Россия: особенности перехода к Новому времени
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Аминева Залифа Тафкиловна

Цели: Обучающие: выявить и осмыслить особенности перехода России к Новому времени. Воспитательные: - установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися; - укрепить взгляд в том, что историческое развитие России, несмотря на свою специфику, имеет те же основные черты, что и на Западе. Развивающие: - совершенствовать умение анализировать, сравнивать исторические данные и самостоятельно делать выводы, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Россия: особенности перехода к Новому времени

Цели:  

Обучающие: выявить и  осмыслить особенности перехода России к Новому времени.

Воспитательные:

- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;

- укрепить взгляд в том, что историческое развитие России, несмотря на  свою специфику, имеет те же основные черты, что и на Западе.

Развивающие:

- совершенствовать умение анализировать, сравнивать исторические данные и самостоятельно делать выводы, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Постановка УЗ

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Меня зовут Залифа Тафкиловна, и сегодня в рамках конкурса «Учитель года - 2014» урок истории буду вести я. И начать его хочу словами Федора Тютчева (слайд 2):

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

В данном русле высказывался и  Петр Яковлевич Чаадаев: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Так ли это? Действительно ли развитие России идет отличным от Запада и Востока путем? Или же Россия развивается по тем же закономерностям, что и другие страны? Как вы считаете? (Ответы учащихся.)

Определим тему сегодняшнего урока (слайд 3):

- Россия: особенности перехода к Новому времени. Исходя из темы и эпиграфа урока, сформулируйте, пожалуйста, цели нашего занятия:

- выявить особенности перехода России к Новому времени,

- доказать или опровергнуть тезис об отличном от Запада  и Востока пути развития России. Запишите это в тетрадях.

Работать мы будем по следующему плану: (слайд 4).

II. Изучение новой темы.

Актуализация знаний.

Опрос.

1. Каковы основные черты экономического и социального развития России в Новое время?

Рассказ учителя (по карте). По мере рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу.

Групповая работа:

по тексту учебника заполняют одну таблицу на группу.

2. Россия и Европа.

Работа с рисунками.

3. Россия и Азия

Просмотр рисунков

4. Культурно-нравственная сфера.

Работа с текстом учебника

III. Закрепление

Беседа

IV. Подведение итога урока.

 Оценивание.

- Вспомним определение Нового времени. (Исторический период после Средневековья, отличающийся новыми явлениями и процессами, проявившихся во всех сферах  жизни)(слайд 5).

- Когда начался переход к Новому времени на Западе? (С середины15в. – с эпохи Великих географических открытий)

- В каких изменениях проявился Новое время в Европе? Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника на стр. 225. Найдите их. Прочитайте (слайд 6).

В Европе Новое время проявлялся в:

  • экономике (с развитием капитализма, ростом городов, Великими географическими открытиями и колонизацией огромных пространств);
  • общественно-политической жизни (зарождение и начало реализации идей правового государства и гражданского общества, усложнением социальной структуры общества);
  • духовно-нравственной сфере (Реформацией, формированием новой этики и Ренессансом в области культуры).

- Запишите эту характеристику в тетрадях. В ходе урока она нам еще пригодится.

- Как вы думаете, все эти перемены могли пройти мимо России? (Нет, так как у России с Европой были тесные отношения).

- Хорошо, предположим, эти перемены происходили и в России, они  шли синхронно с Европой? (Нет, так как развитие России на долгие годы задержало татаро-монгольское иго и Смутное время.)

- Каковы же черты экономического и социального развития России в Новое  время?

Во время моего рассказа и работы на уроке мы должны заполнить таблицу «Россия: особенности переходи к Новому времени» (слайд 7).

Сферы жизни

Основные черты

Экономика

Социальная сфера

Взаимодействие с Европой

Взаимодействие с Азией

Духовно-нравственная сфера

 (Слайд 8)

- В экономике России 20-30-е гг. 17 в. были периодом восстановления крестьянского хозяйства после Смуты и разорения начала века. Дальнейший период был связан  с новыми явлениями в экономическом развитии: формированием центра производства товарного хлеба в Черноземье и Среднем Поволжье; народной земледельческой колонизации огромных просторов Сибири; формированием мелкотоварного ремесленного производства (первыми приобрели эти черты солеварение на Севере и железоделательное производство в Тульско-Каширском районе); хозяйственной специализацией различных районов страны; появлением первых крупных предприятий, основанных на разделении труда (мануфактур); формированием хозяйственных связей между районами страны (Всероссийского рынка); окончательным оформлением крепостного права.

- Проверим, что вы успели записать.

- Для рассмотрения изменений, происходивших в социальной сфере, мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит лист с вопросами и нужно по тексту учебника ответить на них (слайд 9).

1 группа – текст на стр. 225-226 – дворянство и духовенство,

2 группа – текст на стр. 226-227 - городское сословие,

3 группа – текст на стр. 227-228 – крестьянство.

Вопросы:

1. Кто входил в состав сословия?

2. Когда завершилось оформление сословия?

3. Были ли сословия однородными по своей структуре?

4. Какой вывод можно сделать?

- Один ученик из группы  знакомит остальных с выводом, которую сделала группа.

- Подведём общий вывод:

  • формирование сословий в России затянулось и проходило со значительным опозданием;
  • сословия не были однородными, внутри сословий существовали огромные имущественные различия, что мешало в дальнейшем формированию среднего класса;
  • крестьянство так и не сформировалось как сословие.

- Для решения следующего пункта плана нашего урока вам нужно будет внимательно рассмотреть данные изображения (слайд 10). Они объединены общей темой «Россия и Европа».

- Какая тенденция прослеживается в отношениях России с Европой? (Взаимодействие России с Европой шло по нарастающей.)

- Какой вывод можно сделать? (Между Россией и Европой были тесные культурно-экономические связи, усилившиеся с правлением Петра 1).

- Теперь просмотрите еще одну группу изображений (слайд 11). Определите тему, объединяющую их.

- Какая тема объединяет эти рисунки? (Россия и Азия)

- Какая тенденция прослеживается здесь? (Расширение территории и влияния Росси в Азии)

- Какой вывод можно сделать? (Отношения России с азиатскими соседями носили характер мирного сотрудничества, ориентированной на взаимную выгоду и стабильность).

- Запишите выводы в таблицу.

- Вопрос об изменениях в культурно-нравственной сфере вы рассмотрите самостоятельно, изучив текст на стр. 231-232 и ответив на вопросы (слайд 12):

1. Какие события повлияли на изменения в духовной сфере и в области культуры?

2. Какие масштабы имело европейское влияние на русскую культуру в допетровское время? Как оно изменилось при Петре 1 и после?

3. Какие слои населения были больше подвержены

 европейскому влиянию?

4. Как это сказалось на взаимоотношениях сословий российского общества?

5. Какой вывод можно сделать? (Европеизации в духовно-нравственной сфере после Петра 1 носила ускоренный характер и коснулась верхушки общества, что осложняло отношения между высшими и основными сословиями российского общества).

 - Итак, наша таблица заполнена. Давайте сравним наши записи в таблице с характеристикой изменений Нового времени в Европе, рассмотренной нами в начале урока (слайд 13). 

Идем по - порядку:

- экономика - в Европе;

                     - в России;

- социальной сфере – в Европе;

                                 - в России;

- духовно-нравственная сфера – в Европе;

                                                   - в России.

- Итак, какой вывод можем сделать из всего сказанного?

Таким образом, переход России к Новому времени, начавшийся в 17 в. практически во всех сферах жизни общества, был неизбежным и отражал кризис традиционализма. Он завершился в основных чертах к концу 18 века и имел те же основные черты, как и на Западе. В России он имел и ярко выраженную специфику.

 

- Возвращаясь к словам Чаадаева, можем ли мы с ним согласиться (слайд 14)?

- А с Тютчевым?

Домашнее задание: §26, повторить, ответить на вопросы.

Творческое задание: изобразите эпоху Нового времени в России в виде эмблемы – символа (слайд 15).

- Спасибо за урок (слайд 16).

Альтернативный тест по теме «Россия: особенности перехода к Новому времени»

 

  1. Численность духовенства на протяжении двух столетий (XVII-XVIII вв.) уменьшалась.  Да\нет
  2. К городскому сословию относятся посадские, граждане, купцы, городские обыватели.   Да\нет
  3. Купечество делилось на две гильдии.    Да\нет
  4. Крестьянство имело статус сословия.   Да\нет
  5. Крестьяне подразделялись на разряды: государственные, помещичьи, дворцовые, церковные, экономические, посессионные.     Да\нет
  6. В начале XVII в. в России формировалось враждебное отношение к Западу.  Да\нет
  7. Связи с Европой активно развивались в военной сфере и торговле.    Да\нет
  8. В XVIII в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока.     Да\нет
  9. В XVII в. Россия отставала от Европы во всех областях своего развития.    Да\нет
  10. В XVII в. произошел церковный раскол.     Да\нет
  11. Процесс европеизации России был начат Петром I.    Да\нет

Альтернативный тест по теме «Россия: особенности перехода к Новому времени»

 

  1. Численность духовенства на протяжении двух столетий (XVII-XVIII вв.) уменьшалась.  Да\нет
  2. К городскому сословию относятся посадские, граждане, купцы, городские обыватели.   Да\нет
  3. Купечество делилось на две гильдии.    Да\нет
  4. Крестьянство имело статус сословия.   Да\нет
  5. Крестьяне подразделялись на разряды: государственные, помещичьи, дворцовые, церковные, экономические, посессионные.     Да\нет
  6. В начале XVII в. в России формировалось враждебное отношение к Западу.  Да\нет
  7. Связи с Европой активно развивались в военной сфере и торговле.    Да\нет
  8. В XVIII в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока.     Да\нет
  9. В XVII в. Россия отставала от Европы во всех областях своего развития.    Да\нет
  10. В XVII в. произошел церковный раскол.     Да\нет
  11. Процесс европеизации России был начат Петром I.    Да\нет

Задание 1.

«Россия: особенности переходи к Новому времени»

Сферы жизни

Основные черты

Экономика

Социальная сфера

Взаимодействие с Европой

Взаимодействие с Азией

Духовно-нравственная сфера

Задание 2.

1 группа – текст на стр. 225-226 – дворянство и духовенство.

Вопросы:

1. Кто входил в состав сословия?

2. Когда завершилось оформление сословия?

3. Были ли сословия однородными по своей структуре?

4. Какой вывод можно сделать?

Задание 3.

Изучив текст на стр. 231-232.,ответьте на вопросы:

1. Какие события повлияли на изменения в духовной сфере и в области культуры?

2. Какие масштабы имело европейское влияние на русскую культуру в допетровское время? Как оно изменилось при Петре 1 и после?

3. Какие слои населения были больше подвержены

 европейскому влиянию?

4. Как это сказалось на взаимоотношениях сословий российского общества?

5. Какой вывод можно сделать?

Задание 2.

2 группа – текст на стр. 226-227 - городское сословие.

Вопросы:

1. Кто входил в состав сословия?

2. Когда завершилось оформление сословия?

3. Были ли сословия однородными по своей структуре?

4. Какой вывод можно сделать?

Задание 3.

Изучив текст на стр. 231-232.,ответьте на вопросы:

1. Какие события повлияли на изменения в духовной сфере и в области культуры?

2. Какие масштабы имело европейское влияние на русскую культуру в допетровское время? Как оно изменилось при Петре 1 и после?

3. Какие слои населения были больше подвержены

 европейскому влиянию?

4. Как это сказалось на взаимоотношениях сословий российского общества?

5. Какой вывод можно сделать?

Задание 2.

3 группа – текст на стр. 227-228 – крестьянство.

Вопросы:

1. Кто входил в состав сословия?

2. Когда завершилось оформление сословия?

3. Были ли сословия однородными по своей структуре?

4. Какой вывод можно сделать?

Задание 3.

Изучив текст на стр. 231-232.,ответьте на вопросы:

1. Какие события повлияли на изменения в духовной сфере и в области культуры?

2. Какие масштабы имело европейское влияние на русскую культуру в допетровское время? Как оно изменилось при Петре 1 и после?

3. Какие слои населения были больше подвержены

 европейскому влиянию?

4. Как это сказалось на взаимоотношениях сословий российского общества?

5. Какой вывод можно сделать?

Ответы:

  1. Нет
  2. Да
  3. Нет
  4. Нет
  5. Да
  6. Да
  7. Да
  8. Да
  9. Нет
  10. Да
  11. Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

Методические особенности обучения решению задач с параметрами в условиях перехода к новым образовательным стандартам

Проектирование многоуровневой системы задач по теме:«Решение квадратных уравнений, неравенств и систем с параметром» в соответствии с требованиями ФГОС...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

"Особенности образовательного процесса при переходе на новые стандарты по химии"

Какие мтоды лучше всего использовать в образовательнос процессе при переходе на новые стандарты по химии....

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Особенности конструирования рабочей программы по биологии в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной

Новая концепция преподавания биологии в школе: особенности перехода от концентрической модели к линейной...