Технология критичсеского мышления
презентация к уроку по истории на тему

Презентация одной из современных технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_.pptx425.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2

Изобилие информации. Достоверна ли она? Где истина? Как во всем разобраться? ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА анализировать информацию использовать информацию оценивать аргументы отличать факты и их оценки

Слайд 3

Что такое критическое мышление? . Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения . Признаки критического мышления • это мышление самостоятельное • это мышление проблемное и оценочное • это мышление ….. • это мышление аргументированное • критическое мышление есть мышление социальное. Это не запоминание, не понимание, не интуитивное мышление

Слайд 4

Урок развития критического мышления Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором: ученики вначале формулируют проб лему , которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию , которая необходима для её решения; каждое утверждение требует доказательства , каждый вывод – аргументации ; любой имеет право на собственную точку зрения , лишь бы она была обоснованной ; результаты работы обсуждаютс я, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются .

Слайд 5

Модель урока в ТРКМ. . РЕФЛЕКСИ Я ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫЗОВ Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить Анализ, систематизация и оценивание полученной информации Работа с информацией

Слайд 6

Стадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся . Возможные приемы и методы. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д.

Слайд 7

Стадия осмысления Стадия осмысления Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков " v ", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах .

Слайд 8

Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны , эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах .

Слайд 9

Стратегии технологии критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Инвентаризация Верите ли вы… Ключевые слова Читаю – думаю Кластер Таблица ЗХУ ИНСЕРТ Заполнение таблиц Дневник двойной записи Эффективная лекция «Тонкие» и «толстые» вопросы Зигзаг (мозаика) Фишбоун (рыбья кость) Поиск в тексте ответов на вопросы Ответы на вопросы Синквейн , диаманта, хайку Таблицы, кластеры, фишбоуны Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Последнее слово за мной Перекрёстная дискуссия Общая полемика Десятиминутное сочинение Выходная карта Применение

Слайд 10

Кластеры («гроздья») – графический прием систематизации материала ПОНЯТИЯ : 1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий) 2) Объединение понятий в виде схемы Установление причинно- следственных связей Поиск новых кластеров 1)Наполнение содержанием готовой схемы 2 ) Называние обозначенных кластеров 3) Самостоятельная работа с текстом На стадии рефлексии исправление ошибок ДВУРЕЧЬЕ

Слайд 11

Зачем? Как данный прием может использоваться на уроке РКМЧ? 1) Учащиеся должны понять: можно ли в тексте выделить большие и малые смысловые единицы? 2) Составление учащимися вопросов к тексту поможет им обнаружить основные смысловые элементы текста 3) Ученики должны проговаривать составление схемы 4) Необходимо выделить время на объяснение учащимися причинно-следственных связей . Формируем умения : • Умение структурировать материал. • Умение выявлять логические связи. • Умение графически оформлять большой по объему тек

Слайд 12

Двуречье . теплый климат Разливы рек наука Расположено в ЗАПАДНОЙ АЗИИ архитектура Природа земледел ие ДВУРЕЧЬЕ торговля Занятия жителей Культура ремесло Религия Живопись, скульптура Письменность язычество клинопись Сделай выводы . 1 Используя Кластер, сделай выводы о том , как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Междуречья слайда «Закончи предложения» ….. 2………..

Слайд 13

Прием «ФИШБОУН» , Причины Факты

Слайд 14

ПМИ ( Плюс-Минус-Интересно ) «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все факты и мысли, которые могут ответить на вопрос «Что в этом плохого?» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученик фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Слайд 15

Основные приемы ТРКМ. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов ? Дайте…объяснение, почему…? Объясните , почему…? Почему, Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите , что будет, если…? Что,если …? . Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ЛИ…? Как зовут..?..Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? ? . ?

Слайд 16

«Оценочное окно» Сразу могу Совсем непонятно применить Хорошо понятно Никогда не смогу применить

Слайд 17

Знаю- хочу - узнал З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию. А Б В Г Д Е Ж Е 1 2 3 4

Слайд 18

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста

Слайд 19

Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Слайд 20

Прием инсерт ( insert) I - Interactive : самоактивизирующая «У»-уже знал; N – noting : » системная разметка «+» -новое S – system : для эффективного -думал иначе; R – reading ; T-thinking – прием смысловой маркировки текста на полях книги V - уже знал(а) + - новое – - думал(а) иначе ? - не понял(а) 1)Первичное чтение и маркировка текста 2)Повторное чтение и коррекция обозначения 3)Заполнение таблицы: V +-? текст ИНТЕРАКТИВНАЯ РАЗМЕЧАЮЩАЯ СИСТЕМА для эффективного ЧТЕНИЯ и ПИСЬМА После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу. Причем сначала заполняется 1 колонка по всему тексту. Затем 2-я и т.д. 4 ) Обсуждение записей

Слайд 21

Инсерт (условные значки) V ( осознать основные знания) + ( исправить неверные предположения) -- (исправить неверные предположения) ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это я знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал я хочу это знать

Слайд 22

Приемы по развитию навыков прогнозирования На стадии вызова Верные и неверные утверждения • В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Слайд 23

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель . Групповая работа Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая группа пишет свое решение и передает по кругу дальше .

Слайд 24

Мозговой штурм Постановка проблемы В начал этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма . Генерация идей. Особо важно соблюдать правила для этого этапа. Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику, оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи, сбивает творческий настрой. Необычные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте идей Группировка, отбор и оценка идей . Методы анализа и оценка идей могут быть разными. Успешность такого анализа зависит от того насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Слайд 25

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов ( чащиеся расходятся п углам в соответствии с определеннй позицией. Аргумент одной группы – контаргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре классаю , в процессе дискуссии могут присоединяться к той или иной группе) Аквариум

Слайд 26

Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования Автор текста раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый из участников указывает три момента по содержанию, стилю, сюжету, которые понравились и три, которые не понравились. Автор записывает и в итоге делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки ( синквейнов , рисунков, передавая их по кругу. Каждый пишет свой синквейн . Развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг ( взаимообучение ) работ в группах сменного состава Методики КСО

Слайд 27

Прием «перекрестная дискуссия» Я готов принять точку зрения ДА НЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса . Приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими товарищами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда иссякнут аргументы, сделайте вывод Работа ведется индивидуально - в парах – группах ( задания №24 при подготовке к ЕГЭ)

Слайд 28

Синквейн » ( фран .) – «пять строк» (Ассоциативные игры, направленные на закрепление материала) Ключевое слово, которое является центральным понятием в изучаемом материале –обычно существительное Два прилагательных , которые характеризуют ключевое понятие (или наречия) Три глагола , которые объясняют, что произошло с ключевым понятием. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение) Короткая фраза из четырех слов, которая содержит вывод по содержанию изучаемого материала. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Слайд 29

Синквейн Могущественный, жестокий , Китай - страна великих изобретений

Слайд 30

Урок. Олимпийские игры . 1) Групповая мозговая атака: выделение понятий: Олимпийские игры, Греция, прекращение войн, гора Олимп, виды спорта, бег, борьба, метание диска, лавровый венок, эстафета олимпийского огня, прославление победителя 2) Прием «кластер» (на основе предположений) Место проведения, награды, правила проведения Прочитайте текст «Олимпийские игры» Что Вы узнали нового? Внесите изменения в ранее составленный «кластер » 3) Чтение текста и использование приема «ИНСЕРТ» V - уже знал(а) + - новое – - думал(а) иначе ? - не понял(а) 3) Чтение текста-2 и заполнение таблицы V +-? Текст 4) Составление нового КЛАСТЕРА 5) Обсуждение результатов

Слайд 31

Источники информации Жебровская О. Приемы критического мышления и ТРИЗ» . Режим доступа https://aneks.center/index.php/events/workshops/655 Кагукина Т. В. « Использование приёмов составления«ментальной карты» и «кластера» на современном уроке». Режим доступа: https://videouroki.net/webinar/ispol-zovaniie-priiomov-sostavlieniia-miental-noi-karty-i-klastiera-na-sovriemie.html Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления . Режим доступа infourok.ru / priyomi-ispolzuemie-... копия РКМ информационный банк современного урока Режим доступа http://kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm «Сергеева С.В. Современные образовательные технологии». Режим доступа https://videouroki.net/webinar/razvitiie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-kritichieskoie-myshlieniie.html Книжный мост для города https: Режим доступа //vk.com/knizhniy_most


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...