборной борьбе соперничали кандидаты от различных политических движений. В выборах приняли участие 77% избирателей, при этом положенное число депутатов было отобрано из 6705 кандидатов[9].

На проходившем в марте 1990 г. III съезде народных депутатов СССР МДГ добилась изменения ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли партии. Теперь ст. 6 гласила: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами»[10].

16 мая 1990 г. начал свою работу I съезд народных депутатов РСФСР. 29 мая 1990 г. Б.Н. Ельцин был избран председателем Верховного совета РСФСР. Одним из самых острых вопросов на съезде был вопрос о суверенитете республики. Б.Н. Ельцин требовал принятия закона о свободе слова и печати, выступал за предоставление полной экономической самостоятельности предприятиям и организациям, за экономическую самостоятельность регионов и областей, считал возможным куплю-продажу земли[11]. Он заявил: «Средством достижения этой цели является обеспечение реального суверенитета России, равной среди равных союзных республик… Проблемы республики нельзя решать, не обладая полнокровным политическим суверенитетом… Необходим политический суверенитет России и в международных делах»[12]. При этом Б.Н. Ельцин заявлял: «Но все это не значит, что речь идет о конфронтации с Центром. Самое главное направление одно – укрепление Союза»[13].

12 июня 1990 г., после длительных дискуссий и тщательных доработок, I съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Российские депутаты объясняли этот шаг тем, что экономика СССР находится в кризисной ситуации, а это влечет за собой нестабильность и российской экономики. Полагая, что вне Советского Союза эту проблему можно будет решить гораздо проще, многие депутаты выступали за отделение РСФСР от Центра и планировали провести радикальные реформы в республике уже без контроля сверху.

Р.И. Хасбулатов, занимал иную позицию по этому вопросу: «Специфика РСФСР, в отличие от других 14 союзных государств, заключается в том, что в России невозможно даже теоретически ставить вопрос „о выходе из СССР‟. Выходить некуда! Роковым образом создание СССР произошло путем присоединения к РСФСР других союзных республик, некоторые из которых ранее были независимыми государствами. Поэтому реальный выход из СССР для многих союзных государств на деле означает постепенное ослабление экономических и политических связей с РСФСР, хотя внешне это выступает как ослабление связей с так называемым Центром»[14].

Президент СССР М.С. Горбачев обвинил Б.Н. Ельцина в том, что он призывает «под знаменем восстановления суверенитета России к развалу Союза»[15]. 2 июля 1990 г. открылся ХХVIII съезд КПСС. На съезде партии произошел раскол, и Председатель ВС РСФСР Б.Н. Ельцин демонстративно объявил о своем выходе из КПСС.

Формально Декларация не меняла Конституцию РСФСР, но фактически она оказала на последнюю огромное влияние. Декларация официально объявила себя основой для разработки новой Конституции РСФСР и совершенствования республиканского законодательства. Поэтому дальнейшая практика российского законотворчества определялась прежде всего не действующей Конституцией РСФСР, которая тоже попала в категорию „старых‟, а Декларацией о государственном суверенитете. Декларация в нарушение Конституции СССР провозгласила приоритет республиканских законов над союзными, перераспределила компетенцию между СССР и РСФСР вопреки Конституции СССР.

Планировалось до конца 1990 г. создать проект новой конституции и вынести его на референдум, закон о котором предполагалось подготовить до сентября 1990 г., для чего учреждалась Конституционная Комиссия. Она состояла из 102 членов. Ее председателем являлся Б.Н. Ельцин, заместителями председателя – Р.И. Хасбулатов и Н.Т. Рябов, ответственным секретарем – О.Г. Румянцев[16]. Распоряжением Председателя ВС РСФСР «О порядке деятельности Конституционной Комиссии» от 22 июня 1990 г. была создана рабочая группа Конституционной Комиссии, состоявшая из 31 депутата и 8 экспертов[17].

По материалам «Конституционного вестника» – официального издания Конституционной Комиссии, можно судить о подходе депутатов к разработке и характере будущей российской конституции. В одном из номеров говорилось: «Новая Конституция должна стать юридической базой коренной перестройки всей жизни российского общества, законодательной основой окончательного преобразования тоталитарной империи в демократическую федерацию, надежной гарантией демократических прав и свобод каждого человека и гражданина, важным инструментом построения общества, социальная, экономическая и политическая жизнь которого отвечала бы современным стандартам культуры, благосостояния, гуманизма, свободы, демократии и справедливости»[18].

12 октября 1990 г., когда Конституционная Комиссия обсудила первоначальный вариант Конституции РФ, подготовленный рабочей группой, депутаты-коммунисты, члены Конституционной Комиссии, не без основания увидели в нем истинное назначение: принятием новой Конституции узаконить изменение государственного строя в РСФСР, подвести конституционную основу под новую политическую и экономическую систему, главными атрибутами которой будет частный предприниматель и президент с диктаторскими полномочиями, опирающийся на мощную военно-полицейскую машину. Проект конституции всецело покоился на буржуазном праве и создавал конституционный фундамент для утверждения капиталистического строя[19].

На этом этапе уже обозначилась разница в видении будущей формы правления в России: депутаты предполагали паламентскую республику, а Б.Н. Ельцин – президентскую. На пленарном заседании Конституционной Комиссии ВС РСФСР 12 октября 1990 г. депутат Ю.М. Слободкин охарактеризовал проект как несущий распад и разрушение не только советской социалистической государственности, но и государственности России. По мнению Ю.М. Слободкина, новый проект конституции проповедовал расчленение СССР и проводил мысль об установлении режима личной власти[20]. Позже такое мнение станет характерным для большинства депутатского корпуса применительно к курсу, взятому правительством России. С основной мыслью Ю.М. Слободкина можно согласиться: проект новой российской конституции подрывал основы существующего государственного строя и был важным шагом на пути к распаду Советского Союза.

Исследуя процесс становления новой политической системы начала 1990-х гг., следует отметить, что следующим крупным шагом после изменения 6 статьи Конституции стало принятие в СССР 9 октября 1990 г. закона «Об общественных объединениях», определившего основы правового положения общественных объединений, к которым были отнесены политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, культурно-просветительские, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др.

Одной из главных целей создания политических объединений провозглашалась реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан. Не допускалось создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР, союзных и автономных республик, автономных образований, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни. Согласно закону, вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускалось, кроме случаев, когда это предусмотрено законом[21].

Деятельность организаций, политических партий и других общественных объединений должна была осуществляться в нерабочее время их участников и за счет средств этих объединений. Финансирование государством деятельности политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели, запрещалось, за исключением случаев финансирования избирательных кампаний при выборах народных депутатов[22].

После издания закона партии и общественные объединения, которые уже были созданы к этому времени, начинают официально регистрироваться, появляются новые политические организации.

Таким образом, в этот период на государственном уровне были заложены правовые основы российской демократии, не только позволившие демократическому движению в короткий срок эволюционировать от любительских объединений до оформления в политические партии, но и давшие импульс к возникновению новых политических партий и движений.

Кроме того, был сделан крупный шаг к изменению политической и государственной системы Советского Союза и России. Решения, принятые в те годы не только повлияли на дальнейшее развитие событий в стране и стали предпосылкой к последующему распаду СССР, но и выявили противоречия между Б.Н. Ельциным и частью депутатского корпуса, которые в дальнейшем привели к противостоянию исполнительной и законодательной власти.


[1] Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. : Политиздат, 1987. 351 с.

[2] Ивашников К.В. Неформальные самодеятельные объединения в СССР: историко-культурный аспект. 1985-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 26 с.

[3] Материалы ХIХ Всесоюзной Конференции КПСС. М., 1988. С. 37-38.

[4] Там же.

[5] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727, 729.

[6] Партийная система в России в 1989-1993 гг.: Опыт становления. М., 1994.

[7] Авакьян С.А. Конституция России: Природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 283-284.

[8] Создан избирательный блок «Демократическая Россия» / Огонек. 1990. № 6. С. 17-18.

[9] Челноков М. Россия без Союза, Россия без России… М., 1994. С. 27.

[10] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1990. № 29. Ст. 573.

[11] Первый Съезд народных депутатов РСФСР: Стенографический отчет. М., 1992. Т. 2. С. 232-251, С. 381-390.

[12] Советская Россия. 1990. 25 мая.

[13] Там же.

[14] Хасбулатов Р.И. Под флагом единства может и должно происходить возрождение России // Ельцин – Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. М., 1994. С. 43.

[15] Там же.

[16] О работе над проектом новой Конституции РФ: Документы I-IХ Съездов народных депутатов РФ. М.: Изд-во ВС РФ, 1993.

[17] Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989–1995 гг.). М., 1997. С. 54.

[18] Кикоть В.А. За демократизацию и гуманизацию конституционного строя России – вопреки сопротивлению «идейного» недомыслия // Конституционный вестник. 1990. № 2. С. 35.

[19] Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федерации (Проект). М., 1990. С. 52-53.

[20] Конституционный вестник. 1990. № 3. Октябрь. С. 20-21.

[21] Рабов В.В., Хаванов Е.И. Между народом и властью: Российская многопартийность: Проблемы становления. М., 1995.

[22] Формирование партийно-политической системы в России. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Разбуди в себе лидера"- педагог организатор Карамзина Светлана Валентиновна

Конспектоткрытого занятия «Разбуди в себе лидера!»Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.Зад...

Тренинги для подростков: развитие личности подростка- Карамзина Светлана Валентиновна

Программа предназначена для подростков 12-15-ти лет и включает в себя девять тренингов по выходным дням, с периодичностью один раз в месяц. Предусмотрены домашние задания и переписка с тренером по Инт...

методическая разработка к уроку иностранного языка Экскурсия по городу «Reise durch eine Stadt»(немецкий язык) Смирнова Светлана Валентиновна

Методическая разработка к уроку немецкого языка в 8 классе. Немецкий язык как второй язык- четвертый год обучения. Разработка урока обобщения по теме Город....

Евдокимова Светлана Валентиновна. Демократические партии первой волны (1988-1990)

Статья посвящена изучению развития демократических партий первой волны (1988-1990)....

Евдокимова Светлана Валентиновна. Эволюция демократического движения в России в период 1991-1993 гг.

В статье рассмотрена эволюция демократического движения в России в период 1991-1993 гг....

Евдокимова Светлана Валентиновна. Демократические партии и объединения на выборах в I Государственную думу РФ

Статья посвящена деятельности демократических партий и объединений на выборах в I Государственную думу РФ....