Применение ИКТ в изучении истории и обществознания
статья по истории на тему
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Модернизация образования требует внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ в изучении истории и обществознания
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.
В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Модернизация образования требует внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение.
Информационно-коммуникационные технологии – это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Сегодня, на фоне информатизации школьного образования и разнообразного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках стали особо актуальными. Они повышают мотивацию к обучению, развивают интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации, расширяют объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом, что повышает эффективность обучения.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, в совокупности с другими инновационными технологиями позволяет создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая повышает мотивацию обучающихся на самообразование, интенсифицирует самостоятельную работу, оптимизирует учебную информацию, сокращая время её получения, а главное делает её доступной в любое удобное время.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Помимо непосредственного использования компьютерных программ в обучающих целях, есть возможности использования мультибиблиотек и всемирной сети Интернет, которые в любой момент становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании некоторых формализованных моделей содержания деятельности учителя, управляющего этими средствами, на повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
В связи с тем, что в старших классах необходимо изучать большой объём материала, развивать интеллектуальные способности, повышать конкурентоспособность выпускников возникла необходимость использовать ИКТ на уроках истории и обществознания. Цели использования компьютера, на уроках следующие: развитие межпредметных связей истории и обществознания с другими науками, формирование компьютерной грамотности, развитие самостоятельной работы учащихся на уроке, реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, обобщать, осмысливать новые знания, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» образовательного процесса.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении истории и обществознании классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин: программы-учебники, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, тематические компьютерные игры.
Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу ИКТ.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, например, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные исторические события.
ИКТ позволяет интегрировать три процесса обучения: преподавание, учение и оценивание.
Возможности нескольких компьютеров использованы мной в предметном обучении в следующих вариантах:
1. урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
2. комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
Применение ИКТ на уроках даёт возможность учителю сократить время на изучение нового материала. Это происходит за счёт наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию учащихся по отношению к себе и к своему образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/14/picture-91516-1621025660.jpg)
Самопрезентация: Применение современных методов обучения как средства повышения эффективности в изучении истории и обществознания.
Презентация собственного педагогического опыта...
Применение ИКТ при обучении истории и обществознанию
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-614949-1587729034.jpg)
Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодн...
Применение ИКТ на уроках истории и обществознания. Теория и практика
Обобщение опыта учителя , применяющего информационные технологии на уроках истории и обществознания, и при подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ. Работа выполнене в виде презентации...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-235527-1378267694.jpg)
Применение ИКТ на уроках истории и обществознания
Доклад на заседании ШМО. Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов люд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-982169-1512628505.jpg)
возможности применения инфографики на уроках истории и обществознания.
Как учителю увлечь школьников? Какой метод ведения урока предпочесть в наш скоростной век? Безусловно, наиболее действенными в работе с сегодняшним поколением подростков считаются IT-технологии.Инфогр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-1222170-1582613048.jpg)
Применение синквейна на уроках истории и обществознания
Применение синквейна на уроках истории и обществознания...