Тематическое планирование интегрированного курса "Локальная история петровской эпохи на примерах персоналий Казанской губернии" (8-11 кл.)
элективный курс по истории (8 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

         Даная методическая разработка предназначена для учащихся 8-11 классов, интересующихся историей Поволжского региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование интегрированного курса

«Локальная история петровской эпохи на примерах персоналий

Казанской губернии» (для учащихся 8-11 классов)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна, к.п.н., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №139 – Центр образования» Приволжского района г. Казани

Тема занятия

Основные термины и понятия

Персоналии

и их роль в крае

Источники и литература

1

Создание Казанской губернии (1708) в ходе административной реформы Петра I

Административные единицы Казанской

губернии:  

Астраханское,

Вятское, Казанское, Пермское, Пензенское, Свияжское, Симбирское, Уфимское и др.

воеводства (с 1719 г. провинции);

Арский, Казанский,

Козьмодемьянский,

Лаишевский,

Мамадышский,

Свияжский, Спасский,

Тетюшский,

Царёвококшайский, Цивильский,

Чебоксарский,

Чистопольский,

Ядринский уезды;

Мариинский и

Троицкий посады;

8 тыс. рек, 400 озёр

1. Апраксин Пётр Матвеевич (1659-1728, Москва) – первый губернатор Казанской губернии в 1708-1713гг., рукововодил работами по заготовке и доставке корабельных лесов в Санкт-Петербург и строительству судов для российского флота, поставкам лошадей для армии (до 20 тыс. голов ежегодно), основал в 1711-1713гг. на пожалованных ему землях на левобережье Камы большое количество сёл и деревень, в том числе

село Алексеевское; произвольно увеличил налоги и поборы с населения губернии на 400 тыс. руб., в результате чего 33 тыс. семей бежали за пределы края. Род Апраксиных имеет татарские корни.

Губернаторы

2. П.С.Салтыков (1713-1719),

3. А.П.Салтыков (1719-1724),

4. И.А. фон Менгден (1725);

5. Кудрявцев

Никита Алфёрович (ок. 1650-1729, Казань)  – комендант Казани (1708-1714), вице-губернатор (1714-1727) во время башкиро-татарского восстания 1705-1711гг. нанёс ряд поражений повстанцам и привёл к покорности населения края, принимал участие в подготовке губернской реформы 1708 г. и учреждении Казанской губернии, содействововал введению в 1718 г. лашманной повинности, основал Адмиралтейскую слободу на северо-западной окраине Казани.

6.Кудрявцев

Мефодий (Нефёд) Никитич 

(ок. 1676-1774, Казань) в 1712-1718 и с 1726 занимался заготовкой корабельных лесов для флота в Поволжье, в 1723г. на свои средства построил Кирилло-Белозер-скую церковь с колокольней в честь прибытия Петра в с. Каймары Казанского уезда в 1722г. (ныне Высокогорский муниципальный район, рядом с Семиозёрским монастырём), в селе,  пожалованном Пётром I за участие в Азовском походе его отцу,  Н.А. Кудрявцеву  

1.Бороздин К.М. Опыт исторического родословия дворян и графов Апраксиных. – СПб., 1841.

2.Долгоруков П.В. Российская родословная книга. – СПб., 1855. – Ч. 2.

3.Список  начальствующих лиц в городах теперешней Казанской губернии с 1553 г. до образования Казанской губернии в 1708 г., а также губернаторов, наместников, генерал-губер-наторов и военных губернаторов, управлявших Казанской губернией с 1708 года по 1908 г. включительно. – К., 1909.

4. Зорин А.Н. Уездные города Казанского Поволжья. – К., 1989.

5. Долгов Е.Б. Казанские губернаторы – главы и хозяева «вручённой на смотрение губернии» // Проблемы истории государственного управления: Государственный аппарат и реформы в России. – СПб., 2003.

6.Веселаго Ф.Ф. Общий морской список. – СПб., 1885. – Ч. 1.

7.Корсаков Д.А. Из жизни русских деятелей XVIII века. – К., 1891.

8. Липаков Е., Афонина Е. и др. Республика Татарстан: православные памятники (сер. XVI – начало XX веков). – К.: Фест, 1998.

9.Лисевич М.М. История Казани глазами эрудитов / Под ред. Павлова М.Н.  – 6-е изд., перераб. и доп. – К.: Титул-Казань, 2018. – 112 с.

2

Основные губернские учреждения Казанского края

Казанская губернская канцелярия  (1708-1709) – административно-военный и судебно-полицейский орган власти,

В составе Казанской губернской канцелярии: губернатор (председатель), его товарищи, прокурор, канцелярия из секретарей, протоколистов, регистратора, архивариуса, канцеляристов, подканцеляристов, переплётчика, ученика, переводчика, сторожей, палача, воинский контингент (всего свыше 130 чел.)

1.Государствен-ность России: Государственные и церковные учреждения, сословные органы и органы местного самоуправления, единицы административного, церковного и ведомственного деления (конец XV века – февраль 1917 года): Словарь-справ. – М., 1996. – Кн. 1.

2. Долгов Е.Б. Административные и судебные органы власти в городе Казани и Казанской губернии в

XVIII в. // Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и в раннее новое время. – М., 1996.

Казанский губернский магистрат (1720) – губернский орган по управлению посадским населением

В составе Казанского губернского магистрата присутствие и канцелярия из бурмистров, ратманов, секретари, протоколистов, бухгалтеров, переводчиков, канцеляристов, подканцеляристов, копиистов, сторожей, рассыльщиков, солдат (всего более 100 чел.)

1. Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. – СПб., 1875. –

Т. 1.

2. Кириллов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. – М., 1977.

Казанский купеческий старостат – орган купеческого самоуправления в Казанской губернии, учрежденный в 1727 г. на основании Указа Правительствующего Сената от 30.12.1724 г.

Купеческие старосты избирались ежегодно из членов купеческих обществ, отдельно от русского и  татарского обществ старосты составляли посемейные списки купцов, вели дела по приёму и увольнению из Купеческого общества, раскладывали казённые подати и сборы, присутствовали в сиротском суде. Утверждались кандидатуры купеческих старост губернатором  

1.Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. – СПб., 1830. – Т. 7.

2. Татарская энциклопедия. – Т. 1-6. – Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-2014.

Казанский надворный суд – судебный орган, образованный Указами Петра I от 08.01.1719 г. и Юстиц-коллегии от 15.07.1719 г.

Состоял Казан-ский надворный суд из президента, вице-президента, асессоров (судей), с 1722 г. – прокурора, а также из канцелярии из секретарей, канцеляристов, копиистов, рассыльщиков, сторожей, палача

(всего ок. 40 чел.)

1.Долгов Е.Б. Органы суда в Казанской губернии в XVIII – начале XX вв. // Правосудие в Татарстане. – 2003. – №2,3.

3

История

Казанского

Адмиралтейства

Казанское

Адмиралтейство – создано в 1718 году по Указу Петра I для строительства, ремонта и длительного хранения судов в устье реки Казанка, близ дер. Бишбалта и включало Астраханскую (до 1722 г.), Казанскую и Нижегородскую верфи;

Адмиралтейская контора: первоначально здания были построены в районе Зилантовой горы, затем большое здание по ул. К.Маркса, 17 и малое здание по ул. Б.Красная, 20/6 (оба здания построены в более позднее послепет-ровское время, в 1770-е годы по проектам

архитектора В.И.Кафтырева)

Кудрявцев Никита Алфёрович – казанский воевода, назначенный первым управляющим делами Казанского Адмиралтейства.

Рабочими к Адмиралтейству были приписаны крестьяне из окрестных населенных пунктов, преимущественно татары, чуваши и марийцы, а также лашманы – феодально-зависимое население  и служилые мурзы, татары, мордва и чуваши, выполнявшие заготовку корабельного леса в Казанской, Воронежской и Нижегородской губерниях по Указу 1718 г.

1. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – К., 2005.

2. Казань в памятниках истории и культуры. – К., 1982.

3. Калинин Н.Ф. Казань. – К., 1952.

4. Остроумов В.П. Казань. – К., 1978.

5. История Казани. – К., 1988. – Кн. 1.

6. Шарипов М.М. Познавательный путеводитель по Казани. – К., 2015. – 84 с.

4

Развитие

казённого

(государственного)

крепостнического мануфактурного производства

в Казанской

губернии в первой четверти

XVIII века

Казанская суконная мануфактура (так наз. «шерстяной завод») - основана в 1714г. по Указу Петра I о создании шерстяных мануфактур в России  

1.Грузинцев Афанасий, подполковник, направленный Петром I для «установления суконного дела» в Казань в 1714 г.

Под его руководством к 1719 г. производилось около 17 тыс. аршин сукна трудом 208 рабочих при 13 станках.

2. Михляев Иван, богатый казанский купец и промышленник, вкладывавший огромные капиталы не только  в торговлю, но и в кожевенное, суконное и винокуренное производство, в 1724 г. становится хозяином суконной мануфактуры, заменив А.Грузинцева вместе с купцами Б.Пушниковым, О.Твердышевым, М.Ивановым, В.Издеберским. Под их руководством стало расти производство. И.Михляев объединил свою суконную фабрику с казённой мануфактурой, расширив тем самым мощность самого крупного предприятия в крае.

В 1720г. И. Михляев начал возведение Петропавловского собора на месте небольшой деревянной церквушки во имя апостолов Петра и Павла в Казанском посаде, которая не раз горела в казанских пожарах. Пётр I для завершения его строительства в 1726 г прислал опытных мастеров.   Сохранился единственный в то время каменный жилой дом И.Михляева, в котором был Пётр I в 1722 г.

1. Из истории Казанской суконной мануфактуры. // История пролетариата СССР. – М., 1933.

2. Бессонова Т.В. Казанская суконная слобода в XVIII – первой половине  XIX вв. – Наб. Челны, 2000.

3. Из истории казанского купечества. – К.: Титул-Казань, 2005.

4. Республика Татарстан: памятники истории и культуры: Каталог-справочник. – К.: Эйдос, 1993.

5. Казань в памятниках истории и культуры. – К.: ТГЖИ, 1982.

6. Саначин С.П. Исследования по истории Казанского края, преимущественно Казани. – К.: Каzan-Казань, 2015.

Казанская кожевенная мануфактура (так наз. «пумповый завод») (1719): первоначально располагалась в Суконной слободе

Питерс, английский мастер, принявший активное участие в организации работ на Казанской кожевенной мануфактуре. На мануфактуре изготавливали пумповые кожи для корабельных помп (насосов) для верфей Казани, Санкт-Петербурга, Астрахани, Архангельска, а также подошвенную кожу и юфть для армии в 6 раз дешевле, чем в Англии

1.История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы. / Под ред. Б.Ф. Султанбекова. – К.: ТаРИХ, 2001. – 544 с.

2. Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. Книга первая. – К.: Заман, 2003. – 272 с., с илл.

5

Новые явления в религиозной политике правительства в петровское время

Архиерейская славяно-латинская школа (1723) создана согласно Указу Петра I 1722 г. об отмене обязательности обучения детей духовных лиц в «цифирных школах» и повелевавший каждому епископу открывать для них школу при своём доме; перевод Корана на русский язык в 1716 г.; христианизация татар-мусульман и Указ Петра I от 01.09.1720 г. об освободении новокрещёных на 3 года от уплаты налогов и исполнения повинностей

Митрополит

Тихон – основатель Казанской славяно-латинской школы в архиерейском доме при Фёдоровском монастыре для детей духовенства и других сословий, кроме дворян и крестьян, которая была реорганизована в 1733 г. в духовную семинарию.

В 1724 г. в школе обучались 13 детей новокрещёных татар и марийцев.

1.«Манифест» Петра I на татарском языке, 1722 г.

2. Гаспринский И. Россия и Восток. – К., 1993.

3. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). / Сост. Д.Ю.Арапов. – М., 2001.

4. Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в Поволжье в XVIII в.: от конфронтации к терпимости. – К.: Изд-во Каз. ун-та, 2001.

6

Развитие культурной жизни страны и края в петровскую эпоху

Казанская цифирная школа – первое учебное заведение в Казани, открытое в 1716 г. по Указу Петра I от 1714г., по которому во все крупные города России направлялись по 2 гардемарина, чтобы собрать «всякого чина детей» и учить их «цифири и некоторой части геометрии – циркулярным приёмам, тригонометрии плоской, тангенсам». Представляла собой элементарную начальную школу.

Новые слова, вошедшие в русский язык: коллегия, граф, адмирал, генерал, капитан, лейтенант, мануфактура, перспектива, ассамблея, сенат, горизонт, армия, флот, циркуль, бомба

Куницын Семён и Дунаев Иван, гардемарины – первые учителя Казанской цифирной школы, находившейся с 1718 г. в ведении Казанского Адмиралтейства. В 1726 г. в ней обучалось 60 детей приказных и солдат и 47 детей лиц духовного звания. Срок обучения около 2 лет  

1.Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – К., 1881.

2. Липаков Е.В. Очерки истории казанских духовных школ. // Семинарский вестник. – 2003. – №4.

7

Народные волнения в петровскую эпоху в крае. Восстание башкир, татар и финно-угорских народов 1704-1711 гг.

Идея «насильственного прогресса» («педагогика дубинкой»): деспотизм и свобода, просвещение и рабство; паспортная система, ограничения в социально-экономической сфере (рост повинностей, налогов и сборов), волюнтаризм царя-самодержца

Ишкеев Дюмей – глава повстанцев восстания волостей Казанской дороги.

Иман-батыр – предводитель восставших мещеряков и башкир Ногайской дороги, а также татар из деревень возле Кунгурской крепости.

Исянгильдин Алдар, крупный феодал-тархан Ногайской дороги, Тюлекеев Кусюм из  Казанской дороги –  руководители восстания. Шереметьев Борис – фельдмаршал, подавлявший восстание в Казани и Астрахани в 1705 г.

Хованский П.И., командир русского войска, подавил восстание в крае

1. Алишев С.Х. Тернистый путь борьбы за свободу (Социальная и национально-освобо-дительная борьба татарского народа (II половина XVI – XVIII вв.). – К., 1999.

2. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI – XVIII вв. – К., 2002.

8

Круглый стол «Петровская эпоха и её влияние на историю страны и региона: политикоэкономические,  историко-нрав-ственные и историко-культурные аспекты. Перспективы дальнейшего развития страны и края»

Петровская эпоха, регион, предпосылки петровских преобразований в стране и крае, «догоняющая» модернизация и революционный характер реформ сверху, системный кризис государства и общества, народный капитал, теория власти, государственное производство и частное предпринимательство, противоречивость идей, армейская модель общества, альтернативность развития

Пётр I и сподвижники Петра I (так наз. «птенцы гнезда Петрова») в крае (см. персоналии выше по темам курса)

1. Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI – первая половина XIX вв. – М., 1990.

2.Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое  пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Педагогическая мастерская).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории «История России: XX-начало XXI века» и «Новейшая история» в 9 классе 68 ч.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использ...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Тематическое планирование интегрированного курса истории 11 класс

Интегрирование курса всемирной истории и истории России 11 класс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории ХХ – начала ХХI вв. 9 класс.

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса истории XX-начала XXI вв. 9 класс.Планирование интегрированного курса по истории для 9 класса включает в себя материал по Истории  Росс...

Календарно-тематическое планирование интегрированного курса « Истории России. XIX век» и «История Смоленщины» -44ч+17ч=61ч 8 класс

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2008 года по предмету «История»,  авторской программы курса новой ист...

Календарно-тематическое планирование по Всемирной истории (интегрированно) для 10 класса, базовый уровень, учителя истории ГБОУ ВАО СОШ № 1947 Шабуневич Н.А..(окончание).

В планировании представлены курсы всеобщей истории и истории России ИНТЕГРИРОВАННО. Курс рассчитан на 68 часов. Опробировано в личном преподавании. Надеюсь, что кто-то оценит такое преподавание и восп...