Не прервется связь поколоений
творческая работа учащихся по истории на тему

История семьи Полаш-Хабаровых. Исторю страны творит её народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл habarova_svetlana_-_kopiya.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

                      Хабарова Светлана Сергеевна                                      

                                                                             История семьи в истории страны

Научный руководитель:

                                           Бондарь Лариса Георгиевна

                                                                 учитель истории

                                             

 

Российская Федерация

                       Москва

                                                                  ГБОУ  школа № 1056  10 А класс

                                                   

Оглавление

Введение                                                                                1-3

1. История семьи Палаш Федора Никифоровича              4-7

2. История семьи Зимеркина Николая Александровича   7-13

3. История семьи Палаш Николая Федоровича                 13-19

Заключение                                                                            20-21

Литература                                                                             22

Приложения

                                                    « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

                                                      Не уважать оной есть постыдное  малодушие!»

А. С. Пушкин

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Кто-нибудь, потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица…          

        Ю. Визбор                          

        Введение.

История страны, история родного края, история семьи…

Тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и вторят историю. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья-это частица общества. И изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания истории развития России.

Проблема моей работы состоит в том, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Ценности семьи, укрепление родственных и семейных отношений, уважение и бережное отношение к старшим поколениям в современном обществе теряют свое значение.  

Эта проблема сейчас очень актуальна. Ведь в большинстве своем мы также плохо знаем

                                                             1

историю своей семьи, как и историю своей страны. А ведь история страны - история людей

живущих в ней. Если мы будем знать историю своей семьи, своего рода, то у нас проснется интерес к истории малой родины и страны. Значит, мы станем настоящими гражданами России. Изучение родословной способствует более тесному общению членов семьи, укрепляет духовные ценности семьи.

Объект исследования: история Отечества.

Предмет исследования: история семьи Палаш – Зимеркиных – Хабаровых.

        Взрослея, стала все чаще задумываться над тем, кто были мои предки, чем они занимались, где жили, какой вклад внесли в победу над фашистами?

Эти вопросы являются главными в моем исследовании.

Цель моего исследования: выяснить, как исторические  процессы, проходившие в нашей стране, повлияли на мою семью, и какой след оставила моя семья в истории страны.

Гипотеза работы: история страны складывается, в том числе из истории жизни конкретных людей.

Задачи:

- собрать необходимые документальные источники родовой памяти;

          - изучить домашний архив;

          -проанализировать и систематизировать полученный материал;

- оформить презентацию;

-выступить с презентацией перед учащимися школы.

Работая над проектом, я применяла методы:

интервью, анализ исторических событий, поиск информации, анализ литературы, знакомство с документами.

                                                       2

Консультантами стали мои родители, дедушка и бабушка, учителя истории, биологии, географии, библиотекарь, работники музея, очевидцы событий, СМИ.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный фактический материал можно использовать на уроках истории, краеведения, элективных курсах, классных часах. Но, главное, этот материал останется в нашей семье и мне с моими сестрами и братьями необходимо продолжить эту работу.

Этапы  работы над проектом:

1.Обоснование проблемы, целей, задач.

2.Поисково – собирательная работа. Работа с материалами СМИ, составление писем, работа в библиотеках, музее.  Анализ информации.

3.Обработка собранного материала. Выполнение задач проекта.

4.Реализация плана действий. Презентация (защита) проекта.

При написании работы были использованы ресурсы Интернета. Но основными источниками при написании данной работы являются фотоальбомы, семейный архив и устные воспоминания.

Для выполнения работы необходимо иметь большое желание узнать историю своей семьи, поддержку со стороны родителей и учителей, первоначальные сведения о родственниках. Все это у меня было. Я приступила к работе. И вот, что я узнала о нашей семье.

        3

1.История моей семьи в истории страны.

   1.1.История семьи Палаш Федора Никифоровича.

Многие страницы истории нашей страны свидетельствуют, что русским людям свойственно обостренное чувство любви к своей земле, к своей  Родине. Я не помню, когда оно возникло у меня. Мне кажется, что оно у меня существует с колыбели. Может, когда мама читала русские народные сказки. А может, когда дед рассказывал о своем отце на Великой войне.

С годами я узнала, что наша Родина – это Россия – страна, раскинувшаяся на громадных просторах. На ее территории много городов, по ней текут могучие реки, у берегов плещут океаны и моря. Мне посчастливилось родиться  и расти в самом лучшем городе на земле – Москве. И, конечно, как бы не сложилась моя жизнь, я буду хранить в своем сердце память об этих местах.

Историю страны можно изучать не только по произошедшим событиям, но и по воспоминаниям людей. Ведь каждый человек и делает эту историю. Поэтому особенно важно, когда эту историю рассказывают о себе прабабушки и прадедушки.

У меня в руках семейный альбом. Я вижу фотографии родственников. О

 некоторых я знаю только по рассказам моих родных. Я вновь и вновь смотрю на снимки.  Каждая такая фотография бережно хранит какую-то важную дату в судьбе человека. А из семейного альбома складываются значимые даты моей страны. (Приложение 1)

История нашей семьи уходит в глубокое прошлое. Идут годы, и все труднее становится отыскать факты биографии моих предков. Ведь с того времени не

                                                  4

сохранилось практически никаких документов. Но в нашей семье из уст в уста передаются семейные предания, которые и положены в основу моей работы.

Со своим прадедушкой я не знакома. Я его никогда не видела. Но я знаю, что он был уважаемым в селе человеком, любящим мужем, отцом, храбрым воином и верным сыном своего Отечества.

Палаш Федор Никифорович родился в 1914 году. До войны работал директором школы и учителем математики в селе Джугастра  Крыжопольского района Винницкой области. Село было небольшое. Жители занимались выращиванием зерна и сахарной свеклы. Из зерновых сеяли пшеницу и ячмень. Село было красивое, чистенькое. Хатки хоть и были небольшие и  под соломенными крышами, но все были беленькие и утопали в зелени садов.

Федор Никифорович был человеком ответственным, добросовестным. Он был коммунистом и активно участвовал в общественной жизни села. Ведь школа в селе была центром и политической, и культурной жизни. Он был требовательный, но справедливый. За это его уважали и учителя, и односельчане, любилиученики.
Незадолго до войны прадед женился на моей прабабушке – Юзьковой  Агафье Макаровне, 1912 года рождения.
(Приложение 2) Познакомились они в школе,

где Агафья Макаровна работала учителем русского и немецкого языка. Семья у

них была счастливая, дружная. У Агафьи Макаровны была дочь Тамара от первого брака. Вскоре родилась Галина. В 1944 году родился сын Николай.

Но нагрянула война…

Мир…Мы живем и не задумываемся, какими жертвами он был  достигнут, какую цену за него заплатили наши прадеды, сколько крови было пролито за него.

В июле 19441 года фашисты ворвались в Джугастру. Федор Никифорович ушел в партизаны.

                                                       5

Советские люди, оказавшиеся на территории оккупированной врагом, вступили в борьбу с немецко – фашистскими оккупантами. Они всеми средствами

      стремились помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, оказывали сопротивление гитлеровцам.

Партизаны скрывались в лесах. В отряде была строгая военная дисциплина. Их отряд занимался диверсионной деятельностью. Партизаны разрушали мосты, линии связи, спасали от угона в Германию население. Были в их  отряде  и разведчики.

Однажды, выполняя боевое задание, Федор Никифорович попал к немцам в плен. Это случилось в декабре 1943 года. А в марте 1944 года войска 2-го Украинского фронта освободили их район. Был освобожден из плена и прадед. После освобождения он уходит в Красную Армию. Прошел войну до Победы. Получил четыре ранения.

Война забрала многих его друзей и товарищей. Много горя и крови видел он вокруг. Но мысли о доме,  жене, которая поддерживала  его в трудную минуту, о девочках, о сыне, которого он не видел, отвлекали его от суровой военной действительности, а может и от смерти, которая следовала за ним по пятам. Война закончилась, и это был самый счастливый день в жизни прадедушки.

Агафья Макаровна во время оккупации осталась в селе. Зная немецкий язык, она подслушивала разговоры немцев и передавала добытые сведения  партизанам. Вскоре фашисты узнали об этом. Ее предал односельчанин.  Вместе с двумя схваченными партизанами их готовили к казне. Даже виселицы поставили на майдане. В ночь перед казнью партизаны напали на немцев, которые были в селе, и отбили захваченных партизан. Только благодаря этому прабабушка осталась жива. Ее переправили в партизанский отряд, где она была до освобождения села Красной армией. В 1944 году у них родился мой дедушка

                                                        6

Палаш Николай Федорович. После войны они жили в своем селе. Федор Никифорович получил после войны инвалидность и в школе больше не работал. А Агафья Макаровна долго еще работала в школе учителем.  Галина продолжила родительскую династию. Всю свою жизнь она проработала учителем русского языка и литературы в сельской школе.

Жили дружно. Старались помочь друг другу, поддержать. Дети всегда находили в родительском доме тепло и любовь. Прадедушка и прабабушка пользовались среди односельчан уважением, а  с соседями всегда были в прекрасных отношениях.

В 1955 году умер Федор Никифорович. Умер от осколка, который носил в груди с войны.

В селе о них помнят и  говорят как героях. Тамары Федоровны уже нет в живых. Связь сегодня с Украиной у нас слабая. Я написала письмо бабушке Галине Федоровне, но ответа еще не получила. В письме я написала о последних событиях в нашей семье, о том, как дедушка часто нам рассказывает о своем детстве, о жарком лете, когда он с такими же мальчишками пас на лугу гусей и о чудесных украинских песнях, которые он слышал от своих односельчан. (Приложение3,4)

1.2.История семьи Зимеркина Николая Александровича.

Люблю рассматривать старые фотографии. Не знаю почему, но черно-белые фотографии (или карточки, как называла их моя прабабушка) вызывают у меня трепетное отношение к людям, изображенным на них. Вот фотография другого моего прадедушки. (Приложение 5)

 Зимеркин Николай Александрович родился в Петрограде в 1917 году. Установление Советской власти, гражданская война, голод – все эти невзгоды

                                                        7

выпали на его детство. С четырнадцати лет начал работать. Работал на одном из

 самых больших заводов города – Путиловском. Когда прадедушка пришел на завод,  то тот носил уже имя «Красный путиловец». Он работал в литейном цехе сначала учеником медника, а потом и медником. Приложение 6

Справка.

Медник – одна из древнейших профессий человека, связанная с обработкой металлов. Название «медник» происходит от слова «медь». Профессиональная      направленность медника – это обработка медных сплавов (медь, латунь, бронза) методами слесарной обработки и пайки. Именно из этой профессии медника образовалась более поздняя профессия - сварщик.

Работал Николай Александрович на заводе вплоть до Великой Отечественной Войны.

Бабушка, Светлана Николаевна, рассказывала, что работа у прадедушки была не только тяжелая, но и опасная. У прадедушки была специальная одежда и обувь. Опасность была в том, что вокруг был  открытый огонь расплавленного металла. А еще,  сколько помнит бабушка,  руки у ее отца были в порезах и ожогах. Это были настоящие руки труженика. Оставаться медником на все эти долгие годы ему помогли любовь к своему делу и окружающие его на заводе люди. Кроме своей специальности хорошо работал на сверлильном и точильном станках.

Молодость прошла у прадеда в славном городе. Здесь были друзья, товарищи. Вместе сдавали нормы ГТО, вместе ходили смотреть фильм «Чапаев». Особенно любил Николай Александрович белые ночи. Гуляли тогда с ребятами своего двора по городу до утра, а утром хватало еще сил идти на работу. Страна строила счастливое будущее для своего народа. И весь советский народ с

                                                    8

энтузиазмом взялся за эту работу. Но мечтам не суждено было осуществиться. Мечтал учиться, повысить свою квалификацию. Но война изменила все планы. Мечта так и осталась мечтой…

Началась Великая Отечественная война.

В связи с приближением фронта с сентября по декабрь 1941 года прошла широкомасштабная эвакуация танков и артиллерийского производства на Урал.

Прадедушку вместе с заводом эвакуировали в Челябинск. Как жили эвакуированные рабочие, как они там трудились, рассказывала  мне моя бабушка Светлана Николаевна. А ей об этом рассказала ее мама Антонина Леонтьевна. Николай Александрович об этих годах рассказывать не любил.  Познакомилась она с прадедушкой на заводе. Сыграли свадьбу. Но вместо свадебного путешествия отправились на Урал в эвакуацию.

Трудное  это было  время…

 Оборудование  завода начали разгружать на голом месте. Работали под открытым небом. Никто не обращал внимания на погоду. А это уже была глубокая осень. Тяжелые станки разгружали с вагонов и тянули до места вручную на специальных волокушах. Сначала начали возводить кровлю, а затем стены. В цеху зимой никогда не было теплее 10 градусов. Рабочие постоянно мерзли. Но ничего,  терпели. Часто работали по15 – 18 часов в сутки. За смену выполняли две – три нормы. На сон оставалось три – четыре часа. Спали здесь же в цехах, где кровати стояли рядом со станками. Кормили настолько скудно, что ощущение сытости не наступало никогда. Лозунг «Все для фронта, все для победы» понимали буквально и  жертвовали своим здоровьем, а некоторые и жизнями. Первым выходным днем за четыре года стало 9 мая 1945 года. Мои родные и все, кто с ними жил и трудился,  знали, что трудом приближают победу над врагом, поэтому готовы были преодолеть все трудности. И прабабушка всегда с

                                                   9

гордостью говорила, что в Победе над фашистами есть частица их с прадедом труда.

Чувство гордости наполняет меня, когда я вспоминаю эти рассказы. Пусть они не совершили яркого подвига, но военный период их жизни сам по себе – подвиг. (Приложение 7)

Начиная с 1944 года, заводы начали возвращаться из эвакуации.

Все родственники прадедушки умерли в Ленинграде во время блокады. Николай Александрович узнал об этом, вернувшись в свой город. Трудно все это пережил. Решили с Антониной Леонтьевной, что лучше будет, если они переедут жить в Москву. Туда уехали с Челябинска многие их друзья. Сборы были коротки. Вещей никаких, кроме двух чемоданов,  не было. Впереди была мирная жизнь, о которой они столько мечтали.

В Москве Николай Александрович устроился работать на завод № 500НКАП.  (Приложение 8)

            Прадедушка работал по специальности в сварочном цехе. Сколько себя знаю,  в нашей семье все время говорят об этом заводе. Все гордятся этим заводом. Ведь на этом заводе прошла трудовая жизнь моего прадедушки Зимеркина Николая Александровича, моего дедушки Палаш Николая Федоровича, а мои родители  и сейчас  там трудятся. Завод в Тушино на улице  с красивым названием Вишневая навсегда вошел в историю нашей семьи. Я горжусь, что фамилия моих родных, добросовестных тружеников, вошла в список лучших работников завода им. В.В. Чернышева.

 Вскоре в 1945 году у Зимеркиных родилась дочь Светлана. Жили сначала в рабочем общежитии. Потом получили от завода комнату в коммунальной квартире. Кроме них там жило еще две семьи. Жили дружно, места всем хватало. У всех были маленькие дети, но и они между собой никогда не ссорились. Всегда

                                                       10

друг друга выручали. Насобирав денег, купили квартиру на проезде  Донелайтиса (проезд получил современное название в память о литовском поэте К. Донелайтисе).

Прабабушка работала на этом же заводе в бухгалтерии. Больше детей у них не было. Прабабушка думала, что это последствия тяжелой работы во время эвакуации.

Много событий прошло перед глазами моих родных.

Впечатляющие успехи в освоении космоса. Полет первого человека в космос. На всю оставшуюся жизнь они запомнили встречу первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Ведь и они, возможно, внесли свой вклад в это фантастическое событие, работая на своем заводе. У нас долго хранилась подборка газет о полете человека в космос. На семейном совете мы решили передать эти газеты в школьный музей. Они и сейчас там хранятся.

 Спокойно встретил Николай Александрович отставку Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Прадедушка всегда говорил, что жить при Никите Сергеевиче стало более свободно. Он уважал его за «хрущевки», за то, что он все делал, чтоб народу жилось лучше, чтоб у нас был коммунизм. Правда, бабушка говорила, что он подсмеивался над ним за кукурузу и «кузькину мать». Рассказывала бабушка, как они не отходили от радио и слушали все новости, когда в декабре 1979 года советские войска были введены в Афганистан. Как жаль было наших молодых ребят, отдавших свою жизнь за чужую Родину.

Для всех было трагедией авария на Чернобыльской АЭС  в апреле 1986 года. Рядом с Тушино на Митинском кладбище были похоронены  первые спасатели станции. И тогда у всех на устах было слово «радиация». Раньше об этом вспоминали иногда, когда речь заходила о Хиросиме. А теперь оно было рядом. Оно могло изменить жизнь каждого. И это тоже надо было пережить. А

                                                         11

вот Б. Н. Ельцина он не любил, считал, что эпоха его правления принесла стране больше плохого, чем хорошего. Жить стали хуже. С приватизацией обманули.

Прадедушка всегда был в курсе всех политических событий. Семья выписывала газеты, журналы. Новости вечером смотрели   всей семьей. Статьи в газетах обсуждали. На все происходящие события у Николая  Александровича было свое мнение.

Еще он был очень интеллигентным человеком. Он никогда не повышал ни на кого голос, никто не слышал от него грубого слова. Никогда никуда не выходил в грязной или помятой рубашке. А еще он очень любил песни Аллы Борисовны Пугачевой. Моя мама и сейчас все ее песни знает наизусть.

Не стало прадедушки Зимеркина Николая Александровича в 1999 году. Совсем немного он не дожил до двадцать первого века.

Прабабушка пережила своего мужа на семь лет. Жить одна не хотела. Переехала жить к дочке, которой помогала по хозяйству, помогала в воспитании не только внуков, но и правнуков. У нее всегда был сложный характер, а к старости он окончательно испортился. Мы все старались ей угодить, помочь, пожалеть. Без нее у нас не стало рассказов об их юности, о войне. Не стало пирогов с капустой, которые  больше никто не умеет так вкусно печь. Прабабушка все время хотела накормить чем-нибудь вкусненьким. В голодные годы, когда были хлебные карточки, каждый хотел хоть однажды наесться досыта. Вот и нас она все время подкармливала.

Зимеркина Антонина Леонтьевна прожила 91 год.

От этих родных наша семья получила в наследство трудолюбие, ответственность, уважение к людям, а также любовь к книгам и интеллигентность.

                                                     12

1.3.История семьи Палаш Николая Федоровича.

Мой дедушка, Палаш Николай Федорович, родился 28 апреля 1944 года на Украине. (Приложение 7) В паспорте у дедушки было записано, что он родился 1 Мая. Поэтому 1Мая мы всегда отмечали двойной праздник – День Международной солидарности трудящихся и день рождения дедушки. Родился в трудное время. Шла война. Но их район был освобожден войсками 2-го Украинского фронта в марте 1944 года от фашистских оккупантов. Надо было восстанавливать все разрушенное хозяйство, помогать фронту. Прабабушка осталась с грудным ребенком одна. Помогли добрые люди. Прадедушка ушел на фронт.

До четырнадцати лет дедушка жил с родителями в деревне Джугастра Винницкой области. В 1958 году уехал на стройку в город Могилев – Подольск (это недалеко от Молдавии). Сначала работал разнорабочим. Жил  в общежитии. Днем работал, а вечером учился в вечерней школе.

В 16 лет он переезжает в город Горький (сейчас это город Нижний Новгород). Там он пошел работать учеником слесаря в  металломодельный цех, с восемнадцати лет работает в литейном цехе. В это же время он оканчивает индустриальный техникум. После окончания техникума его забирают в армию.

Перед армией дедушка поехал на неделю к друзьям в Москву. До этого он не был ни разу в столице. Очень ему хотелось увидеть Красную площадь. Гуляя в парке им. Горького, познакомился с веселой, красивой девушкой Светой. Она была москвичкой и в выходной день гуляла в парке с подругами. Когда был в армии, переписывался с ней. Переписывался как со знакомой. Радовался, конечно, ее письмам и не больше.

После армии дед вернулся в город Горький. На Новый год поехал к друзьям в Москву. И перед концертом на танцах он встретился со Светой. И как

                                                          13

рассказывал дедушка, после этой встречи их понесло…цветы, конфеты, стихи, сюрпризы и свадьба.

В 1966 году дедушка переехал жить в Москву. Поступил работать на авиационно–промышленный завод, который тогда назывался «Красный Октябрь». На этом заводе проработал 25 лет. Здесь стал Заслуженным металлургом России в 1987.  В 1983 году стал ветераном труда. С этого завода ушел на пенсию в 1994 году. (Приложение 8) 

У нас хранится толстая папка с дедушкиными грамотами, которые он получал за доблестный труд. Их сохранила бабушка.

Я узнала, что на заводе есть музей, которым руководит Носов Владимир Михайлович. Мне очень хотелось увидеть завод, на котором работало столько моих родных. Хотелось узнать помнят ли на заводе о дедушке.

Музей произвел на меня хорошее впечатление. Работает музей с 1977 года. Здесь собраны вехи развития машиностроительной отрасли в авиастроении. Посмотрела комнату Боевой славы. Ознакомилась с продукцией завода.

Но особенно мне запомнился зал, где собран материал о ветеранах и заслуженных работниках предприятия.

На главном стенде, на Доске почета завода написано «Передовиков должен знать каждый». И здесь я увидела такое родное и любимое лицо. Это была фотография дедушки. В зале я нашла альбом «Мастер золотые руки», в котором очень теплые слова были о нем написаны. С интересом я листала подшивки заводских газет « За Родину». Это были подшивки за 1978,1979, 1983, 1984,1993,1994 годы. Дедушка все время работал в цеху №23.По газетам я сделала вывод, что все эти годы дедушкин цех выполнял свои производственные задания и тем самым способствовал выполнению программы и социалистических обязательств. В социалистическом соревновании на заводе ежегодно по второй

                                                14

группе цехов, куда они входили, их цех занимал Первое место и получал переходящее Красное знамя. В газете №24(январь 1979 год) напечатано обращение участников слета ударников коммунистического труда, передовиков производства ко всем рабочим, инженерным работникам и служащим завода. В обращении сказано, что результаты, достигнутые в труде их коллективом, создают реальные возможности для успешного выполнения обязательств. Дедушка был участником этого слета. В семейном архиве было приглашение на этот слет.

О дедушке я прочла в газете от 12 сентября 1979 года «Маяки соцсоревнований» и в газете от 31 августа 1984 года « Крепить связь поколений». В этой заметке у дедушки брали интервью. С ним беседовали как с ветераном труда. И когда у него спросили в чем сила коллектива, он ответил, что если каждый будет ответственно относиться к порученному делу, то успех будет обеспечен. И еще сказал, что молодежи всегда нужна помощь ветеранов. Но и ветераны без молодежи не смогут добиться успехов.

С чувством гордости я ушла из музея. Завод дедушку не забыл. Завод гордится дедушкой. И у дедушки всегда завод и работа были на первом месте. И вся наша семья тоже гордится таким славным производством и нашим дедушкой. (Приложение 9)

Со Светланой Зимеркиной в 1967 году была свадьба.  В их семье родилось четверо детей: три сына и дочь. Дочь Елена стала моей мамой.

Дедушка работал с моим прадедушкой на одном заводе. Он стал лучшим литейщиком в цеху. Никогда не боялся работы. На работе его уважали и за знание своего дела, и за добрый отзывчивый характер. Его приглашали на работу в другие страны. Однако такие варианты даже не рассматривались.

Молодая семья Палаш получила квартиру на ул. Яна Райниса. Начали

                                                 15

рождаться дети. И зажили большой дружной семьей.

Моя бабушка Зимеркина Светлана Николаевна родилась 25 марта 1945 года. Родилась в Москве. Окончила  медицинское училище. В зачетной книжке у нее только отличные и хорошие оценки. Работала фельдшером  в одной из воинских частей. Лечила солдат и офицеров. С 1969 года бабушка стала военнообязанной.  В ее военном билете написано, что она старшина. Когда родила четверых детей, занялась их воспитанием. (Приложение 11)

Семья была дружная. Ссор не было. Старались друг другу помочь. В выходные дни дома не сидели. Зимой катались всей семьей на лыжах, санках, коньках. Летом любили гулять в парке, кататься на аттракционах. Если на какие-то аттракционы детей не пускали, то все дружно отправляли отца. Он никогда не отказывался. Каждое лето вывозили детей на море.

Дедушка и бабушка были отзывчивыми и добрыми людьми. Дедушка всегда, чтобы у него не было на душе, улыбкой приветствовал каждого, кто

встречался на его пути и сейчас он остался таким же. Если кто-то просил о помощи, они, не раздумывая, шли и помогали. Вокруг них всегда было много хороших людей. Бабушка всегда говорила, что чем ты больше отдашь людям, тем больше получишь сама.

Бабушка очень любила читать. Благодаря ей у нас большая библиотека. Много выписывали газет и журналов. Очень любили журналы «Юность» и «Огонек». Еще бабушка очень красиво пела. Пела она, и когда собирались все родные за одним столом, и когда убиралась в квартире, и когда укладывала нас спать. Очень любила песни Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Валентины Толкуновой, Софии Ротару. У нее в доме постоянно звучали песни, музыка. Часто ходили в кино. У дедушки любимый фильм был Василия Шукшина  «Калина красная», а бабушка была в восторге от фильма «Ирония судьбы, Или с легким

                                              16

паром» Эльдара Рязанова.

У дедушки была мечта построить большой дом за городом, чтобы там жили все его дети с женами и мужьями, с внуками. Нашли в Волоколамском районе село Успенье и начали строить дом. Было, конечно, трудно. Не хватало денег. Много  физических сил понадобилось для строительства. Иногда на выходные приезжали помочь друзья. Но вся стройка была на дедушке. Он самостоятельно по книжкам научился строить дома, класть печи, камины. У него золотые руки. Грамота «Мастер – золотые руки», которую он получил на заводе, тому подтверждение.

Дом получился большой (восемь комнат), красивый. Подвели к дому газ, воду. Сделали погреб во весь дом. Во дворе построили баню. В 1994 году бабушка и дедушка переехали жить в село. Дедушка занимался огородом, а бабушка цветами. Все было засажено пионами, хризантемами и любимыми ее цветами – гладиолусами. Здесь же возле дома разросся фруктовый сад, где растут яблоки, сливы, вишни, груши.  В трудные 90-ые годы не бедствовали. Помогал огород, и дед начал строить дома, бани на продажу.

Дети росли. У старшего сына Анатолия (1976 года рождения)  вскоре появилась своя семья. И сейчас у него пятеро детей.

Дочь Елена (родилась в октябре 1978 года).  Это моя мама. Она  осталась в Москве и работает на том же заводе, на котором работал ее отец. У нас в семье трое детей.

Сын Владимир родился в 1980 году. Он учился в военном училище. Маршировал на День Победы по Красной площади. Мы им все очень гордились. У него была семья и двое детей. Он вместе с отцом для своей семьи построил светлый теплый дом.

Но больше всех любили в семье младшего Александра (14 ноября 1983 года

                                                17

рождения). Умный, красивый и такой же как его родители добрый и отзывчивый. Его  любили в школе учителя и одноклассники. Сашу  после школы забрали в армию десантником. Отправили служить в Чечню. (Приложение12)

В одном из боев его ранило в голову. Ранение было очень тяжелое. Самолетом Сашу доставили в Москву. Сделали сложнейшую операцию. Улучшения не было. Врачи говорили, что надежды никакой нет. Предложили отключить все жизненно важные аппараты. Дедушка и бабушка запретили это делать. Прошло много времени , и случилось чудо. А может быть это бабушкины молитвы дошли до Бога. Саша очнулся, пришел в себя. Он сначала учился говорить, ходить. Он стал инвалидом первой группы. Молодой, сильный и беспомощный…

Но как все радовались, что он жив, что он с нами.(Приложение13) Когда бабушка узнала о ранении дяди, у нее случился инсульт. Отобрало правую сторону. Ей было физически трудно выполнять свои обязанности. Дед взял всю работу на себя. Но несчастье не ходит одно.

В 2006 году в нашей семье случилось еще одно горе. Дети дяди Володи играли в доме со спичками. Случился пожар. Огонь очень быстро распространился по всему дому. Дядя бросился в дом, чтоб спасти детей. Но сделать это не успел.  Они все погибли.  У бабушки случился еще один инсульт. Ее парализовало полностью. В 2011 году ее не стало. Когда бабушка умерла, дед весь огород засадил бабушкиными любимыми цветами гладиолусами в память о ней. А 9 марта 2016 года умер и дедушка.

Как любящая дочь,  я не могу не сказать несколько слов о моих родителях.

Мама пошла  работать на дедушкин завод, когда бабушка и дедушка уже были на пенсии. Она решила, что должна помочь сначала своим братьям получить образование. У нее всегда чувство долга и ответственность на первом месте. Так

                                                    18

она там и работает. На заводе познакомилась  с Хабаровым Сергеем Николаевичем (родился 17 августа 1976 года). Сам он родом из Осташево Волоколамского района . Образование у него среднее специальное. В 18 лет был в Чечне три месяца. Там он обеспечивал охрану комендатуры и территории, на которой находились.  После армии устроился на работу на завод «Красный Октябрь» шлифовщиком.  Работает  на нем  и сейчас. Очень любит баскетбол и Виктора Цоя. А мама очень любит песни Софии Ротару. А мы, дети, любим и песни Виктора Цоя, и песни Софии Ротару.

 В нашей семье трое детей. Я родилась в 2000 году. Сестра Настя в 2002 году, а брат Саша в 2005 году. Все мы учимся в школе №1056 в Южном Тушино. (Приложение14)

Жизнь продолжается. Единство, которое дедушка и бабушка у нас воспитывали, продолжается. Мы так же собираемся за одним большим столом на праздники, а дедушка по давней традиции третий тост поднимает за Великую Победу. Значит, самая знаменательная дата в истории моей страны и в истории моей семьи – это праздник Победы. А еще мы стараемся быть такими же добрыми и отзывчивыми, как они.

Заключение.        

Узнав историю своей семьи, я теперь точно знаю, что творят историю не только герои, но и простые люди. Я горжусь, что в процветании моей страны свою лепту внесли и мои родственники. Они жили в разное время, но сумели противостоять злу, неправде и бесчеловечности. Они сохранили любовь  к родной земле и веру в добро.

Семейные рассказы – настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды. Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе прабабушки

                                                    19

и прадедушки, бабушки и дедушки, так важно.

Говорят, ничто не живет вечно. Но я почему-то уверена, что память никогда не исчезнет из наших сердец. Мы всегда должны помнить свои корни. Я уверена, что это мои родственники, жившие до меня, поддерживают всегда меня. И именно это дает мне силы в повседневной жизни. У меня большая ответственность перед предыдущими поколениями. Мои родные своими поступками и жизнями показали пример того, как надо жить во имя Отчизны. Помня об этом, я не могу их подвести.

Работа над этим проектом имеет для меня большое значение.

Во-первых, я приобрела новые знания по истории моей страны.

Во-вторых, я научилась работать с различными источниками информации: архивом моей семьи и воспоминаниями очевидцев, архивными документами, семейными реликвиями.

В-третьих, я навсегда для себя уяснила  сущность патриотизма, которую можно оценить только по делам и поступкам граждан Отечества.

А еще я научилась правильно оформлять работу, сделать презентацию и выступить перед ребятами, работать в библиотеке, в музее.  Фотоальбом, который я оформила , покажу на ближайшем семейном празднике.

Я не закончила свою работу. Сейчас я собираю материал о папиных родных – Хабаровых. Они тоже достойные граждане своего Отечества.

Я спросила у мамы, какие черты характера необходимо воспитать в себе, чтобы быть полезной людям. И мама мне ответила, что главное в жизни – никогда не падать духом, любить и поддерживать близких,  родных, всех  людей, которые рядом с тобой. И обязательно верить в победу, делать все, чтобы не было войны.

                                                 20

Черты моего характера: ответственность, верность данному слову, умение

дружить и любить своих  близких и всех людей, которые живут  рядом с нами и далеко от нас – передались мне по наследству. Теперь мне очень важно сохранить в себе эти качества и передать их моим детям, а также передать им историю моей семьи.

Изучив историю своей семьи, я сделала для себя вывод, что только в крепкой семье человек может выжить в нашем непростом мире  и не потерять себя. Важно сохранить семейные традиции, семейные предания. Ведь то, что будет потеряно, не восполнить никогда и ничем. Наша история, история нашего рода, наших родных и любимых людей с каждым годом забывается. И с ними же уходит в никуда. Очень важно не забывать своих корней, помнить, кем были твои предки.

    Литература:

Авиация: Энциклопедия (Гл ред. Г. П. Свищев.- М.: Науч.изд-во « Большая рос. Энциклопедия»: 1994.

Жизнь в оккупации. Винницкая область 1941-1944 годы.(сборник документов.) сост. В. Ю. Васильев и др. :М., РОССПЭН,2010.

Г.Н. Кибиткина. Неизвестная фотолетопись «Танкограда» (1943 год).-Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Танкопром» , М.,  2014 год.

 «Пятисотый». История завода как зеркало истории страны. Альмонах «Восток» №3(39), май 2006.

Украинская СССР в годы Великой Отечественной войны Советского Союза: Хроника событий. Ред. Коллегия: В.И.Клоков и др.- К.:Политиздат, 1985.

                                             21

Устные воспоминания.

Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Связь поколений не прервется никогда"

Представлены два сценария, отображающих работу двух школьных музеев: "Военный музей имени 122 Одерского отдельного полка связи 6 Армии" и "Музей имени Героя России капитана 1 ранга АПРК "Курск" Г.П.Ля...

«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие "Электроотрицательность", "Ковалентность", "Полярность связи"....

Открытое мероприятие "Неделя связи" для групп вторых и третьих курсов специальности "Сети связи и системы коммутации"

Ежегодно проводится тематическая "Неделя связи". Для групп ССК. В рамках недели проводится конкурс "Лучший связист". Студенты групп готовят газеты или презентации о своей професии. Затем проводится ви...

Статья к 100-летию Комсомола "Пусть не прервется поколений связь!"

Статья "Пусть не прервется поколений связь!" посвящена 100-летию Комсомола и размещена в газете Нижегородского института развития образования "Школа" №11 (500) декабрь 2018 г....

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"...

В Москве подведены итоги школьной олимпиады «Не прервется связь поколений – 2021»

Участием свыше 19000 учащихся из 562 образовательных учреждений российской столицы отметилась минувшая VIII метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений – 2021». По итогам ...