История средних веков. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Величко Екатерина Сергеевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории средних веков по программе Андреевской, Вентана-граф

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования истории, примерной программы основного общего образования по истории, рекомендованной Министерством образования РФ Андреевская Т.П., Журавлёва О.Н., Лазукова Н.Н. и др. История с древнейших времен до  наших дней. Программа. 5–11 кл. Допущено МОиН РФ. М.: Вентана–Граф, 2012г.

История средних веков ориентирована на учебник История Средних веков. 6 кл. Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В. Под ред. Мясникова В.С.  и охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий.  

История средних веков дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Цель изучения истории в школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках  информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Основные цели курса :

 - сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

 - осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

-  охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

 - показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими  знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Место курса в учебном плане

На изучение истории Средних веков в 6 классе учебным планом предусматривается 32 ч, из расчета 2 ч в неделю с первого полугодия.

Учебно-тематическое планирование

Тематический блок

Количество

часов (в год)

  История средних веков                                                                      16

Введение

1

Средневековый мир в V-XI вв.

7

Средневековый мир в XII-XV  вв

8

Содержание курса

Введение

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство в  VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.

Франции и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье.

Тема 2. Византия и славянский мир

Территория и население. Константинополь - столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьбы Византии в VII-XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств. Механизм и значение принятия христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры и объединение арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Раздел П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема 4. Феодальное общество

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Теория трех сословий и ее значение. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв. Клюнийская реформа. Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход, результаты и значение Крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Упадок и конец крестоносного движения. Папство в зените могущества. Ереси XII—XIII вв., причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 7. Разные судьбы государств Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликте папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Английский парламент.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв.

Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.

Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили.

Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема 9. Западная Европа в XIV-XV вв.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее последствия. Освобождение крестьян отличной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины, начало, этапы и итоги Столетней войны. Жанна д'Арк.

Бургундское государство в XV в. Завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа b XIV-XVbb.

Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и

Литвы. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ

Тема 11. Культуры и государства Азии Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Роль кастовой системы в индийском обществе. Политическое развитие Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Культура Индии.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.

Освоение человеком Америки. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

Учебно-методическое обеспечение курса

Планирование составлено на основе: авторской программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.

«Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г.

Учебно-методический комплект для учителя: Учебник: Л.В. Искровская, С.Е. Федоров, Ю.В. Гурьянова «История Средних веков», Москва, «Вентана-Граф» 2013 г.

Дополнительная литература:

  1. Колесниченко Н.Ю. История средних веков. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского. Волгоград,  

      Издательство «Учитель» 2011 г.

  1. Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс. Средние века. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.
  2. История средних  веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В.(авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  3. История России . 6 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  4. История России . 8 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  5. Ляшенко Л.М. история России. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. – М., Дрофа, 2001г.
  6. Новая история. 8 класс: поурочные разработки по учебнику Юдовской А.Я. (авт.-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  7. Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002г.
  8. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М., «Просвещение», 1995г.                  
  9. Степанова В.Е. Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя.- М., «Просвещение»,1981г.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
  2. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.


Календарно-тематическое планирование по истории Средних веков

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Домашнее задание

Введение – 1 час.

1

Введение.

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником,  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

стр.3-6.

Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. 

Рождение средневековой Европы 

2

Древние германцы.

Варварские королевства.

Предметные: Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Коммуникативные: Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта.

Предметные: Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Коммуникативные: Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Регулятивные: Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств.

§ 1, отвечать на вопросы параграфа

§ 2, отвечать на вопросы параграфа.

Западная Европа в V–XI вв. 

3

Труд средневекового человека.
Распространение христианства.

Предметные: научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Предметные: Различать три основных значения понятия «церковь». Раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей. Составлять схему церковной иерархии. Научатся определять термины племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 3, отвечать на вопросы параграфа

§ 4, отвечать на вопросы параграфа

4

Империя Карла Великого.

Крестьяне и феодалы.

Предметные: Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Коммуникативные: Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Регулятивные: Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

§ 6, отвечать на вопросы параграфа

§ 7, отвечать на вопросы параграфа

5

Феодальная раздробленность. Франция и Германия.
Викинги. Образование новых европейских государств.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого.

Предметные: Раскрывать историческое значение эпохи викингов в Европе. Коммуникативные: работа в паре, обсуждение темы, постановка проблемы и аргументированные спор. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность действий в изучении заданной темы.

§8, отвечать на вопросы параграфа.

§ 9, отвечать на вопросы параграфа

6

Культура Западной Европы.

Предметные: Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика.

Называть выдающихся деятелей культуры, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы». Находить в современности следы средневекового западноевропейского культурного наследия.

§ 10 отвечать на вопросы параграфа.

Византия и славяне 

7

Византийская империя.

Культура Византии и славянских государств.

Предметные: Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Коммуникативные: Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера.

Предметные: Выявлять характерные особенности византийской культуры путём анализа иллюстративного ряда учебника. Коммуникативные: Различать архитектурные особенности базилики и крестово-купольного храма. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач.

§ 11-12, отвечать на вопросы параграфа.

§ 13, отвечать на вопросы параграфа

Арабы в IV–XI вв. 

8

 Аравия в V- VI вв. Зарождение и распространение ислама.

Культура исламских стран.

Предметные: Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Коммуникативные: Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Регулятивные: Воспроизводить схему «Система управления халифатом».

Предметные: Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Коммуникативные: Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения.

§ 14-15, отвечать на вопросы параграфа

§ 16 отвечать на вопросы параграфа.

                                                                       Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв.

Средневековое общество Европы 

9

Европа XII–XV вв.: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.

Рыцарство.

Город и горожане.

Предметные: Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Коммуникативные: Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Предметные: Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Коммуникативные: Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство». Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Предметные: Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города.  Коммуникативные: Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Регулятивные: Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки.

§ 17, отвечать на вопросы параграфа

§ 18, отвечать на вопросы параграфа.

§ 19, отвечать на вопросы параграфа

Развитие европейских государств в XII–XV вв.

10

Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.

Предметные: Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов.

§ 20, отвечать на вопросы параграфа.

11

Англия.

Предметные: Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Коммуникативные: Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Регулятивные: Различать сословно-представительную и абсолютную монархию.

§ 21, отвечать на вопросы параграфа

12

Франция. Столетняя война.

Предметные: Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Коммуникативные: Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Столетней войны.

§ 22, отвечать на вопросы параграфа

13

Государства Пиренейского полуострова.

Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII–XV вв.

Предметные: Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Предметные: Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI–XV вв. Коммуникативные: Оценивать значение героической борьбы балканских стран за свою независимость. Регулятивные: Извлекать информацию из документа литературного характера.

§ 23- 24, отвечать на вопросы параграфа

§ 25-26, отвечать на вопросы параграфа

Культура средневекового мира 

14

Наука, образование, литература. Расцвет средневекового искусства.

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV–XV вв.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки. Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки. Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV–XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа.

§ 27, отвечать на вопросы параграфа

§ 28, отвечать на вопросы параграфа.

§ 29, отвечать на вопросы параграфа

Раздел III. Древняя Азия

15

 Византия и Османская империя.

Китай, Япония, Индия.

Предметные: Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Регулятивные: Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Коммуникативные: Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи.

Предметные: Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Регулятивные: Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Коммуникативные: Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии.

§ 30, отвечать на вопросы параграфа.

§ 31-33, отвечать на вопросы параграфа

16

Итоговое обобщение по курсу История Средних веков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса (VII вида) на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа для 8 класса (VII вида) отличается от программы общеобразовательной школы лишь некоторыми незначительными нюансами в оформлении и календарно-тематическим планированием. Дело в том, ч...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Ррассчитана на 17 учебных часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VIII вида) на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по курсу «История» для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Рассчитана на 17 учебных часов. Предназначена для обучения детей VIII вида проходящих...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год. Предназначена для учащихся VII вида, проходящих обучение индивидуально на базе общ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по « Всеобщей истории» и по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»(6 класс)Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального ком­пон...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по истории 8,9,11 классы

Данные программы ориентированы на учащихся общеобразовательных учреждений , рассчитаны на учебные пособия Н.В.Загладина, Данилова....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по истории 7-9 класс

Рабочая программа по истории и календарно-тематическое планирование для 7-9 классов на 2013-2014 учебный год (базовый уровень)....