Уро кистории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Гущина Светлана Юрьевна

Урок составлен в соответствии с программой и требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет_________история_______________________________

Класс_____________5 класс______________________________

Автор УМК_______ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая _____

Тема урока______________В афинских школах и гимнасиях___

Тип урока______________изучение нового материала_________

Задачи урока:

Личностные: Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем

Предметные:

Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.

Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели,  определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.

- Создать среду для развития умений  согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно  и справедливо оценивать работу одноклассников.

Образовательная среда:

- учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;

- компьютер, медиапроектор;  

- Мультимедийная презентация «В Афинских школах и гимнасиях»;

- Карточки с заданиями, дополнительной информацией и шаблоны опорных схем для групп;

- «Лавровые листья» из бумаги  

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Доска, экран

Эмоциональный настрой

Приветствие

Приветствуют учителя

1.Актуализация знаний

Ребята, вспомните какие качества ценились у граждан Древней Греции? Где они могли продемонстрировать эти качества? Вспомните, о каких достижениях древних греков вы знаете?

А как вы думаете, где древние греки могли овладеть знаниями и умениями? Где вы получаете знания?

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Вспоминают об ораторском искусстве эллинов, Олимпийских играх, о развитии архитектуры и искусства в Афинах.

Предполагают, что в Греции существовали учебные заведения, о которых мы и узнаем на уроке и какое значение образование играло в жизни древних греков?

2. Формулирование темы и составление плана ее изучения

Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях»

Подумайте, по какому плану мы будем работать на уроке?

Работать будем по следующему плану:

  1. Организация обучения в греческой школе
  2. Уроки в греческой школе
  3. Чему научились в греческой школе

Учащиеся предлагают  план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы:

Где?

С какого возраста?

Чему учились?

Какое значение имело образование для развития  Древней Греции?

Как образование влияет на развитие страны, народа? (как вариант)

Тема урока

Этот вопрос как проблемный записывается на  доске.

3. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Организация обучения в греческой школе

 Рассмотрите ОК, попробуйте догадаться, как было организовано обучение в Древней Греции.

А)  Школа (от греч. schole – досуг)- учебно-воспитательное заведение начального и среднего образования.

- Обратите внимание на рисунок «Греческая школа». Опишите, что вы видите на рисунке.

- Налево урок музыки, направо – поэзии. Учитель развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешаны учебные предметы.  Греки не считали образованным человека, не умевшего петь и танцевать.

– Как вы думаете, какие уроки были самыми главными в школе?

- О каком воспитании здесь идет речь – афинском или спартанском?

- Почему вы так думаете?

- Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

- Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой ответ.

- В каком городе – государстве Древней Греции особенно сильна была тяга к знаниям?

- Афины являлись научным и культурным центром Греции, куда стекались знаменитые ученые, поэты, философы.

- Для кого было доступно образование?

- Сыновья свободных греков получали образование в школе. Обучение было платным, и не все семьи могли себе позволить дать образование детям, хотя очень стремились к этому. Мальчики бедных родителей, научившись читать и писать за три года, как правило заканчивали образование. Мальчики из богатых семей продолжали учиться до 18 лет.

Б) Палестра

-  Познакомимся со следующей ступенью обучения.

- Чем занимались в палестре?

- Сформулируйте определение сами.

- Греки считали, что умственное «моральное развитие человека достигается лучше всего в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела».

- Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни?

В) Гимнасий

- Какое слово вам напоминает? (гимнастика, гимназия)

- Предположите, чем там будут заниматься?

- Сформулируйте определение, используя текст учебника с. 176 п.4.

- Образование в первую очередь готовило мальчиков к защите Отечества.

Г) Педагог

- А сейчас я хочу рассказать краткую историю: «Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой –то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!».

- Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами?

- Сформулируйте определение.

-  Кого сейчас называют педагогами?

-  Итак, день ученика начинался с того,  что он отправлялся в школу в сопровождении раба - педагога.

- Рассмотрите рисунок с. 181, опишите так, чтобы получился связный рассказ.

2. Уроки в греческой школе

Раз у нас урок – экскурсия, давайте заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.

Проблемный вопрос: Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе?

Школа

Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Посмотрим, как проходят уроки.

- С чего же начинается урок? (с приветствия)

“Хайретэпайдес! Калой кой агатой!” Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня  я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний - не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.

Наш город с надеждой смотрит на вас, будующих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать, считать.

Урок – письмо

Тема: Буквы греческого алфавита.

- Чем и на чем будем писать?

- Книги, как правило,  писались на папирусе и свертывались в рулоны.

- Вспомните, опыт какого народа использовали  греки при создании своей буквенной письменности?

- В чем его достоинства по сравнению с древнеегипетским письмом и клинописью?

- В чем различие финикийского и греческого алфавитов?

- Сколько букв в греческом алфавите?

 - Давайте прочитаем буквы алфавита.

- Как по – гречески называется наука о прошлом?

- Давайте запишем это слово

- Греческий алфавит был использован при создании алфавита других народов. Можете доказать это?

- Изобретение греками алфавита по своему значению можно сравнить с изобретением в Индии цифр.

- Какой важный урок дает нам история создания письменности разными народами?»

- А какую роль сыграло создание алфавита в самой Греции?

Урок поэзии (литературы)

Тема: Великие мастера слова

- В Греции почти невозможно найти грамотного человека, который бы не знал и не любил своей литературы. Лучшие ученики не только читают наизусть произведения любимых авторов, но и учатся сами писать стихи.

- Прочитайте выразительно текст и определите, из какого произведения взят этот отрывок?

- Кто считается его автором?

- Какое другое величайшее произведение Гомера вам известно?

- Почему греки передают из уст в уста строки из творений Гомера «Илиада» и «Одиссея», заучивают их наизусть?

Урок истории

Тема: По страницам истории Геродота

Чтение фрагмента «Греко-персидские войны»

- О каком историческом событии идет речь в труде Геродота?

Урок музыки и танцев

Тема: Музицирование (игра на свирели), сиртаки

Палестра

- Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древней Греции. Наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

- В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов – работы великих греческих мастеров Мирона и Поликлета.

- Обратите внимание, как скульпторы изображают человеческую фигуру – в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

Задание: Рассмотрите рисунки и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?

Гимнасий

- Дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!

Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно.

Задание: говоря одновременно в течение 30 секунд. Не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

Урок философии

Тема: Единство мира природы и человека

Философия – любовь к мудрости

- Много думали греки над существом самого человека. Они рассуждали о том, как развивается человеческий ум, как появляются у человека понятия о добре и зле; чем держится порядок в обществе: страхом ли людей перед наказанием за проступки, или врожденным у человека чувством правды. Греки называли людей, которые думали об этих вопросах и старались понять, как устроен мир и человеческая жизнь, философами. Мы теперь таких людей называем учеными.

Древнегреческий ученый Демокрит высказал гениальную мысль о том, что весь мир состоит из мельчайших частиц – атомов.

- Почему это высказывание Демокрита свидетельствует о единстве мира природы и человека?

«Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле, ведь она богиня – владычица смертных созданий»

Платон

- В чем видит связь природы и человека Платон?

  «Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой – от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше».

Сократ

- Что для вас было бы сложнее: заботиться об урожае, возделывая землю (о чем говорит Платон), или заниматься воспитанием самого себя (о чем говорил Сократ

Работа по опорному конспекту (приложение 1)

По ходу объяснения новых слов делается схема в тетради

http://festival.1september.ru/articles/212483/img1.jpg

Рисунок в ОК

Ответ:Уроки поэзии и музыки были самыми главными.

Ответ учащихся

Афины

Палестра – (от греч.парле – борьба) школа борьбы, здание для подготовки атлетов.

Ответы учащихся

Гимнасий(от греч. gymnos - обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения.

Педагог – раб, сопровождающий ученика в школу и следивший за его поведением и успехами в классе.

Описание

Проверка  зарисовки схемы

Рассматривают рис. «Письменные принадлежности» (с. 182)

-финикийцы

- наличие гласных букв

- 24

Чтение алфавита по карточкам (приложение 2)

- История

Проговариваются буквы, запись слова  в тетрадь по-гречески

- Греческая азбука лежит в основе азбук – русской, английской, французской, немецкой

- Возникновение и развитие письма у каждого народа шло своим путем, но при этом люди использовали опыт создания письменности друг друга и этим обогащали и мировую, и собственную культуру

 овладение грамотой стало возможно за короткий срок

Чтение вслух учеником (приложение 3)

Гомер, отрывок из «Одиссеи»

- Илиада

в этих произведениях описывается история греков, мужество и отвага, поучение о победе добра над злом

Сообщение о биографии Геродота (ученик)

Приложение 5

Марафонская битва, 490 г. до н.э.

Физминутка, танец

Сообщение учащегося о статуях Дискобол, Копьеносец

Пятиборье (рис)

Риторика

Высказывания ученых на листочках

Ответы детей

4. Первичная проверка понимания

Что вы узнали о культуре Греции, побывав  на школьных уроках, в палестре, гимнасии?

- Какой вклад в культуру внесли эти выдающиеся греки?

Аристофан, Геродот, Гомер, Пифагор, Эзоп

- Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе?

Ответы детей:

1. Греки давали детям широкое образование.

2. Греки создали свою письменность.

3. В Греции существовала великая литература: поэмы, драматические произведения, басни.

4. В Греции развивались науки: математика, история, философия и др.

5. Физическая культура ставилась наравне с науками.

6. В Греции обучали умению красиво говорить – ораторскому искусству.

Дети вытягивают листочки и именами, дают ответ

Да доске  закрепляются составленные опорные схемы.

5. Первичное закрепление.

Сейчас мы поработаем в группах. Выполняя задания по теме урока

Текст с ошибками. 

Исправьте не менее 5 ошибок в тексте:      

            Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством . А в гимнасиях  слушали выступления известных стратегов,  ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

«Третье  лишнее»

Зачеркни  лишнее  понятие.

  1. Школа,  гимнасия,  институт.
  2. Стиль,  глиняная  дощечка,  деревянная  дощечка.
  3. Мирон,  Поликлет,  Перикл.

«Логическая  цепочка»  3

Продолжи  цепочку:

  1. Школа,  палестра, …
  2. Бег,  борьба,  метание  диска,  …

3.  Музыка,  чтение, счет,  …

Слайды с заданиями

6. Домашнее задание

§ 38,  вопросы  к  параграфу.

Опережающее задание: прочитать параграф 39, изготовить трагическую или комическую маску.

7. Рефлексия

(Подведение итогов занятия)

Саморефлексия.

Как мы можем ответить на вопрос нашего урока?

В  течение урока  мы  с  вами  выполняли  различные  задания.

Я  хочу  предложить  вам  оценить свою работу  сегодня.  На  экране  вы  видите  разные  варианты  начала  предложения.  Выберите  любое  из  них  и  закончите  фразу.  (Рефлексия).

(см. Приложение)

Говорят о значении  знаний, спорта и в целом образования в в жизни древних греков и своей.

Оценивают свою работу и работу своих групп, выставляя отметки в карту оценки.

Слайд с вопросами для рефлексиии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"

Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...

План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"

Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....

Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях

Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях»   Цель  урока: показать значимость древнегрече...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...

урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"

Тема урока: "В афинских школах и гимнасиях"Цель урока: дать характеристику воспитанию и обучению афинских мальчиков, показать значение гимнасиев для жизни взрослых афинян; отрабатывать навык...