Рабочая программа по истории России (6 класс, обучение на дому)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Курочкина Ольга Александровна

Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -М.; Просвещение,2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (ФКГОС 2004, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ в 6 классе на 20 учебных часов в год при 1 часе в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_rossii.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка курса «История России»

Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -М.; Просвещение,2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (ФКГОС 2004, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ в 6 классе на 20 учебных часов в год при 1 часе в неделю

          

Основные цели курса:

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.

        Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

        Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

        Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также  ценностно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и  общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);

        Результаты изучения курса истории приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.

Используемый учебник:

 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 изученные виды исторических источников;

уметь:

 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

 использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

 объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план 

Тема

Всего часов

1

Введение.

1

2

Раздел 1. Русь Древняя.

5

3

Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси.

5

4

Раздел 3. Русь Московская.

8

5

Итоговое повторение.

1

ИТОГО

20

Содержание тем учебного курса

Введение. (1 ч)

Раздел 1. Русь Древняя. (5 ч)

Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи.  Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности.  Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.

Обучающийся должен знать.

  • понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
  • даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
  • имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

 Обучающийся должен уметь.

  • Соотносить даты с веком;
  • Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
  • Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;

Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. (5 ч)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII  веках.

   

 Обучающийся должен знать.

  • понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;  
  • даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
  • имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;

Обучающийся должен уметь.

  • определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
  • показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
  • рассказывать об особенностях развития русских земель;
  • оперировать терминами;
  • объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
  • характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;

Раздел 3. Русь Московская. (8 ч)

      Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.

Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

      Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика.                                                                                    Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-

представительной монархии.

      Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

 Обучающийся должен знать.

  • понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник  1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
  • даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
  • имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;

Обучающийся должен уметь.

  • называть причины возвышения Москвы  и образования единого государства;
  • давать краткую характеристику личностям;
  • рассказывать об изменениях в управлении государства;
  • называть предпосылки централизации страны;
  • оперировать понятиями;
  • показывать на карте направление походов ИванаIV ;
  • соотносить с изученными событиями даты;
  • характеризовать исторические источники.

                     

Итоговое повторение. (1ч)


Календарно-тематическое планирование 


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы
минимального
содержания
образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

1

Введение

(1 ч)

Введение. История России – часть всемирной истории

1

Историческое время
и пространство. Предмет изучения истории Отечества. История России – часть всемирной истории. Многонациональный характер нашего государства. История региона – часть истории России. Исторические источники о нашей Родине. Вспомогательные исторические дисциплины.

Основные понятия: историческое время, историческое прост-ранство, историчес-

кий источник, лето- пись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика

Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона.

Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю

Введение,
с. 4–6

2

Русь

Древняя
(5 ч)

Восточные славяне Соседи восточных славян

1

Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования славян. Язычество. Общественный строй и управление.

Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение

Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия.

Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань

Иметь общее представление о предках

славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях общественного строя и управления
(вечевая организация).

Знать происхождение названия «Русь» Иметь представление об образе жизни соседних славянам народов и государств.

Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей.

Знать многонациональную основу древнерусской государственности

§ 1, вопросы и задания, с. 13; работа с документами и вопросы к документам, с. 13

§ 2, вопросы и задания, с. 19

3

Формирование Древнерусского государства

1

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация.

Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода

Знать понятие государства.

Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях образования государства, его исторической обусловленности независимо от происхождения правящей династии.

Знать этапы становления Древнерусского государства и особенности управления в нем, хронологические рамки образования Древнерусского государства.

Знать о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве

§ 3, вопросы и задания, с. 27; работа с документами и вопросы к документам,
с. 28

4

Первые киевские князья Владимир Святославич. Принятие христианства

1

Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги.

Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги. Основные походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве.

Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформа

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира
Крестителя в русской истории.

Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри

Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности первых киевских правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике Знать дату Крещения Руси.

Уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории

§ 4, вопросы и задания, с. 35; работа с документами и вопросы к документам, с. 35–36

§ 5, вопросы и задания, с. 42; работа с документами и вопросы к документам,
с. 42

5

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Культура Древней Руси

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе.

Древнерусские города. Складывание крупной земельной собственности. Земельные отношения и социальные слои в Древнерусском государстве.

Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы

Особенности культуры Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность.  Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Выдающиеся памятники древнерусской культуры.

Основные понятия: культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Знать внутреннюю
и внешнюю политику Ярослава Мудрого, иметь представление о системе управления Древнерусским государством.

Знать особенности социально-экономи-ческого развития
Руси.

Знать пути формирования феодальной собственности на землю и ее формы

Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян,  соседних народов и византийских культурных традиций.

Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры

§ 6, вопросы
и задания,
с. 53; работа
с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 54,
таблица «Категории зависимого населения на Руси»

 § 7, вопросы и задания, с. 63

6

Быт и нравы Древней Руси Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»

1

Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело.

Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти

Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях древнерусского жилища и одежды, основных занятиях населения, предметах быта, оружии того времени

§ 8, вопросы и задания, с. 71; работа с документами и вопросы к документам,
с. 72, подготовка к тесту

7

Политическая раздроб-
ленность на Руси

(5 ч)

Начало раздробления Древнерусского государства Главные политические центры Руси

1

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население.

Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация

Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде.

Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.

Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка

Уметь анализировать причины раздробленности Древнерусского государства.

Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого, решения
и значение Любечского съезда князей.

Уметь характеризовать внутреннюю
и внешнюю политику Владимира Мономаха.

Знать систему государственного управления в период политической раздробленности Знать о формировании трех типов государственности: республики (в Новгородской земле), монархии (во Владимиро-Суздальском княжестве) и аристократии (в Галицко-Волынском княжестве), об особенностях

управления в этих княжествах, политическом и экономическом развитии русских земель в период раздробленности

§ 9, вопросы и задания, с. 83; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам,
с. 83–84

§ 10–11, вопросы и задания, с. 94; работа с документами
и вопросы
к документам, с. 95, творческое задание:
мини-сочи-
нение «Путешествие по русским княжествам»

8

Нашествие с Востока Борьба Руси с западными завоевателями

1

Создание державы Чингисхана. Особенности управления
в раннемонгольском государстве. Причины монгольской экспансии. Первые походы монгол на Русь. Сражение на Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Основные понятия: найон, курултай

Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена.
Походы крестоносцев. Александр Ярославич.

Невская битва и ее значение. Ледовое побоище и его значение.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия

Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь.

Уметь показывать героический характер сопротивления русских людей монгольским завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси Уметь рассказать
о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов.

Знать об одном из величайших полководцев России – Александре Невском, его роли в русской истории.

Знать основные даты сражений Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище.

Знать основную канву этих событий

§ 12, вопросы и задания, с. 104; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам,
с. 105–106  § 13, вопросы и задания, с. 113; работа с документами
и вопросы

к документам,
с. 113–114

9

Русь и Золотая Орда

Русь и Литва

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык

Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особенности Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве.

Основные понятия: католицизм

Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества.

Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси Иметь представление о формировании, характере и особенностях Русско-Литовского государства.

Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве

§ 14, вопросы и задания, с. 120; работа с документами
и вопросы
к документам, с. 120

§ 15, вопросы и задания, с. 127; работа с контурной картой

10

Культура русских земель XII–

XIII вв.

1

Особенности культуры XII–XIII вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись.
Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм

Иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности.

Знать о выдающихся достижениях русской культуры XII–XIII вв. в литературе, зодчестве, изобразительном искусстве

§ 16, вопросы и задания, с. 136; работа с документами
и вопросы
к документам, с. 136–138, творческое задание:
мини-сочи-
нение «О чем говорят
берестяные грамоты», подготовка
к тесту

11

Повторительно-обобща-
ющий урок по теме «Политическая раздробленность
на Руси»

1

Материал раздела «Политическая раздробленность на Руси»

Знать материал раздела «Политическая раздробленность
на Руси»

12

Русь Московская

(7 ч)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества Москва – центр борьбы
с ордынским владычеством

1

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Основные понятия: удельные княжества, ярлык

Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в XIV в., определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси.

Знать о рациональной политике московских князей

Иметь представление о политической ситуации на Руси в данный период.

Знать о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус, исторические особенности развития отношений Руси и Золотой Орды в данный период

§ 17, вопросы и задания, с. 146

§ 18, вопросы и задания 1–2,
с. 155

13

Куликовская битва

1

Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. Особенности тактики обеих сторон. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Основные понятия: 

национальное самосознание, тактика, маневр

Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы.

Знать дату, ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа

§ 18, вопросы и задания 3–5,
с. 155; работа с документами и вопросы к документам, с. 155–156

14

Московское княжество и его соседи

в конце XIV –

середине XV в. Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества

1

Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины московской усобицы, ее основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской, украинской народностей Основные понятия: диалект, уния, народность

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства.

Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре

Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия I.

Знать два принципа престолонаследия: по старшинству в роде и от отца к сыну, за которыми стояли различные варианты развития страны.

Знать причины распада Золотой Орды, причины и этапы сближения Литвы
и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение
 Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 г. явилась результатом длительных исторических процессов.

Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства

§ 19, вопросы и задания, с. 164; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 165

§ 20, вопросы и задания, с. 173; работа с контурной картой

15

Московское государство
в конце XV – начале XVI в.

 Церковь
и государство в конце XV–начале XVI в.

1

Возвышение великокняжеской власти. Появление символов государственной власти. Органы управления государством Новшества в комплектации русского войска. Изменения в порядке владения землей и положении русского крестьянства. Категории русского крестьянства. Зарождение казачества. Ограничение свободы крестьян. Судебник 1497 г.

Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки

Изменения в положении Русской Православной Церкви.
Монастыри. Ереси. Еретические движения. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории
«Москва – третий Рим».

Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк

Иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сфере.

Знать о начале формирования крепостной зависимости,
о категориях русских крестьян Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать
монастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва – третий Рим»

§ 21, вопросы и задания, с. 181; работа с документами
и вопросы к документам, с. 182

§ 22, вопросы и задания, с. 191; работа с документами
и вопросы

к документам, с. 191–
192

16

Условия развития страны

в XVI в. Реформы Избранной рады. Становление сословно- представительной монархии

1

Условия развития страны в XVI в.:

территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.
Иван IV Грозный.
Установление царской власти

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монархии. Судебник Ивана IV 1550 г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений.

Приказная система. Военная реформа.

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы

Знать экономические, политические
и социальные условия развития страны в XVI в.

Уметь анализировать предпосылки централизации страны.

Уметь давать характеристику Ивана Грозного как исторической личности

Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения.

Уметь анализировать Судебник
Ивана IV 1550 г.

Знать значение первого Земского собора.

Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии

Работа с документами по группам, составление опорного конспекта

§ 23, вопросы и задания, с. 200; работа с документами
и вопросы
к документам, с. 200–
201-

17

Внешняя политика Ивана IV Опричнина

1

Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей.
Покорение Западной Сибири. Борьба за Балтийское побережье Ливонская война.

Основные понятия: засечная черта, ясак, острог

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Последствия опричной политики.

Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета».  

Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства.

Знать основные
даты, характер, ход
и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств
 Знать причины, характер, основные этапы, результаты
и последствия опричнины

§ 24, вопросы и задания, с. 212; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 213

§ 25, вопросы и задания, с. 220; работа с документами
и вопросы
к документам, с. 221

18

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв.

1

Особенности развития русской культуры XIV–XVI вв. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение и публицистика. Летописные своды. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература XIV–XVI вв.

Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия

Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры.

Уметь определять уровень развития культуры XIV–
XVI вв.

Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV–
XVI вв.

Знать дату начала российского книгопечатания и значение этого события

§ 26, вопросы и задания, с. 231; работа с документами и вопросы к документам, с. 231–232, разработка творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.»

19

Архитектура и живопись в XIV–XVI вв.

Быт в XV–XVI вв. Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская»

1

Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства
в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев.

Основные понятия: шатровый стиль,

иконостас, фреска, икона, юродивый

Развитие городов. Изменения в городской жизни. Русская изба. Особенности русского костюма и русской трапезы.

Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник

Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы.

Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи

Иметь представление об общих составляющих быта русского человека
в XIV–XVI вв.,
о сословных особенностях и имущественном различии городского и сельского жителя.

Знать структуру русских городов.

Уметь описать русскую избу.

Знать особенности русского костюма
и русской трапезы

§ 27, вопросы и задания, с. 243; работа с документами
и вопросы
к документам,
с. 244–245

§ 28, вопросы и задания, с. 255; подготовка
к тесту

20

Итоговое занятие

(1 ч)

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Знать основные вопросы курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

        

        

        


Контроль уровня обученности

Оценка «5»

- Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- Для доказательства использованы различные умения, выводы, примеры;

- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»

- Раскрыто основное содержание материала;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- Ответ самостоятельный;

- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров.

Оценка «3»

- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- Определения понятий недостаточно четкие;

- Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении;

- Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка «2»

- Основное содержание учебного материала не раскрыто;

- Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- Допущены грубые ошибки в определении понятий

Контрольная работа № 1

по теме «Русь Древняя».

1 вариант.

 1. Соотнесите  даты и события.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

1. 988 г. -

А) правление князя Ярослава Мудрого;

2. 912 – 945 г. г. -

Б) смерть Рюрика;

3. 1019 – 1054 г.г.  -

В) правление князя Игоря в Киеве;

4. 879 г. -

Г) крещение Руси;

Д) правление князя Олега в Киеве.

2. Дайте  определение следующим понятиям: полюдье; вотчина; житие.

3. Теоретические вопросы.

  1. На «5»: деятельность кого из первых русских князей внесла наибольший вклад в укрепление государства?
  2. На «4»: когда появились славяне в Восточной Европе? С какими народами и племенами они там встретились?
  3. На «3»: в чём вы видите положительное значение принятия христианства на Руси.

2 вариант.

 1. Соотнесите  даты и события.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

1. 882 – 912 г.г. -

А)  крещение Руси;

2. 945 – 957 г.г. -

Б) смерть князя Святослава;

3. 988 г. -

В )правление князя Олега в Киеве;

4. 944 г.  -

Г) поход Игоря на Византию;

Д) правление княгини Ольги.

2. Дайте определение  следующим понятиям: погосты; смерд; патриотизм.

3. Теоретические вопросы.

  1. На «5»: какие изменения произошли в славянском обществе к X – XI  в.в. по сравнению с VI – VIII в.в.?
  2. На «4»: почему Владимир Святославович и его окружение из многих религий выбрали православие?
  3. На «3»:почему русские князья ещё до принятия христианства стремились в Византию.

Контрольная работа № 2  

по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Вариант 1.

1. Соотнесите  даты и события.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

1.1097 г. -

А) битва на реке Калке;

2. 1219 – 1222 г.г. -

Б) княжение Александра Невского во Владимире;

3. 31 мая 1223 г. -

В) княжеский съезд в Любече;

4. 1252 – 1263 г.г. -

Г) завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа;

Д) Ледовое побоище.

2. дайте определение понятиям: удел, баскаки, вече.

3. Выполните тест.

3.1 Укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания.

А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;

Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;

В) княжествами маленьких размеров было легче управлять;

Г) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;

Д) города,  достаточно уже развитые и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих территорий.

3.2 Что такое «боярская дума»:

А) судебный орган при князе;  

Б) так назывался правительственный орган в Новгороде;

В) совещательный орган при князе.

3.3 В XII – XIII  в.в. политический центр Северо –Восточной Руси находился в городе :

А) Москве; Б) Нижнем Новгороде; В) Твери; Г) Суздале; Д) Владимире.

3.4 Вставьте  наиболее подходящее слово.

   На землях Прибалтики был создан духовно – рыцарский _________ «воинов бога». Тех, кто входил в него, называли меченосцами (Союз, орден, клан,  отряд, класс?)

4. Теоретические вопросы.

1. На «5»:охарактеризуйте причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.

2. На «4»: какое значение имело сопротивление Руси монгольскому нашествию с точки зрения всемирной истории?

3. На «3»: расскажите, как происходил сбор дани с русских земель в период ордынского владычества.

Вариант 2.

1. Соотнесите  даты и события.

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

1. 15 июля 1240 г. -

А) битва на реке Калке;

2. 1236 – 1242 г.г. -  

Б) княжение Юрия Долгорукого (в Ростово – Суздальской земле);

3. 1125 – 1157 г.г. -

В) Хурал монгольской знати, на котором Темучину было присвоено почётное  имя – титул – Чингисхан;

4. 1206 г. -

Г) Невская битва;

Д) Батыево нашествие.

2. дайте определение понятиям: улус, владычество; ярлык, республика.

3. Выполните тест.

3.1 О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII  в.в. свидетельствуют:  

А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;

Б) широкая переписка горожан;

В) массовая грамотность населения;

Г) открытие школ в городах;

Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.

 (ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).

3.2. Объединение литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:

А) опасностью нашествия немецких рыцарей;

Б) зарождением и развитием товарно – денежных отношений;

В) ослаблением  Руси;

Г) ростом силы и могущества литовских феодалов;

Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества

(обозначьте указанные причины  номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)

3.3. Какой князь в народе заслужил прозвище «Большое Гнездо» за то, что имел 12 сыновей:

А) Андрей Юрьевич; Б) Всеволод Юрьевич; В) Константин Всеволодович;

3.4 Должность главы городской администрации в Новгороде:

А) мэр; Б) тысяцкий; В) посадник; Г) бургомистр.

4. Теоретические вопросы.

1. На «5»:каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового побоища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории? .

2. На «4»: расскажите о сопротивлении ордынскому владычеству любого  русского города.

3. На «3»: охарактеризуйте деятельность одного из русских удельных князей периода  феодальной раздробленности.

Контрольная работа № 3

по теме «Русь Московская».

Вариант 1.

 1. Причины возвышения Москвы среди других русских земель:

А) удачное географическое положение;  Б) умелая политика московских князей;

В) союз Москвы и Новгорода; Г) поддержка церкви.

2. Как должны были ремесленники и купцы отнестись к образованию единого централизованного государства:

А) выступить против, так как,  появилась конкуренция в производстве и реализации;

Б) им было безразлично, так как они производили товар и продавали его в своём городе;

В) это их должно было радовать, так как представлялась возможность  сбывать свой товар в  других регионах?

3. Главным соперникам был:

А) Новгород; Б) Киев; В) Тверь.

4. Как действовал во время восстания в Твери в 1327 году Иван Калита?

А) выступил совместно с восставшими против владычества Орды;

Б) ничего не предпринимал; В) совместно с ордынцами подавил восстание.

5. При каком правителе процесс объединения земель вокруг Москвы практически завершился:

А) при Василии Тёмном; Б) при Иване III; В) при Василии Шемяке.

6. Значение победы на Куликовом поле заключалось:

А) в окончании ордынского ига;

Б)  в моральном успехе победы;

В) в значительном разгроме главных сил Орды.

7. Что являлось причиной феодальной войны второй четверти XV  века?

А) борьба за ханский ярлык;

Б) не сложился порядок престолонаследия;

В) захват новых земель.

8. Территория Руси разделялась в XV- начале XVI в.в.:

А) на губернии; Б) губернии и уезды; В) уезды.

9. Свод законов 1497 года:

А) запретил крестьянам уходить от своих господ;

Б) ограничил уход одним днём – Юрьевым;

В) ограничил уход одной неделей до Юрьева дня и одной неделей после Юрьева дня.

10. Дворяне до XVI века – это:

А) помещики, владевшие большими наделами земли с крепостными крестьянами;

Б) представители служилого сословия;

В) слуги князя, жившие в его дворе и наделённые административными функциями.

Вариант № 2.

1. Что такое «местничество»:

А) особый порядок назначения на должность; Б) удельная власть князя; В) власть  общин.

2. Первая ересь на Руси называлась:

А) стригольничество; Б) нестяжательство;  В) иосифляне.

3. Теория «Москва – Третий Рим» означала:

А) власть князя должна быть ограничена неким органом так же, как в Риме власть императора ограничена Сенатом;

Б) что церковная власть выше светской;  

В) возвеличивание московских государей и роли Русской православной церкви

4. Какова была цель состоявшегося в 1551 году Церковного собора:

А) унификация церковных обрядов;

Б) введение патриаршества на Руси;

В) принятие решения о церковной реформе.

5. Расставьте события в хронологической последовательности:

А) Венчание на царство Ивана IV;

Б) Принятие царского Судебника;

В) Учреждение  опричнины.

Г) Взятие Казани.

Д. Начало боярского правления.

Е) Окончание Ливонской войны.

Ж) Стоглавый собор.

З) Начало деятельности Избранной рады.

6. Опричнина привела к тому, что:

А) государственная экономика укрепилась;

Б) изменился характер земельной собственности – главными землевладельцами стали дворяне;

В) страна пришла к запустению и разрухе.

7. результаты опричнины вынудили Ивана Грозного пойти на следующие меры:

А) была дана некоторая свобода крестьянам;

Б) запустевшие земли были розданы крестьянам;

В) было усилено крепостное право.

8. Россия времён Ивана Грозного по форме правления была:

А) раннефеодальная монархия;

Б) абсолютная монархия;

В) конституционная монархия.

9. Кто из зодчих возвёл Успенский собор на территории Московского Кремля:

А) Алоиз Фрязин;  Б) Аристотель Фиораванти; В) Фёдор Грек; Г) Максим Грек.

10. Кто написал «Троицу»:

А) Дионисий; Б) Феофана Грек  В) Андрей Рублёв.

Итоговая контрольная работа № 4

по теме «История России с древнейших времён до конца  XVI века».

Вариант 1.

1. Столица Древнерусского государства Киев находилась на землях

А) кривичей; Б) полян; В) древлян; Г) северян.

2. Первым правителем Руси принявшим христианство был (а)

А) Ярослав; Б) Олег; В) Ольга; Г) Владимир.

3. Древнейшей летописью дошедшей до нас является:

А) «Слово о  законе и благодати»; Б) «Слово о полку Игореве»;

В) «Повесть временных лет»; Г) «Чтение  о житии и погублении».

4. Феодальная раздробленность возникла потому что…

А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;

Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;

В) князья ненавидели друг друга;

Г) княжеством маленького размера было легче управлять;

Д) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;

Е) города, достаточно уже развившиеся и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих областей.

(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)

5. «Слово о полку Игореве» было написано:

А) после правления Ярослава Мудрого; Б) в годы правления Владимира Мономаха;

В) во время княжения Всеволода Большое Гнездо.

6. Успехи завоевательных походов монголо – татар объясняются:

А) их многочисленностью;

Б) высоким уровнем военной организации и жесточайшей дисциплиной в войсках;

В) стремлением их  знати к обогащению за счёт более развитых стран и народов;

Г) хорошо поставленной разведкой;

Д) применением военных машин;

Е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.

(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)

7. Русь в XIII – XV  веках была:

А) колонией Золотой Орды; Б) завоёвана Золотой Ордой и стала её составной частью;

В) независимым государством; Г) сохраняла свою государственность, но была поставлена в вассальную зависимость  от ордынских ханов.

8. Объединение Литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:

А) опасностью нашествия немецких рыцарей;

Б) зарождением и развитием феодальных отношений;

В) ростом силы и могущества литовских феодалов;

Г) ослаблением Руси;

Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества.

(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)

9. Основателем Московского княжества был:

А) Дмитрий Донской; Б) Юрий Долгорукий;

В) Даниил Александрович; Г) Александр Невский

10. Постройте цепочку причинно – следственных связей:

Развитие городов, освобождение от ордынского ига; усиление общения между русскими землями, подъём хозяйства на Руси, оживление торговли, объединение русских земель.

11. Усиление  боярской думы привело:

А) к усилению централизованного государства;

Б) ослаблению власти Великого князя;

В) усилению позиций церкви;

Г) обострению противоречий между Великим князем и Думой;

Д) ограничению власти Великого князя;

Е) возрастанию роли дворян в управлении государством.

(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)

12. Расположите в хронологической последовательности:

1. Судебник Ивана III; 2) стояние на реке Угре; 3) Судебник Ивана IV; 4) первый Земский собор; 5) основание Архангельска; 5) венчание Ивана IV на царство;

13. Опричнина возникла в результате:

А) стремления царя путём массового террора нанести окончательный удар по крупным феодалам;

Б) болезненной реакции Ивана IV на неудачи в Ливонской войне;

В) проявления чрезмерной подозрительности и недоверчивости Ивана IV;

Г) намерения царя запугать народ и подавить малейшие очаги сопротивления его политике;

Д) стремления  царя пресечь боярские  заговоры.

14. В каком году на Руси было установлено патриаршество?

А) 1582; Б) 1589; В) 1592; Г) 1595

15. Первым русским царём был:

А) Иван III; Б) Василий III; В)Иван IV; Г) Михаил Романов.

Вариант 2.

1. Основателем  древнерусского государства летописи называют

А) Олега; Б) Рюрика; В) Игоря; Г) Святослава.

2. Древнерусское государство с центром в Киеве было:

А) раннефеодальным; Б) развитым феодальным;

В) позднефеодальным; Г) рабовладельческим

3. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:

А) Игоря; Б) Святослава; В) Владимира; Г) Ярослава.

4. Соотнесите правителей и территорию:

ПРАВИТЕЛЬ

ТЕРРИТОРИЯ

1. Ярослав Осмысл,

А) Галицко – Волынское княжество;

2. Даниил Галицкий,

3. Юрий Долгорукий,

Б) Владимиро – Суздальское княжество.

4. Андрей Боголюбский,

5. Всеволод Большое Гнездо.

5.  О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII  в.в. свидетельствуют:  

А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;

Б) широкая переписка горожан;

В) массовая грамотность населения;

Г) открытие школ в городах;

Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.

 (ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).

6. Битва на Калке произошла:

А) до первого крестового похода в Европе;

Б) после гуситских войн в Чехии;

В) после принятия христианства  на Руси;

Г) после правления Владимира Мономаха.

7. Расположите исторические события в хронологической последовательности:

1) Битва на Чудском озере; 2) Битва на Калке; 3) В нашествие Батыя; 4)Невская битва; 5)Битва на реке Вожже;6) строительство каменного Кремля в Москве;7) княжение Ивана Калиты.

8. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к следующему событию:

А) падению ордынского ига; Б) объединению русских земель;

В) разгрому главных сил Орды; Г) распаду Орды.

9. В феодальной войне XV  века борьба велась:

А) за первенство Москвы в деле объединения русских земель;

Б) присвоение московскому князю титула «государя всея Руси»;

В) власть на московском престоле;

Г) получение ордынского ярлыка на великое княжение.

10. Ордынское владычество было свергнуто:

А) до Великих географических открытий;

Б) во время Столетней войны;

В) после завоевания Бабура в Индии;

Г) во время правления во Франции Людовика XI.

11. Земля передавалась дворянам:

А) в награду за верную службу;

Б) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель;

В) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы.

Г) для надзора за крестьянами и их усмирения в случае проявления ими недовольства.

12. Волжский водный путь в XVI  веке приобрёл большое значение, потому что:

А) к России были присоединены  большие территории и Волга стала внутренней рекой;

Б) в те годы отсутствовали хорошие дороги, и перевозить товары удобнее было по воде;

В) он соединил Северо –Восточную Русь со странами Востока;

Г) были ликвидированы ханства, владевшие землями в Поволжье;

Д) интенсивно развивались торговые связи между различными землями и областями страны.

(обозначьте указанные факторы порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости).

13. Выберите наиболее точную формулировку:

А) опричное войско, созданное Иваном IV для борьбы с крупными феодалами, положило начало переходу к новой форме государственного устройства – опричнине.

Б) опричнина явилась формой борьбы Ивана IV с крупными феодалами, в ходе которой он использовал специальное опричное войско;

В) система мер, принятых Иваном IV для окончательного установления самодержавной власти, называлась опричнина;

Г) личная охрана Ивана IV;

Д) правительство, составленное из приближённых к Ивану IV людей.

14. В каких годах проводились реформы избранной Рады?

А) 1533- 1584;  б) 1533 – 1538; В) 1549 – 1560; Г) 1558 – 1583.

15. Соборное уложение  1649 года сыграло решающую роль в следующем:

А) становлении просвещённого абсолютизма;

Б) закрепощении крестьян;

В) установлении сословно – представительной системы;

Г) замене приказов коллегиями.

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.

Для учителя:

1.Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2008 .

2 Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.

3. Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2008 г.

4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.

5. .Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.

6.Таблицы «История России».

7. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.

8. Колесниченко Н. Ю.  История России конец XVI- XVIII  в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.

9. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России   с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.

10. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.

11. Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,

Дополнительная:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методика преподавания истории в школе: практическое пособие  для учителей.- М., 1999.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.  Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
  4. Забелин И.Е  Домашний быт русского народа в  XVI -  XVII  веках. -М., 1995.
  5. История внешней политики России. XVIII  век. -М., 2000.
  6. История государства  российского. Хрестоматия. XVII  век. – М., 2000
  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.-  М., 1996.
  9. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
  10. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
  11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
  12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
  13. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
  14. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого.  М.: Аванта – Плюс, 2002.
  15. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову.

Рабочая программа по истории России 6 класс по Пчелову с региональным компонентом по истории Татарстана....

Рабочая программа по истории России 9 класс.

Рабочая программа по истории России 9 класс....

Рабочая программа по математике для 7 класса (обучение на дому)

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного  стандарта по математике, примерной программы, авторских программ: «Программы общеобразовател...

Рабочая программа по истории России 8 класс (индивидуальное обучение)

Данная рабочая программа может быть использована при обцчении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по русскому языку (6 класс, обучение на дому)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколен...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс(обучение на дому, 68 часов)

       Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена     с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного об...

Рабочая программа по истории России 7 классе (УОД) (индивидуальное обучение)

Данная рабочая программа по истории разработана на основе программы О.И.Бородиной, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Во...