Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Донгаузер Павел Александрович

Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_dongauzer.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение: Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Технологическая карта урока «Искусство Древнего Египта» в  5 классе.

Итоговая работа

Срок обучения с «22» сентября 2015г. по «24» ноября 2015 г.

Исполнитель:

Донгаузер Павел Александрович,

 учитель истории и обществознания

МбОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Юрги

89235044887 , dongauzer.pavel@mail.ru

Консультант:

Турнаев Константин Анатольевич,

методист кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин.

Юрга 2015


Введение        ……………….3

1.Технологическая карты урока «Искусство Древнего Египта»…………5

2. Структура урока…………………………………………………...        8

Заключение        14

Литература        15


Введение.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени среднего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.  Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования. Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.


1.Технологическая карта урока: «Искусство Древнего Египта»

Предмет

Всеобщая история

Класс

5

Учитель

Донгаузер Павел Александрович

Тема урока

«Искусство Древнего Египта»

Дата урока

20 октября, 2015

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Овладение целостными представлениями об искусстве Древнего Египта

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта.

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса.

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире . 

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать:

основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме: искусство, чудеса света, египетские пирамиды, сфинкс , обелиск, колонна

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;

применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Личностные:

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;

умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная,  фронтальная.

Основные понятия

Древний Восток, искусство, чудеса света, египетские пирамиды, сфинкс, обелиск, «иглы фараонов», колонна, Геродот, Хеопс, Тутанхамон.

Межпредметные связи

Литература, обществознание, ИЗО.

Ресурсы

Основные: Рабочая программа, учебник, презентация «Искусство Древнего Египта» Схема «Внутреннее устройство пирамиды Хеопса.

Дополнительные: Интернет - ресурсы

Технология

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Методы

Печатно-словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, наглядный.

2. Структура урока

                        Структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие задачи этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Ресурсы – основные и дополнительные

1.Организация начала занятия.

1минута

Эмоциональная, психологическая и мотивационная

подготовка

учащихся

к усвоению

изучаемого

материала.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Настраиваются на работу.

Фронтальная работа

Сотрудничество с учителем.

2. Подготовка к основному этапу.

3 минуты

Актуализация знаний

Вопросы к классу:

  1. Что такое культура?
  2. Назовите 2 основные вида культуры и приведите примеры.
  3. Архитектура, скульптура – это образцы материальной культуры, а что относится к духовной?
  4. Как Вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы,  формулируют тему урока и его цель.

Фронтальная работа

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3. Проверка домашнего задания

15 минут

Установление правильности и осознанности усвоения пройденного материала, выявление пробелов, их корректировка.

Учитель дает задания:

А. Работа по карточкам или вопросам учителя, составляя ключевое слово «АМОН РА».

Б. Задание классу: Вопрос №4 на стр. 59.

В.Проверка домашнего задания устно:

1.Каких египетских богов вы знаете? Расскажите о них.

2.Какую роль в жизни египтянина играла подготовка к загробной жизни.

3. Какова была роль жрецов?

1. Работают по карточкам или по вопросам учителя.

2. Отвечают устно на вопросы учителя .

3.Опережающее задание. Ответ на вопрос №4 на стр.51.

Фронтальная и индивидуальная работа

Осознанное построение речевого высказывания. Умение сличать свою работу с заданным эталоном. Обнаружение отклонений. Коррекция. Поиск и выделение необходимой информации.

Карточки с заданиями.

4. Изучение нового материала.

5 минут

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о культуре древних египтян.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией  презентации :

1.Чудеса света

 1.Воспринимают новый материал.

2. Записывают в тетрадь значения новых слов: Чудеса света, пирамида, Сфинск .

Индивидуальная работа

Умение слушать учителя и правильно записывать значения новых терминов.

Презентация «Искусство Древнего Египта» - слайд 1,2,3,4;

5.Закрепление новых знаний.

6 минут

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных интерактивных заданий.

1.Учитель предлагает самостоятельно нарисовать египетскую пирамиду.

2. Используя изображения рассказать о строительстве храмов.

3.Трудно ли было строить пирамиды и храмы в Древнем Египте? Почему?

1.Учащиеся учатся записывать простые слова  и свои  имена в тетрадь.

2. Отвечают на вопрос №1 на стр. 58.

Индивидуальная работа

Умения применять полученные знания на практике.

Слайд 5,6.

6. Изучение нового материала.

3 минуты

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о культуре древних египтян.

  1. Рассказ учителя о том, как создавались памятники. Вопрос: Какими инструментами пользовались египетские художники и скульпторы.
  1. Воспринимают новый материал.
  2. Запоминают набор инструментов.
  3. Записывают значение слова ОБЕЛИСК, КОЛОННА.

Фронтальная работа

Умение слушать и запоминать информацию.

Слайд 7.

7. Закрепление новых знаний.

4 минуты

Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных интерактивных заданий.

Вопросы учителя:

1.Зачем египтяне возводили себе памятники и пирамиды при жизни?

2.Кто мог иметь личную усыпальницу?

1.Отвечают на вопросы устно и делают выводы.

Фронтальная  работа

Умения применять полученные знания на практике.

8. Изучение нового материала.

5 минуты

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о культуре древних египтян.

  1. Рассказ учителя о правилах и традициях египетского изобразительного искусства
  2. Какую роль в искусстве играла религия?

1. Воспринимают новый материал.

2.Записывают правила египетского искусства.

3.Значение слова: «ИГЛЫ ФАРАОНОВ», ХЕОПС, ТУТАНХАМОН.

Фронтальная работа

Умение слушать и запоминать информацию.

слайды с 8-12.

9.Подведение итогов урока.

2 минуты

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Учитель задает вопросы:

  1. Богатым ли было искусство Древнего Египта? Почему?
  2. Каковы были традиции египетского искусства?
  3. Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная работа

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Оценивание работы учащихся.

Заключительные слайды презентации.

10. Домашнее задание.

1 минута

Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

Конкретизирует домашнее задание: Параграф 11.Ответ на вопросы на стр.58.Выучить значение новых терминов.

Записывают в дневник задание.

Индивидуальная работа.

Умение слушать и запоминать алгоритм выполнения домашнего задания.

Слайд 13.


Заключение.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Литература.

  1. Вигасин, Годер, Шевченко: Всеобщая история. 5-9 классы. Рабочие прграммы. ФГОС / Просвещение / Москва/ 2015 / 144с.
  2. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Просвещение/ Москва / 2015 / 352с.
  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира/ Просвещение/ Москва / 2009 / 352с.
  4. Ковригина Т.: История Древнего мира. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера. ФГОС / Учитель/ 2014/ 215с.