Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Ляхова Елена Евгеньевна

                         Интегрированная историко-литературная игра

                                                «Петровская эпоха»

 

   Игра в стиле Что? Где? Когда?  для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

 

Цель и задачи мероприятия:     

        Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в   ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

        Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

        Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности  заданий.

         Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc59.5 КБ
Office presentation icon petrovskaya_epoha.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

                         Интегрированная историко-литературная игра

                                                «Петровская эпоха»

   Игра в стиле Что? Где? Когда?  для учащихся 8-10 классов, включает в себя проблемно-аналитические задания, использующиеся в предметных олимпиадах.

Цель и задачи мероприятия:      

        Обобщить и расширить знания учеников по литературе и истории по теме: «Россия в   ХУП-ХУШ веке» и роману А.К. Толстого «Петр1». Сформировать представления об исторической эпохе и ее противоречиях.

        Активизировать умения работать с историческими документами и литературными источниками. Развивать творческие способности при написании исторических и литературных сочинений.

        Укреплять навыки коллективной работы при выполнении разноплановых, дифференцированных по сложности  заданий.

         Привитие интереса к чтению научной и художественной литературы.

Опережающее задание:

1. Сформировать 2 команды (5-6 человек), выбрать капитанов, придумать название команды, девиз, сделать эмблему и составить ее обоснование.

2. Изучить необходимую литературу по эпохе Петра 1, используя  интернет-ресурсы.

Повторить материал учебников. Прочитать известный роман А.Толстого.

 

Оборудование: портреты и репродукции картин, относящиеся к эпохе Петра на экране.

                           Раздаточный материал для выполнения заданий.

Организационная часть игры:

       Ведущий учитель приглашает команды, группы поддержки и жюри.  Объясняются правила игры: команды представляются, объясняют смысл девиза и эмблемы. Устные задания общие. Право ответа получает та команда, капитан которой первым поднял руку. Вторая команда отвечает тогда, когда ответ первой неправилен или может быть дополнен. За правильный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл. Если команды затрудняются ответить, то можно прибегнуть к помощи группы поддержки. Письменные задания команды получают отдельно, они оцениваются по 10 баллов по отдельным критериям.

     Победители получают призы, определяют лучшего игрока и лучшего болельщика.

Жюри проводит церемонию награждения.

     Ведущий учитель приглашает команды для представления (девиз, название и эмблема), после чего они занимают  приготовленные места.

Вводное слово учителя: Мы все изучали в школе петровскую эпоху, читали роман А.К.Толстого «Петр1», поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» и т.д.. В романе дается

 потрясающе правдивая картина петровской эпохи. Нам хотелось не только вспомнить исторические факты, но и попробовать использовать их при выполнении творческих и проблемных заданий. При ответе на некоторые вопросы можно воспользоваться картинкой-подсказкой, которая появляется на экране проектора.

                                Разминка (отвечает команда, первая поднявшая руку)

1. Какую фамилию носил Петр1 !                                                   (Романов)

2. В петровский времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки.

Что это за овощ?                                                                             (Репа)

3. В конце ХУП века Петр 1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно». В 1718 г. собранные предметы оказались в особом здании.

Как оно называлось?                                                                         (Кунсткамера)

4. Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, и их никогда не выдавали замуж – ни за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию.

Почему существовала такая традиция? Как ее изменил Петр?

                                                                                                          (Необходимость менять религию или понижать свой статус)

5. В знаменитой сказке А.С.Пушкин старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой».

Что это означает?                                                                           ( Дворянские фамилии  вписывались в особый свиток, называемый столбцом)

6. В русских документах ХУ1 – ХУП веков встречается такая должность, как «квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

                                                                      ( На Руси существовала государственная монополия на продажу кваса, право на продажу которого, подтверждалось крестоцелованием.)

7. В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем!

Почему? Назовите автора комедии?                        (Указ о запрете на женитьбу необразованным  дворянам. Фонвизин .)

8. В начале 18 века в Петербурге  открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему?

                                                                                                              (Кунсткамера)

9.  Петр 1 вводил перемены в одежде и прическе, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличит замужнюю женщину от девушки?

                                                                                               (Незамужняя девушка открывала косу)

10. Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

                                                                                                (Ассамблея)

11. С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху?

                                                                                                 ( с 1 сентября)

12. Какой принцип летосчисления был введен при Петре 1?

                                                                                                  (От рождества Христова – юлианский календарь.)

13. Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Огласите ваши версии?

                                                                                       (Версии разные, оценивается убедительность аргументации)    

( по 2 балла за правильный ответ)

                 Историко-литературная игра «имитация исторического документа»

       Переписка родителей с сыном, направленным на учебу в Лондон в петровские времена. (Вспомнить политику Петра в области образования, государственные документы новшества, вводимые в России в это время.)

1 команда пишет письмо сына к родителям.  

    Чем занимается, как живет и развлекается, охотно ли учится, хочет ли вернуться? О чем просит, какие вопросы его волнуют?

2 команда пишет письмо отца к сыну, находящемуся на учебе в Лондоне.

    Что нового в    России? Ждут ли они сына, и чем они будут заниматься? Денежные вопросы и т.д.

 Критерии оценки: а) выразительность чтения;

                                 б) обрисовка характера героя;

                                 в) использование исторических фактов и лексики                     (максимум 10 баллов)

                                        Проблемное задание

Обе команды составляют свою версию ответа на проблемный вопрос. (Макс. 8 баллов)

1.Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до  него? Так ли это? Приведите свои доводы?

2.Соперничество Софьи и Петра — это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

Критерии оценки:

а) правильность приведения исторических фактов;

в) логика изложения;

г) количество и качество аргументов.

                                          Работа с текстом

 1. Команды получают  копии исторических документов. Их надо выразительно прочитать и ответить на вопросы:

1. Командам предлагаются  2 письма.

    Кто автор?

    О какой проблеме идет речь?

    Какова позиция автора письма по отношению к этой проблеме? (макс. балл 8)

2. Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя. (макс. балл 15)

Жюри проводит подсчет баллов.

 Объявляется победитель, и награждаются лучшие игроки.

Список  литературы:

Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- 2-е изд., испр. – М:  Айрис-пресс, 2005 г.

Буганов В.И. История России, конец17-19 век: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; под ред. А.Н. Сахарова. – М. : Просвещение, 2006

Толстой А.К. «Петр 1»

Пушкин А.С. «Медный всадник»

Иллюстрации взяты из Интернет-ресурсов без подписи, используются презентацией в качестве визуальной подсказки.

Приложение к заданию «Письмо»

Для 1 команды.

                           Перед Вами фрагменты письма.

1.Назовите имена авторов.

2. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

3. Как авторы смотрят на эти вопросы?

     Объявление сыну моему. Понеже всем известно, что пред начинанием сея войны наш народ утеснен был от шведов, которые… к нашему  нелюбозрению добрый задернули занавес и со всем светом коммуникацию пресекли. Но потом, когда сия война началась, о коль великое гонение от сих неприятелей в войне претерпели и с какою горестию и терпением сию школу прошли!.. И тако сподобились видеть, что оный неприятель, от которого трепетали, едва не боле от нас ныне трепещет… Когда же сию Богом данную нашему отечеству радость рассмотря, обозрюсь на линию наследства, едва ли не равная горесть меня снедает, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного ( ибо Бог не есть виновен, разума тебя не лишил); паче же всего о воинском деле ничего слышать не хочешь, чем мы от тьмы к свету вышли… Я не научаю, чтоб охоч был воевать без причины, но любить сие дело и учить: ибо сие есть едина из двух необходимых дел к проявлению, еже распорядок и оборона.

Для 2 команды.

Перед Вами фрагменты  письма.

 

     Милостивейший государь-батюшка! Сего октября отданное мне от тебя вычел; на что иного донести не имею, только буде изволишь меня наследия лишить короны российской. Буди по воле Вашей. О чем и я вас, государя, всенижайшее прошу: понеже памяти весьма лишен и всеми умными и телесными ослабел и непотребен стал к толикого народа правлению, где требует не такого гнилого человека, как я.

1.Назовите имена авторов.

2. Какие вопросы обсуждаются в письмах?

3. Как авторы смотрят на эти вопросы?

Приложение к заданию «Исторический портрет»

Назовите по описанию имя персонажа петровской эпохи (вопрос по истории)

     Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А.С.Пушкин называл его «полудержавным  властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: Царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, Член Британского королевского научного общества. Он – помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал свое имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. Он был лишен всего огромного имущества и сослан в далекий город Березов со всей семьей. Там он своими руками построил церковь.

Назовите по описанию имя персонажа петровской эпохи (вопрос по литературе)

      Он происходил из семьи молдавский господарей. Его отец – князь Дмитрий был одним из советников Петра 1. По матери он – потомок византийских императоров. Он начинал службу в гвардии, а при императрице Елизавете был послом в Англии. Но прославился он не как дипломат, а как первый русский поэт-сатирик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Петровская эпоха Историко-литературная игра учитель истории Ляхова Е.Е. МБОУ СОШ п. Нивенское

Слайд 2

Петр 1

Слайд 3

Разминка команд В петровские времена самый распространенный овощ среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили, растирали в муку. Ели с медом и солью. Его название вошло в поговорку и сказки. Что это за овощ?

Слайд 4

В конце 17 века Петр1 издал указ, «повелевавший собирать и доставлять все, что зело старо и необыкновенно».В 17188 г. собранные предметы оказались в особом здании. Как оно называлось?

Слайд 6

Историки пишут о печальной участи русских царевен. Они вели замкнутый образ жизни, их никогда не выдавали замуж – на за иностранных принцев, ни за своих аристократов. Петр изменил эту традицию. Почему существовала эта традиция? Как ее изменил Петр?

Слайд 9

В знаменитой сказке А.С.Пушкина старуха просит сделать ее «столбовой дворянкой». Что это означает?

Слайд 10

В русских документах 16-17 века встречается такая должность, как « квасной целовальник». Чем он занимался? Каково происхождение термина?

Слайд 11

В знаменитой комедии «Недоросль» Митрофанушка говорит: «не хочу учиться, а хочу жениться». Если бы он произнес эту фразу 21 января 1714 года, то прослыл бы бунтарем! Почему? Назовите автора комедии?

Слайд 12

В начале 18 века в Петербурге открылось просветительное заведение. Вход был бесплатный, но посетителей пришлось заманивать подарками: мужчинам чарку водки с закуской, женщинам – пряники и ленты. Объясните почему ?

Слайд 13

Петр 1 вводил перемены в прическе и в одежде, это касалось дворян и богатых купцов. Крестьяне же долго сохраняли старые традиции. Как по старинному головному убору и прическе можно было отличить замужнюю женщину от девушки?

Слайд 15

Как называется мероприятие, на котором царским указом предписывалось танцевать, курить табак, играть в шашки и шахматы, а хозяину – ни в коем случае не потчевать гостей?

Слайд 18

С какого дня начинался новый год в допетровскую эпоху? Какие изменения были введены в календарь?

Слайд 21

Как вы думаете? Почему Петр хотел приучить своих подданных к табаку? Каждая команда оглашает свою версию?

Слайд 22

«Имитация исторического документа» Переписка родителей с сыном, находящимся на учебе в Лондоне в петровские времена. 1 команда пишет письмо сына к родителям. 2 команда пишет письмо отца к сыну.

Слайд 23

«Проблемное задание» Обе команды составляют свою версию ответа на проблемные вопросы.

Слайд 24

Проблемный вопрос для 1 команды: Некоторые историки считают, что уже в 17 веке сложилась программа реформ всех областей русской жизни. Петр лишь продолжил то, что было начато до него? Так ли это? Приведите свои доводы?

Слайд 25

Проблемный вопрос для 2 команды : Соперничество Софьи и Петра – это выбор дальнейшего пути для России или просто схватка за власть?

Слайд 26

«Работа с историческим документом» «Письмо» Команды получают копии исторических документов - 2 письма. Их надо выразительно прочитать и ответить на следующие вопросы: Кто автор документа? О какой проблеме в нем идет речь? Какова позиция автора письма по отношению к этой проблеме?

Слайд 27

«Исторический портрет» Команды получают текст с описаниями исторических персонажей и по ним пытаются определить имя героя.

Слайд 28

Жюри проводит подсчет баллов и объявляет результаты игры. Победители получают призы. Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

Историко-литературная игра-конкурс "Молодецкие забавы"

Содержит сценарий проведения игры-конкурса на знание пословиц, поговорок, загадок, народных песен, примет....

Зачетный тест по теме «Петровская эпоха». 10 класс

Дифференцированный зачет (3 уровня сложности) в 2-х вариантах с ключом для проверки....

Путешествие в петровскую эпоху

Конспект обобщающего урока по теме "Эпоха Петра Великого"...

Презентация на тему: "Историко-литературная игра "Мы знаем все!""

Данная презентация может быть использована для проведения внеклассного мероприятия по истории для 5-7 классов. Игра проводилась в рамках предметной недели в формате брейн-ринга....

Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI - XVIII век. 7 класс. Тест № 1 «Петровская эпоха».

Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 7 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...

Тематическое планирование интегрированного курса "Локальная история петровской эпохи на примерах персоналий Казанской губернии" (8-11 кл.)

       Даная методическая разработка предназначена для учащихся 8-11 классов, интересующихся историей Поволжского региона....