Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I.( 8, 10 класс )
методическая разработка по истории (8, 10 класс) на тему

Алисиевич Светлана Васильевна

 Материал  представляет собой отрывки из романа А. Толстого "Петр Первый".  Работа с историческими источниками, их анализ  поможет  познакомить с историческими условиями вступления Петра на престол, выявить необходимость реформ и условий для их проведения. Легко воспринимается учащимися и 10 (концентрическое изучение истории), и 8 класса (линейное изучение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I. (8, 10 класс )

Цель урока: познакомить с историческими условиями вступления Петра на престол, выявить необходимость преобразований и условий для их проведения.

Задачи:

Знать: Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство.

Уметь: Описывать исторические факты, работа с историческими источниками, локализация в пространстве и времени изучаемого периода.

Научится: Анализировать отрывки из источников; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

Использованная литература: А. Толстой Петр Первый. - М., изд-во «Детская литература, 1960. С.576

Историк  Н.М. Карамзин о Петре: «Явился Петр... Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг - и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и... присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую» 

Н.М. Карамзин  о Петре I:   «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петра». "Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. Петр ограничил свое преобразование дворянством»

Что вы заметили? В чем разница?

Текст 1:Пошумели стрельцы. Истребили бояр: братьев царицы Ивана и Афанасия Нарышкиных, князей Юрия и Михайлу Долгоруких, Григория и Андрея Ромодановских, Михайлу Черкасского, Матвеева, Петра и Федора Салтыковых, Языкова и других – похуже родом. Получили стрелецкое жалованье – двести сорок тысяч рублев, и еще по десяти сверх того рублев каждому стрельцу наградных. И все пошло по-старому. Нищета, холопство, бездолье.

Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало все мелкое купечество. Худел мелкопоместный дворянин. Истощалась земля. Кряхтели даже бояре и именитые купцы. Боярину в дедовские времена много ли было нужно? – шуба на соболях да шапка горлатная – вот и честь. А дома хлебал те же щи с солониной, спал да молился богу. Нынче глаза стали голоднее: захотелось жить не хуже польских панов, или лифляндцев, или немцев. Сердце разгорелось жадностью. Стали бояре заводить дворню по сотне душ. А их обуть, одеть в гербовые кафтаны, прокормить ненасытную ораву, – нужны не прежние деньги. В деревянных избах жить стало неприлично. Прежде боярин или боярыня выезжали со двора в санях на одной лошади, холоп сидел верхом, позади дуги.  Теперь – выписывай из Данцига золоченую карету, запрягай ее четверней, – иначе нет чести. А где деньги? Туго, весьма туго.

Торговлишка плохая. Своему много не продашь, свой – гол. За границу не повезешь, – не на чем. Моря чужие. Все торги с заграницей прибрали к рукам иноземцы.  Что за Россия заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?

В Москве стало два царя – Иван и Петр, и выше их – правительница, царевна Софья. Одних бояр променяли на других. Вот и все. Скука. Время остановилось. Ждать нечего. 

Вопросы к тексту:

  1. Кто поддержал Софью и как царевна отблагодарила?
  2. Как жилось на Руси различным сословиям?

Текст 2:Играть Петр был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было б шумно, весело, потешно, – стреляли бы пушки, били барабаны. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничьих и даже из юношей изящных фамилий было у него теперь человек триста. С ними он ходил походами по деревням и монастырям вокруг Москвы. Иных монахов пугали до полусмерти: в полуденный зной  из лесочка вдруг с бесовскими криками выкатываются какие-то в зеленых кафтанах,   – бьют из пушек деревянными ядрами в мирные монастырские стены. И еще страшнее монахам, когда узнавали в длинном, вымазанном в грязи и пороховой копоти, беспокойном вьюноше – самого царя.

Служба в потешном войске была тяжелая – ни доспать, ни доесть. Дождь ли, зной ли несносный, – взбредет царю – иди, шут его знает куда и зачем, пугать добрых людей. Иной раз потешных будили среди ночи: «Приказано обойти неприятеля. Переправляться вплавь через речку…» Некоторые и тонули в речках по ночному времени.

За леность или за нети, – если кто, соскучась без толку шагать по дорогам,  хотел бежать домой, – таких били батогами. В последнее время приставили к войску воеводу, или – по-новому – генерала, – Автонома Головина.  При нем Петр, вместо беспорядочного баловства, стал не шутя проходить военную науку в первом батальоне, названном Преображенским.

Франц Лефорт не состоял у Петра на должности,  но часто приезжал верхом к войску и давал советы, как что устроить. Через него взяли на жалованье иноземца капитана Федора Зоммера для огнестрельного и гранатного боя и тоже произвели в генералы. Из Пушкарского приказа доставили шестнадцать пушек, и тогда стали учить потешных стрелять чугунными бомбами, – учили строго… 

Вопросы к тексту:        

  1. Как Петр проводил свободное время?
  2. Почему полки «потешные»?
  3. Как изменил потешные полки Головин?

Текст 3: Сегодня на рассвете подплыли к Архангельску. Почти все были на севере в первый раз.   У стенок стояло десятка два океанских кораблей да втрое больше — на якорях, на реке.  Почти до воды висели полотнища флагов — голландских, английских, гамбургских. В Кукуй-слободе были свои, ручные немцы. А здесь непонятно, кто и хозяин. И уж до того жалки показались домодельные карбасы, когда проплывали мимо высоких бортов кораблей… Стыдно! Все это почувствовали: и помрачневшие бояре, и любезные иноземцы на берегу, и капитаны, и выстроившиеся на шканцах  обветренные океаном моряки… Смешно… Стыдно…

Он [Петр]  хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада… Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя… Он [Петр] велел-грести прямо к берегу. Первым выскочил в воду по колена, влез на стенку, обнял Ван Лейдена и Пельтенбурга, остальным крепко жал руки, трепал по спинам. Путая немецкие и голландские слова, рассказывал про плаванье, со смехом указывал на карбасы… «У вас, чай, таких лодчонок и во сне не видали». Чрезмерно восхищался многопушечными кораблями, притоптывал, хлопал себя по худым ляжкам: «Ах, нам бы хоть парочку таких!..» Тут же ввернул, что немедля закладывает в Архангельске верфь: «Сам, буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…»

Вопросы к тексту:

  1. Что увидели Петр и бояре, подплыв к Архангельску?
  2. За что Петру было стыдно и смешно?
  3. Какой выход из щекотливой ситуации нашел Петр?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории "начало правления ПетраI"

Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"...

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г....

Презентация "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г."

Презентация по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г." по дисциплине "История" 9 класс...

Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)

Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...