Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Тернова Ирина Викторовна

Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»

Направление – общеинтеллектуальное.

Содержательная номинация. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

Форма представления: рабочая программа по внеурочной деятельности, демонстрирующая реализацию требований ФГОС.
Назначение: программа курса по внеурочной деятельности «Знатоки истории»  предназначена для обучающихся 5 класса, инте­ресующихся историей, а также исследовательской и проектной  деятельностью.

Практическая значимость: данная рабочая программа  может быть использована в педагогической практике при внедрении ФГОС второго поколения преподавателями истории на занятиях по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе.

Срок реализации – 1 учебный год, программа рассчитана на 34 ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Малоугреневская СОШ»

Рассмотрено на  заседании МО

Протокол №_____

от «___» _______20_____ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам    директора  по   УВР

__________       Малова Т.В.

 «___» ________20_____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы:

_____________       Красилова Л.В.

«___»________20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ ИСТОРИИ»

(5 класс)

Основное общее образование

Вторая ступень образования

Сроки реализации 2017-2018 г.г.

 Составитель программы: 

                                    учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

                                                                        Тернова Ирина Викторовна

                                             

   Малоугренево

2017                                                                                                                          

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки истории» 5 класс. ФГОС

Содержание

I. Пояснительная  записка  ……………………………………………………………………………………………………………………………………….3

II. Общая характеристика курса  …………………………………………………………………………………………………………………………………..5

III. Описание места курса в учебном плане ………………………………………………………………………………………………………………… …..6

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. ………………………………………………………………………………6

V.  Учебно-тематический план внеурочной деятельности …………………………………………………………………………………………………….8

VI.  Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ………………………………………………………………...10

VII. Планируемые результаты  изучения курса ………………………………………………………………………………………………………………….25

VIII. Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса …………………………………………….28

IX.  Приложения к программе …………………………………………………………………………………………………………………………………. ..31

                                                                                                                                                                                                        «Скажи мне – и я забуду,

                                                   Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Старинная китайская поговорка

I.  Пояснительная записка.

Программа курса по внеурочной деятельности «Знатоки истории»  предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «Малоугреневская СОШ», интересующихся исследовательской и проектной  деятельностью. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в   соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, образовательной программы основного общего образования МБОУ «Малоугреневская СОШ», авторской программы по Всеобщей истории  предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы.

   Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Программа ориентирована на использование УМК:

∙ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа  Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко – Цюпы. 5-9 классы М.: «Просвещение» 2014

∙  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Москва «Просвещение» 2013

∙ А.А. Вигасин, Л.А. Соколов, В.В. Артемов. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5 класс. Москва «Просвещение» 2016

     

      Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие образовательные программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов  внеурочной деятельности.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. В учебнике А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой  История Древнего мира 5 класс на с. 300 авторы поместили темы информационно-творческих проектов по десяти темам, но, как правило, на уроках не достаточно времени для их реализации в полной мере. Занятия по внеурочной деятельности, а также Тетрадь для проектов и творческих работ по истории Древнего мира позволяют воплотить информационно-творческие проекты школьников в жизнь.  Только правильно организованная работа,  окажет положительное воздействие на обучающихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ребенок постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то,  в настоящей взрослой жизни,  он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям, а знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности  в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

  Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектно-исследовательской  деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Новизна программы внеурочной деятельности «Знатоки истории»  заключается в том, что она ориентирована на использование во внеурочной деятельности Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасина, Л.А. Соколова и В.В. Артемова, которая была издана издательством «Просвещение» только в 2016 году. Данная рабочая программа помогает реализовать требования ФГОС основного общего образования по формированию у обучающихся проектной и исследовательской деятельности.

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

       

Задачи программы внеурочной деятельности:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское, групповое общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Обучающиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобится при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Необходимость введения курса «Знатоки истории» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.

II Общая характеристика курса

 Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Программа  внеурочной  деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

Слово «проект» означает «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного».  Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

      Данная программа имеет метапредметный характер. При  реализации её содержания расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьного курса истории, географии, математики, литературы и ИКТ.

     К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в Тетради для проектных и творческих работ предложены пошаговые алгоритмы их выполнения. 

Пятиклассники смогут понять цель и смысл выполнения каждого из проектов, найдут необходимую информацию в учебнике, Интернете, дополнительной литературе для их реализации. 

В Тетради предусмотрена возможность зафиксировать собранную из разных источников информацию и подготовить на её основе проект.

В целом на подготовку и защиту одного мини - проекта требуется 2 занятия, на творческие работы – 1 занятие.
В Тетрадь также включены задания для творческих работ по истории Древнего мира (работа с лентой времени, контурными картами, иллюстрациями, шифрограммами; выполнение заданий в рубрике «Историческая викторина», «История в лицах», «Знатоки истории»).
В содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.  В Тетрадь для проектов и творческих работ История Древнего мира включена рубрика «Вопросы родителям (взрослым)».

Программа внеурочной деятельности «Знатоки истории» окажет помощь в реализации требований ФГОС основного общего образования по формированию у учащихся умений исследовательской и проектной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса пятиклассников к предмету.

III. Описание места курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Знатоки истории» создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.   Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочная деятельность». В соответствии с учебным планом МБОУ «Малоугреневская СОШ» на внеурочную деятельность по истории в 5  классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.   

 IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

На данном этапе формируем познавательные УУД:

∙ умение извлекать информацию из иллюстраций, текста и т.д.;

∙  умение формулировать проблему.

 Коммуникативные УУД:

∙  умение слушать и понимать других;

∙  умение оформлять свои мысли в устной форме;

∙  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 Регулятивные УУД :

 умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

 На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных УУД:

∙  умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели,

∙  функции участников, способов взаимодействия;

∙  умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

∙  умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, родителей, подготовка презентации). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем - это регулятивные УУД.

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:  

∙ формируем умение слушать и понимать других;

∙  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

∙  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

∙ формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

∙  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы  организации учебного процесса.

     Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.

Занятия проводятся один раз в неделю  в учебном кабинете.  Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители или просто увлеченные люди.

Формы представления учебного проекта могут быть различными: письменная работа в Тетради (сочинение, рассказ, рисунок), мини–плакат, карта, буклет, иллюстративный ряд, мультимедийная презентация, виртуальная экскурсия, творческое представление и др.

        

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • индивидуальная самостоятельная работа;
  • групповая дискуссия;
  • беседа;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • создание проблемных ситуаций;
  • мини-опрос;
  • элементы наблюдения, самонаблюдения;
  • выполнение мини-проекта;
  • рефлексивный анализ и самооценка.

                

        Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, игра.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Подготовка к защите.

     Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к защите проекта».

   Эталон. Оценка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

    Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения обучащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Критерии оценки проектной деятельности:

- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

- Качество оформления.

- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

V. Учебно-тематический план внеурочной деятельности

№п/п

Наименование тем внеурочной деятельности

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение. Что такое проект. Источники информации.

1

2

Знакомство с Тетрадью для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

1

3

Как подготовиться к защите проекта.

1

4

Подготовка к проету «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

1

5

Защита проекта «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

1

6

Мой тренажер. Счет лет в истории.

1

7

Подготовка к проекту «Древнейшие виды письменности»

1

8

Защита проекта «Древнейшие виды письменности»

1

9

Разгадывание исторических шифрограмм

1

10

Подготовка к проекту «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

1

11

Защита проекта «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

1

12

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

13

Подготовка к проекту «Древняя культура Китая»

1

14

Защита проекта «Древняя культура Китая»

1

15

Учимся работать с контурной картой

1

16

Подготовка к проекту «Религии мира»

1

17

Защита проекта «Религии мира»

1

18

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

19

Подготовка к проекту «Мудрецы древности о правилах поведения»

1

20

Защита проекта «Мудрецы древности о правилах поведения»

1

21

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

22

Подготовка к проекту «Устройство древних государств»

1

23

Защита проекта «Устройство древних государств»

1

24

Учимся работать с контурной картой

1

25

Подготовка к проекту «Патриотизм греков в войнах с персами»

1

26

Защита проекта «Патриотизм греков в войнах с персами»

1

27

Учимся работать с контурной картой

1

28

Подготовка к проекту «Зрелища, возникшие в древности»

1

29

Защита проекта «Зрелища, возникшие в древности»

1

30

Учимся работать с контурной картой

1

31

Подготовка к проекту «Знаменитые сооружения и постройки древности»

1

32

Защита проекта «Знаменитые сооружения и постройки древности»

1

33

Историческая викторина «Знатоки истории»

1

34

Подведем итоги

                1

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема занятия

Кол-во ч

Основное содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Планируемые результаты освоения темы

Форма контроля

Учебное оборудование

1

Введение. Что такое проект. Источники информации.

1

Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Типы проектов. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проектных и исследовательских работ обучащихся.

Информация. Источники информации. Памятка «Чему можно научиться, работая над проектом?»  (см. Приложение)

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы, знакомятся с Презентациями проектных и исследовательских работ обучающихся

П:  осознанно и произвольно строить ответы в устной форме.

К:  задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать, аргументировать и отстаивать  собственное мнение

Р:  формировать целевые установки учебной деятельности, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Индивидуальная и групповая

Слайдовая презентация, компьютер, проектор

2

Знакомство с Тетрадью для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

1

Комментированное чтение Введения в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира. Знакомство  с темами проектов, предложенных в Тетради. Знакомство с основными рубриками Тетради.

Читают введение к Тетради на с. 3-4, знакомятся с основными рубриками, темами предложенных проектов в Тетради, составляют алгоритм и план дальнейших действий

П: анализировать материал Тетради по Истории Древнего мира;

находить и фиксировать информацию;

применять начальные исследовательские умения при решении поставленных задач

К:  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

соотносить свои действия с планируемыми результатами;

осуществлять контроль своей деятельности

Индивидуальная и групповая

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

3

Как подготовиться к защите проекта.

1

Знакомятся с памятками «Как подготовиться к защите проекта» и «Оцениваю свою работу над проектом» (см. Приложение)

Особенности защиты проекта

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы, просматривают презентацию «Как подготовиться к защите проекта».

Коллективно обсуждают проблемы: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

П: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
К: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

 Р: принимают и сохраняют учебную задачу,  учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Индивидуальная и групповая

Слайдовая презентация, компьютер, проектор

4

Подготовка к проету «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

1

Постановка целей и задач проекта. Сбор информации по §2, §4, §5 учебника. Заполнение таблицы «Мой рабочий стол». Написание рассказа «Открытия и изобретения в жизни человека. Мои размышления и выводы»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубриках «Мой рабочий стол», «Открытия и изобретения в жизни человека. Мои размышления и выводы»

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

П;  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

К: слушать собеседника и вести диалог

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование;

составление плана и последовательности действий;  

прогнозирование;   

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; 

оценка;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Индивидуальная и групповая, таблица

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник

5

Защита проекта «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

1

Защита проекта «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

Публично  защищают  проект. Подводят итоги, анализ выполненной работы, самостоятельно оценивают свою работу

П: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

оценивать информацию

К: слушать собеседника и вести диалог

Р: оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Самооценка, публичная защита проектов

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, Тетрадь

6

Мой тренажер. Счет лет в истории.

1

Лента времени, счет лет в истории, измерение времени по годам

Работают в парах. Отвечают на вопросы, предложенные в Тетради, письменно выполняют задания, проводят подсчеты, осуществляют самооценку своей работы и оценивают работу одноклассников

П: использовать знаково-символические средства для решения задач

К: принимать участие в работе парами, контролировать действия партнера;

Р: оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Хронологичес-кая задача, задания по «Ленте времени», взаимопроверка

Учебник, Тетрадь, карточки с дополнитель-ными заданиями

7

Подготовка к проекту «Древнейшие виды письменности»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §12, §13, §15 учебника. Изобретаю собственную письменность

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубриках «Мой рабочий стол», «Изобретаю собственную письменность»

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

 П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

привлекать ранее изученный материал для подготовки к проекту

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник

8

Защита проекта «Древнейшие виды письменности»

1

Защита проекта «Древнейшие виды письменности»

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

П: представлять результаты своей деятельности в форме устного отчета или презентации;

К: формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

Р: осозновать уровень и качество проделанной работы;

осуществлять рефлексию своей деятельности;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

Выступления

обучающихся  с

презентацией

своих проектов, самоанализ и оценка результатов проектной деятельности

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, Тетрадь, мини-плакаты с собственными  видами письменности

9

Создаем и разгадываем исторические шифрограммы

1

Шифрограмма с высказыванием одного из древнеримских писателей

Разгадывают шифрограмму, придумывают и составляют шифрограммы, работая в группах

П: использовать и понимать знаки, символы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К: взаимодействовать со сверстниками в группе;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р:  соотносить выполненное задание с предложенным образцом;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Шифрограммы

Учебник, Тетрадь, карточки с шифрограммами

10

Подготовка к проекту «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §20 учебника. Сказки и мифы Древней Индии. Герои Древней Индии. Животные – герои мифов Древней Индии. Работа с рубрикой «Мой рабочий стол», написание сочинения «Животные – герои древней индийской литературы»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубриках «Мой рабочий стол», пишут сочинение на тему «Животные – герои древней индийской литературы»

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

привлекать ранее изученный материал для подготовки к проекту

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Индивидуальная и групповая, таблица

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник, дополнительная литература

11

Защита проекта «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

1

Защита проекта «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

Участвуют  в  коллективном  анализе  проекта, оценивают  свою  роль, анализируют выполненный  проект, выясняют  причины  успехов, неудач.

Проводят анализ  достижений  поставленной  цели. Делают  выводы

П: повышение предметной компетенции обучающихся;

К: владение нормами и техникой общения;

Р:  умение представлять результаты и продукты проектной детальности.

Самооценка, публичная защита проектов

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, Тетрадь

12

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

Шифрограмма древней индийской пословицы

Разгадывают шифрограмму, придумывают и составляют шифрограммы, работая в группах

П: использовать и понимать знаки, символы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К: взаимодействовать со сверстниками в группе;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р:  соотносить выполненное задание с предложенным образцом;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Шифрограммы

Учебник, Тетрадь, карточки с шифрограммами

13

Подготовка к проекту «Древняя культура Китая»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §23, учебника. Работа с рубрикой  «Мой рабочий стол». Китай – родина великих изобретений. Роль древнекитайских изобретений в современной жизни

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации. Работают с рубрикой  «Мой рабочий стол», готовят план презентации «Китай – родина великих изобретений». Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы.

П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

привлекать ранее изученный материал для подготовки к проекту

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник, дополнительная литература

14

Защита проекта «Древняя культура Китая»

1

Защита проекта «Древняя культура Китая»

Представляют отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

П: осознанно и произвольно строить сообщение творческого и исследовательского характера в устной форме;

К: формулировать свое мнение и позицию;

задавать вопросы;

вести устный диалог, слушать собеседника;

Р: умение представлять результаты и продукты проектной детальности;

устанавливать соответствие полученного результата, поставленной цели;

Выступления

обучающихся  с

презентацией

своих проектов, самоанализ и оценка результатов проектной деятельности

Слайдовая презентация, компьютер, проектор, Тетрадь

15

Учимся работать с контурной картой

1

Работа с картой         « Первые государства и древние города на карте мира»

Письменно отвечают на вопросы, читают историческую карту с опорой на легенду, ориентируются по карте, выполняют задания с использованием контурной карты с.30-31 в Тетради и дополнительных карт

П: осуществлять поиск и выделение нужной информации, использовать знаково-символические средства для решения задач;

К: высказывать свое мнение, прислушиваться  к мнению других;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат

Р: соотносить свои действия с планируемыми результатами;

оценивать результаты собственного труда.

Индивидуальная

Учебник, Тетрадь, контурная карта, Атлас

16

Подготовка к проекту «Религии мира»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §3, §8, §10, §13, §16,  §20, §21, §28,  §56    учебника. Работа с рубриками  «Мой рабочий стол», заполняю таблицу «Религии Древнего мира»

 Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубриках «Мой рабочий стол», заполняют таблицу «Религии Древнего мира»

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

П: умение искать необходимую информацию;

К: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Р: планирование результата;

составление плана последовательности действий;

умение на практике применять уже имеющиеся знания, оценивать результат своей деятельности.

Индивидуальная и групповая, сравнительная таблица

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник

17

Защита проекта «Религии мира»

1

Защита проекта «Религии мира»

Участвуют  в  коллективном  анализе  проекта, оценивают  свою  роль, анализируют выполненный  проект, выясняют  причины  успехов, неудач.

Проводят анализ  достижений  поставленной  цели. Делают  выводы

П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

К: развивать навыки монологической речи;

уметь уверенно держать себя во время выступления;

использовать различные средства наглядности при выступлении;

отвечать на незапланированные вопросы

Р: анализировать  достигнутые результаты (успехи и неудачи) и их причины.

Выступления

обучающихся  с

презентацией

своих проектов, самооценка результатов проектной деятельности

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

18

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

Шифрограмма с высказыванием древнегреческого мудреца Платона

Разгадывают шифрограмму, придумывают и составляют шифрограммы, работая в группах

П: использовать и понимать знаки, символы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К: взаимодействовать со сверстниками в группе;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р:  соотносить выполненное задание с предложенным образцом;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Шифрограммы

Учебник, Тетрадь, карточки с шифрограммами

19

Подготовка к проекту «Мудрецы древности о правилах поведения»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §17, §21, §22, §40, §56  учебника. Работа с рубриками  «Мой рабочий стол», «Мои правила поведения»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради, заполняют таблицу в рубрике «Мой рабочий стол», составляют «Мои правила поведения»

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Р: формировать целевые установки деятельности,

собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Индивидуальная и групповая, таблица

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Учебник

20

Защита проекта «Мудрецы древности о правилах поведения»

1

Защита проекта «Мудрецы древности о правилах поведения», создание информационного буклета с правилами поведения, предложенными мудрецами древности

П: анализировать аудиовизуальную информацию;

К: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формировать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

Р: осозновать уровень и качество выполненной работы;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Выступление,

 выставка буклетов

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Буклеты с правилами поведения от мудрецов древности

21

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы

1

Шифрограмма с высказыванием Конфуция

Разгадывают шифрограмму, придумывают и составляют шифрограммы, работая в группах

П: использовать и понимать знаки, символы для решения познавательных задач и представления их результатов;

К: взаимодействовать со сверстниками в группе;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Р:  соотносить выполненное задание с предложенным образцом;

выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Шифрограммы

Учебник, Тетрадь, карточки с шифрограммами

22

Подготовка к проекту «Устройство древних государств»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §7, §19, §23, §40, §46  учебника. Работа с рубриками  «Мой рабочий стол»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради, кратко записывают ответы на вопросы в рубрике «Мой рабочий стол», составляют Схему управления государствами в древности.

Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы

 П: в сотрудничестве с учителем выделять и формулировать познавательную цель и задачи;

поиск, выделение, сбор, обработка и анализ информации из различных источников;

К: формулировать свои затруднения;

проявлять активность во взаимодействии;

договариваться о распределении функций и ролей;

Р: планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

Индивидуальная и групповая, схема, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

23

Защита проекта «Устройство древних государств»

1

Защита проекта «Устройство древних государств»

Представляют отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

П: осознанно и произвольно строить сообщение творческого и исследовательского характера в устной форме;

К: формулировать свое мнение и позицию;

задавать вопросы;

вести устный диалог, слушать собеседника;

Р: умение представлять результаты и продукты проектной детальности;

устанавливать соответствие полученного результата, поставленной цели;

публичная защита проектов,

доклад

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

24

Учимся работать с контурной картой

1

Работа с контурной картой «Древняя Греция»

Письменно отвечают на вопросы, читают историческую карту с опорой на легенду, ориентируются по карте, выполняют задания с использованием контурной карты с.57-58  в Тетради и дополнительных карт

П: осуществлять поиск и выделение нужной информации, использовать знаково-символические средства для решения задач;

К: высказывать свое мнение, прислушиваться  к мнению других;

Р: оценивать результаты собственного труда.

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Учебник, Тетрадь, контурная карта, Атлас

25

Подготовка к проекту «Патриотизм греков в войнах с персами»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §34, §35 учебника. Работа с рубрикой «Рабочий стол» Марафонская битва, Битва при Фермопилах, Саламинское сражение, битва при Платеях, написание рассказа от имени участника сражения с персами.

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубриках «Мой рабочий стол», пишут рассказ. Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы.

П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

привлекать ранее изученный материал для подготовки к проекту

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Рассказ, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира. Учебник

26

Защита проекта «Патриотизм греков в войнах с персами»

1

Защита проекта «Патриотизм греков в войнах с персами»

Участвуют  в  коллективном  анализе  проекта, оценивают  свою  роль, анализируют выполненный  проект, выясняют  причины  успехов, неудач.

Проводят анализ  достижений  поставленной  цели. Делают  выводы

П: повышение предметной компетенции подростка;

К: владение нормами и техникой общения;

Р:  умение представлять результаты и продукты проектной детальности;

публичная защита проектов,

доклад

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

27

Учимся работать с контурной картой

1

Работа с контурной  картой  и атласом

Изучают карту, разрабатывают алгоритм поисковых действий, формулируют ответы, читают историческую карту с опорой на легенду, выполняют задания с использованием контурной карты с.63-64 в Тетради оценивают свою работу и эмоцианальное состояние на занятии

П: осуществлять поиск и выделение нужной информации, использовать знаково-символические средства для решения задач;

К: высказывать свое мнение, прислушиваться  к мнению других;

Р: оценивать результаты собственного труда и эмоциональное состояние

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Атлас,

Тетрадь, контурная карта с. 63-64

28

Подготовка к проекту «Зрелища, возникшие в древности»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §33, §39,  §49 учебника. Работа с рубрикой «Рабочий стол», написание сочинения на тему» Мои впечатления от пьесы древнегреческого драматурга»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; готовят план презентации «Возрождение олимпийских игр в начале XX века и участие в них спортсменов нашей страны», пишут сочинение. Проводят  оценку (самооценку) результатов  данного  этапа  работы.

П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

владеть общими приемами решения учебных задач, применять исследовательские методы для решения поисковых задач;

решать творческие задачи;

представлять результаты своей деятельности

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Р: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира. Учебник

29

Защита проекта «Зрелища, возникшие в древности»

1

Защита проекта «Зрелища, возникшие в древности», защита сочинений и презентаций по теме

Представляют отчет о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

П: представлять результаты своей деятельности в форме устного отчета или презентации;

К: формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

Р: осозновать уровень и качество проделанной работы;

осуществлять рефлексию своей деятельности

публичная защита проектов

Компьютер, проектор, слайдовые презентации «Возрождение олимпийских игр в начале XX века и участие в них спортсменов из нашей страны»

30

Учимся работать с контурной картой

1

Работа с контурной  картой  и атласом

Изучают карту, разрабатывают алгоритм поисковых действий, формулируют ответы, читают историческую карту с опорой на легенду, выполняют задания с использованием контурной карты с.71 в Тетради оценивают свою работу и эмоцианальное состояние на занятии

П: осуществлять поиск и выделение нужной информации, использовать знаково-символические средства для решения задач;

К: высказывать свое мнение, прислушиваться  к мнению других;

Р: оценивать результаты собственного труда и эмоциональное состояние

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Атлас,

Тетрадь, контурная карта с. 71

31

Подготовка к проекту «Знаменитые сооружения и постройки древности»

1

Постановка цели и задач проекта. Сбор информации по §11, §23,  §37, §58  учебника. Работа с рубрикой «Рабочий стол», составление плана презентации «Знаменитые сооружения и постройки Древнего мира и постройки последующих эпох:             связь времен»

Осуществляют:

целеполагание, поиск, сбор, систематизацию  и  анализ  информации; выполняют записи в Тетради в рубрике «Мой рабочий стол»

П: анализировать материал учебника и дополнительный материал;

привлекать ранее изученный материал для подготовки к проекту;

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

К: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Р: формировать целевые установки учебной деятельности;

выстраивать алгоритм действий;

владеть основами самоконтроля, самооценки;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Индивидуальная и групповая, задания в Тетради для проектов и творческих работ. История Древнего мира

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира. Учебник

32

Защита проекта «Знаменитые сооружения и постройки древности»

1

Защита проекта в виде виртуальной экскурсии «Знаменитые сооружения и постройки древности»

Участвуют  в  коллективном  анализе  проекта, оценивают  свою  роль, анализируют выполненный  проект, выясняют  причины  успехов, неудач.

Проводят анализ  достижений  поставленной  цели. Делают  выводы

П: анализировать аудиовизуальную информацию

К: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формировать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

Р: осозновать уровень и качество выполненной работы;

осуществлять рефлексию своей деятельности

Выступления

обучающихся  с

презентацией

своих проектов, самоанализ и оценка результатов проектной деятельности

Компьютер, проектор, слайдовые презентации «Знаменитые сооружения и постройки Древнего мира и постройки последующих эпох:             связь времен»

33

Историческая викторина «Знатоки истории»

1

Викторина «Знатоки истории» с. 79-89 Тетради Дополнительные задания для игры.

Делятся на две команды и выполняют задания игры - викторины

П: систематизировать знания по истории, излагать и обосновывать суждения

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Р: оценивать свою работу и работу команды, анализировать свое эмоцианальное состояние

Л: понимать чувства других людей, сопереживать им

Игра - викторина

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

Карточки с дополнитель-ными заданиями к игре - викторине

  34

Подведем итоги

  1        

Оценка собственного результата деятельности

Отвечают на вопросы учителя, представляют свои лучшие работы, делятся впечатлениями, оценивают свою работу

П: повышение предметной компетенции обучающихся;

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Р: оценивать свою работу и работу одноклассников;

 анализировать свое эмоцианальное состояние;

рефлексия по содержанию курса, приобретенным знаниям и умениям

Л: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Творческий отчет

Тетрадь для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

VII. Планируемые результаты  изучения курса

Предметные результаты

В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

      Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять проектно - исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные результаты

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно - познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные результаты

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его    реализации, так и  в конце действия.

Познавательные результаты

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные результаты

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

VIII. Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Власова Е. Библиотечные каталоги: библиотечный урок для старших классов // Школьная библиотека. - 2001. - № 7. - С. 33-39.
  2.  Вигасин А.А. , Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа  Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко – Цюпы. 5-9 классы М.: «Просвещение» 2014
  3.  Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Москва «Просвещение» 2013
  4.  Вигасин А.А. , Л.А. Соколов, В.В. Артемов. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5 класс. Москва «Просвещение» 2016
  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
  8. Краткий справочник школьного библиотекаря / под ред. Г.И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001. - 352 с. - («Библиотека»).
  9. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
  10. Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: библиотечный урок для 6 кл. // Школьная библиотека. - 2000. -№ 4. -С. 31-33.
  11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
  12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  13. Стародумова Г., Савкина Л. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения // Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
  14. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  15. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  16. Чулкина Г. «Библиотечно-библиографические и информационные знания Школьникам»: библиотечные уроки с 1-8 кл. // Школьная библиотека. - 2001.-№ 1.-С. 8-13.
  17. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

Медиаресурсы в интернете

  1. Яndex-энциклопедии.- http://encycl.yandex.ru
  2. Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/
  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru/
  4. http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
  5. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
  7. http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.

5 класс История Дренвнего Мира

  1. Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
  2. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
  4. Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
  5. http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
  6. http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира
  7. http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта
  8. http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»
  9. http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима
  10. http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология
  11. http://www.verigi.ru/ - античное христианство
  12. Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru
  13. История Древнего мира: электронное приложение к учебнику http://www.ancienthistory.spb.ru
  14. История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru
  15. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»: http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
  16. На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
  17. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
  18. http://school-collection.edu.ru   На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
  19. История Древнего Египта: http://maat.org,ru/about/lectures.shtml
  20. http://www.kemet.ru  Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
  21. http://www,earth-history.com  Мировая художественная культура.
  22. Древний мир: от первобытности до Рима: http://www.mhk.spb.ru 
  23. http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
  24. http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).
  25. http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
  26. http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

Материально-техническое обеспечение

  1.       Компьютер, колонки
  2.       Проектор
  3.       Интерактивная доска.

IX. Приложение к программе

Памятка

Чему можно научиться, работая над проектом:

1. Видеть проблемы в окружающей жизни;

2. Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3. Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действий;

4. Запрашивать и находить недеостающую информацию;

5. Выдвигать гипотезы;

6. Устанавливать причинно-следственные связи;

7. Взаимодействовать с любым партнером;

8. Проектировать процесс и продукт работы;

9. Планировать деятельность, время, ресурсы;

10. Принимать решения и прогнозировать их последствия;

11. Вести дискуссию;

12. Отстаивать свою точку зрения;

13. Уверенно держать себя во время выступления;

14. Использовать различные средства наглядности при выступлении;

15. Отвечать на незапланированные вопросы»

16. Анализировать и оценивать собственную деятельность

Как подготовиться к защите проекта

Памятка для учащихся

1. К защите проекта,  для наглядности выступления,  желательно подготовить презентацию, которая включает: тему, цель, задачи, идеи проекта, предположения, их проверку, расчёты, выводы, источники информации.

2. Презентация включает максимум 9-12 слайдов и сохранена на электронном носителе в той же версии,  что и программа школьногокомпьютера (желательно сохранить в двух разных вариантах).

3. Требования к оформлению компьютерной презентации:

- единый цветовой стиль, неяркий фон;

- титульный слайд с темой и данными об авторе проекта;

- заголовок на каждом слайде;

- слайд с источниками информации;

- минимум текста, контрастного цвета (по отношению к цвету слайдов);

- подходящие по смыслу иллюстрации, фото (желательно авторские);

- крупный шрифт, без точек в заголовках;

- без анимаций или «спокойные» анимации, не отвлекающие  внимание зрителей от содержания   выступления

4.  Под руководством учителя свою презентацию с электронного носителя перенеси в школьный компьютер перед занятием и убедись в том, что она «открывается».

5. Накануне выступления продумай свою речь. Постарайся употребить  в ней специальные слова - термины.

6. Начни выступление словами: «Разрешите   представить вашему вниманию проект по теме…», закончить речь можно так: «Спасибо за внимание, я      готов(а) ответить на ваши вопросы».

7. Помни, обычно регламент (время выступления) – 7-10 минут.

8. Готовясь к защите проекта,  расскажи 1-2 раза о своём проекте  по заготовленному плану  родителям (или саму себе перед  зеркалом).

9. Проект оценивается по заранее известным критериям, попробуй объективно оценить свою работу.

10. Защита  – это не просто рассказ о проекте, но и ответы навопросы слушателей. Поэтому подумай заранее,  о чём тебя могут спросить.

11.Слушая речь, постарайся понять особенности творческой работы исформулировать вопрос к выступающему.  Вопрос задавай доброжелательным

тоном.  Начать можно  словами: «Скажи, пожалуйста,  (имя)…». Не забудь поблагодарить за ответ на твой вопрос.

Оцениваю свою работу над проектом

1. Название проекта: ______________________________________________________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? _____________________________________________________________________________________________

3. Работая над проектом, я узнал (а), что _____________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Самым важным я считаю ________________________________________________________________________________________________________

5. Я научился (лась)

 _______________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь

7. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:_________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...