Урок обществознания "Семейное хозяйство"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Технологическая карта и рабочий лист  к уроку обществознания "Семейное хозяйство" в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichesaya_karta_uroka_semeynoe_hozyaystvo.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Табар-Черкийская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Технологическая карта урока обществознания

5 класс

Тема:

СЕМЕЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Учитель истории и обществознания

I квалификационной  категории

Кубайкина Светлана Валерьевна

2016 г.

Урок№  8

Тема урока

СЕМЕЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Учитель

Кубайкина Светлана Валерьевна, МБОУ “Табар-Черкийская СОШ” Апастовского муниципального района.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о  значении как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации

Образовательные
ресурсы, оборудование

Презентация «Семейное хозяйство»

Учебник Обществознания 5 класс под ред. Боголюбова Л.Б., рабочие листы.

План урока

1. Семейные обязанности.

2. Какой он - настоящий хозяин дома?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Домашнее хозяйство, потребности, рачительный хозяин

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения, давать определения

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника;  решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: учащиеся смогут саостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.

Коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе, способность обосновывать собственное мнение, уважение к иной точке зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значеие семьи в жизни человек, формировать нравственную культуру, развивать уважение к члнам семьи

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со  взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

I. Мотивация
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?... (семья)!  (слайд 1)

Правильно, семья!

Давайте вспомним признаки семьи.  Поработаем на рабочих листах. Выполним первое задание. (слайды 2-3)

 Что характеризует семью?

Оцените себя : 5- 4 правильно вставленных слов – 3 балла, 3-2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.

Посмотрите на презентацию (слайд 4)

Какой признак семьи объединяет все эти картинки?

Как вы думаете, о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке?

Возьмите рабочие листы и запишите  дату и тему урока.

 На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Молодцы, а теперь давайте сформулируем  цель и задачи урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют первое задание на рабочем листе.

Проверяют свои ответы по слайду.

Оценивают свою работу.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать .

Записывают в рабочих листах тему и цель урока:

Семейное хозяйство.

Познакомиться с особеностями организации семейного хозяйства.

Узнать, как: вести домашнее хозяйство, распределить семейные обязанности, стать рачительным хозяином?

Фронтальная работа

Индивидуальная работа на рабочих листах

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

Беседа “Семейное хозяйство”.

Посмотрите на следующий слайд (слайд 8) нашей презентации.

  • Что вы здесь увидели?
  • - Как этот  сюжет этой картины можно связать с нашим уроком?

Организует беседу по вопросам:

– Что же такое  «семейное хозяйство»?

– Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?  

– Ребята как у вас в семье распределяются домашние обязанности?  Есть ли у вас домашние обязанности?

  • Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?

По схеме на следующем слайде, расскажите об обязанностяхв вашей семье.

Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности – трудно. Главное – это желание и стремление членов семьи приложить свои силы в создание домашнего уюта.  

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Занимаются домашним хозяйством.

Распределение обязанностей в семье.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

  1. Семейные обязанности.

Работа с текстом учебника на с.33.

Работа со словарем  учебника, с. 125.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником , с. 36. Рубрика “Картинная галерея” и знакомство с репродукцией картины
А. А. Пластова «Ужин тракториста» (1951).

Физкультминутка

(видео)

  1. Какой он – настоящий хозяин дома.

 Работа с учебником, с. 35. Заполнение схемы «Черты рачительного хозяина»

Работа со словарем.

 Ребята, а теперь поработаем с учебником на стр. 33. Выполните  и объясните схему в рабочем листе.

- Совместный труд удовлетворяет необходимые для жизни потребности: в пище, одежде, жилье, отдыхе, общении, творчестве.

Оцените себя: указали 5-4 потребности и вывод – 3 балла, 3-2 потребности и вывод – 2 балла, указали только потребности или только вывод – 1 балл (Слайды 11-12)

 Организует работу со словарём учебника с.125

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Организует обсуждение по вопросам:

-   Как вы считаете, нужно ли работу делить на женскую и мужскую?

-   Какая сейчас работа мужская, а какая женская?

-   А как сделать домашний труд легким?

-   Какую работу можно переложить на бытовую технику?

Демонстрирует презентацию  (Слайд 13)

Откройте учебник на с. 36.

Организует работу с репродукцией картины (слайд 14)

Аркадий Пластов - выдающийся русский художник, автор знаменитых картин о сельских жителях.

- Что изображено на картине?

- Почему ужин проходит в поле?

- Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины?

 Организует детей для выполнения различных движений.        

 Организует работу по прочтению текста на с.35 учебника и заполнению схемы на рабочем листе.

- Запишите на рабочем листе качества рачительного хозяина  (бережливый, экономный, старательный, усердный, заботится о порядке в доме, планирует домашние дела, рассчитывает расходы на покупки)

(слайды 16-17)

Оцените себя: 7-6 качеств – 3 балла, 5 -4 качества – 2 балла, 3-2 качества – 1 балл.

Вопросы:

-Какими качествами должен  обладать хозяин дома?

- Что значит рачительность?

Организует работу со словарём.

А теперь давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино» (слайды 18)

- И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.

- Результат у них был одинаковый? (нет).

- Почему их действия дали разный результат? (Потому что у них были разные ценности, стремления. Кот вкладывал душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так).

1. Знакомятся
с новой информацией в учебнике, заполняют схему на  рабочем листе.

Проверяю и оценивают свою работу

2. Обсуждают, объясняют понятия потребности , экономики и ресурсы с помощью словаря и записываю понятия на рабочем листе.

 

Самостоятельно изучают материал рубрики, рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют движения под руководством учителя.

Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают текст с.35, ищут соответствующую информацию, делают записи в тетради.

Осуществляют взаимоконтроль.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы и самостоятельно делают выводы.

Настоящий хозяин тот, кто ведёт хозяйственные дела, распределяет обязанности, принимает важные решения.

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Фронтальная работа.

4. Фронтальная работа.

5. Индивидуальная работа

6. Фронтальная работа.

Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося
на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний.

Регулятивные: планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане.

Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Задания № 1-3 на рабочем листе

Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу,  организует контроль

(слайды 19-20)

Выполняют
задания.

 Осуществляют взаимоконтроль.

(слайды 21-22)

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике
и в рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных
на уроке сведений

Выставление оценок.

Организует беседу по вопросам: (слайд 22)

– Что  означает «вести домашнее хозяйство»?

– Каким должен быть настоящий хозяин?

– Все ли домашние обязанности нужно делить
на мужские и женские?

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу (слайд 23)

Оцените свою работу, подчитав сколько баллов вы сегодня набрали на уроке.

Перевод баллов:

11-12 баллов – «5»,

9-10 баллов – «4»,

7-8  баллов – «3».

Нарисуйте лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находитесь вы по степени понимания пройденной темы: если поняли всё- то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы - на средней, если ничего не понятно - на последней.

Поднимите руки, кто отметил себя на средней ступеньке? На высокой?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке,оценивают свою работу.

Рисуют лесенку и человечка на ступеньке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

§ 4.с.33-37

 зад.8 «В классе и дома»

Задание
в рабочей тетради, № 5, с. 22

Конкретизирует домашнее задание (слайд 24)

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Рабочий лист

Дата_____________   Тема урока_______________________________________________________________________________________

Цель _________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.   В текст вставь нужные слова, которые записаны внизу. Обрати внимание, что из предложенных слов нужно выбрать то, которое подходит по смыслу предложения.

Семья, чаще всего, объединяет кровных……………….Члены семьи ведут ………………хозяйство. Их объединяет ………………… Семья выполняет несколько основных функций в государстве – репродуктивную (воспроизводство потомства) и …………………..детей. Поэтому государство заботиться о семье. Предоставляя различные……………………..

Любовь, единолично, внимание, льготы, родственники, совместно, ненависть, воспитание, близкие, дальние, помощь.

 

Оцените себя : 5- 4 правильно вставленных слов – 3 балла, 3-2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.

Задание 2. Прочтите текст  учебника на  стр. 33  заполните и объясните схему:

        

Оцените себя: указали 5-4 потребности и вывод – 3 балла, 3-2 потребности и вывод – 2 балла, указали только потребности или только вывод – 1 балл.

  1. Словарик:

Потребности________________________________________________________________________________________________________

Рачительный________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.  Поработайте с учебником на стр. 35: запишите в рабочий лист качества рачительного хозяина

Схема «Черты рачительного хозяина»

Оцените себя : 7-6 качеств – 3 балла, 5 -4 качества – 2 балла, 3-2 качества – 1 балл.

Задание 5.  Выполните задания:

 1.Поставь знак «+» в колонке рядом, если согласен с утверждением, «-», если нет:

           А) Важной характеристикой семьи является совместный труд

           Б) Все члены семьи одинаково справляются с домашними делами

           В) Домашний труд облегчает бытовая техника

           Г) Цель каждого члена семьи - облегчить друг другу введение домашнего хозяйства

2 В текст попали лишние буквы. Если вы сумеете их вычеркнуть, то узнаете, как называют хозяина, у которого в доме порядок и уют.

Р М Б А Д Ч М И Б Т Д М У Б Д Л М Б Ь Д М Н Б Д Ы Й

        

Оцените себя : 5 правильных ответа – 3 балла, 4 правильных ответа – 2 балла, 3 правильных ответа - 1 балл.

Перевод баллов: 11-12 баллов – «5», 9-10 баллов – «4», 7-8 баллов – «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Сельское хозяйство Краснодарского края".

Цели и задачи урока: Коррекционно - образовательная:•         сформировать у учащихся представления о   сельском хозяйстве Краснодарского края.Ко...

Презентация к уроку "Сельское хозяйство Краснодарского края".

Кубань является важнейшим сельскохозяйственным регионом страны.      Не случайно её называют житницей России.      Посевные площади сосредоточен...

презентация по географии к уроку "Сельское хозяйство мира"

презентация содержит иллюстративный, статистический материал, необходимый при изучении данной темы...

урок "Семейное хозяйство"

Технологическая карта урока по обществознанию 5 класс (ФГОС)...

Обществознание. 5 класс. 8 урок: Семейное хозяйство

Данный материал по обществознанию  для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным пл...

География России. Урок "Сельское хозяйство.Растениеводство"

Презентация урока географии в 9-х классах. Курс "География России: природа, население, хозяйство".Тема "Сельское хозяйство. Растениеводство"УМК Сферы...