Тема: "Реформы П.А. Столыпина"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Парахина Светлана Владимировна

Урок разработан  к УМК «История России XX – начало XXI века. Данилов А.А.; Косулина Л.Г.  9 класс, М. Просвещение, с использованием  Приложения  и презентации, согласно  составленного ДМК,  с использованием  видеофрагмента  посвящённый  Столыпину  из интерактивного  учебника «История  России XX век» под ред. Данилова А.А. для учащихся 9 классов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolypin.doc62 КБ
Файл dmk_reforma_p.a._stolypina.docx17.12 КБ
Файл reformy_p.a._stolypina.pptx246.55 КБ
Файл prilozhenie.docx13.21 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема  урока:  Третьеиюньская  монархия  и  реформы  П.А.  Столыпина.  

Цель  урока:  Определить  цели,  содержание  и значение  реформ  П.А. Столыпина.  Подвести  к  пониманию  причин,  по которым  реформы  не  получили  широкого  распространения  в  обществе.  Формирования  умений  работы  с  исторической  картой,  работать  с  историческим   источником.  

Основные  понятия:  Хутор – участок земли  выделяемый крестьянину при его  выходе  из общины; отруб – участок земли, выделяемый крестьянину  при  выходе  из общины  с  сохранением  двора  в  деревне

Домашнее  задание:  § 6.

Оборудование:  УМК «История России XX – начало XXI века. Данилов А.А.; Косулина Л.Г.  9 класс, М. Просвещение, с использованием  Приложения  и презентации, согласно  составленного ДМК;

Видеофрагмент  посвящённый  Столыпину  из интерактивного  учебник «История  России XX век» под ред. Данилова А.А. для учащихся 9 классов.

                                                          Ход  урока.

  I.  Актуализация  опорных  знаний  (в форме небольшого тестирования, по вариантам)

Вариант 1

1.  Что  послужило  причиной  участия в  революционных  событиях  1905 – 1907 гг. крестьян?

2.  Монархическая  партия,  возникшая  в  ходе революции  1905 – 1907 гг. – это

1)  «Союз  русского  народа»

2)  «Кадеты»

3)  «Союз 17 октября»  октябристы

4)   Эсеры

3. О  незавершённости  российской  революции  1905  - 1907 гг.  свидетельствовал  факт

1)  создание  представительного  органа – Думы

2)  наличие  монархических  партий

3)  сохранение  сословных  привилегий

4)  оформление  многопартийности

4.  Какое  событие  послужило  поводом  для  начала  русской  революции  1905 – 1907 гг.?  

1) Декабрьское  вооружённое  восстание  в  Москве.

2)  «Кровавое  воскресенье».

3)  Восстание  матросов  на  крейсере  «Очаков»

4)  Покушение  эсеров  на  С.Ю.  Витте.

5.  Согласно манифесту  17  октября  1905 г.

1)  созывался  земский  собор с  законосовещательными  полномочиями

2)  утверждался  Государственный  Совет  с  законодательными  полномочиями

 3)  учреждалась  Государственная  Дума  с  законодательными  полномочиями.

4)  учреждалась  Государственная  Дума  с  законосовещательными  полномочиями. 

Вариант 2

1.  Что  послужило  причиной  участия в  революционных  событиях  1905 – 1907 гг. рабочих?

2.  Самыми  первыми  в  России  возникли  партии

1)  социалистические

2)  либеральные

3)  консервативные

4)  анархические 

3.   Как  вы  думаете,  кто  не  был  депутатом I  государственной Думы?

1)  Д.И.  Шаховской

2)  И.И.  Петрункевич

3)  П.Д. Долгоруков

4)  Ю.О.  Мартов

4.  Понятие  «социализация  земли»  из  программы  партии  эсеров означала

1) превращение  земли  в  общенародное  достояние и  передача  права  распоряжения  ею  крестьянской  общине.

2)  установление частной  собственности  на землю  для  крестьян

3) передача  земли  в  государственную  собственность

4)  передача  земли  в  собственность  крестьянским  кооперативам.

5.  В ходе  революции  1905 – 1907 гг.  произошло

1) свержение  самодержавия

2)  провозглашение  демократической  республики

3)  учреждение  Государственной  Думы

4)  установление  власти  Советов  по  всей  стране.

Вариант 3.

1 Что  послужило  причиной  участия в  революционных  событиях  1905 – 1907 гг. части передовой  интеллигенции?

2.  Одним  из  лидеров партии  эсеров был

1) В.М.  Чернов      3)  Ю.О. Мартов

2) А.И. Гучков         4)  П.А.  Кропоткин

3.   «Россия  для  Русских!  Православие,  Самодержавие, Народность!» - это  лозунги

1) народных социалистов

2) кадетов

3) черносотенцев

4) октябристов

4.  Как  назывался  Манифест  правительства  подписанный  Николаем II  17 октября 1905 г.?

1) «Об  учреждении  местного  самоуправления»

2) «О  созыве  Государственной  думы»

3)  «Конституция  Российской  империи»

4)  «Об  усовершенствовании  государственного  порядка».

5.  Возникший  в  1905 г.  «Союз  русского  народа»  характеризовало  требование

1)  сохранение  самодержавия

2)  введения  всеобщего  избирательного  права

3)  установления  конституционной  монархии

4)  равноправия  народов  России  

 

Вариант 4.

1.  Какое  событие  послужило  поводом  для  начала  революции  1905 г?

2.  Общей чертой  либерального  и радикального  направлений  в  общественном  движении  России  начала XX века,  было  требование

1)  установление  революционной  диктатуры

2)  отмены  частной  собственности  на землю

3)  введение политических  свобод

4)  установление социалистической  революции

3.  Укажите  правильное  утверждение:

1)  Мартов – «Союз Михаила Архангела».

2)  Милюков – октябрист

3)  Пуришкевич – кадет

4)  Чернов - эсер 

4.  Во  главе  декабрьского  вооружённого  восстания  стояла  партия  

1)  Кадетов            3)  партия  Октябристов

2)  РСДРП.            4)  Эсеры  

5.  Для  решения  земельного вопроса  партия  кадетов  предлагала

1)  насильственный  роспуск  общины

2)  отчуждение  частновладельческих  земель в  пользу крестьянства

3)  повышение  дотаций,  представляемых  крупным  землевладельцам

4)  национализация  земли.

II.  Новый  материал.  

  1. Первые  шаги  парламентаризма.  

После  поражения  декабрьского  восстания  1905 г.  многие  в  стране  считали,  что  все  проблемы  можно  решить  с  помощью  Государственной  думы.  

  1. Государственная  дума  открылась  в  конце  апреля  1906 г.  в  Зимнем  дворце.

Из  448  депутатских  мест  в  Думе:  179 – кадетам;  105 – беспартийным  депутатам;  107 – «трудовикам» (фракция  депутатов – крестьян  и  народнической  интеллигенции).   Представители  черносотенных  партий  в  Думу  не  попали.  Крайне  «левые»  партии  (большевики)  бойкотировали  думу,  позднее  Ленин  признал  тактику  бойкота  ошибочной.  

Председателем  Думы  был  избран  кадет  С.А.  Муромцев. 

Дума  проработала  72  дня.   Кадеты  предлагали  из  казённых,  монастырских,  других  земель  создать  «государственный  земельный  фонд»,  помещичьи  земли  в  основном  не  трогать.  Трудовики – предлагали  всю  землю  передать  в  «общенародный  земельный  фонд»  безвозмездно  и  из  этого  фонда  наделять  крестьян  землёй  по  уравнительной  норме.  По  существу,  это  национализация  земли.  Помещики  должны  были  за  потерю  земли  получить  небольшую  сумму.  Дума  была  распущена.

  1. Государственная  Дума – 20 февраля  1907 г
  2. Государственная  Дума – ноябрь 1907 г.

Дома: Разобрать  самостоятельно  работу  2 и 3  Государственных  Дум, по плану

1)  время  работы;

2)  основные  вопросы решаемые парламентариями;

3)  причины роспуска.  

  1. Цели  аграрной  реформы.

Задание:  На  основании   предложенного  документа  давайте  сформулируем   основные   цели  аграрной  реформы  П. А.  Столыпина.    

Цели:  Документ 1,  Успокоение  страны,  отвлечение  крестьян  от  стремления  к  принудительному  отчуждению  помещичьей  земли.  

Документ 2.,  2.  Создание  социальной  и  экономической  опоры  монархии  в  лице  зажиточных  крестьян.  3.  Продолжение  модернизации  страны.  

Задачи  реформы:

 1. Решить  проблему  малоземелья  крестьян  Центральной  России.

 2. Преодоление  отсталости  деревни – ликвидация   феодально-крепостнических  пережитков  (разрушение  общины).  

3.  Создание  социальной  опоры  самодержавия – крестьян  собственников  (хуторян,  отрубников)

4.  Погашение  социальной напряжённости.

  1. Основные  мероприятия  реформы.  

1.  Разрушение  общины.  Крестьяне – частные  собственники  своего  надела. (Указ 9 ноября 1906 г.  предоставление  крестьянам  права  свободного  выхода  из  общины).  

2.  Создание  новых  форм   землевладения  и  землепользования  (хутор,  отруб).( указ 1911 г.). 3.  Государственная  помощь  крестьянским  хозяйствам. ( Создание  крестьянского  банка,  создание  земельного  фонда из  части  казённых,  императорских,  части  помещичьих земель).  

4. Переселенческая  политика  в отношении  крестьян. (Льготы  при  переселении  в  Сибирь,  Казахстан,  Среднюю  Азию,  бесплатное  наделение  землёй).

5. Развитие  крестьянской  кооперации.   (К 1914 г.  действовало около 30 тыс.  кооперативов,  2 место  в  мире  после  Германии).  

  1. Итоги  аграрного  законодательства  П.А. Столыпина.

Новые  формы  землевладения.

Положительный  результат – начало  создание  фермерских  государств  (К 1915 г – 1-% от  всех  хозяйств). Рост  производительности  сельхозтруда.  (К 1915 г – сбор  зерна  вырос  в  1,7 раза).  Совершенствование  агротехники.  

Отрицательный  результат – Община  не  была  разрушена.  Вышло  только  25 % крестьянских  хозяйств – зажиточные  и  беднейшие.  Возросло  имущественное  расслоение  деревни.  Крестьянство  в  целом  отрицательно  относилось  к  частным  собственникам  (поджоги,  потравы).  К  противоречию  между  крестьянством  в  целом  и  помещикам  добавилось  противоречие  между  зажиточными  и  беднейшими  крестьянами.  

Переселение  крестьян.

Положительные  результаты – За  Урал  переселено  более  3  млн.  крестьян.  Освоено  30  млн.  десятин  целинных  земель.  Развивались  кооперативные  формы  хозяйствования.  Прибыли Союза  Сибирских маслодеятельных  артелей  давала в 2 раза  больше прибылей,  чам  золотые  прииски  Сибири.  

Отрицательный  результат -  Проблема  малоземелья  не  была  разрешена.  От  0,5 до  1  млн.  крестьян  вернулись  назад.  В  метах  переселения  часто  возникали  конфликты  с  местным  населением.  

                                  Цели  и  итоги  реформы  П.А.  Столыпина.

  Цели  реформ.

Итоги  реформ.

«Успокоение»  страны.

Добиться  этой  цели  не  удалось:  сохранилось  малоземелье  крестьян,  противоречие  между  крестьянами  и  помещиками;  конфликты  между  зажиточными  и  беднейшими  крестьянами;  конфликты  между  переселенцами  и  местными  жителями.  

Создание  слоя  земельных  собственников – социальной  и  экономической  опоры  монархии.  

Этот  процесс  только  начался  и  после  смерти  Столыпина  замедлился.

Продолжение  процесса  модернизации.

Развитие  аграрного  сектора  экономики  в  целом  ускорилось.

Зачитать  мнение  на  реформы  В.И.  Ульянова  (Ленина).

«Отсрочка  старому  порядку  и старому  крепостническому  земледелию,  данная  Столыпиным,  состоит  в  том,  что  открыт  ещё  один  и притом  последний  клапан,  который  можно  было  открыть,  не  экспроприируя  всего  помещичьего  землевладения.  Других  клапанов  у  царизма  нет».    

Документ  1.

«Дикая,  полуголодная  деревня,  не  привыкшая  уважать  ни  свою,  ни  чужую  собственность,  не  боявшаяся,  действуя  миром,  никакой  собственности,  всегда  будет  представлять  горючий   материал,  готовый  вспыхнуть  по  каждому  поводу».

Документ  2.

«Не  в  крупном  землевладении  вила  России.  Большие  имения  отжили  свой  век.  Их,   как  бездоходные,  сами  владельцы  начали  продавать  Крестьянскому  банку.  Опора  России  не  в  них,  а  в  царе.  Единоличное  хозяйство  мелких  земельных  собственников – «основная  ячейка  государства,   являющаяся  противником  всяких  разрушительных  теорий».

«Главное  богатство  и  мощь   государства  не  в  казне  и  казённом  имуществе,  а  в  богатеющем  и  крепком  населении».

 Видеофрагмент «смерть Столыпина».

III.   Первичное  закрепление  изученного материала.

1)  Какие  цели  стояли  перед  П.А.  Столыпиным  перед проведением  аграрной  реформы?

2)  Были ли  эти цели  достигнуты?

3)  Как оценивали  реформы  противники П.А. Столыпина?

4)  Почему  судьба этого  выдающегося  государственного деятеля столь трагична?  



Предварительный просмотр:

ДМК  к  уроку  «Реформы  П.А. Столыпина»

Приложение № 1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аграрная реформа П.А. Столыпина История России XX век. 9 класс.

Слайд 2

П.А. Столыпин «Правительство, разрешая каждое дело должно иметь в виду всегда и прежде всего интересы России…». П.А. Столыпин 1910 г.

Слайд 3

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность». Из письма Столыпина Николаю II .

Слайд 4

Цели аграрной реформы Создание новых форм землевладения Государственная помощь крестьянским хозяйствам Переселение крестьян Развитие крестьянской кооперации Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела. Хутор, отруб

Слайд 5

«Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт ещё один и притом последний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения… . Других клапанов у царизма нет». В.И. Ульянов (Ленин).

Слайд 6

Основные мероприятия реформы. Указ 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Закон 14 июля 1910 г. «Об изменении дополнении некоторых постановлений о крестьянском землепользовании Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьян. Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями. Предоставление крестьянину земли в одном месте (хутор, отруб) Право продажи и залог крестьянских надельных земель Переселение малоземельных крестьян на казённые земли и малообжитые районы Сибири и Урала.

Слайд 7

Столыпин знакомиться с хуторским хозяйством.

Слайд 9

Уехали за Урал.

Слайд 10

Вернулись

Слайд 11

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина Цели реформы Итоги реформы «Успокоение» страны Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречия между крестьянами и помещиками, конфликты между переселенцами и местными жителями. Создание слоя земельных собственников Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился Продолжение процесса модернизации Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилась.



Предварительный просмотр:

Задание 1.    

На  основании  высказываний  П.А.  Столыпина,  сформулируйте  основные  цели проведения  аграрной  реформа.

Документ №1  «Дикая,  полуголодная  деревня,  не привыкшая  уважать  ни  свою,  ни  чужую  собственность,  не боявшаяся,  действуя миром, никакой  ответственности,  всегда  будет  представлять  горючий  материал,  готовый  вспыхнуть  по каждому  поводу».

Документ № 2.  «Не в крупном  землевладении  сила  России.  Большие  имения  отжили  свой  век.  Их,  как  бездоходные,  сами  владельцы  начали  продавать  Крестьянскому  банку. Опора России  не  в  них,  а  в царе».  Единоличное  хозяйство  мелких  земельных  собственников – «основная  ячейка  государства,  являющаяся  противником  всяких  разрушительных  теорий».

Документ № 3.  «Главное  богатство  и  мощь  государства  не  в  казне  и казённом  имуществе,  а в богатеющем  и крепком  населении».

Задание 2.  

Какой  пережиток  феодально-крепостнического  уклада стал основным  объектом  критики  Столыпина?  Какие аргумента  против  общины  и общинного  землепользования  выдвигает  Столыпин?  Какова  процедура  выделения  из  общины?

Документ № 4.  «Жажда  земли,  аграрные  беспорядки  сами  по  себе  указывают  на  те  меры,  которые  могут  вывести  крестьянское  население  из  настоящего  ненормального  положения.  Единственным  противовесом  общинному  началу  является  единоличная  собственность».

Документ № 5.  Из  указа  «О  дополнении  некоторых  постановлений  действующего  закона,  касающихся  крестьянского  землевладения  и  землепользования»,  9 ноября 1906 г.

«Каждый  домохозяин,  владеющий  землёю  на  общинном  праве,  может  во  всякое  время  требовать  укрепления  за собою  в  личную собственность  причитающейся  ему  части  из означенной  земли.  Требования  об  укреплении  в  личную  собственность  части  из  общинной  земли  предъявляются  через  сельского  старосту  обществу,  которое  по  приговору,  постановляемому  простым  большинством  голосов,  обязано  в  месячный  со  дня  подачи  заявления  срок  указать  участки,  поступающие  в  собственность  пеходящего  к  личному  владению  домохозяина.  Если  в  течение  указанного  срока  общество  такого  приговора  не  постановит,  то  все  означенные  действия  исполняются  на  месте  земским начальником.  Каждый  домохозяин,  за  коим  закреплены  участки надельной  земли  имеет  право  требовать,  чтобы  общество  выделило  ему  соответственный  участок,  по возможности,  к  одному  месту».

Документ № 6.  Из речи  П.А. Столыпина  перед  депутатами  Государственной  думы,  март  1907 г.

«Необходимо  дать  возможность свободному  трудолюбивому  крестьянину, т.е.  соль  земли  русской,  освободится  от  тех  тисков,  от  тех  теперешних  условий  жизни.  Надо  дать  ему  возможность  укрепить за  собой  плоды  трудов  и  предоставить  их  в неотъемлемую  собственность.  Пусть  собственность  будет  общая  там, где  община  ешё  не  отжила,  пусть  она  будет  подворная  там,  где  община  уже  нежизненна,  но  пусть  она  будет  крепкая,  пусть  будет наследственная.  Отменяется  лишь  насильственное  прикрепление  крестьянина  к  общине,  уничтожается  закрепощение  личности,  несовместимое  с  понятием  о свободе  человека».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

тест по теме: "Реформы в России"

Данная работа является дополнением к презентации по теме: "Роль реформаторов в России"...

самостоятельная работа по теме: "реформы в России"

данная работа составлена с применением технологии уровневой дифференциации...

Конспект урока по истории в 9 классе по теме «Реформа политической системы: цели, этапы, итоги»

Конспект урока по истории в 9 классе по теме«Реформа политической системы: цели, этапы, итоги» и презентация к уроку...

Презентация к уроку по теме "Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина"

Презентация по теме РЕФОРМЫ С.Ю.ВИТТЕ И П.А.СТОЛЫПИНА...

Серия уроков на тему: "Реформы П.А. Столыпина"

Занятия по данному разделу являются частью темы: "Россия в 1900 - 1917г.г." (2курс теоретического обучения в ПУ). Прохождение материала осуществляется на нескольких занятиях. Темы занятий:1."Агра...

Урок по теме: "Реформы П.А.Столыпина и их итоги"

Цель урока познакомить учащихся с целями,содержанием и итогами реформ Столыпина.Расширить кругозор учащихся, привить интерес к изучаемому материалу.Научить учащихся работать с историческими документам...