рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Черепанова Лада Алексеевна

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_klass_.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая  программа  по  учебному  предмету «История»  создана для 9 класса на основе:

  • Федерального  закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об  образовании в  Российской Федерации»;
  • Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Чойская средняя общеобразовательная школа», утверждённого Постановлением Главы муниципального образования «Чойский район» Республики Алтай от 07.12.2015 г. № 748.
  • Положение о рабочей  программе  по  учебному предмету, курсу  МОУ «Чойская СОШ» утверждённая  приказом  от 18.10.16 № 207.
  • Учебного плана  МОУ «Чойская СОШ» на 2017– 2018 учебный год.

Формы обучения и контроля:

Выбор форм занятий в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития учащихся, образовательной целью и многими другими факторами. Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность.

Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.

Виды и формы контроля, сведения о системе оценивания. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения.

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

 Цели:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, традициями;
  • Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

 Задачи:

  • Приобретение знаний  об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важных событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи с хронологической последовательности.
  • Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с  различными историческими источниками и исторической информацией.
  • Овладение способами деятельности : учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

УМК:

История России, XX-начало XXI в.: учеб.для 9 кл.  общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2008г;  Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб.для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2008.

Место предмета в базисном учебном плане.

Школьный учебный план отводит 68  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 9 классе.  История России – 44 часа; Новейшая история – 22  часа, 2 часа – резерв.

Требования к уровню подготовкиобучающихся:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Ученик научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов (Древняя история, Средневековье, Новое время, Новейшая история); соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;
  •  проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  •  сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

Ученик получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;
  • сопоставлять свидетельства различных историческихисточников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определениепринадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего краяпри составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков.12 ч.

Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

        Раздел 2.Великая российская революция.14 ч.

 Февральская  революция 1917 года в России. Особенности политики  Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

Раздел 3. СССР и мир в 1920-1930гг. 7 ч.

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание  СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны

Раздел 4.Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 8 ч.

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

Раздел 5.СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые  послевоенные десятилетия. 7 ч.

Политика СССР в Восточной Европе и причины  «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз  в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20  съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы.  Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.  «Великое общество» 1960-х гг. в США.

Раздел 6.СССР в 1965-1991 гг.11 ч.

СССР от реформ  к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг.

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.

Раздел 7. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. 8 ч.

Мир во второй половине 20 в.Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века..Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах.

График  контрольных  работ.

№ урока

тема

дата

19

Контроль «Россия в н. XXв.»

33

Контроль  «СССР в 1920-1930-ые гг».

52

Контроль  «СССР в 1950-1980гг»

   Формы организации учебных занятий:  

  • Школьная лекция
  • Семинарское занятие 
  • Практическое занятие 
  • Уроки-диспуты, дискуссии
  • уроки-презентации

    Основные виды деятельности:

  • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; 
  • извлекать информацию из источника; 
  • описание объекта по схеме; 
  • составление характеристики исторического деятеля; 
  • работа с картой («чтение карты»), схемой; 
  • анализ исторического источника; 
  • составление вопросов к тексту, ответы на них; 
  • комментированное чтение текста; 
  • составление простого и сложного плана; 
  • составление сравнительных, хронологических таблиц; 
  • составление кластера; 
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; 
  • составление логической схемы, цепочки; и другие.

Тематическое планирование

Название раздела, тема

Количество часов

Дата

Раздел 1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков.  12 ч.

1

Новейшая история. Введение. Мир на порогеXX века.

1

2

Новейшая история. Социально-экономическое развитие ведущих стран мира в н. XX века

1

3

Россия в н. XX века. Модернизационные и кризисные процессы. Развитие промышленности

1

4

Аграрный вопрос. Крестьяне и помещики.

1

5

Самодержавие и оппозиция. Николай II. Возникновение революционных партий.

1

6

Русско-Японская война: причины, основные события, итоги. Причины поражения.

1

7

1905 год: революция и самодержавие.

1

8

Идеология и партии. Эсеры, социал-демократы, кадеты, монархисты.

1

9

Начало политического парламентаризма. Думская монархия.

1

10

Изменение в культурном облике российского общества. Наука и художественная культура.

1

11

Новейшая история. Обострение международной обстановки в к. XIX в. – н.  XX в. Начало первой мировой войны.

1

12

Первая мировая война: основные события

1

Раздел 2. Великая российская революция. 14 ч.

13

Революционная Россия: 1917 – 1921 гг. Февральская революция: падение монархии.

1

14

Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

1

15

Большевики приходят к власти.

1

16

Становление новой государственности

1

17-18

Гражданская война: фронты и тылы. Политика «военного коммунизма»

2

19

Новейшая история.Урок обобщающего повторения «Мир в н. XX в.»Контроль «Россия в н. 1920 в.»

1

20

Новейшая история.Мир на перепутье (1918 – 1939). Политическая карта мира после Первой мировой войны. Международные отношения в 1920 –е гг.

1

21

Новейшая история. В поисках политической и социально-экономической стабильности.

1

22

Новейшая история. Мировой экономический кризис.

1

23

Новейшая история. Тень тоталитаризма над Европой. В преддверии нового мирового пожара.

1

24

Новейшая история. Политика «умиротворения» агрессии и ее крах.

1

25

Новейшая история. Страны Азии и Латинской Европы в межвоенный период

1

26

Новейшая история. Материальная и художественная культура в первой половине XX в.

1

Раздел 3.   СССР и мир в 1920-1930гг.   7 ч.

27

Строительство социализма в СССР.Новая экономическая политика

1

28

Социалистическая индустриализация

1

29

Коллективизация сельского хозяйства

1

30

Политическая система СССР. Формирование советской тоталитарной системы

1

31

Культура советского общества

1

32

Внешняя политика СССР

1

33

Обобщение и контроль  «СССР в 1920-1930-ые гг».

1

Раздел 4.  Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 8 ч.

34

Новейшая история.Противостояние (1939-1960). Начало Второй мировой войны.

1

35

Начало Великой Отечественной войны. Срыв гитлеровского плана «молниеносной войны»

1

36

Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

37

Коренной перелом в ходе войны

1

38

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

1

39

Капитуляция Германии

1

40

Итоги Великой Отечественной войны

1

41

Новейшая история. Завершение Второй мировой войны. «Железный занавес» и «холодная война»

1

Раздел 5. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые  послевоенные десятилетия. 7 ч.

42

Новейшая история.Экономическое и политическое развитие стран США и Европы в 1945 – 1960 гг

1

43

Новейшая история.Политика мирного сосуществования.

1

44

Восстановление экономики в СССР. Из руин и пепла

1

45

Власть и общество на закате сталинизма

1

46

От реформ к застою: 1953 – с.1960-х. Страна после смерти Сталина.

1

47

Общественные перемены в 1960 –ые гг. «Оттепель» в духовной сфере

1

48

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

1

Раздел 6. СССР в 1965-1991 гг.  11 ч.

49

СССР в с. 1960-1980-х. консервация политического режима

1

50

Реалии развитого социализма

1

51

Общественная жизнь в с. 1980-х

1

52

Урок обобщающего контроля «СССР в 1950-1980гг»

1

53

Новейшая история.Ослабление международной напряженности. Политика разрядки

1

54

Становление информационного общества

1

55-56

Новейшая история. Мир на пути к сотрудничеству и интеграции. Ведущие индустриальные страны мира

2

57

Новейшая история. Азия, Африка и Латинская Америка в 1960 – 2005 гг.

1

58

Перестройка в СССР и крах советской системы. 1985-1991. От «обновления» социализма к его кризису.

1

59

Экономические реформы

1

60

«Новое политическое мышление»

1

Раздел 7. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. 8 ч.

61

Россия к. XX – н. XXI в. Становление суверенной российской государственности

1

62

Трудной дорогой реформ

1

63

Новый облик общества

1

64

Новейшая история.Материальная и художественная культура второй половины XX в.

1

65

Новейшая история. Глобализация

1

66

Россия в современном мире

1

67 -68

Повторение изученного за год

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...