статья "Использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время"
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Романова Нелли Аркадьевна

Статья  об эффективности использования художественных произведений на уроках истории, рекомендации для формирования потребности к чтению, изучения  исторических личностей  и эпохи через призму художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hud._lit_na_urokah_istorii.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение и использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время.

 «… История как наука о прошлом только тогда может представиться ученику в виде живой картины, когда он обладает массой ее характерных черт и деталей». Именно историческое чтение «снабжает» ученика этими характерными чертами «исторической жизни

    Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать, сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.

 Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы:

Во-первых, это  литературные источники изучаемой эпохи,

Во-вторых, историческая беллетристика

 К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем.

К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками событий (пример, Н.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»). Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени через взгляды автора, написавшего данное произведение. Литературные памятники изучаемой эпохи чаще всего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений. 

   К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения.

       Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.

          Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в  сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством.

Большую помощь учителю в деле воспитания настоящих граждан и патриотов может оказать организация работы во внеурочное время по подготовке  социальных проектов, связанных с изучением художественной литературы. Такая работа позволит вызвать интерес детей к истории, стимулировать их познавательную деятельность, формировать потребность читать научную историческую литературу, знакомиться с биографиями известных людей и учить работать с дополнительной литературой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать увлекательной работу учащихся по запоминанию, закреплению или усвоению исторической инфор...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...

Формирование этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время

Опыт работы учителя истории и обществознания по формированию этнокультурной компетентности на уроках истории и во внеурочное время....

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта.  Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта.  Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организац...