КТП по всеобщей истории 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме

к учебнику Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_vseobshchey_istorii_6_klass.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  

/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М.: «Просвещение/

                                                     

     

Тема урока

кол-во часов

Основное содержание по темам

Планируемая деятельность

учащихся (на уровне учебных действий)

Дата-

план

Дата-

факт

Домашнее задание

(инвариантная часть)

Введение (1 ч.)

1.

Введение. Живое средневековье

1

Что изучает история Средних веков, дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина "Средневековье", Место истории Средних веков в истории человечества, Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Раскрывать значение терминов Средневековье,  исторический источник, летопись;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, по каким источникам учёные изучают историю Средних веков;

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории;

Определять место Средневековья на ленте времени;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Стр. 5-11

Раннее Средневековье  (VI-XI вв.)  (8 ч)                      

2.

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

Родоплеменная организация германцев.  Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила — воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и её раздел под натиском варваров. Исторический рубеж древности и Средневековья.

Территории расселения германских союзов племён. Образование варварских государств. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов.

Переход от обычая к писаному закону. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков.

Хлодвиг и христианская церковь. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. Папская область.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Рассказывать об общественном строе древних германцев на основе различных источников;

Показывать на карте территорию расселения германцев, территорию Франкского государства;

Раскрывать значение понятий феод, феодал, духовенство, монастырь, монах, папа римский;

Участвовать в обсуждении вопроса о причинах роста могущества христианской церкви в Средние века;

Решать проблемные задания на основе информации о суде франков;

Высказывать мнение о поступках Хлодвига, давать им оценку;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§ 1-2

3.

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Управление империей. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Начало феодальной раздробленности.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на карте завоевания Карла Великого, границы его империи, раздел империи;

Раскрывать значение понятий империя, король;

Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждение о том, почему его назвали Великим;

Сравнивать политику Хлодвига и Карла Великого;

Делать выводы о последствиях Верденского раздела;

Участвовать в работе в парах;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

       

§3

4.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности  франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы в их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

Франция в IХ—ХI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.

Германия в IХ—ХI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Оттон I. Священная Римская империя.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий феодальная раздробленность, сеньор, вассал, домен;

Характеризовать процесс развития феодальных отношений;

Высказывать  и аргументировать мнение о положительных и отрицательных чертах, последствиях феодальной раздробленности;

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции, Германии;

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии в период феодальной раздробленности;

Соотносить во времени различные события из истории раннего Средневековья;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§4

5.

Англия в раннее Средневековье

1

Англия в IХ—ХI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Норманны и их образ жизни. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Борьба англосаксов с норманнами. Король Альфред Великий. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море, Сицилийское королевство. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий норманны, варяги;

Рассказывать о короле Артуре и рыцарях  Круглого стола, используя текст, изобразительные материалы;

Высказывать и аргументировать мнение о причинах походов викингов;

Проводить поиск информации о завоеваниях норманнов, их географических открытиях в тексте учебника,  отрывках из исторических текстов;

Делать выводы о последствиях норманнских завоеваний в Европе.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§5

6.

Византийская империя при Юстиниане. Культура Византии

1

Образование Восточной Римской империи — Византии. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей.. Византия при императоре Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Образование в Византии.  Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою деятельность на уроке;

Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика;

Показывать на карте территорию Византийской империи, назвать соседствовавшие с ней народы и государства;

Характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями;

Давать оценку поступкам императора Юстиниана;

Описывать выдающиеся памятники византийской культуры;

Доказывать мнение о том, что «Византия – наследница мира Античности и стран Востока»;

Называть характерные особенности византийской архитектуры (на основе информации учебника);

Высказывать и аргументировать мнение о важности контактов других стран и народов с Византией.

§6-7

7.

Образование славянских государств

1

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии в Болгарии и его завершение. Великоморавская держава — государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою деятельность на уроке;

Показывать на карте пути расселения славян, территории славянских государств;

Сравнивать государства южных, западных, восточных славян;

Составлять развернутый план параграфа;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§8

8.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка—центр торговли. Мухаммед. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран—священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами.

Арабский халифат. Завоевательные походы арабов. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою деятельность на уроке;

Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат;

Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья;

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен;

Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан;

Сравнивать территории изученных империй Средневековья (по картам в учебнике), делать выводы, объяснять их;

Объяснять причины военных успехов арабов;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§9

9.

Культура стран

халифата

1

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою деятельность на уроке;

Раскрывать значение понятий медресе, мечеть, мулла, минарет, арабески;

Преобразовывать текст учебника в таблицу «Наука арабского халифата»;

Называть характерные черты исламского искусства (на основе работы с текстом учебника);

Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры.

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§10

Феодалы и крестьяне. Средневековый город. Католическая церковь (7 ч.)

10.

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий  вотчина, повинности, натуральное хозяйство;

Схематически изображать и комментировать проявления зависимости крестьян от феодала;

Изображать план-схему феодальной вотчины, объяснять смысл изображенного;

Составлять рассказ о труде крестьян (по иллюстрациям в учебнике);

Формулировать и аргументировать мнение о сохранении элементов натурального хозяйства в современной деревне;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§11

11.

В рыцарском замке

1

Период зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношении. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести рыцарская культура.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: рыцарь, замок;

Описывать снаряжение рыцаря, замок (на основе текста и иллюстраций учебника);

Составлять кодекс рыцарской чести;

Участвовать в работе группы;

Формулировать и аргументировать мнение о том, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ;

Обсуждать с одноклассниками, какое поведение сейчас называют «рыцарским», следуют ли современные молодые люди и мужчины принципам кодекса рыцарской чести;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§12

12.

Формирование средневековых городов. Ремесло и торговля в Средние века.

1

Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление.

Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников.

Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: цех, гильдия, бюргер;

Показывать на карте центры ремесла и торговли в Европе, места проведения крупнейших ярмарок, важнейшие торговые пути;

Выделять и называть причины возникновения средневековый городов (на основе работы с текстом учебника);

Решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображения;

Оценивать влияние на развитие городов королевской власти, монастырей, феодалов;

Составлять рассказ от имени мастера, подмастерья, купца;

При помощи словаря выяснять этимологию слов «ростовщик», «банк».

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§13-14

13.

Горожане и их образ жизни

1

Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.  Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Составлять схему «население средневекового города»;

Характеризовать особенности образа жизни горожан;

Описывать типичный средневековый город;

Составлять рассказ о жизни горожан (по иллюстрациям в учебнике);

Составлять в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться жить в город, о преимуществах и трудностях городской жизни;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§15

14.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источниках доходов. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать смысл понятий: сословие, католицизм, православие, еретик, инквизиция, индульгенция;

Составлять схему «Источники богатства церкви»;

Формулировать и аргументировать, опираясь на текст, мнение о причинах разделения христианской церкви;

Находить и группировать информацию о монашеских орденах из текста и изображений учебника, дополнительных источников информиции;

Высказывать мнение о причинах появления еретиков, называть их требования (на основе работы с различными источниками информации);

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§16

15.

Крестовые походы

1

Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах Ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: Крестовый поход, крестоносец, духовно-рыцарский орден;

Показывать на карте путь Крестовых походов;

Преобразовывать текст учебника в таблицу (заполнять таблицу «Крестовые походы»), сравнивая особенности различных крестовых походов;

Участвовать в работе группы, определять свою роль в деятельности  группы;

При помощи дополнительных источников информации давать краткую характеристику Фридриху I Барбароссе, Филиппу II Августу, Ричарду Львиное сердце;

Высказывать мнение о последствиях Крестовых походов:

  1. для народов Ближнего Востока;
  2. для Западной Европы;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§17

16.

Урок обобщения «Европа и европейцы в период раннего Средневековья»

1

Начало Средневековья. Германцы. Складывание феодальных отношений, феодальная лестница. Феодальная раздробленность. Особенности развития Византии, славянских государств. Христианство. Роль церкви в жизни общества.

Арабы, их завоевательные походы. Ислам.

Основные сословия средневекового общества, особенности их положения.

Актуализировать и обобщать знания  по истории  раннего Средневековья; Показывать на карте государства, территории по заданному признаку;

Объяснять значение понятий: феодализм, сословия;

Соотносить события истории раннего Средневековья по хронологическому признаку;

Раскрывать существенные черты экономики, социальной структуры, политической и духовной жизни Европы раннего Средневековья;

Решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображения, карты;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Зрелое Средневековье (9 ч.)

17.

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод

1

Начало объединения Франции.  Укрепление власти короля. Филипп II Август. Людовик IХ Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IУ Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет й его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархий. Бароны против короля.. Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: парламент, хартия;

Показывать на карте изменения территории Франции в XI-XII вв.;

Устанавливать причинно-следственные связи между экономическими процессами и тенденцией к объединению во Франции;

Находить в тексте учебника информацию о первых успехах в объединении во Франции;

Определять причины:

  1. утверждения норманнской династии на английском престоле;
  2. прявления Великой хартии вольностей в Англии;

Отбирать информацию для сообщений о Филиппе II Августе, Людовике IХ Святом, Филиппе IV Красивом, Бонифации VIII, Вильгельме Завоевателе, Генрихе II Плантагенете (на выбор);  

Сравнивать Генеральные штаты и английский парламент;

Высказывать суждения о сходствах и различиях в процессе объединения во Франции и в Англии.

§18-19

18.

Столетняя война

1

Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Находить и показывать на карте места основных сражений;

Составлять развернутый план параграфа по заданным пунктам:

  1. Причины войны;
  2. Готовность сторон;
  3. Основные этапы войны;
  4. Итоги войны.

Составлять рассказ о подвиге Жанны д’Арк;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§20

19.

Усиление королевской власти в конце XV века в Англии и Франции

1

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком ХI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце ХV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце ХV в.

Обострение социальных противоречий (Жакерия, восстание Уота Тайлера).

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: абсолютная власть;

Показывать на карте изменения территории Франции в ХV в .;

Называть последствия Столетней войны для Англии и Франции;

Анализировать процессы объединения в Англии и Франции;

Участвовать в деятельности группы при работе с дополнительной информацией о Жакерии и восстании Уота Тайлера, определять свою роль в работе  группы.

§21

20.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиринейском полуострове

1

Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: конкиста, Реконкиста;

Показывать на исторической карте и комментировать события, связанные с Реконкистой;

Объяснять причины и характеризовать особенности Реконкисты;

Высказывать мнение о сходствах и различиях в процессах объединения в Испании, Англии, Франции;

Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции и Парламентом в Англии;

Характеризовать роль католической церкви  Испании.

§22

21.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

Причины сохранения раздробленности Германии. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей. Священная Римская империя и княжества в ХIV в. Король Карл 1 — император Карл IV. Золотая булла как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений в авторитета имперской власти. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей. Тирания Медичи во Флоренции.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: гвельфы, гибеллины, тирания;

Показывать на исторической карте местоположение Германии, её отдельных частей, городские феодальные республики Италии;

Решать проблемные задачи;

Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы;

Определять причины ослабления императорской власти;

Используя информацию учебника и дополнительные источники информации, составлять рассказ об одной из городских республик Италии;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§23

22.

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе.

Ян Гус — критик духовенства. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Балканские народы накануне завоевания. Свобода болгар от власти Византии в конце ХII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния. Мехмед II Завоеватель. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: гуситы, табориты;

Показывать на исторической карте территорию  Османской империи, Болгарского царства, Сербию, Чехию; Объяснять причины появления гуситского движения в Чехии;

Рассказывать о Яне Гусе, Яне Жижке, объяснять, почему их имена сохранились в памяти потомков;

Сравнивать взгляды, социальный состав умеренных и таборитов;

Составлять вопросы (не менее 5 разных типов) к параграфу 24;

Приводить факты, доказывающие, что народы Балканского полуострова героически отстаивали свою независимость в борьбе против Османского ига;

Находить в тексте учебника и называть причины и последствия падения Византии;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§24-25

23.

Образование и философия. Средневековая литература.

1

Расширение границ мира средневекового человека. Марко Поло. Развитие светской культуры. Возникновение университетов. Схоластика — религиозная философия. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Спор философа-схоласта Пьера Абеляра и его оппонента Бернара Клервоского. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Ваганты. Данте Алигьери.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: корпорация, школа, университет, схоластика, эпос, рационализм, трубадур, вагант;

Определять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире, объяснять, какое место в этих представлениях занимала религия;

Оценивать значение образования в представлении разных слоев средневекового общества;

Выделять основные понятия темы «Средневековая литература» (по тексту параграфа) - не более пяти, раскрывающие её суть;

Участвовать в работе группы (по вопросам «Виды средневековой литературы», «Шедевры средневековой литературы»).

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§26-27

24.

Средневековое искусство. Культура раннего возрождения в Италии.

1

Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Воспитание нового человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: романский стиль, готический стиль, витраж, Возрождение, гуманисты;

Характеризовать особенности романского и готического стилей (выделяя не менее трех характерных черт каждого);  

Объяснять, почему средневековую храмовую скульптуру называли «Библией для неграмотных»;

Высказывать мнение об образе нового человека с позиции гуманистов;

Составлять таблицу «Мыслители и художники раннего Возрождения»;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

§28-29

25.

Научные открытия и изобретения.

1

От астрологии  в и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле, дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек, доступность печатной книги.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: каравелла, астролябия;

Выделять главное в части параграфа, в параграфе;

Высказывать суждение о значении изобретения книгопечатания в судьбе человечества;

Анализировать последствия развития мореплавания;

Заполнять таблицу «Технические открытия и изобретения Средневековья»;

Называть изобретения и открытия Средневековья, которыми мы пользуемся по сей день.

§30

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.)

26.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

Китай. Империи Тан и Сун. Император — «Сын неба». Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Монгольская опасность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и  развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Образование и научные знания. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенность народов Индии. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на территории Индии, делийский султанат и разгром его Тимуром. Хозяйство и богатства Индии.. Наука. Индийская медицина. Искусство. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра.

Средневековая Япония. Территория Японии. Особенности экономического и политического развития Японии. Сёгуны. Самураи. Культура средневековой Японии. Буддизм. Распространение грамотности. Японский театр. Изобразительное искусстро и литература.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: хан, орда, сёгун, самурай, каста;

Показывать на исторической карте территорию Средневекового Китая, Индии, Японии;

Раскрывать причинно-следственные связи между особенностями территории и природы государств и особенностями развития их истории, культуры, характера жителей;

Составлять сравнительную таблицу «Страны средневековой Азии»;

Анализировать последствия создания Монгольской державы для Китая, Индии, Японии.

Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§31

27.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Раскрывать значение понятий: майя, инки, ацтеки;

Показывать на исторической карте древние государства Америки, территорию расселения народов Центральной Африки;

Преобразовывать текст учебника в таблицу «Народы доколумбовой Америки»;

Описывать памятники истории и культуры народов доколумбовой Америки, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности;

Рассказывать о культуре народов Африки;

Высказывать мнение о последствиях освоения Африки европейцами;

Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

§32

Итоговое обобщение (1 ч)

28.

Итоговое обобщение «Наследие Средних веков в истории человечества»

1

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики;

Описывать природные условия и занятия жителей Аттики;

Выделять признаки греческого полиса;

Выделять и раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Решать познавательные задачи, используя ленту времени;