Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень.
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемые результаты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  «Утверждено»                                                                                                                                               «Согласовано»

                   Директор                                                                                                                                                         Председатель м/о

                   _____________Кругляков К.М.                                                                                                                    ___________Пантюхина О.Н.  

                                                                                                                                                                                            Протокол № 1

                 «___»___________2017 г.                                                                                                                               « 30»     августа   2017 г.

                                       Рабочая программа 

            учителя истории и обществознания  Федоровой Елены Викторовны

                                               по учебному курсу «история» 10 класс.

Количество часов в неделю ___2___, в год ___68___ .

Учебники: «Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. Базовый уровень». Волобуев О.В., Пономарев М.В. М.;   Дрофа. 2012 г. «История России с древнейших времен до конца 19 века». Андреев И.Л., Данилевский И.Н., Кириллов В.В. М.; Мнемозина. 2010 г.

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. История России и мира. Пономарев М.В., Волобуев О.В. М.; Дрофа. 2012 г.; Программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. Базовый уровень. История России с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2009 г.; Рабочей программы. История 10-11 класс. ФГОС. Базовый уровень. М.; Дрофа. 2013 г.

                                                                                              2017-2018 учебный год.

                                                     Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным компонентом  Государственного стандарта общего образования.

                                                   Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

Планирование составлено на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. История России и мира. Пономарев М.В., Волобуев О.В. М.; Дрофа. 2012 г.; Программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 класс. Базовый уровень. История России с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2009 г.; Рабочей программы. История 10-11 класс. ФГОС. Базовый уровень. М.; Дрофа. 2013 г.

Требования к уровню подготовки выпускников:

должны знать/понимать:

  • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • принципы периодизации всемирной и истории отечества истории;
  • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
  • взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;

уметь:

  • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
  • классифицировать исторические источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
  • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
  • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
  • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
  • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
  • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

      В результате изучения истории предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • формулирование полученных результатов;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

        Требования к результатам обучения и освоения курса «История» в старшей школе предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностного ориентированного подхода в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности приобретенных в процессе освоения курс «История».

            Личностные результаты:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
  • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность с самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

   Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация, реферат, эссе и др.).

       Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном обществе;
  •  владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
  •  владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
  • сформированность умений оценивать различные исторические версии.

                                                                     Учебно-тематический план

               Рабочая программа составлена с учетом изучения в объеме 2 часов в неделю (68 часов).

№ п\п

                                Название  раздела

Кол-во часов

Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века.

24 часа

1

Вводный урок. Основы исторического знания.

1 час

2

Древнейшая и древняя история человечества.

4 часа

3

Средние века.

7 часов

4

Новое время: эпоха модернизации  в странах Запада.

6 часов

5

Рождение современной Западной цивилизации.

6 часов

История России с древнейших времен до конца 19 века.

44 часа

11

Народы и древнейшие государства на территории России.  

2 часа

12

Русь в IX – начале XII вв.

3 часа

13

Русские земли и княжества в XII –начале XVI вв.

6 часов

14

Россия в середине – второй половине XVI вв.

4 часа

15

Русское государство и общество в XVII веке.

7 часов

16

Рождение Российской империи.

3 часа

17

Российская империя в XVIII веке.

5 часов

18

Россия в первой половине XIX века.

7 часов

19

Россия во второй половине XIX века.

6 часов

20

Итоговое повторение.

1 час

Итого

68 часов

Резервные часы

2 часа

                                                             

                                                                                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 КЛАСС. (68 часов)

                                      Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. (24 часа)

        Вводный урок. Основы исторического знания. (1 час).

       Особенности изучения всеобщей истории в старших классах. Основные концепции исторического развития человечества: цивилизационный и стадиальный подход к изучению истории.

Новейшее время во всемирной истории. Основное содержание Новейшей истории. Противоречивость периода. Авторитаризм и демократия. Рыночная экономика и государственное регулирование хозяйства. Мирные переговоры и кровопролитные войны. Глобальный мир.

       Тема 1: Древнейшая и древняя история человечества. (4 часа).

       Начальный этап становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. Эволюция древнего человека. Археологические источники эволюции древнего человека: австралопитек, питекантроп. Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Становление родового общества. Родоплеменные отношения. Формирование духовной культуры первобытных людей. Магические обряды и первобытные верования. Зарождение первобытного искусства. Расселение человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Хозяйственно-культурные типы. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от использования каменных орудий к металлическим. Достижения людей эпохи неолита.

       Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Города-государства шумеров. Достижения древних шумеров. Вавилонское царство. Материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества древнейших цивилизаций Междуречья. Восточная деспотия Древнего Египта. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные группы и сословия в древних обществах. Религиозно-философские учения: буддизм, конфуцианство. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Культурное наследие древних цивилизаций.

        Античное Средиземноморье. Полисная политико-правовая организация и социальная структура Древней Греции. Демократическое и олигархическое устройство полисов. Особенности политического устройства спартанского государства. Афинская демократия при Перикле. Образование империи Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Эллинизм как синтез древнегреческих и восточных цивилизационных элементов. Достижения древнегреческой культуры. Древний Рим. Возникновение Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Патриции и плебеи. Римская армия. Римская империя в I – III веках. Принципат Августа. Политический, экономический и социальный кризис Римской империи. Римское культурное наследие. Влияние древнегреческих образцов на культуру Рима. Особенности древнеримской культуры. Античный мир – колыбель европейской культуры. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.

        Античная цивилизация и варварский мир. Первые века христианства. Древнегреческая колонизация. Античные города Северного Причерноморья: политическое устройство, хозяйство. Кочевое общество: скифы, сарматы, хунну. Кочевой образ жизни. Поздняя Римская империя и варвары. Жизнь и быт германских племен. «Военная демократия». Реформы Диоклетиана. Доминат. Реформы Константина. Раздел Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Взаимодействие древних цивилизаций и мира варваров. Романизация населения Северной Италии, Галлии и Испании. Возникновение христианства. Монотеистическая религия. Нравственные и социальные идеалы христианства. Создание христианской церкви. Деятельность апостолов. Организация христианской церкви. Преследования христиан императорской властью. Распространение христианства в Римской империи и за ее пределами. Превращение христианства в господствующую религию Римской империи. Борьба церкви с ересями. Вселенские соборы.

        Тема 2: Средние века. (7 часов).

        Европа в раннее Средневековье (5-10 вв.). Зарождение средневековой цивилизации. Периодизация европейской средневековой истории. Влияние античной цивилизации на средневековое общество. Образование варварских королевство на территории Западной Римской империи. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Принятие франками христианства. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов. Основание династии Каролингов. Создание Папского государства. Империя Карла Великого. Верденский раздел и распад империи Карла Великого. Западная Европа в период сеньориального порядка и политической раздробленности. Основные черты сеньориального порядка. Сословное деление средневекового общества.

       Средневековая Европа в 11-15 века. Внутренняя колонизация. Успехи в земледелии, ремесленном производстве  и торговле средневековой Европы 11-14 веках. Средневековые города. Коммунальное движение 11-13 веков. Цеха и гильдии. От раздробленности к централизованным монархиям. Объединение Франции. Столетняя война. Формирование централизованных государств и сословно-представительной монархи во Франции. Генеральные штаты. Последствия нормандского завоевания Англии. Королевская власть в Англии при Генрихе II Плантагенете. Великая хартия вольностей. Парламент – сословно-представительный  орган Англии. Война Алой и Белой розы и завершение образования централизованного государства. Реконкиста и формирование централизованной сословно-представительной монархии в Испании. Священная Римская империя. Борьба германских императоров с папством. Ослабление власти пап над светскими монархами.

       Искусство и литература Западной Европы в 5-13 вв. Роль христианской церкви в развитии культуры Раннего Средневековья. Основные цели средневекового искусства и литературы. «Каролингское возрождение». Романский и готический стиль в архитектуре. Средневековая литература. Средневековое образование и наука. Возникновение университетов.

      Византийская империя и восточнохристианский мир. Византия в 6 веке: территория, население, хозяйство. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Крестово-купольный тип церкви. Образование в Византийской империи. Государственная власть в Византийской империи. Крестьянская община. Возникновение двух христианских миров – православного и католического. Византийская империя: между Европой и Азией. Реформы Юстиниана. IV Крестовый поход и взятие Константинополя крестоносцами. Распад и восстановление Византийской империи в 13 в. Византия и славяне. Византийское наследие в истории и культуре Европы.

      Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Арабы в древности. Возникновение ислама. Догматика ислама. Коран. Образование исламского теократического государства. Арабские завоевания в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Индии, на Пиренейском полуострове. Раскол мусульманской общины: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине 7-10 вв. Распад Арабского халифата. Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.

      Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в 10-15 вв. Мусульманские государства в 10-13 вв. Причины Крестовых походов. Хронология событий Крестовых походов. Упадок крестоносного движения. Историческое значение Крестовых походов. Возникновение Османской державы. Завоевание турок-османов в 14-16 вв. Флорентийская уния между православной и католической церквями. Падение Константинополя в 1453 г. и образование Османской империи. Политика османских султанов в отношении христианского населения империи.

      Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века. Общие черты цивилизаций Востока. Индия в эпоху Средневековья. Кастовое деление индийцев. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Ислам и индуизм. Средневековый Китай. Идеология конфуцианства государственной власти. Власть и общество в средневековом Китае. Влияние китайской культуры на соседние народы. Создание Монгольского государства. Завоевательные походы Чингисхана и образование Монгольской державы. Причины распада Монгольской державы. Средняя Азия в эпоху Средневековья. Держава Тимура.

        Тема 3: Новое время: эпоха модернизации  в странах Запада. (6 часов).

        Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале Нового времени. Утверждение капиталистических отношений. Предпосылки и начало эпохи Великих географических открытий. Важнейшие экспедиции. Конкиста испанце в Южной и Центральной Америки. Географические открытия 16-17 в. Складывание колониальных империй. Итоги и значение Великих географических открытий. Последствия колониальных захватов для народов Америки, Азии и Африки. Реформация и Контрреформация в Европе. Социально-политические и идейные истоки Реформации. Идеи Мартина Лютера. Реформация в Швейцарии. Кальвинизм. Контрреформация и конфликт между протестантами и католиками. Орден иезуитов. Революция в Нидерландах и образование Республики Соединенных провинций (Голландии). Тридцатилетняя война (1618-1648). Изменения в жизни западноевропейского общества. Протестантская этика как основа буржуазного общества.

       Государство и общество стран Западной Европы в 16-17 вв. Предпосылки развития капитализма. Огораживание в Англии. Социальные последствия кризиса традиционного общества в Западной Европе. Абсолютизм. Предпосылки утверждения абсолютизма. Неограниченная власть короля, бюрократический аппарат, постоянные налоги, регулярная армия. Французский абсолютизм Людовика XIV. Меркантилизм. Абсолютная монархия в Англии 16-17 вв. Генрих VIII и становление абсолютизма. Елизавета I. Английская революция 17 в. Пуританизм, пресвитерианство и индепендентство. Гражданская война короля и парламента. Диктатура Оливера Кромвеля. «Славная революция» и «Билль о правах». Историческое значение Английской революции.

      Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира. Общественные идеи века Просвещения. Экономическая теория. Просвещенный абсолютизм.

      Революции 18 столетия. Англия и ее Североамериканские колонии в 18 в. Политическое, экономическое и правовое развитие Англии в 18 в. Переселенческая политика Англии. Причины конфликта между североамериканскими колониями и метрополией. «Бостонское чаепитие». Война за независимость североамериканских колоний и американская революция. Декларация независимости США 1787 г. и «Билль оправах». Политические и социально-экономические предпосылки Великой французской революции. Начало и основные этапы революции. Свержение монархии и провозглашение республики. «Декларация прав человека и гражданина». Якобинская диктатура. Революционный террор и термидорианский переворот.

       Франция от республики к империи Наполеона. Наполеоновские войны. Подавление термидорианцами выступлений сторонников якобинцев и монархистов. Политика Директории. Приход к власти Наполеона Бонапарта. Нашествие Наполеона I на Россию. Победа России в Отечественной войне 1812 г. Крах наполеоновской империи. Венский конгресс и Священный союз.

      Тенденции развития европейской культуры 14-18 вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма. Идейные основы. Гуманизм и религиозная этика. Возрождение в Италии. Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения. Искусство барокко. Творчество крупнейших представителей барокко. Основные черты классицизма. Классицизм 18 в. Эстетические идеалы европейского абсолютизма. Рококо.      

       Тема 4: Рождение современной Западной цивилизации. (6 часов).

       Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в с/х Англии. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые источники энергии. Новый этап промышленного переворота в 19 в. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Ускорение темпов роста промышленного производства. Индустриализация. Индустриальное общество. Социальные последствия промышленного переворота. Урбанизация.

      Революции и реформы в 19 в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины 19 в. во Франции. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности революций 1848-1849 гг. в Германии, Австрийской империи, Италии. Реформы в Великобритании. Чартистское движение. Борьба против рабства в США. Гражданская война Севера и Юга (1861-1865) и ее итоги. Расовая сегрегация и дискриминация. Причины быстрого развития капитализма в США.

      Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в 16-19 вв. Создание колониальных империй. «Старые» колониальные империи – Испания и Португалия. «Борьба за море» в 16 в. Колониальная экспансия Голландии, Англии и Франции в 17-17 вв. Колонизация Индии английской Ост-Индской компанией. Колонизация Австралии. «Новые» колониальные империи – Голландия, Франция и Англия. Проникновение европейцев Китай и Японию. «Опиумные войны». «Открытие» Японии и реформы Мэйдзи. Национально-освободительное движение в Америке. Образование независимых государств в Латинской Америке.

       Идейные течения и политические партии стран Запада в 19 в. Либерализм. Основные либеральные идеи. Плюрализм. Государство и общество в либеральной традиции. Консерватизм 19 в. Идеи консервативной традиции. Идеология социализма. Учения социальных утопистов. Критика утопистами капиталистического общества. Анархизм. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в «Манифесте коммунистической партии». I Интернационал. Идеи национализма на Западе.

      Страны Запада во второй половине 19 в. Возникновение национальных государств в Европе. Объединение Италии. Франко-прусская война и создание единой Германской империи. Независимость народов Балканского полуострова от Османской империи. Балканы – «пороховая бочка» Европы. Новые лидеры мировой экономики. Причины экономического подъема Германии, США и Японии. Новые явления в экономике стран Запада. Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности. Образование финансовой олигархии. Империализм. Колониальные захваты и создание колониальных империй в 19 в. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине 19 в. Социальные реформы в Германии. «Новый либерализм» на рубеже 19-20 вв.  

       Европейская культура 19 в. Итоговое повторение. Литература 1 половины 19 в. Художественная культура 1 половины 19 в. Ампир. Академизм. Романтизм. Реализм. Театральное искусство и музыка. Литература 2 половины 19 в. Художественная культура 2 половины 19 в. Основные черты импрессионизма и символизма.

                                     История России с древнейших времен до конца 19 века. (44 часа).

Тема1: Народы и древнейшие государства на территории России.  (2 часа)

Этапы заселения территории нашей страны. Каменный век. Природно-климатические условия освоения территории Восточной Европы и их влияние на жизнь и занятия людей. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество.

Ранняя история народов Восточной Европы. Праславяне. Происхождение славян. Проблема этногенеза и прародины славянских народов. Особенности ранней истории славян. Великое переселение народов и славянский мир. Первые письменные известия о славянах. Характерные черты и особенности расселения восточных славян. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами степи, аварами и хазарами. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственной деятельности славян и роль природно-географического фактора. Первые торговые пути: «из варяг в греки» -  начало объединения племен. Общественный строй: род, племя, родовая и соседская община.

         Тема 2: Русь в IX – начале XII вв. (3 часа).

          Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства. Источники по истории Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Влияние природно-географического фактора на общественную жизнь восточных славян. Социально-экономические и политические причины объединения племен. Поднепровское протогосударство. Северо-западный союз славянских и финно-угорских племен. Межплеменная усобица в Новгороде и «призвание варягов». Рюрик. Создание Древнерусского государства. «Норманнская теория» в исторической науке. Князья и дружина. Вечевые порядки. Первые русские князья. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Русь в правление Олега и Игоря. Развитие норм права. Княгиня Ольга. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Походы Святослава. Русь во времена Владимира Святославовича. Принятие христианства. Княжеские усобицы. «Лествичный» порядок наследования власти. Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы  русских князей. Княжеские усобицы. Съезд князей в Любече, начало раздробленности. Общество и государство Древней Руси.

        Культура Древней Руси. Верования славянских народов. Особенности древнеславянского язычества. Влияние культур Запада и Востока. Принятие христианства. Двоеверие. Становление Русской православной церкви. Значение принятия христианства. Православие как основа формирования древнерусской культуры и менталитета. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

       Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – начале XVI вв. (6 часов).

       Земли и княжества удельной Руси. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Княжеские усобицы. Русь и степь. Возникновение новых политических центров. Монархии и республики. Раннефеодальная монархия. Боярская республика. Деспотическая монархия. Три типа государственных образований в удельной Руси: сходства и различия. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Характеристика новых центров Руси. Северо-Восточная Рус. Юго-Западная Русь. Господин Великий Новгород. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве».

       Установление Ордынского владычества. Образование Монгольского государства. Империя Чингисхана и ее завоевания. Первое столкновение русских и монголо-татарами – битва на Калке. Русские земли накануне монголо-татарского нашествия. Монгольское нашествие. Походы Батыя на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских земель. Вторая волна нашествия – княжества Южной и Юго-Западной Руси. Общие причины поражения русских княжеств. Поход Батыя в страны Восточной и Центральной Европы: объективные и субъективные причины завершения походов. Последствия монгольского нашествия. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.

        Особенности развития западных русских земель. Западноевропейская экспансия на северо-западных границах русских земель. Вторжение немецких рыцарей и образование орденов крестоносцев в Прибалтике. Борьба с крестоносной агрессией. Невская битва. Ледовое побоище. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

         Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Возрождение городов. Восстановление экономики русских земель. Сельское хозяйство. Внутренние миграции населения. Социальная структура.  Формы землевладения и категории населения. Начало объединение русских земель. Роль церкви в консолидации русских земель. Причины объединительных процессов в русских землях XIII-XIV вв. Два центра объединения: Великое княжество Литовское и Русское – Северо-Восточная Русь. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Тверь как возможный центр объединения русских земель. Возвышение Москвы. Переход инициативы объединения к Москве. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика первых московских князей. Новое возвышение Твери. Объединение земель под властью Москвы. Москва как центр объединения русских земель. Княжение Дмитрия Донского. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. Начало противостояния с Литвой. Завершение московско-тверского противостояния, поражение Твери. Военное противоборство Москвы и Орды. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Русские земли в конце XIV – первой половине XV вв. Образование единого Русского государства. Иван III. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. «Стояние на Угре». Свержение ордынского ига. Русское государство и общество во второй половине XV - начале XVI вв. Формирование самодержавной идеологии. Иван III. Титул «государь всея Руси». «Москва – третий Рим». Социальные отношения в Московском княжестве. Великое княжество Литовское в процессе объединения русских земель.

                 

          Культура Руси в период ордынского владычества. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». Духовная жизнь после нашествия. Зарождение национального самосознания. Автокефалия Русской православной церкви.

         Тема 4: Россия в середине – второй половине XVI вв. (4 часа).

         Реформы середины XVI в. Начало правления Ивана IV. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Венчание на царство. Реформы Ивана Грозного  и их результаты. Избранная Рада. Земский собор 1549 г. Новый Судебник 1550 г. Складывание сословно-представительной монархии. Реформы местного управления. Реформы центрального управления. Военные преобразования. Реформа налогообложения.

         «Строительство» царства. Стоглавый собор. Внешняя политика. Присоединение к Казанского и Астраханского ханств. Противостояние с Крымом. Присоединение народов Поволжья и Приуралья, завоевание Сибирского ханства и начало освоения восточных земель. Ермак. Значение продвижения России в Сибирь. Значение и последствия реформ.

          Ливонская война и опричнина. Объективные и субъективные причины падения Избранной Рады. Причины и начало Ливонской войны. Учреждение опричнины. Характерные черты и смысл опричного управления. Опричный террор и попытки противостояния. Изменения в соотношении противоборствующих сил Ливонской войны. Битва при Молодях и ее значение для будущего страны. Отмена опричнины, ее итоги и  значение.

         Россия в конце XVI века. Завершение Ливонской войны и ее итоги. Последние годы жизни Ивана Грозного. Черты социально-экономического кризиса в стране после опричнины. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Внутренняя политика правительства Бориса Годунова. Становление крепостного права. Учреждение патриаршества. Смерть царевича Дмитрия и династический кризис 1598 г. Царь Борис Годунов. Нарастание хозяйственного, социального и политического кризиса в стране.

        Тема 5: Русское государство и общество в XVII веке. (7 часов).

        Смутное время. Истоки Смуты. Причины и предпосылки Смутного времени. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Дискуссия о причинах Смуты. Феномен самозванства. Первый самозванец. Причины и цели поддержки самозванца поляками. Начало гражданской войны. Падение династии Годуновых. Царствование Лжедмитрия I и причины его падения. Боярские группировки. Правление Василия Шуйского.  Социальные движения в России в начале XVII века. Восстание Ивана Болотникова.

        Апогей Смуты. Борьба Шуйского с Лжедмитрием II. Тушинский лагерь. Интервенция. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Осада Смоленска. Свержение Шуйского. Семибоярщина. Избрание королевича Владислава на московский трон. Оккупация поляками Москвы. Первое ополчение. Падение Смоленска. Причины распада Первого ополчения. Захват шведами Новгорода. Угроза утери Россией национальной государственности. Второе ополчение: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание Михаила Романова на царство. Итоги Смуты.

       Россия в XVII веке. Общая характеристика периода. Рост территории государства XVII веке. Экономическое развитие. Сельское хозяйство. Появление мануфактур. Развитие торговли. Особенности социальной структуры и их влияние на хозяйственное развитие страны.

       Русское государство в XVII веке. Царствование Михаила Романова – начало новой династии. Внутренняя политика – преодоление последствий Смуты. Первоочередные задачи укрепления власти и выхода из хозяйственного кризиса. Михаил Федорович и патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Монархия XVII века. Судьба Земского собора. Соборное уложение 1649 г. Новый характер отношений власти и церкви. Патриарх Никон. Никон  и Алексей Михайлович. Становление абсолютизма.

       «Бунташный век». Городские восстания. Налоговая реформа и рост социальной напряженности. Соляной бунт. Денежные реформы и их последствия. Медный бунт. Необходимость религиозной реформы. Дискуссия о путях реформы.  Церковная реформа. Раскол Русской православной церкви. Старообрядчество. Восстание Степана Разина. Дискуссии о характере социальных движений в России во второй половине XVII в.

        Внешняя политика России в XVII веке. Русская дипломатия и дипломаты в XVII в. А.Л. Ордин-Нащокин. Основные направление внешней политики России в XVII веке. Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношения. «Собирание» православных земель. Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Русско-шведская война. Андрусовское перемирие и «вечный мир» с Польшей. Специфика отношений с Крымом и Турцией. Освоение Сибири. Специфика целей и характера русской колонизации. Отношения с местными народами. Семен Дежнев. Ерофей Хабаров. Русское население Сибири. Россия на международной арене.

        Русская культура XVI -XVII вв. Общая характеристика развития культуры. Обмирщения русской культуры. Развитие литературы и публицистики. Новые жанры и консервативные традиции. Жития. Бытовые повести. Зодчество и живопись. Новые стили в архитектуре. Знаменитые памятники церковной архитектуры. Нарышкинское барокко. Поиски новых форм в гражданской архитектуре. Консерватизм традиций и новые веяния в живописи. Симон Ушаков и его живописная школа. Первые ростки светских жанров. Развитие книгопечатания и образования. Наука. Рост интереса к просвещению в обществе. Государственные, церковные, частные школы. Славяно-греко-латинская академия.

       Тема 6: Рождение Российской империи. (3 часа).

       Путями реформ. Канун реформ. Предпосылки петровских преобразований. Россия в конце XVII в. Династический кризис. События 1682 г. Избрание Петра на царство. Восстание стрельцов. Правление царевны Софьи. В.В. Голицын. Свержение Софьи и фактическое начало правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Стрелецкий бунт 1698 г. Северная война 1700-1721 гг. Нарва. Начало преобразований. Изменения в финансовой системе. Военная реформа. Развитие мануфактурного производства. Первые победы. Основание Петербурга. Полтавская битва. Перелом в ходе войны. Битва при Лесной. Прутский поход. Завершение Северной войны. Ништадтский мир.

       Преображенная Россия. Идеология реформ. «Здание» реформ. Административные реформы. Губернская реформа. Новые органы управления: Сенат, коллегии. Прокурорский и фискальный надзор. Абсолютистская власть и церковь. Церковная реформа. Синод. Социальная и экономическая политика. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Налоговая и фискальная политика. Новый облик государства. Особенности личностного подхода Петра I к самодержавному правлению. Культурный перелом. Новшества в быте. Европеизация высших слоев общества. Просветительские идеи в воспитании молодого поколения.  Досуг: новые и традиционные черты. Отношение народа к изменениям в жизни страны. Народные выступления. Реформы и общество. Сословный характер преобразований в быту. Противники и сторонники реформ. Социальная опора петровских преобразований. Борьба с противниками реформ. Дело царевича Алексея. Итоги реформ. Оценки личности и деятельности Петра I.

       Тема 7: Российская империя в XVIII веке. (5 часов).

        Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Общая характеристика периода – роль личностей правителей в управлении и реформировании страной. Екатерина I. Верховный тайный совет. А.Д. Меньшиков. Царствование Петра II. Приглашение на престол Анны Иоановны. Попытка трансформации высшей власти – «кондиции». Правление Анны Иоановны. Бироновщина. Время царствования Ивана Антоновича. Б.К. Миних. Переворот в пользу Елизаветы Петровны. Роль личности императрицы в государственных делах.  Внутренняя политика послепетровской России. Внешняя политика 1725-1762 гг. Правление Петра III.

       Российская империя в середине – второй половине XVIII века. Территория и население. Расширение границ Российской империи. Экономическое развитие страны. Сельское хозяйство. Промышленность. Экономические районы. Развитие внутренней и внешней торговли. Транспортная система. Формирование капиталистического уклада. Сословия империи. «Жалованная грамота дворянству». Рост городов и городского населения. Политика «просвещенного абсолютизма».

        Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII века. Первые годы правления Екатерины II. Проблемы легитимности власти. Модернизация. Екатерининский «Наказ» и Уложенная комиссия. Государственно-административное строительство. Реформа Сената. Губернская реформа. Социальная политика. Продворянский курс правительства. Социальные движения. Крестьянская война 1773-1775 гг. Емельян Пугачев. «Жалованная грамота городам». Экономическая политика. Просвещенческие идеи в сфере экономики. «Манифест о свободе предпринимательства». Протекционистская политика. Банковское дело.

       Внешняя политика во второй половине XVIII века. Российская империя на рубеже веков. Крупные успехи во внешней политике. Основные направления во внешней политике. Польский вопрос. Разделы Речи Посполитой. Войны с Турцией. Россия и Речь Посполитая. Русско-шведская война. Выдающиеся победы русского оружия. Ф.Ф. Ушаков и А.В. Суворов. Русско-американские отношения. Россия и Великая Французская революция. Павловская Россия. Личность, характер, убеждения Павла I, их влияние на изменения в стране. Закон о престолонаследии 1797 г. и его историческое значение. Противоречия павловского курса внутренней и внешней политики. Итоги века.

        Русская культура в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Культура и быт екатерининской России под влиянием идей Просвещения. Русские просветители. Н.И. Новиков. Классицизм. Продолжение европеизации культуры. Радикальная общественно-политическая мысль – А.Н. Радищев. Просвещение и наука. Развитие школьного образования, его сословный характер. Развитие системы высшего образования. Выдающиеся отечественные и иностранные ученые. М.В. Ломоносов. МГУ. Научные экспедиции. Русские изобретатели. Успехи исторического знания. Художественная культура: течения, жанры, выдающиеся произведения и их авторы. Сентиментализм. Архитектура: знаменитые памятники зодчества. Русские зодчие. Барокко. Классицизм. Характерные черты быта.

       Тема 8: Россия в первой половине XIX века. (7 часов).

       Правление Александра I. Общая характеристика развития страны. Социальный портрет общества. Начало царствования. Внутренняя политик. Двойственный характер реформирования. Деятельность Негласного комитета. Реформа системы государственного управления. Учреждение министерств. Проекты М.М. Сперанского. Государственный Совет. Польская Конституция. Самодержавие и крестьянский вопрос.

        Внешняя политика России в начале XIX века и Отечественная война 1812 года. Основные направления внешней политики. Трансформация внешнеполитического курса. Конфликт России с Францией. Отечественная война 1812 года. Подготовка к войне. Соотношение силы. Планы сторон. Начало войны. Смоленское сражение. М.И. Кутузов. Бородинское сражение и его значение. Совет в Филях. Оставление Москвы. Пожар в Москве. Занятие Москвы. Тарутинский маневр. Народный характер войны. Партизанское движение. Отступление французов из Москвы и изгнание их из России. Зарубежные походы русской армии. Венский конгресс. Место и роль России в Священном союзе.

          Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы. Тайные организации. «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество». Программные документы. Восстание декабристов в Петербурге и Черниговского полка на Украине. Причины поражения. Следствие и суд над декабристами. Значение выступления для развития общественной мысли России.

       Россия при Николае I.  Внутренняя политика. Характерные черты николаевского типа управления. Охранительные мероприятия царской власти. Значение III Отделения императорской канцелярии. Изменения в цензуре. Кодификация законов. Усиление позиций дворянства. Реформа Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос при Николае I.  Реформа государственной деревни П.Д. Киселева. Основные направления внешней политики. Россия и подавление революционных выступлений. Кавказская война. Восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.

       Общественная мысль и общественные движения в 30-50-е гг. XIX века. Характерные черты общественного движения в годы правления Николая I. «Теория официальной народности». Рост оппозиционных настроений в обществе. «Философские письма» П.Я. Чаадаева – идеи русского либерализма. Поиск путей развития России западниками и славянофилами. Социалистические идеи.

        Культура России в первой половине XIX века. Просвещение и наука. Высшее и среднее образование. Книжное дело. Гуманитарные и естественные науки. Развитие исторического знания. Вклад российских ученых в отечественную и мировую науку. Достижения в области техники. Прорыв в химии. Развитие медицины. Географические и научные открытия. Литература. Основные тенденции развития музыки и театра. Проникновение в музыку элементов народной культуры. Специфика русской песенной культуры. Создание национальной оперы. Национальные черты творческого переворота в театральном искусстве. Становление русской школы актерского мастерства, новизна и актуальность театральных постановок. Архитектура. От классицизма к эклектике. Развитие русской скульптуры. Живопись. Творческие поиски русских живописцев: от академизма к жанровому рисунку.

       Тема 9: Россия во второй половине XIX века. (6 часов).

      Александр II – царь реформатор. Отмена крепостного права. Канун реформ. Подготовка крестьянской реформы. Портретная характеристика императора Александра II. Осознание обществом неизбежности реформ. Редакционная комиссия. Реформа и общество. Основное положение крестьянской реформы и ее осуществление. Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Причины недовольства крестьян: незавершенный характер реформ. Значение отмены крепостного права в России.

        Реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Закон о земском самоуправлении и его реализация. Судебная реформа. Трансформация судебных инстанций. Суд присяжных. Отношение власти и общества к судебной реформе. Военная реформа. Переход к всеобщей воинской обязанности. Итоги реформирования армии. Реформа системы народного образования. Новый университетский устав. Противоречия реформирования начального и среднего образования. Итоги и значение Великих реформ и их незавершенный характер.

        Общественное движение в 60-90-е гг. XIX века: консерваторы, либералы, народники. Консерватизм. Сотрудничество консерваторов в рамках охранительной идеи: М.Н. Катков и др. Либерализм. Либеральная оппозиция и ее значение в общественном движении России. Народничество: идеология и практика. Характерные и особенные черты идеологии народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Деятельность кружка «чайковцев». «Хождение в народ»: цели и итоги. Первая революционная организация – «Земля и воля». Деятельность «Народной расправы». Начало рабочего движения и распространение марксизма. Г.В. Плеханов. Первые марксистские рабочие союзы в России. Трансформация идей либерального народничества. Общественный подъем на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Оживление земско-либеральной оппозиции. Раскол «Земли и воли»: причины и итоги. Трансформация идеологии «Народной воли»: от политической борьбы к террору. «Диктатура сердца» и «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II. Оживление консервативной мысли в царствование Александра III. К.П. Победоносцев.

        Пореформенная Россия. Правление Александра III. Вступление на престол Александра III. Личность Александра III – причины консервативных взглядов царя. Манифест о незыблемости самодержавия. Самодержавие и дворянство. Внутренняя политика царизма и контрреформы. Борьба с инакомыслием в высшем образовании. Циркуляр о «кухаркиных детях». Охранительный характер земской контрреформы. Введение института земских участковых начальников. Курс на укрепление крестьянской общины. Попытка судебной контрреформы. Ограничение компетенции мировых судей и суда присяжных. Внесудебный произвол властей. Ужесточение цензуры. Модернизация российской экономики в конце XIX века. Российская промышленность: успехи и издержки развития. Сельское хозяйство. Характерные черты капиталистической индустриализации России. Протекционизм властей и его влияние на рост экономики. Особенности кустарного производства. Успехи и проблемы в развитии финансовой системы страны. Политика правительства в отношении рабочего вопроса. Фабричное законодательство.

        Внешняя политика России во второй половине XIX века. Внешнеполитический курс в 60-70-е гг. XIX века. Характерные черты внешней политики Александра III. Европейская политика. Колебания европейской политики России в 1870-х гг. Союз трех императоров. Восточный кризис: русско-турецкая война 1877-1878 гг. Военные успехи наступления русских войск. Проблемы координации военных действий российской армии. Оборона Шипки. Успешные действия в Южной Болгарии и на Кавказе. Сан-Стефанский мирный договор и решение Берлинского конгресса. Значение освобождения балканских народов от турецкой зависимости. Присоединение Средней Азии. Этапы российской экспансии в Средней Азии. Обострение отношений с Англией. Захват Коканда. Вассалитет Бухары и Хивы. Присоединение Туркмении. Значение завоевания Средней Азии. Дальневосточная политика. Договор с Китаем и Японией. Российско-американские отношения и продажа Аляски. Внешняя политика в 80-90-е гг. XIX века. Причины преемственности курса внешней политики. Балканский кризис: причины и последствия. Изменения в расстановке сил в Европе. Личностный характер российско-германских противоречий. Образование франко-русского союза. Итоги внешней политики царя-«миротворца».

      Культура России в  второй половине XIX века. Образование. Печать и книжное дело. Наука. Естествознание. Русское географическое общество. Русские путешественники и первооткрыватели. Физико-математические науки. Рост интереса к истории и развитие исторической науки. Литература. Русский театр как школа жизни. Творческое «соревнование» Малого театра в Москве и Александринского театра в Петербурге. Образование Московского Художественного театра – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Выдающиеся актеры русской сцены. Музыка. М.П. Мусоргский и «Могучая кучка» русских композиторов. Развитие оперного жанра. Живопись. Товарищество передвижных выставок. Жанровая живопись. Историческая живопись. Батальная живопись. Пейзажная живопись. Портретная живопись. Роль коллекции П.М. Третьякова в судьбе русской живописи. Скульптура. Архитектура. Творческие поиски архитекторов – «русский стиль». Выдающиеся памятники архитектуры конца XIX века. и их создатели.

       Итоговое повторение (1 час).

       Резервные часы (2 часа).

                                          РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «история»  10 класс

                                                                                         (34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)

Тема урока

Дата

                                                Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века – 24 часа.

1

Вводный урок. Основы исторического знания

1.09-4.09

                                               Тема 1: Древнейшая и древняя история человечества - 4 часа.

2

Начальный этап становления человеческого общества.

4.09-8.09

3

Цивилизации Древнего Востока.

4.09-8.09

4

Античное Средиземноморье.

11.09-15.09

5

Античная цивилизация и варварский мир. Первые века христианства.

11.09-15.09

                                                           Тема 2: Средние века -7 часов.

6

Европа в раннее Средневековье (5-10 вв.).

18.09-22.09

7

Средневековая Европа в 11-15 века.

18.09-22.09

8

Искусство и литература Западной Европы в 5-13 вв

25-29.09

9

Византийская империя и восточнохристианский мир. Византия.

25-29.09

10

  Арабские завоевания и создание Арабского халифата.        

9-13.10

11

Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в 10-15 вв.

9-13.10

12

Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века       

16-20.10

                           Тема 3: Новое время: эпоха модернизации  в странах Запада - 6 часов.

13

Европа в начале Нового времени.

16-20.10

14

  Государство и общество стран Западной Европы в 16-17 вв.        

23.10-27.10

15

Эпоха Просвещения.        

23.10-27.10

16

Революции 18 столетия

30.10-3.11

17

 Франция от республики к империи Наполеона.      

30.10-3.11

18

Тенденции развития европейской культуры 14-18 вв.

13-17.11

                                             Тема 4: Рождение современной Западной цивилизации - 6 часов.

19

  Промышленный переворот и становление индустриального Запада.    

13-17.11

20

Революции и реформы в 19 в.      

20-24.11

21

Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в 16-19 вв.

20-24.11

22

Идейные течения и политические партии стран Запада в 19 в.

27.11-1.12

23

Страны Запада во второй половине 19 в.

27.11-1.12

24

Европейская культура 19 в. Итоговое повторение.

4-8.12

История России с древнейших времен до конца 19 века - 44 часа.

Тема1: Народы и древнейшие государства на территории России - 2 часа.

25

Этапы заселения территории нашей страны.        

4-8.12

26

Ранняя история народов Восточной Европы.

11-15.12

Тема 2: Русь в IX – начале XII вв. - 3 часа.

27

Древнерусское государство.

11-15.12

28

Древнерусское государство.

18-22.12

29

  Культура Древней Руси.                                                  

18-22.12

                                         Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – начале XVI вв. - 6 часов.

30

Земли и княжества удельной Руси

25-29.12

31

Установление Ордынского владычества.  

25-29.12

32

Особенности развития западных русских земель.

11-12.01

33

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

15-19.01

34

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

15-19.01

35

Культура Руси в период ордынского владычества.

22-26.01

Тема 4: Россия в середине – второй половине XVI вв. - 4 часа.

36

Реформы середины XVI в.

22-26.01

37

«Строительство» царства.

29.01-2.02

38

Ливонская война и опричнина.

29.01-2.02

39

Россия в конце XVI века.

5-9.02

Тема 5: Русское государство и общество в XVII веке - 7 часов.

40

Смутное время.

5-9.02

41

Апогей Смуты

12-16.02

42

Россия в XVII веке.

12-16.02

43

Русское государство в XVII веке.

26.02-2.03

44

«Бунташный век».

26.02-2.03

45

Внешняя политика России в XVII веке.

5-9.03

46

Русская культура XVI -XVII вв.

5-9.03

Тема 6: Рождение Российской империи - 3 часа.        

47

Путями реформ.  

12-16.03

48

Преображенная Россия.

12-16.03

49

Преображенная Россия.

19-23.03

Тема 7: Российская империя в XVIII веке - 5 часов.

50

Россия после Петра I.

19-23.03

51

Российская империя в середине – второй половине XVIII века.

26-30.03

52

Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине XVIII века.

26-30.03

53

Внешняя политика во второй половине XVIII века.

2-6.04

54

Русская культура в XVIII веке.

2-6.04

Тема 8: Россия в первой половине XIX века - 7 часов.

55

Правление Александра I.

16-20.04

56

Внешняя политика России в начале XIX века и Отечественная война 1812 года.

16-20.04

57

Движение декабристов.

23-27.04

58

Россия при Николае I.  

23-27.04

59

Россия при Николае I.  

30-4.05

60

Общественная мысль и общественные движения в 30-50-е гг. XIX века

30-4.05

61

Культура России в первой половине XIX века

7-11.05

Тема 9: Россия во второй половине XIX века - 6 часов.

62

Александр II – царь реформатор. Отмена крепостного права.

7-11.05

63

Реформы 1860-1870-х гг.

14-18.05

64

Общественное движение в 60-90-е гг. XIX века: консерваторы, либералы, народники.

14-18.05

65

Пореформенная Россия. Правление Александра III

21-25.05

66

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

21-25.05

67

Культура России во  второй половине XIX века.

28—30.05

68

Итоговое повторение.

28—30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа  по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...