Современная концепция преподавания истории в школе
статья по истории на тему

Захарко Ксения Игоревна

Статья посвящена современным тенденциям преподавания истории в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_kontseptsiya_prepodavaniya_istorii_v_shkole.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Современная концепция преподавания истории в школе

История –один из важнейших школьных предметов, который позволяет сформировать и выстроить ясную картину окружающего мира для учащихся, позволяет осознать историю своей страны и свое место в мире.  Знание исторических событий, их причинно- следственных связей дает школьнику возможность анализировать актуальные события, критически мыслить и оценивать происходящие в мире события.

 В нашей стране с каждым годом все больше внимания уделяется преподаванию данного предмета в системе школьного образования. Рубеж XX-XXI века, в сфере преподавания истории, стал периодом возникновения ряда проблем, которые стали следствием переустройства государства и изменения его идейных доктрин.

Многообразие исторических концепций и их разнообразная интерпретация, отсутствие единого методического комплекса школьного учебника по истории, а также стремление к западным образцам в вопросах методики преподавания– привели к разобщенности школьного исторического образования. Учащиеся перестали воспринимать понятие патриотизм, как основополагающий базис мировоззрения российского общества.  Господство западных ориентиров, их популяризация и как следствие, ущемление значимости исторических событий, их размытие и утрата значения, стремление популяризовать зарубежные интерпретации исторического прошлого Российского государства привели к потере культурной самоидентификации.

В феврале 2013 года президент Российской федерации В.В. Путин выступил с инициативой создания единого школьного учебника по истории России, в котором все исторические события должны приобрести единую интерпретацию для избежание внутренних противоречий и двойственных значений.

Следствием данной инициативы стало появление единой концепции преподавания истории в школе, которая представляет собор ряд важнейших пунктов:

  1. формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  2. овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  3. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  4. развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
  5. рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  6. формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Современный курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)

Современная модель, предполагает, что изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру.

При этом в процессе обучения учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии

Участники современного процесса системы образования уже сегодня могут наблюдать итоги внедрения исторической концепции в образовательный процесс:

1.Активно ведется разработка единого учебника по истории

2. В период учебного года 2016-2017 произошел постепенный переход на линейное преподавание истории России в 6,7 классах

3.С 2017 гг. введен дополнительный урок истории в 10-11 классах

4. Выпускники средней школы должны написать выпускную квалификационную работу по предмету

5. В средствах массовой информации рассматривается инициатива Министерства Образования ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории для выпускников с 2020 года

Таким образом, история – остается одним из важнейших школьных предметов, который позволяет формировать кругозор и мировоззрение учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Образовательная политика преподавания истории в школе на современном этапе

тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальны...

Stotytelling - современная методика преподавания истории в школе.

Статьяч посвящена особенностям использования методики Storytelling  на уроках истории....

Обоснование концепции преподавания литературы в школе

Литература не укладывается в рамки школьного предмета, а всё время выплёскивается за край: искусство с одной стороны, и жизнь - с другой.   Концепция педагогической деятельности...

«Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе» Выступление на РМО

laquo;Изменения в школьных учебниках по истории и концепции преподавания истории в старшей школе»...

Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной

Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной...