II половина XIX века
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (8 класс) по теме

Денисова Екатерина Александровна

В этой презентации отражены основные отличительные черты и события в исторический период 2-ой половины 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 2xix.ppt943.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия во II половине XIX века

Слайд 2

Александр II (1855-1881): начало правления «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу» (Из речи, произнесенной во время коронации в 1856 г.) Амнистия политзаключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг.) 1857 год: ликвидация военных поселений ослабление цензуры

Слайд 3

Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины» Военно-экономическая отсталость России, что показала Крымская война Сокращение экспорта хлеба Крестьянские повинности достигли наивысшего предела 46% дворян имели менее 20 душ крепостных

Слайд 4

Подготовка реформы Секретный комитет (1857-1858) Главный комитет (1858-1861) Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)

Слайд 5

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия)

Слайд 6

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Слайд 7

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными».

Слайд 8

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10 Χ 100):6=166р.66коп.

Слайд 9

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..

Слайд 10

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину

Слайд 11

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»

Слайд 12

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.

Слайд 13

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.

Слайд 14

Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858 г. Освобождены в 1838 г. (реформа П.Д. Киселева) «Положение о выкупе» 1863 г. Закон о поземельном устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее

Слайд 15

Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Слайд 16

Земская реформа 1864 г. Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: выборность и бессословность

Слайд 17

Основные положения земской реформы 1864 г. Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Слайд 18

Городская реформа 1870 г. Суть: Введение городского самоуправления по типу земского Выборные городские думы (распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы). Во главе гор. думы и гор. управы – городской голова . Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости . Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы. Губернатор ы контролировали деятельность органов городского самоуправления.

Слайд 19

Судебная реформа 1864 г. Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создана система быстрых и бесплатных мировых судов . Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников). Наиболее последовательная и прогрессивная

Слайд 20

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии

Слайд 21

Военная реформа (1861-1874 гг.) Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии). Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Все мужчины с 20 лет 6 лет службы в сухопутных войсках 7 лет службы на флоте

Слайд 22

Развитие капитализма в России В сельском хозяйстве В промышленности Прусский путь Американский путь Центральная Россия Сибирь Русский Север Казачество Превращение помещичьих хозяйств в капиталистические при сохранении феодальной эксплуатации крестьян Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения (фермеры) Переход на наемный труд Активизация железнодорожного строительства Завершение промышленного переворота Новые промышленные регионы: Донбасс и Баку 1897 г. – финансовая реформа С.Ю. Витте; золотой стандарт

Слайд 23

Изменение в социальной структуре российского общества Сословия: Привилегированные (дворяне, почетные граждане, духовенство, купцы) Непривилегированные (мещане и крестьяне) Классы: Дворяне (часть дворян не имела поместий) Крестьяне (кулаки, середняки и бедняки) Буржуазия Рабочие Противоречия между сословным и классовым делением общества

Слайд 24

Общественные движения 1860-1870-х гг. Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность - Панславизм - Корректировка реформ в интересах дворянства Либералы Западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.А. Милюков Славянофилы А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин «Вестник Европы» и «Русская беседа» Земский конституционализм - Расширение прав земств - Создание центральных представительных учреждений - Надежды на сотрудничество с верховной властью Революционеры (народники) Далее

Слайд 25

Народничество Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. Нигилизм (отрицание культурных ценностей прошлого и современного общества). Восприятие социалистических теорий. Идеологи-родоначальники народничества – А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский: Переход к социализму, минуя капитализм. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического общества. Способ достижения цели – агитация и революция силами крестьянства

Слайд 26

Идейные течения Крестьянин не готов к революции. Агита-ция не даст быстрых результатов. Необхо-димо провести госу-дарственный пере-ворот силами рево-люционной орга-низации. Это даст толчок революции. Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы нести рево-люционные идеи. Для повышения эффективности про-паганды необходимо создать революци-онную организацию Крестьянин по своей природе – бунтарь. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы соединить отдельные бунты в общую революцию. Вместо государства – союз самоуправля-ющихся общин. Заговор-щическое П.Н. Ткачев Пропаган-дистское П.Л. Лавров Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин

Слайд 27

Развитие народнического движения 1860-е гг. – сочетание пропаганды и террора. Кружок Ишутина → покушение Каракозова на Александра II (1866). «Народная расправа» Нечаева → убийство члена организации И.Иванова Чайковцы (кружок Натансона – Чайковского) 1871-1874 гг. «Хождение в народ» 1873-1875 гг. Крестьяне против Процесс 193-х 1874 г. «Земля и воля» (1876-1879) Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, братья Михайловы… Пропаганда Первая политическая демонстрация у Казанского собора (1876) Террор Покушение В.Засулич на Трепова (1878) А.Соловьева на Александра II (1879) Раскол 1879 г. «Черный передел» (Плеханов, Засулич) Пропаганда «Народная воля» (Михайлов, Желябов, Перовская) Террор «Освобождение труда» 1883 г. Марксизм 1 марта 1881 г. Убийство Александра II

Слайд 28

Рабочее движение Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация «Южнорусский союз рабочих» 1875 г. Одесса Е. Заславский «Северный союз русских рабочих» 1878-1880 Петербург С. Халтурин, В. Обнорский Ставились и политические задачи 1885 г. Никольская мануфактура (Орехово-Зуево) «Морозовская стачка» Был установлен государственный контроль за зарплатой и условиями найма

Слайд 29

Марксизм в России 1870 г. Русская секция I Интернационала 1872 г. Перевод на русский язык «Капитала» (Г.И. Лопатин) 1883 г. «Освобождение труда» (Женева) Цели: Распространение марксизма Критика народничества Основные идеи: Россия не может перейти к социализму, минуя капитализм Главной революционной силой является пролетариат Марксистские кружки в России 1883-1885 – Кружок Благоева (Петербург) 1885-1888 – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» ( П.В. Точисский , Петербург) 1888 – Кружок Федосеева (Казань) +Ульянов (Ленин) 1889-1892 – «Рабочий союз» ( М.И. Бруснев , Петербург) 1891 г. – первая маевка

Слайд 30

Внешняя политика Александра II А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882) Основные задачи Отмена ограничений Парижского договора 1856 г. Укрепление международного авторитета 1870 г. Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г. Отказ России от унизительных статей Париж- ского мира 1871 г. Лондонская конференция. Пересмотр условий Париж- ского мира 1873 – 1878 гг. «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия

Слайд 31

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны: Стремление России играть активную роль в международной политике. Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции. Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

Слайд 32

Ход военных действий 12 апреля 1877 г. – начало войны, взятие турецких крепостей на Дунае 18 апреля 1877 г. – взятие Баязета (Кавказ); оборона 7-28 июня 7 июля 1877 г. – взятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко 20 июля – 28 ноября 1877 г. – блокада и взятие Плевны 9-14 августа 1877 г. – героическая оборона Шипкинского перевала 23-27 декабря 1877 г. – переход через Балканы генерала Д.М. Скобелева к Константинополю Февраль 1878 г. – взятие Адрианополя и Сан-Стефано (+Эрзурум ) Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну

Слайд 33

Итоги войны Баязет возвращен Турции, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились Сербия, Черногория и Румыния получили независимость Независимость получала только Северная Болгария Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань) Сумма контрибуции уменьшена Турция выплачивала России огромную контрибуцию Берлинский трактат 1 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.

Слайд 34

Присоединение Средней Азии 1830-е гг. – присоединение Казахстана 1865-1875 гг. – завоевание Коканда 1873 г. – подчинение Бухарского эмирата и Хивинского ханства 1879-1884 гг. – присоединение Туркмении Туркестанское генерал-губернаторство (Ташкент)

Слайд 35

Политика на Дальнем Востоке Китай Айгунский договор 1858 г. Пекинский договор 1860 г. Граница Япония Симодский договор 1855 г. Петербургский договор 1875 г. Курилы – российские Курилы – японские Сахалин - российский США 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $ )

Слайд 36

Начало царствования Александра III (1881-1894) 1 марта 1881 года Отклонение проекта Конституции Лорис-Меликова «Бархатный диктатор», вел политику «волчьей пасти и лисьего хвоста» в 1880-1881 гг. Манифест «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г. Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…

Слайд 37

Политика в отношении сословий Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления) Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок) Протекционизм в интересах отечественных промышленников В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)

Слайд 38

Контрреформы Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский Печать и образование 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…) 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления. 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий) Местное самоуправление Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением Ограничены права и полномочия земств Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий Судебная контрреформа Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881) Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887) Ликвидированы мировые суды (1889)

Слайд 39

Царь-миротворец Ухудшение отношений с Германией и Австро-Венгрией (из-за Балкан) Распад «Союза трех императоров» (1887) Военно-политический союз с Францией (1893) + Англия (1907) = Антанта Тройственный союз 1882 г. Германия, Австро- Венгрия, Италия В 1887 г. Александр III не дал возможность Германии подготовить военное вторжение во Францию Противодействие двух военно-политических блоков приведет в дальнейшем к Первой мировой войне

Слайд 40

Культура II половины XIX века Расцвет Великие реформы Рост общественного движения Бурный промышленный подъем

Слайд 41

Наука (естественные и точные науки) Математика Чебышев Теория чисел Теория вероятностей Ляпунов + Марков Ковалевская Физика Столетов Теория магнетизма Фотоэлектрические явления Химия Бутлеров Органическая химия Менделеев Периодическая система химических элементов (1869) Биология Сеченов Рефлексы мозга Мечников Иммунология Тимирязев Фотосинтез География Семенов-Тяньшанский Пржевальский Центральная Азия Миклухо-Маклай Ю.-В. Азия, Океания Техника Яблочков Лодыгин Лампа накаливания Можайский Жуковский Самолетостроение Попов Радио (1895)

Слайд 42

Наука (гуманитарные науки) История С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» В.О. Ключевский «Курс русской истории» Языкознание В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» А.А. Шахматов Текстология Философия Материализм Чернышевский Плеханов Идеализм В.С. Соловьев Н.Ф. Федоров

Слайд 43

Литература Критический реализм Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский И.А. Гончаров А.П. Чехов Н.С. Лесков М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов В.Г. Короленко А.Н. Островский Чистое искусство А.А. Фет Ф.И. Тютчев А.Н. Майков Символизм Д.С. Мережковский З.Н. Гиппиус Я.П. Полонский Во второй половине XIX века русская литература занимала ведущие позиции в мире

Слайд 44

Музыка и театр «Могучая кучка» Балакирев , Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Кюи Мусоргский : «Хованщина», «Борис Годунов» Римский-Корсаков : «Снегурочка», «Садко» Бородин : «Князь Игорь» П.И. Чайковский (1840-1893) Оперы : «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Балет : «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Первый концерт, симфонии… Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны Петербургская консерватория (1862) Московская консерватория (1866) Главные театры: Малый театр Александринский театр «Дом Островского» 1898 г. – МХАТ Станиславский Немирович-Данченко

Слайд 45

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок» В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников Метод (направление) – критический реализм Главная черта – демократизм 108 членов 400 участников выставок (48) И.Н. Крамской Братья В.М. и А.М. Васнецовы В.Г. Поленов И.И. Левитан И.И. Шишкин Братья К.Е. и В.Е. Маковские Г.Г. Мясоедов Н.Н. Ге И.Е. Репин В.И. Суриков В.Г. Перов Портрет Толстого «Христос в пустыне» «Аленушка» «Богатыри» «Московский дворик» «Заросший пруд» «Над вечным покоем» «Утро в сосновом бору» «Дети, бегущие от грозы» «Свидание» «Земство обедает» «Косцы» «Петр Первый допрашивает царевича Алексея» «Бурлаки на Волге» «Иван Грозный и сын его Иван» «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова» «Сельский крестный ход на Пасхе» «Тройка»

Слайд 46

Скульптура М.М. Антокольский А.М. Опекушин М.О. Микешин Скульптуры Ивана Грозного Петра Великого Ермака Нестора-Летописца Ярослава Мудрого Памятники А.С. Пушкину М.Ю. Лермонтову Памятник «Тысячелетие России»

Слайд 47

Архитектура Эклектика (смешение стилей) Месмахер (архив Государственного совета) Кракау (Балтийский вокзал) Неорусский (псевдорусский) стиль Померанцев (Верхние торговые ряды (ныне ГУМ)) Шервуд (Исторический музей) Чичагов (Московская городская дума) В строительстве расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Интерьер дворянской усадьбы первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Фильм посвящен усадьбе дворянского семейства Олениных вблизи современного Всеволожска. Глава семейства начинал свою карьеру как офицер, но успеха добился в первую очередь в качестве высокопоставленног...

Учебный фильм "Дворянская усадьба первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Усадьба "Приютино" была в современном ее виде создана к 1805-6 годам. Она принадлежала известному государственному деятелю, меценату, первому директору Публичной библиотеки и руководителю Академии худ...

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Культура первой половины XIX века

Повторительно-обобщающий урок для 8, 10 классов в форме презентации с изображениями выдающихся личностей, памятников культуры, которых учащимся необходимо узнать....

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»

Тест по теме "Литература второй половины XIX  века и  XX"Выявить усвоение темы....