Использование художественных текстов на уроках истории.
материал по истории на тему

Нечеухина Ольга Михайловна

Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для образной передачи знаний, для реализации воспитательного аспекта урока. На помощь ему, а значит и обучающимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нечеухина Ольга Михайловна

Нечеухина Ольга Михайловна

Использование художественных текстов на уроках истории.                                                   

                                                   Есть мысли, из которых  просвещенный человек

                                                    может извлечь пользу и, которые,  будучи крепко

                                                                 связаны  в сильные стихи, легко удерживаются в памяти.

Вольтер                                 

В годы учебы  в школе у меня было два любимых предмета: история и литература. Волею судьбы я стала учителем истории. Но моя любовь к литературе сохранилась, и на уроках истории я частично смогла воплотить и свою вторую мечту – мечту о литературе. Эти два предмета идут рука об руку. Литература решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только ей, средствами - средствами образного, эмоционального отображения действительности. Нравственно-воспитательное и познавательное значение её неоценимо.

       Основные знания по истории ученики получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для образной передачи знаний, для реализации воспитательного аспекта урока. На помощь ему, а значит и обучающимся, должны прийти произведения писателей и поэтов. Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента.

      Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел «должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности».

     Во-вторых, его высокую художественную ценность.

Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;

2. образы исторических деятелей и изображение народных масс;

3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.

Таким образом,  художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.

Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.

 К литературным памятникам мы относим произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому я критически подхожу к выбору художественных произведений. Яркими примерами таких произведений являются “Слово о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака, или “Сказание о Мамаевом побоище”, посвященное Куликовской битве.

       

Произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть) являются прекрасным средством ознакомления обучающихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, то есть наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения. Многие писатели создавали художественные произведения на исторические темы: романы, поэмы, стихотворения. Почти все такие литературные произведения  посвящены изображению отдельных эпох или эпизодов прошлого.

   Например, на уроке истории в 8 классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала XIX века, зачитываю следующий отрывок:

… перед ним Макарьев суетно хлопочет,

Кипит обилием своим

 Сюда жемчуг привез индеец,

Поддельны вины европеец

 Табун бракованных коней

Пригнал заводчик из степей

 Игрок привез свои колоды

И горсть услужливых костей,

Помещик - спелых дочерей,

А дочки - прошлогодни моды.

 Всяк суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух.

При этом  отмечаю, что эту характеристику дает такой наблюдательный современник, как А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Но в то же время, рассказывая о начале Смутного времени на уроках истории в седьмом классе и зачитывая отрывок из “Бориса Годунова”, отмечаю, что Пушкин не являлся современником тех событий.

Каждый раз на уроках истории воспитываю у обучающихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи - с другой;  учу находить в этих произведениях исторический материал, связывать его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в школьном курсе истории.

    На своих уроках я осуществляю этот синтез литературы и истории, начиная с пятого класса. Например, для глубокого знакомства  с содержанием древнегреческих мифов я предлагаю персонифицировать изучаемый материал, оживить мифы, обыграть их. Практика показывает, что школьники с особым интересом воспринимают содержание урока, если в нём присутствуют какие–то образы. И чаще всего – это не простая любознательность, а «проживание» чьей-то жизни. Возможно, ученик сопоставляет себя с персонажем, размышляет, что у него с ним общего и в чем они различаются, как бы он поступил на его месте. Ролевая игра заставляет ученика перевоплотится, развива6ет эмпатические способности школьника, приобретаемые знания становятся для ученика личностно значимыми, эмоционально – окрашенными, так как ученик по роли становится участником событий, в процессе подготовки к игре углубляются исторические знания учащихся и расширяется круг источников постижения истории». Например, предлагаю инсценировку «Мифа о любви нимфы Эхо к самовлюблённому Нарциссу».

Автор. Кто не чтит Афродиту – богиню любви, того она немилосердно карает. Так наказала она холодного и гордого юношу Нарцисса. Никого не любил он, самого лишь себя считал достойным любви. Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидела его нимфа Эхо. Нимфа не могла сама заговорить с Нарциссом. На ней тяготело наказание богини Геры: нимфа Эхо должна была молчать, а отвечать на вопросы она могла лишь, повторяя их последние слова.

 

Нарцисс. Эй, кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. Иди сюда!

Эхо. Сюда!

Нарцисс. Сюда, скорей ко мне!

Эхо. Ко мне!

(Нимфа бежит к юноше, он её отталкивает.)

Вторая нимфа. Ты отверг любовь всех и многих нимф сделал несчастными. Вот тебе наказание: ты полюбишь человека, который не ответит тебе взаимностью.

Автор. Исполнилось пожелание нимфы. Однажды Нарцисс оказался около лесного озера. На водной глади, как в озере, отражались кусты, деревья и сам Нарцисс. Все забыл Нарцисс - не может уйти от озера, всё любуется самим собой, не ест, не спит.

Нарцисс. О, кто еще страдал так жестоко! Нас разделяют не горы, не моря, а только полоска воды, и всё же не можем мы быть с тобой вместе. Выйди же из озера! О горе! Я боюсь,  не полюбил ли я самого себя. Я чувствую, что немного осталось мне жить. Едва расцветши, я увяну и сойду в мрачное царство теней. Но смерть не страшит меня. Она принесет конец мукам моей любви. О горе!

Эхо. Горе!

Нарцисс. Прощай!

Эхо. Прощай!

Автор. Умер Нарцисс. Плакали Нимфы, и плакала Эхо. Они похоронили юношу, а на том месте, где склонилась на траву его голова, вырос белый душистый цветок; нарциссом назвали его.

   Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для обучающихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у обучающихся.

    Предлагаю ученикам 5 класса для выразительного чтения  мифы в мировой поэзии, что имеет большое воспитательное значение, пробуждает любовь к чтению, помогает лучше усвоить и запомнить материал.

Якопо Саннадзаро (Миф о Дедале и Икаре):

К  Икарийскому  морю

Здесь пал Икар.  Здесь каждая волна

Следы крылатого хранит поныне.

Здесь путь его закончился в пучине,

И поколеньям зависть суждена.

Да, эта смерть вполне искуплена,

Паденье привело его к вершине.

Блажен, кто так погиб, о чьей кончине

Песнь пропоют в любые времена…

                (Перевод с итальянского Евгения Витковского).

Джон Лили (Содержание стихотворения: бог Пан преследовал любовью нимфу Сирингу. Спасая её от преследования, боги превратили нимфу в тростник, из которого Пан вырезал себе флейту).

Песнь Пана

Пленился Пан младой Сирингой,

Но дева сделалась тростинкой;

От той тростинки происходит

Свирель, чьи звуки превосходят

Кифару с лютней, и смущенно

Смолкает лира Аполлона…

Затих докучный звук волынки,

Зане губами пал к тростинке

Прильнул, напевом мир чаруя,

И с милой слился в поцелуе.

   (Перевод с английского Андрея Сергеева).

      Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. При изучении Великой Отечественной войны материал учебника мне кажется сухим и недостаточно эмоциональным. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, использую отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова:

“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. Возле машины Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.” Васильев Б.Л. “В списках не значился”… 

Прослушав этот отрывок, у учеников  возникают чувства восхищения, страха, ненависти, гордости. Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств у ребенка вызвать не может. При изучении темы «Партизанское движение во время Великой Отечественной войны» в 9 и 11 классах использую анализ отрывка из поэмы М.Алигер «Зоя»:

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела,  замерла без слез.

Босиком, в одной рубашке рваной,

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой,

Шла она под окриком врага.

Тень ее, очерченная четко

падала на лунные снега…

Анализируя отрывок, ученики приходят к выводу о роли женщины в победе над врагом, о подвиге,  не знающем себе равных в истории. Предлагая ребятам познакомиться с отрывками из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», в процессе анализа подвожу к выводу о том, что женщина и война – понятия несовместимые. Привожу слова героя повести Васкова после гибели Сони Гурвич:  

«Соня могла нарожать…ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».

 Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания обучающихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти  изучаемого исторического материала. В седьмом классе есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.

На берегу пустынных волн

 Стоял он, дум великих полн,

 И вдаль глядел…

 И думал он

Отсель грозить мы будем шведу.

 Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

 Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

 Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

 Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

  В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

  Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

  И перед младшею столицей  

Померкла старая Москва…

   

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях: обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я считаю, что можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина.

“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”

Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.

Значение литературных произведений в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика их применения. Некоторые уроки можно почти целиком построить на материале художественной литературы. Например, провожу урок в пятом классе по курсу древнего мира «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»; в седьмом классе по теме «Развитие литературы и искусства», когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; «Движение под предводительством Емельяна Пугачева» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Такие уроки, несомненно, нравятся ученикам. Но готовить их крайне сложно, так как приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ.

Несколько проще включить образы художественной литературы в изложение материала на уроке. И тогда отрывок из произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения. Так, например, на уроке истории в седьмом классе по теме “Полтавская битва”, описывая решающий момент сражения, цитирую А.С. Пушкина:

И грянул бой, Полтавский бой!

 В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

 Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

 Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча,

Бросая груды тел на груду,

 Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

 Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

 Бой барабанный, клики, скрежет

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает.

Иногда на занятиях целесообразно использовать такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Так, например, на уроке в пятом классе по теме “Религия древних египтян”  использую пересказ книги И.Рака “В царстве пламенного Ра” (мифы Древнего Египта).

На уроках предлагаю ученикам и краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады,  цитирую О.Берггольц:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

   Так же можно поставить вопросы к кратким стихотворным цитатам. При изучении темы «Отмена крепостного права в России» в 8 классе предлагаю использовать отрывок из стихотворения «Свобода» Н.А. Некрасова  в качестве эпиграфа:

РОДИНА-МАТЬ! По равнинам твоим я не езжал ещё с чувством таким!

С детства никем не запуган, свободен, выберешь дело, к которому годен,

Хочешь - останешься век мужиком ,сможешь – под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок: ум человеческий тонок и гибок,

Знаю: на место сетей крепостных  люди придумали много иных…

Вопросы записаны на доске и ответы учащиеся должны дать в конце урока:

  1. с каким чувством воспринял поэт и вся передовая общественность отмену крепостного права;
  2. о каких иных «сетях» говорит поэт?

Вместо краткой цитаты на уроках можно использовать и пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть:  «Бородинское сражение» и чтение отрывка из «Войны и мира» Л.Н.Толстого (8 класс);  «Русско-японская война» и цитата из романа А.Степанова «Порт-Артур» (9 класс). В процессе работы над литературными произведениями можно использовать следующие задания: «Азы работы над текстом», когда обучающимся предлагается найти особенности эпохи, характеристику исторического деятеля; «Известное и неизвестное», это задание требует детального изучения отрывка и сопоставления его с историческим материалом, данные исследования учащиеся вносят в таблицу:

Известный факт

Неизвестный факт

Собственное мнение, вывод

По окончании изучения темы  предлагаю творческое задание: эссе, сочинение, рассказ очевидца. Кроме того, одним из эффективных методов является метод иллюстративного изображения, требующий проиллюстрировать основную мысль отрывка из произведения и, если возможно, реакцию обучающихся на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры. Задание  «Что не ждали?» помогает обучающимся внимательно изучать отрывок и тщательно выбирать информацию, которая для них является неожиданной. При изучении темы «Накануне отмены крепостного права» в 10 классе предлагаю обучающимся найти характеристику помещичьей среды в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пошехонская сторона». Такая работа позволяет представить дворянско-помещичью жизнь на почве крепостного права.  Похожим приемом работы с текстом художественного произведения является прием «Ты уже знаешь последние новости?», предполагающий выделить ту информацию, которая является новой. Например, при изучении темы «Политическая система СССР в 30-е годы» в 9 классе  использую этот прием, обратившись к произведениям литературы:  повести А.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича», роману В.Гроссмана «Жизнь и судьба» или роману С.Газаряна «Это не должно повториться». Сопоставление исторического материала и художественного текста предполагает работу в группах, которая позволяет вовлечь пассивных обучающихся к коллективному обсуждению. Важно акцентировать внимание на формулировке вопросов разного уровня: репродуктивных (назовите…, подтвердите словами из текста…, как об этом говориться в тексте), частично-поисковый (как вы думаете…, почему..., согласны ли вы…, сравните… ), творческого характера (подтвердите фактами эту мысль…, предположите, что дает основание автору утверждать, что…, покажите, как с течением времени менялась та или иная тенденция… и чем это обусловлено?)

   Организую проверку работы групп следующим образом:

  1. межгрупповой перекрестный опрос: участники групп задают друг другу вопросы; ценными при этом являются дополнения и уточнения обучающихся;
  2. перед уроком учитель предлагает ученикам сесть за круглый стол, за которым и произойдет обмен мнениями (здесь важно продумать четкую организацию при перемещении обучающихся во время работы в группах и при работе за круглым столом: «лицом к лицу» для работы в группах и за общим столом для всеобщего обсуждения;
  3. после того, как вопросы готовы, учитель организует пресс-конференцию. За стол  приглашаются специалисты, эксперты (как правило, эти роли «играют» более сильные ученики), а в зале присутствуют группы  поддержки, помогающие своему участнику дополнениями и ответами.

 Обмен мнениями завершается выводами и подведением итогов работы групп и отдельных учеников.

  Одним из интересных, на мой взгляд, приемов использования художественных   текстов является прием под названием «Главная жизненная мудрость», требующий умения выразить главную мысль текста одной фразой. Или сказать какая из фраз  является центральным высказыванием в тексте, или  ключевой фразой.          

  Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. А на таких уроках обучающиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащается представление о прошлом. Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому иногда ограничиваюсь напоминанием литературного образа, или ссылкой на знакомое обучающимся литературное произведение. При этом точно указываю конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание обучающимися.

 

 В своей работе я использую еще один прием использования художественной литературы на уроках истории. Это «Разбор литературного памятника». Проводится он либо методом комментированного чтения, либо методом развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Прочитывают вслух источник, а затем приступают к его анализу по частям, ставя вопросы. Таким методом можно разобрать тему «Экономическое развитие России» в восьмом классе. Анализируется отрывок, например, из “Евгения Онегина”, где дается описание кабинета Онегина, в котором имелось:

Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам за лес и сало возит нам,

Все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав,

Изобретает для забав, для роскоши, для неги модной,-

Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет

А затем обучающимся предлагаются вопросы: Каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию, и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия?

     На уроке в седьмом классе при изучении темы «Освоение Сибири» о походе Ермака  знакомлю учеников с произведениями художественной литературы: романом «Князь Серебряный» А.К. Толстого, думой К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака», исторической народной песней о Ермаке.

 «Тревожимыми в своих деревянных крепостях ханом Кучумом, они (Строгановы. – Авт.) решили двинуться за Каменный Пояс (Уральские горы – Авт.) и сами напасть на неприятельскую землю. Для успешного исполнения этого замысла они обратились к нескольким… казачьим атаманам… Волги и Дона. Главнейшими из них были Ермак Тимофеевич и Иван Кольцо, осужденный когда – то на смерть, но спасшийся чудесным образом от царских стрельцов и долгое время пропадавший без вести. Получив от Строгановых дары и грамоту, которою они призывались на славное и честное дело».

Песнь о Ермаке

…Говорил им Ермак Тимофеевич:

«Не пора ли убраться нам отсюдова:

На Волге жить – ворами слыть,

На Яик идти- переход велик,

В Казань идти-  грозен царь стоит,

Грозен царь – государь Иван Васильевич.

Не лучше ли нам во Сибирь идти,

На Кучума, царя татарского…

Вопросы: Удалось ли вам отличить легенду от исторической правды в народной песне о Ермаке? Что вы считаете достоверными фактами, а что -  вымыслом? Что вам известно о дальнейшей судьбе атамана?

    На повторительно-обобщающих уроках целесообразно использовать следующий прием. Обучающимся предлагается отрывок из литературного произведения. Прочитав его, они должны назвать события или исторического деятеля и рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например:

«Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья».

Н.Кончаловская  «Наша древняя столица»

В седьмом классе задание усложняю. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” предлагаю обучающимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди

предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.

Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и множества других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка,  исхожу из конкретных задач урока, из его основного содержания, и каждый раз определяю, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.

  Конечно, наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому большое значение имеет интегративный подход в изучении истории, глубокое взаимопроникновение и слияние истории и художественной литературы позволяет проводить  многоплановые и разнообразные уроки. Художественный образ вводится не только для эмоционального восприятия, но и для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории приносит неоценимую пользу обучающимся, повышает интерес к предмету, обеспечивает большую эффективность труда учителя истории. Ведь недаром Я.А.Коменский в «Великой дидактике» писал: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Реализовать эту цель я стараюсь на своих уроках посредством художественной литературы.

   Работа по данной проблеме дает эффективный результат: ребята не только проявляют интерес к предмету, участвуют во внеклассных мероприятиях, посещают занятия кружка, но и имеют хорошие результаты и на районном, и на областном уровне. В 2004-2005 учебном году второе место в районной олимпиаде по истории заняла Путинцева Елена, третье место – Сартакова Аня. В 2007 году участницей областного конкурса на лучшее знание официальной государственной и региональной символики стала ученица 7 класса Нечеухина Алина. Несколько лет ребята демонстрируют хорошие знания по истории родного края: в районной конференции в 2006 году III место заняла Балина Настя с работой «Фольклор и традиции родного края», лауреатом областной конференции и в прошлом, и в нынешнем году стала Бакланова Наталья с работой по теме «Великая Отечественная война». История и обществознание  на протяжении нескольких лет стали самыми преобладающими предметами при прохождении итоговой и промежуточной аттестации, успеваемость по предмету составляет 100%, качество 83%. При поступлении в средние и высшие учебные заведения выпускники сдают историю и обществознание на «4» и «5», поступают на бюджетные места. На историческом факультете обучаются  три выпускника нашей школы, что является яркой иллюстрацией  интереса к моему предмету.  

Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся по истории:

класс

2004-2005

2005-2006

2006-2007

% успев

% кач.

% успев

% кач

% успев

% кач

7

-

-

-

-

100

75

9

-

-

-

-

100

100

10

-

-

-

-

100

50

11

100

   33

  100

   50

100

75

Итоговая и промежуточная аттестация обучающихся по обществознанию:

класс

2004-2005

2005-2006

2006-2007

% успев

% кач.

% успев

% кач

% успев

% кач

10

-

-

-

-

100

57

11(традиционная форма)

100

   50

100

  0

100

83

11  ЕГЭ

100

  100

100

 100

-

-

                   

                                       

 

                                           Годовая аттестация обучающихся по истории:

 

класс

2004-2005

2005-2006

2006-2007                                

% успев

% кач.

% кооф.

обучен.

% успев

% кач

% кооф.

обучен.

% успев

% кач

% кооф.

обучен.

5

100%

100%

83%

100%

100%

81%

100%

100%

90%

6

100%

67%

72%

100%

85%

80%

100%

92%

81%

7

100%

59%

68%

100%

81%

68%

100%

75%

74%

8

100%

59%

56%

100%

75%

72%

100%

81%

69%

9

100%

47%

65%

100%

53%

54%

100%

71%

70%

10

100%

85%

78%

100%

71%

69%

100%

82%

74%

11

100%

65%

62%

100%

40%

52%

100%

80%

76%

Литература:

1. Вагин А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968

2. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978

3. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994

4. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 1992

5. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989

6. Лебедева И. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах.- М.: Просвещение, 1990

7. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"

В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.

Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....

статья "Использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время"

Статья  об эффективности использования художественных произведений на уроках истории, рекомендации для формирования потребности к чтению, изучения  исторических личностей  и эпохи через...

Методическая разработка по теме «Использование художественного текста на уроках рус-ского языка» (на базе урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное как часть ре-чи»)

Особенность урока состоит в том, что в процессе работы над текстом (Ю. Нагибин «Зимний дуб») школьники не столько повторяют имена прилагательные и находят их в тексте, сколько получают про...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Художественная литература как один из приемов в преподавании истории....