Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 21 Древнее Двуречье
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока: способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, создать условия для развития умения сравнивать природные условия Египта и Двуречья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_21_drevnee_dvureche.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Древнее Двуречье.

Учитель истории и обществознания: Базунова Олеся Владимировна

УМК: «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.

Цель урока: Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хоз. использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомиться с главными богами Двуречья.

Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие

Планируемые результаты (предметные):

1. Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы. 

2. Получат возможность научиться называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатических условий Египта и Двуречья

Личностные результаты: Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают различные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания

Метапредметные результаты:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. 

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимает позиции партнера. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели, составляют план последовательности действий.

Основные понятия и термины: Природные условия Древнего Двуречья (Месопотамии), его пригодность для хоз.освоения. возникновение государства (более 5 тыс.лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Образовательные ресурсы: Учебник. Карта « Междуречье и Восточное Средиземноморье». Рабочая тетрадь №1. Рисунок «Междуречье в древности». АРМ учителя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение учителя, работа с картой

- Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы.

Обращает внимание на карту, формулирует представление о Западной Азии (Передней Азии).

- Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье – или Двуречье

Слушают учителя. Показывают на карте Переднюю Азию, Двуречье

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Работа с картой

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение Двуречья

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком, иллюстрациями, беседа

- Совершим путешествия из Мемфиса на восток.

Рассказывает и показывает на карте местоположение Двуречья.

Формулирует проблемное задание (см. Приложение 1)

Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона –завоевателя Тутмоса.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий

Познавательные: понимают знаки, символы, модели и схемы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Работа с картой, беседа по вопросам

Природные условия Египта и Двуречья

Парная. Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы

Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение 2)

Выявляют особенности природных условий и организации системы орошения в Египте и Двуречье, Заполняют таблицу

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста.

Работа с текстом, таблица

Башни и земли до неба. Сказание о Гильгамеше.

Миф о потопе

Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа

Организует комментированное чтение п. 3 § 13

- Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар?

Предлагает познакомиться с документами.

- Почему в Двуречье возни миф о потопе?

Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире

Познавательные: извлекают необходимую информацию их текста, осуществляют анализ документа, устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи

Работа с документом, беседа по вопросам

Клинопись и писцовые школы

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа

Рассказывают о клинописи, обучение в писцовой школе, опираясь на иллюстрации учебника.

- Подумайте, были ли похожи отношения между учителем и учениками в писцовой школе на отношения между отцом и сыновьями?

Определяют особенности клинописи, ее отличие от нашей азбуки. Характеризуют отношения между учителем и учениками в писцовой школе

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме

Познавательные: высказывают свое мнение

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости

Беседа по вопросам

4. Закрепление знаний и способов действий

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой

- Опишите рисунки нашего времени по плану:

1.Поселок шумеров (с.66): а) река, каналы, растительность; б) хижины и загоны для скота; в) главные занятия; г) колесная повозка.

2.Школа в Двуречье (с.68) а) ученики; б) учитель; в) работник, разминающий глину.

- Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь.

Организует работу с контурной картой № 47, 50 в рабочей тетради

Рассказывают о природных условиях Двуречья, трудностях, условиях жизни и занятиях населения, обучения в школе. Составляют рассказы на основе иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева

Регулятивные: составляют план последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, а что еще предстоит усвоить, осознают качество и уровень усвоения

Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; стоят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: принимают участие в работе группами

Рассказ по иллюстрации, беседа по вопросам, контурная карта

5. Информация о домашнем задании.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

- Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46,48,49,51,52 в рабочей тетради § 13

Воспринимают задания, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Письмо, задание в р/т


Рабочий лист к уроку.

Приложение 1.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая на оборот!». Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? как звали царя, который привел это войско к берегам Евфрата?

Приложение 2.

Линии сравнения

Двуречье

Египет

Природные условия

Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращающее землю в пустыню, болотистые пространства, отсутствие лесов

Отсутствие дождей, жаркое солнце, превращающие землю в пустыню, регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил, плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположение вдоль реки

Организация системы орошения

Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин, дамб, использование водоподъемных машин и насосов

Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 7 классе на тему "Династия Романовых в первой четверти 18 века".

Данная разработка предназначена для проведения урока в 7 классе в рамках ФГОС....

Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".

Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....

Технологическая карта и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии"

Технологическая карта  и презентация к уроку "Природа и население Древней Индии". (История Древнего мира, 5 класс)...

Технологическая карта и презентация к уроку истории в 6 классе по теме :"Волжская Булгария"

В данной технологической карте урока по истории в 6 классе отображаются материалы по теме Волжская Булгария:города,культура и международные связи....

Технологическая карта и презентация к уроку 7 класса по алгебре на тему «Умножение многочлена на многочлен»

Урок математики на тему «Умножение многочлена на многочлен» был проведен в 7 классе. Данный урок является первым уроком по данной теме. Тип урока – комбинированный (урок изучения и п...

Технологическая карта по географии,3 урок,9 класс

Тема: «Районирование России»Цели урока:Образовательные цели:- выявить функции районирования;- познакомить с историей районирования России;- раскрыть особенности районирования в современный...