КТП по всеобщей истории 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
к учебнику Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_vseobshchey_istorii_6_klass.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение/
№ | Тема урока | кол-во часов | Основное содержание по темам | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Дата- план | Дата- факт | Домашнее задание (инвариантная часть) | |
Введение (1 ч.) | ||||||||
1. | Введение. Живое средневековье | 1 | Что изучает история Средних веков, дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина "Средневековье", Место истории Средних веков в истории человечества, Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Раскрывать значение терминов Средневековье, исторический источник, летопись; Участвовать в обсуждении вопроса о том, по каким источникам учёные изучают историю Средних веков; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории; Определять место Средневековья на ленте времени; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | Стр. 5-11 | |||
Раннее Средневековье (VI-XI вв.) (8 ч) | ||||||||
2. | Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. | 1 | Родоплеменная организация германцев. Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила — воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и её раздел под натиском варваров. Исторический рубеж древности и Средневековья. Территории расселения германских союзов племён. Образование варварских государств. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Переход от обычая к писаному закону. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Хлодвиг и христианская церковь. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. Папская область. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Рассказывать об общественном строе древних германцев на основе различных источников; Показывать на карте территорию расселения германцев, территорию Франкского государства; Раскрывать значение понятий феод, феодал, духовенство, монастырь, монах, папа римский; Участвовать в обсуждении вопроса о причинах роста могущества христианской церкви в Средние века; Решать проблемные задания на основе информации о суде франков; Высказывать мнение о поступках Хлодвига, давать им оценку; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | § 1-2 | |||
3. | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Управление империей. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Начало феодальной раздробленности. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте завоевания Карла Великого, границы его империи, раздел империи; Раскрывать значение понятий империя, король; Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждение о том, почему его назвали Великим; Сравнивать политику Хлодвига и Карла Великого; Делать выводы о последствиях Верденского раздела; Участвовать в работе в парах; Осуществлять самооценку и взаимооценку. |
| §3 | ||
4. | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы в их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности. Франция в IХ—ХI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен. Германия в IХ—ХI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Священная Римская империя. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий феодальная раздробленность, сеньор, вассал, домен; Характеризовать процесс развития феодальных отношений; Высказывать и аргументировать мнение о положительных и отрицательных чертах, последствиях феодальной раздробленности; Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции, Германии; Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии в период феодальной раздробленности; Соотносить во времени различные события из истории раннего Средневековья; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §4 | |||
5. | Англия в раннее Средневековье | 1 | Англия в IХ—ХI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Норманны и их образ жизни. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Борьба англосаксов с норманнами. Король Альфред Великий. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море, Сицилийское королевство. Прекращение норманнских завоевательных походов. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий норманны, варяги; Рассказывать о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, используя текст, изобразительные материалы; Высказывать и аргументировать мнение о причинах походов викингов; Проводить поиск информации о завоеваниях норманнов, их географических открытиях в тексте учебника, отрывках из исторических текстов; Делать выводы о последствиях норманнских завоеваний в Европе. Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §5 | |||
6. | Византийская империя при Юстиниане. Культура Византии | 1 | Образование Восточной Римской империи — Византии. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей.. Византия при императоре Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Образование в Византии. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою деятельность на уроке; Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика; Показывать на карте территорию Византийской империи, назвать соседствовавшие с ней народы и государства; Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями; Давать оценку поступкам императора Юстиниана; Описывать выдающиеся памятники византийской культуры; Доказывать мнение о том, что «Византия – наследница мира Античности и стран Востока»; Называть характерные особенности византийской архитектуры (на основе информации учебника); Высказывать и аргументировать мнение о важности контактов других стран и народов с Византией. | §6-7 | |||
7. | Образование славянских государств | 1 | Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии в Болгарии и его завершение. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою деятельность на уроке; Показывать на карте пути расселения славян, территории славянских государств; Сравнивать государства южных, западных, восточных славян; Составлять развернутый план параграфа; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §8 | |||
8. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка—центр торговли. Мухаммед. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран—священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Завоевательные походы арабов. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою деятельность на уроке; Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат; Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья; Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен; Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан; Сравнивать территории изученных империй Средневековья (по картам в учебнике), делать выводы, объяснять их; Объяснять причины военных успехов арабов; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §9 | |||
9. | Культура стран халифата | 1 | Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою деятельность на уроке; Раскрывать значение понятий медресе, мечеть, мулла, минарет, арабески; Преобразовывать текст учебника в таблицу «Наука арабского халифата»; Называть характерные черты исламского искусства (на основе работы с текстом учебника); Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §10 | |||
Феодалы и крестьяне. Средневековый город. Католическая церковь (7 ч.) | ||||||||
10. | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий вотчина, повинности, натуральное хозяйство; Схематически изображать и комментировать проявления зависимости крестьян от феодала; Изображать план-схему феодальной вотчины, объяснять смысл изображенного; Составлять рассказ о труде крестьян (по иллюстрациям в учебнике); Формулировать и аргументировать мнение о сохранении элементов натурального хозяйства в современной деревне; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §11 | |||
11. | В рыцарском замке | 1 | Период зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношении. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести рыцарская культура. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: рыцарь, замок; Описывать снаряжение рыцаря, замок (на основе текста и иллюстраций учебника); Составлять кодекс рыцарской чести; Участвовать в работе группы; Формулировать и аргументировать мнение о том, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ; Обсуждать с одноклассниками, какое поведение сейчас называют «рыцарским», следуют ли современные молодые люди и мужчины принципам кодекса рыцарской чести; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §12 | |||
12. | Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в Средние века. | 1 | Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: цех, гильдия, бюргер; Показывать на карте центры ремесла и торговли в Европе, места проведения крупнейших ярмарок, важнейшие торговые пути; Выделять и называть причины возникновения средневековый городов (на основе работы с текстом учебника); Решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображения; Оценивать влияние на развитие городов королевской власти, монастырей, феодалов; Составлять рассказ от имени мастера, подмастерья, купца; При помощи словаря выяснять этимологию слов «ростовщик», «банк». Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §13-14 | |||
13. | Горожане и их образ жизни | 1 | Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Составлять схему «население средневекового города»; Характеризовать особенности образа жизни горожан; Описывать типичный средневековый город; Составлять рассказ о жизни горожан (по иллюстрациям в учебнике); Составлять в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться жить в город, о преимуществах и трудностях городской жизни; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §15 | |||
14. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источниках доходов. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: сословие, католицизм, православие, еретик, инквизиция, индульгенция; Составлять схему «Источники богатства церкви»; Формулировать и аргументировать, опираясь на текст, мнение о причинах разделения христианской церкви; Находить и группировать информацию о монашеских орденах из текста и изображений учебника, дополнительных источников информиции; Высказывать мнение о причинах появления еретиков, называть их требования (на основе работы с различными источниками информации); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §16 | |||
15. | Крестовые походы | 1 | Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах Ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: Крестовый поход, крестоносец, духовно-рыцарский орден; Показывать на карте путь Крестовых походов; Преобразовывать текст учебника в таблицу (заполнять таблицу «Крестовые походы»), сравнивая особенности различных крестовых походов; Участвовать в работе группы, определять свою роль в деятельности группы; При помощи дополнительных источников информации давать краткую характеристику Фридриху I Барбароссе, Филиппу II Августу, Ричарду Львиное сердце; Высказывать мнение о последствиях Крестовых походов:
Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §17 | |||
16. | Урок обобщения «Европа и европейцы в период раннего Средневековья» | 1 | Начало Средневековья. Германцы. Складывание феодальных отношений, феодальная лестница. Феодальная раздробленность. Особенности развития Византии, славянских государств. Христианство. Роль церкви в жизни общества. Арабы, их завоевательные походы. Ислам. Основные сословия средневекового общества, особенности их положения. | Актуализировать и обобщать знания по истории раннего Средневековья; Показывать на карте государства, территории по заданному признаку; Объяснять значение понятий: феодализм, сословия; Соотносить события истории раннего Средневековья по хронологическому признаку; Раскрывать существенные черты экономики, социальной структуры, политической и духовной жизни Европы раннего Средневековья; Решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображения, карты; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | ||||
Зрелое Средневековье (9 ч.) | ||||||||
17. | Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Начало объединения Франции. Укрепление власти короля. Филипп II Август. Людовик IХ Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IУ Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет й его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархий. Бароны против короля.. Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: парламент, хартия; Показывать на карте изменения территории Франции в XI-XII вв.; Устанавливать причинно-следственные связи между экономическими процессами и тенденцией к объединению во Франции; Находить в тексте учебника информацию о первых успехах в объединении во Франции; Определять причины:
Отбирать информацию для сообщений о Филиппе II Августе, Людовике IХ Святом, Филиппе IV Красивом, Бонифации VIII, Вильгельме Завоевателе, Генрихе II Плантагенете (на выбор); Сравнивать Генеральные штаты и английский парламент; Высказывать суждения о сходствах и различиях в процессе объединения во Франции и в Англии. | §18-19 | |||
18. | Столетняя война | 1 | Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Находить и показывать на карте места основных сражений; Составлять развернутый план параграфа по заданным пунктам:
Составлять рассказ о подвиге Жанны д’Арк; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §20 | |||
19. | Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции | 1 | Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком ХI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце ХV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце ХV в. Обострение социальных противоречий (Жакерия, восстание Уота Тайлера). | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: абсолютная власть; Показывать на карте изменения территории Франции в ХV в .; Называть последствия Столетней войны для Англии и Франции; Анализировать процессы объединения в Англии и Франции; Участвовать в деятельности группы при работе с дополнительной информацией о Жакерии и восстании Уота Тайлера, определять свою роль в работе группы. | §21 | |||
20. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиринейском полуострове | 1 | Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: конкиста, Реконкиста; Показывать на исторической карте и комментировать события, связанные с Реконкистой; Объяснять причины и характеризовать особенности Реконкисты; Высказывать мнение о сходствах и различиях в процессах объединения в Испании, Англии, Франции; Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции и Парламентом в Англии; Характеризовать роль католической церкви Испании. | §22 | |||
21. | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. | 1 | Причины сохранения раздробленности Германии. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей. Священная Римская империя и княжества в ХIV в. Король Карл 1 — император Карл IV. Золотая булла как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений в авторитета имперской власти. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей. Тирания Медичи во Флоренции. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: гвельфы, гибеллины, тирания; Показывать на исторической карте местоположение Германии, её отдельных частей, городские феодальные республики Италии; Решать проблемные задачи; Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы; Определять причины ослабления императорской власти; Используя информацию учебника и дополнительные источники информации, составлять рассказ об одной из городских республик Италии; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §23 | |||
22. | Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения. Балканские народы накануне завоевания. Свобода болгар от власти Византии в конце ХII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния. Мехмед II Завоеватель. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: гуситы, табориты; Показывать на исторической карте территорию Османской империи, Болгарского царства, Сербию, Чехию; Объяснять причины появления гуситского движения в Чехии; Рассказывать о Яне Гусе, Яне Жижке, объяснять, почему их имена сохранились в памяти потомков; Сравнивать взгляды, социальный состав умеренных и таборитов; Составлять вопросы (не менее 5 разных типов) к параграфу 24; Приводить факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против Османского ига; Находить в тексте учебника и называть причины и последствия падения Византии; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §24-25 | |||
23. | Образование и философия. Средневековая литература. | 1 | Расширение границ мира средневекового человека. Марко Поло. Развитие светской культуры. Возникновение университетов. Схоластика — религиозная философия. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Спор философа-схоласта Пьера Абеляра и его оппонента Бернара Клервоского. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Ваганты. Данте Алигьери. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: корпорация, школа, университет, схоластика, эпос, рационализм, трубадур, вагант; Определять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире, объяснять, какое место в этих представлениях занимала религия; Оценивать значение образования в представлении разных слоев средневекового общества; Выделять основные понятия темы «Средневековая литература» (по тексту параграфа) - не более пяти, раскрывающие её суть; Участвовать в работе группы (по вопросам «Виды средневековой литературы», «Шедевры средневековой литературы»). Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §26-27 | |||
24. | Средневековое искусство. Культура раннего возрождения в Италии. | 1 | Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Воспитание нового человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: романский стиль, готический стиль, витраж, Возрождение, гуманисты; Характеризовать особенности романского и готического стилей (выделяя не менее трех характерных черт каждого); Объяснять, почему средневековую храмовую скульптуру называли «Библией для неграмотных»; Высказывать мнение об образе нового человека с позиции гуманистов; Составлять таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | §28-29 | |||
25. | Научные открытия и изобретения. | 1 | От астрологии в и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле, дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек, доступность печатной книги. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: каравелла, астролябия; Выделять главное в части параграфа, в параграфе; Высказывать суждение о значении изобретения книгопечатания в судьбе человечества; Анализировать последствия развития мореплавания; Заполнять таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья»; Называть изобретения и открытия Средневековья, которыми мы пользуемся по сей день. | §30 | |||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.) | ||||||||
26. | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | Китай. Империи Тан и Сун. Император — «Сын неба». Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Монгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Образование и научные знания. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенность народов Индии. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на территории Индии, делийский султанат и разгром его Тимуром. Хозяйство и богатства Индии.. Наука. Индийская медицина. Искусство. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Средневековая Япония. Территория Японии. Особенности экономического и политического развития Японии. Сёгуны. Самураи. Культура средневековой Японии. Буддизм. Распространение грамотности. Японский театр. Изобразительное искусстро и литература. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: хан, орда, сёгун, самурай, каста; Показывать на исторической карте территорию Средневекового Китая, Индии, Японии; Раскрывать причинно-следственные связи между особенностями территории и природы государств и особенностями развития их истории, культуры, характера жителей; Составлять сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии»; Анализировать последствия создания Монгольской державы для Китая, Индии, Японии. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §31 | |||
27. | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки | 1 | Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать значение понятий: майя, инки, ацтеки; Показывать на исторической карте древние государства Америки, территорию расселения народов Центральной Африки; Преобразовывать текст учебника в таблицу «Народы доколумбовой Америки»; Описывать памятники истории и культуры народов доколумбовой Америки, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности; Рассказывать о культуре народов Африки; Высказывать мнение о последствиях освоения Африки европейцами; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | §32 | |||
Итоговое обобщение (1 ч) | ||||||||
28. | Итоговое обобщение «Наследие Средних веков в истории человечества» | 1 | Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики; Описывать природные условия и занятия жителей Аттики; Выделять признаки греческого полиса; Выделять и раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Решать познавательные задачи, используя ленту времени; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Пояснительная запискак рабочей программе курса «Всеобщая история. История Древнего мира»в 5 классе.Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» разработана в соответствии с тре...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС
Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса.УМК Ф. А. Михайловского :ФГОС ООО,
Рабочая программма по Всеобщей истории для 5 кл. на 2018 - 2019 гг. ФГОС. УМК Ф. А Михайловского...
Проект рабочей программы по истории для 5 класса ФГОС к УМК «Всеобщая История. 5 кл. История Древнего Мира под редакцией С.П.Карпова»
Рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК «Всеобщая История. 5...
Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».
Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК &l...